ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-128/20 от 23.10.2020 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

дело №3а-128/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 23 октября 2020 г.

Белгородский областной суд в составе

судьи Сотниковой Е.В.

при секретаре Пановой Н.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Белгородской области Бригадиной В.Ю., административного истца ФИО1, представителей административного ответчика Избирательной комиссии Белгородской области – ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействительными результатов выборов,

установил:

13 сентября 2020 года состоялись выборы депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Белгородской области № 148/1330-6 от 15 сентября 2020 года «О результатах выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу 13 сентября 2020 года» выборы депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу на территории Белгородской области признаны состоявшимися, а результаты действительными.

В приложении к постановлению приведен список избранных депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу.

15 сентября 2020 года Избирательной комиссией Белгородской области принято постановление № 148/1331-6 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва», которым выборы депутатов Белгородской областной Думы 13 сентября 2020 года признаны состоявшимися, а результаты выборов – действительными. Пунктом 2 постановления установлено, что в Белгородскую областную Думу седьмого созыва избрано 50 депутатов, в том числе 25 по одномандатным избирательным округам и 25 по единому избирательному округу.

В приложении к постановлению приведен список избранных депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва.

Постановление о результатах выборов официально опубликовано 18 сентября 2020 года в газете «Белгородские известия» № 092 (4942).

28 сентября 2020 года ФИО1, являвшийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Белгородской областной Думы седьмого созыва, включенный в зарегистрированный единый список кандидатов избирательного объединения «Белгородское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по Грайворонской территориальной группе № 5, обратился в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействительными и отменить результаты выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва, а выборы признать несостоявшимися.

Свои требования мотивировал тем, что постановление Избирательной комиссии Белгородской области № 144/1302-6 от 19 августа 2020 года «О применении форм организации досрочного голосования при проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва в единый день голосования 13 сентября 2020 года», которым были назначены дополнительные дни досрочного голосования – 11 и 12 сентября, противоречит статье 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку принято позднее, чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов (решение о назначении выборов официально опубликовано 11 июня 2020 года, а постановление о применении форм организации досрочного голосования принято 19 августа 2020 года). Кроме того, постановление № 144/1302-6 от 19 августа 2020 года определяло проведение досрочного голосования групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. Однако, досрочное голосование было применено абсолютно на всех избирательных участках, независимо от удаленности и труднодоступности. При подсчете избирательных бюллетеней на многих избирательных участках бюллетени за все три дня голосования были смешаны, без отметок о досрочно проголосовавших, что не позволило выявить реальную волю избирателей.

В судебном заседании 21 сентября 2020 года административный истец дополнил ранее заявленные требования, со ссылкой на подпункт «е» пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указал на допущенные нарушения пункта 8 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, определяющего, что для проведения досрочного голосования используется непрозрачный конверт, в который вне места для тайного голосования, вкладывается бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем. Однако, как указывает административный истец, абсолютно на всех избирательных участках Белгородской области в один такой конверт вкладывались сразу все бюллетени, заполненные проголосовавшими досрочно избирателями. На заполненных проголосовавшими досрочно избирателями бюллетенях, непосредственно после их извлечения из конвертов, в соответствии с требованиями пункта 14 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не проставлялись печати участковой комиссии. Акты о признании таких бюллетеней недействительными не составлялись. Постановление Избирательной комиссии Белгородской области от 19 августа 2020 года № 144/1302-6 не прошло экспертизу согласно Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». По мнению административного истца, названные нарушения являются существенными, не позволяющими установить действительное волеизъявление избирателей, поскольку статистика по получившимся результатам выборов и по результатам выборов, которые прошли бы без дней досрочного голосования, различается радикальным образом.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования.

Представители административного ответчика просили в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что нарушений избирательного законодательства, которые бы носили существенный характер и влияли на результаты выборов, либо не позволяли выявить действительную волю избирателей, допущено не было.

В заключении прокурор полагала, что правовые основания для удовлетворения административного иска ФИО1 отсутствуют.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 32 определяет право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 154-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон № 67-ФЗ.

Статья 65 Федерального закона № 67-ФЗ дополнена пунктом 16, которым предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.

Статья 66 Федерального закона № 67-ФЗ дополнена пунктом 18, в соответствии с которым в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 154-ФЗ вышеуказанные правовые нормы вступили в силу со дня официального опубликования 23 мая 2020 года и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления данного Закона в законную силу.

