ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-128/2016 от 20.01.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-26/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Воробьевой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, с участием прокурора Трифоновой М.К., по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскснабсбыт» о признании недействующим в части приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 15 июня 2016 года №108-ТЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 ноября 2014 года № 326-ТЭ и от 20 ноября 2015 года № 289-ТЭ»

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Новосибирскснабсбыт» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству пункта 2 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 15 июня 2016 года № 108-ТЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 ноября 2014 года № 326-ТЭ и от 20 ноября 2015 года № 289-ТЭ», которым увеличены тарифы на тепловую энергию (мощность) для регулируемой организации ООО «Теплотранс» на период с 1января 2016 по 30 июня 2016 года в размере 1632,79 рублей без НДС, с 1июля 2016 года по 31 декабря 2016 года в размере 1694,8 рублей без НДС.

В обоснование иска указав, что данный приказ не соответствует требованиями статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении», поскольку не соблюден баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; отсутствует обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; отсутствует обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения. В результате принятия оспариваемого приказа произошло увеличение тарифа на 16,6%, что нарушает права административного истца, как потребителя.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагает, что отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого приказа недействительным. Исходя из того, что ООО «Теплотранс» перешло на упрощенную систему налогообложения, Департамент по тарифам Новосибирской области обязан был привести в соответствие с действующим налоговым законодательством тарифные решения. При этом дело об установлении для ООО «Теплотранс» тарифа на тепловую энергию не открывалось.

Генеральный директор ООО «Теплотранс» ФИО3 и представитель ООО «Теплотранс» ФИО4, действующий на основании доверенности, поддержалипозицию административного ответчика, полагают, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, показания свидетеля З.Н.В., заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, находит административное исковое заявление ООО «Новосибирскснабсбыт» не подлежащим удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В целях реализации положений Федерального закона «О теплоснабжении» в части регулирования тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято постановление №1075, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее по тексту – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее по тексту – Правила регулирования тарифов). Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее по тексту - Методические указания).

Согласно статье 8 Федерального закона «О теплоснабжении», в сфере теплоснабжения регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 ноября № 326-ТЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, на период регулирования 2015 - 2017 годов», установлены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2015 - 2017 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, с использованием метода индексации установленных тарифов, согласно приложению № 1.

Так, в строке 8 Приложения № 1 данного приказа для Открытого акционерного общества «Теплотранс» были установлены следующие долгосрочные параметры регулирования:

на 2015 год:

-базовый уровень операционных расходов – 13968,76 тыс. рублей;

-нормативный уровень прибыли - 1%;

-показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности – 158 кгут/Гкал / 7727 Гкал/м2/3400,00 Гкал;

-реализация программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности – а) 0,04%, б) 0,1%;

на 2016 год:

-индекс эффективности и операционных расходов – 1,0;

-нормативный уровень прибыли - 1%;

на 2017 год:

-индекс эффективности и операционных расходов – 1,0;

-нормативный уровень прибыли - 1%.

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 ноября 2015 года № 289-ТЭ «О корректировке на 2016 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования» скорректированы на 2016 год тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, установленные на долгосрочный период регулирования 2015 - 2017 годов.

Согласно строки 8 Приложения №1 названного приказа, для Открытого акционерного общества «Теплотранс» на 2016 год установлено: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, одноставочный тариф на тепловую энергию с 1 января по 30 июня – 1407,97 руб/Гкал; с 1 июля по 31 декабря – 1453,02 руб/Гкал.

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 15 июня 2016 года № 108-ТЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 ноября 2014 № 326-ТЭ и от 20 ноября 2015 № 289-ТЭ» внесены изменения в строку 8 Приложения № 1 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 ноября 2014 № 326-ТЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, на период регулирования 2015 - 2017 годов» следующие изменения: 1) в столбце 2 слова «Открытое акционерное общество «Теплотранс» (ОГРН , ИНН » заменить словами «Общество с ограниченной ответственностью «Теплотранс» (ОГРН , ИНН )», 2) в столбце 4 цифры «13 968,76» заменить цифрами «14 913,54».

А также в строку 8 Приложения №1 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 ноября 2015 года №289-ТЭ «О корректировке на 2016 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования» внесены следующие изменения: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, одноставочный тариф на тепловую энергию составляет с 1 января по 30 июня – 1632,79 руб/Гкал; с 1 июля по 31 декабря – 1694,80 руб/Гкал.

Данный приказ опубликован 22 июня 2016 года на официальном сайте Правительства Новосибирской области (www.nso.ru/page/2397).

Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности, являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (статья 3 Федерального закона «О теплоснабжении»).

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении» срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.

Аналогичные положения о продолжительности срока действия установленных тарифов содержатся в пункте 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075).