Аналогичные правовые нормы содержатся в законе Белгородской области от 1 апреля 2005 года № 182 (ред. от 10 июня 2020 года) «Избирательный кодекс Белгородской области» (принят Белгородской областной Думой 24 марта 2005 года) – пункт 1.2 статьи 75 и пункт 18 статьи 76.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 16 статьи 65, пунктом 18 статьи 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановлением № 260/1916-7 от 24 июля 2020 года утвердила Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, устанавливающий порядок применения дополнительных форм организации голосования избирателей, участников референдума, а также порядок и сроки такого голосования при проведении выборов и референдумов 13 сентября 2020 года, в том числе при проведении повторного голосования и повторных выборов.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка могут применяться в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени следующие дополнительные формы организации голосования:

досрочное голосование в помещении для голосования (досрочное голосование в помещении);

досрочное голосование вне помещения для голосования (досрочное голосование на дому);

досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах) (досрочное голосование на придомовых территориях);

досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено (досрочное голосование в населенных пунктах).

Судом установлено, что постановлением Белгородской областной Думы от 10 июня 2020 года № П/43-42-6 назначены выборы в Белгородскую областную Думу седьмого созыва на 13 сентября 2020 года. Подготовку и проведение выборов организует Избирательная комиссия области (пункт 1.1 части 9 статьи 27 Избирательного кодекса Белгородской области).

Постановление о назначении выборов официально опубликовано 11 июня 2020 года в газете «Белгородские известия» №062.

На основании указанного постановления, Избирательной комиссией Белгородской области постановлением от 11 июня 2020 года № 124/1122-6 утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва.

Доводы административного истца о том, что вышеназванное постановление Избирательной комиссии Белгородской области противоречит статье 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку принято позднее установленного данной нормой права десятидневного срока со дня официального опубликования решения о назначении выборов, являются несостоятельными.

Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 31 июля 2020 года, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнен статьёй 63.1, положениями которой предусмотрено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения статьи 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Выборы в Белгородскую областную Думу седьмого созыва назначены постановлением Белгородской областной Думы от 10 июня 2020 года, опубликованным официально 11 июня 2020 года.

Таким образом, отдельные положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не могут применяться при проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва 13 сентября 2020 года.

Постановление Избирательной комиссии Белгородской области от 19 августа 2020 года № 144/1302-6 «О применении форм организации досрочного голосования при проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва в единый день голосования 13 сентября 2020 года» принято в полном соответствии с пунктами 1,16 статьи 65, пунктом 18 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частями 1.2, 11 статьи 75, частью 18 статьи 76 Избирательного кодекса Белгородской области и пунктом 1.5 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 260/1916-7.

Суждения административного истца о грубейших нарушениях избирательного законодательства, выразившихся в том, что досрочное голосование применялось на всех избирательных участках Белгородской области, несмотря на то, что постановлением Избирательной комиссии Белгородской области от 19 августа 2020 года № 144/1302-6 определялись конкретные избирательные участки, где должно применяться досрочное голосование, соответствующего поручения нижестоящим комиссиям Избирательная комиссия области не давала, при досрочном голосовании обслуживались все без исключения группы избирателей, в то время как постановлением Избирательной комиссии определено проведение досрочного голосования для групп избирателей, проживающих в населенных пунктах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, основаны на неверном толковании норм избирательного законодательства.

Как определено пунктом 1.4 Порядка, утвержденного постановлением Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 260/1916-7, досрочное голосование в помещении и досрочное голосование вне помещения для голосования применяются при проведении основных выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 13 сентября 2020 года.

Досрочное голосование на придомовых территориях и досрочное голосование в населенных пунктах применяются по решению комиссии, организующей выборы, а при совмещении выборов – по решению комиссии, организующей выборы более высокого уровня. Если организующей проведение выборов, референдума является избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, то по её поручению указанное решение принимается нижестоящими территориальными комиссиями (пункт 1.5).

Как пояснил представитель Избирательной комиссии Белгородской области, избирательными комиссиями муниципальных районов и городских округов, на которые возложены полномочия территориальных избирательных комиссий, самостоятельно принимались решения о применении форм организации досрочного голосования при проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва в единый день голосования 13 сентября 2020 года на территории муниципальных районов и городских округов.

В силу прямого указания пункта 1.4 Порядка такие формы организации голосования как досрочное голосование в помещении для голосования (досрочное голосование в помещении) и досрочное голосование вне помещения для голосования (досрочное голосование на дому) применялись в обязательном порядке, и для такого применения не требовалось принятия каких-либо решений Избирательной комиссией Белгородской области.

Являются также не состоятельными доводы административного истца о нарушении избирательного законодательства, имевшего место, по мнению административного истца, на всех избирательных участках, и выразившееся в том, что для проведения досрочного голосования, в соответствии с пунктом 8 статьи 62 Федерального закона № 67-ФЗ используются специальные непрозрачные конверты, в которые вкладываются заполненные досрочно проголосовавшими избирателями бюллетени; участковыми избирательными комиссиями в такие конверты складывались сразу все бюллетени досрочно проголосовавших; ни на одном из бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей не были проставлены печати участковой комиссии.

В соответствии с требованиями раздела 6 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, при проведении голосования с использованием дополнительных форм организации голосования применялись переносные (стационарные) ящики для голосования, бюллетени из которых по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования помещались в отдельный сейф-пакет, который опечатывался с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. Применение каких-либо конвертов, для помещения каждого отдельного избирательного бюллетеня в такой конверт, Порядком не предусмотрено.

Пунктом 1.7 Порядка предусмотрено, что если при проведении выборов, на которых применяются дополнительные формы организации голосования, предусмотрено проведение досрочного голосования в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ, указанное досрочное голосование проводится в порядке, установленном законом, в период, который начинается за 10 дней до дня голосования и заканчивается за 2 дня до дня голосования.

Если участковой комиссией (территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) проводилось досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ, конверты с бюллетенями вскрываются и обрабатываются в соответствии с пунктами 13-15 статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ (пункт 6.12 Порядка).

На территории Белгородской области досрочное голосование в порядке пункта 2 статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ проводилось со 2 по 10 сентября 2020 года по 4 часа в день, в полном соответствии с требованиями статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ и применялось только на местных выборах. Начиная с 11 сентября 2020 года на выборах Белгородской областной Думы седьмого созыва и на дополнительных выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, проходивших на территории Белгородской области, досрочное голосование применялось в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 260/1916-7.

Таким образом, применение дополнительных форм организации голосования не подменяет собой досрочного голосования при проведении местных выборов, а правила проведения досрочного голосования не могут быть применены к порядку голосования с применением дополнительных форм организации голосования.

Утверждая о допущенных нарушениях избирательного законодательства, имевших место абсолютно на всех избирательных участках Белгородской области, административный истец в заявлении и в судебном заседании не привел доводов о конкретных ошибках и неточностях. Ссылаясь на жалобы, поданные в комиссии всех уровней Белгородской области, прокуратуру и в суды по поводу многочисленных и существенных нарушений избирательного законодательства и представляя в подтверждение оснований иска копии жалоб в участковые избирательные комиссии, административный истец не указывает на наличие решений компетентных органов по результатам рассмотрения поданных обращений. Сами факты обращения с жалобами в избирательные комиссии, прокуратуру и суд не могут подтверждать с достоверностью доводы о допущенных при проведении выборов нарушениях.

Не могут также являться достаточным подтверждением допущенных нарушений избирательного законодательства, представленные административным истцом фотографии с участковой избирательной комиссии. Ссылаясь на якобы имевшие место нарушения избирательного законодательства, в том числе участковыми избирательными комиссиями, административный истец не приводит количественных характеристик степени влияния допущенных, с его точки зрения, нарушений на волеизъявление на выборах.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет её действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом, помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах не достаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.

Отмечаемые административным истцом нарушения на отдельных избирательных участках, в том числе и при подсчете голосов, а также применение незаконных, по мнению административного истца форм и методов организации и проведения самой процедуры выборов, что повлияло на статистику выборов, сами по себе не относятся к числу нарушений. Обстоятельств того, что такие факты явились следствием нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, также не установлено.

Доводы административного истца о различиях в статистике по состоявшимся результатам выборов и по результатам выборов, которые бы прошли без дней досрочного голосования, носят вероятностный, предположительный характер, в связи с чем, подлежат отклонению.

При отсутствии относимых и допустимых доказательств по делу сами по себе предположения административного истца о нарушении избирательного законодательства при проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы, не могут являться основанием для признания результатов выборов недействительными, а выборов - несостоявшимися.

Ссылка административного истца на не проведение в отношении постановления Избирательной комиссии Белгородской области от 19 августа 2020 года № 144/1302-6 антикоррупционной экспертизы согласно Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» не имеет правового значения для оценки законности решения Избирательной комиссии Белгородской области о признании выборов состоявшимися, а результаты выборов действительными.

Следует также отметить, что в соответствии с требованиями пункта 13 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации. Решения комиссий, не подлежащие государственной регистрации, не проходят ни правовую, ни антикоррупционную экспертизу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что объективных доказательств допущенных нарушений избирательного законодательства, повлиявших на волеизъявление избирателей, по делу не имеется. Каких-либо доказательств, подтверждающих факты применения незаконной избирательной технологии, административным истцом также не представлено.

В силу положений части 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов только в прямо установленных законом случаях.

Согласно подпункту «е» пункта 2 статьи 77 этого же Федерального закона, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, в силу пункта 6 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ влечет признание выборов по данному избирательному округу недействительными.

Из системного толкования указанных норм права в их взаимосвязи следует, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов в случае установления им нарушений законодательства о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таких нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва, в ходе рассмотрения дела установлено не было.

Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 8-П, следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, согласно которой, отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействительными результатов выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого Созыва, признании выборов несостоявшимися, отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 5 (пяти) дней со дня принятия решения судом, путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский областной суд.

Судья Е.В. Сотникова

Решение изготовлено в окончательной форме 26 октября 2020 г.