В целях обеспечения стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями, пунктом 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в текущий период регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, без открытия дела об установлении цен (тарифов) до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.

Под установленным порядком утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) следует понимать порядок, регламентированный Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075.

В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.

Пунктом 7 Правил регулирования цен (тарифов) предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года.

Правило о минимальной продолжительности периода регулирования (не менее года) не распространяется, в том числе, на установление тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

Общество с ограниченной ответственностью «Теплотранс» осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям; по распределению воды для питьевых и промышленных нужд.

ООО «Теплотранс» создано 21 декабря 2015 года путем реорганизации в форме преобразования Открытого акционерного общества «Теплотранс» и поставлено на налоговый учет.

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

ООО «Теплотранс»является правопреемником ОАО «Теплотранс» по всем (как имущественным, так и неимущественным) правам и обязанностям ОАО «Теплотранс». Имущественный комплекс предприятия, в том числе основные средства и нематериальные активы, относимые к объектам теплоснабжения, переданы ООО «Теплотранс». Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Следовательно, к вновь возникшему лицу – ООО «Теплотранс» перешли права и обязанности реорганизованного юридического лица - ОАО «Теплотранс».

Из материалов дела следует, что для правопредшественника ООО «Теплотранс» приказами Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 ноября 2014 № 326-ТЭ и от 20 ноября 2015 № 289-ТЭ установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Теплотранс» потребителям, расположенным на территории муниципального образования г. Новосибирск, в том числе, и на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года: одноставочный тариф на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере: с 1 января по 30 июня – 1407,97 руб/Гкал; с 1 июля по 31 декабря – 1453,02 руб/Гкал.

26 января 2016 года ООО «Теплотранс» уведомило Департамент по тарифам Новосибирской области о реорганизации в форме преобразования и правопреемстве ОАО «Теплотранс» (л.д.---).

Исходя из того, что к ООО «Теплотранс» в полном объеме перешли права и обязанности ОАО «Теплотранс», осуществлявшего рассматриваемый регулируемый вид деятельности с использованием тех же тепловых сетей и объектов теплоснабжения, поэтому реорганизация ресурсоснабжающей организации не влечет пересмотра ранее установленных для ее предшественника тарифов на тепловую энергию, а тарифы для ООО «Теплотранс» подлежат утверждению в общем порядке с учетом минимальной продолжительности срока действия ранее установленных тарифов.

30 декабря 2015 года ООО «Теплотранс» подало заявление в ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2016 года (л.д.---).

В соответствии с частью 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

27 апреля 2016 года ООО «Теплотранс» обратилось в Департамент по тарифам Новосибирской области с заявлением о переоформлении тарифа на теплоноситель на 2016 год, в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения (л.д. ---).

В силу части 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (часть 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, частью 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, согласно доклада и представленного расчета (л.д.---) при перерасчете тарифа на тепловую энергию расходы по статьям «Затраты на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды» были оставлены без изменения. Статьи «Сырье и основные материалы», «Стоимость натурального топлива». «Затраты на покупку электрической энергии», «Прочие затраты» (оплата услуг) пересчитаны с налогом на добавленную стоимость.

Исходя из того, что в течение периода регулирования произошло изменение режима налогообложения регулируемой организации ООО «Теплотранс», которая представила соответствующие документы в Департамент по тарифам Новосибирской области, последний, обоснованно не открывая тарифное дело, принял оспариваемый приказ о приведении ранее принятых приказов от 20 ноября 2014 № 326-ТЭ и от 20 ноября 2015 № 289-ТЭ в соответствии с требованиями налогового законодательства, без изменения иных, ранее учтенных при установлении тарифов показателей, за исключением прямо связанных с изменением системы налогообложения величин расходов, что само по себе не является пересмотром действующих тарифов.

Доводы административного истца о нарушении административным ответчиком, при принятии оспариваемого приказа статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении», являются крайне неопределенными, декларативными, не содержат указаний на конкретные нарушения и факты, что лишает суд возможности их проверки.

Утверждения административного истца о том, с принятием оспариваемого приказа тариф увеличился на 16,6%, фактически сводятся не к доводам о нарушении Департаментом по тарифам Новосибирской области процедуры установления тарифов, в соответствии с Основами ценообразования или Правилами регулирования тарифов (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075), а к хозяйственной деятельности ООО «Новосибирскснабсбыт» – уменьшению прибыли административного истца. Между тем, уменьшение прибыли у потребителя тепловой энергии, не является правовым основанием для признания оспариваемого приказа недействующим.

Ссылка административного истца на установление приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 30 ноября 2015 года №400-ЭЭ для АО «С.» тарифа на поставляемую тепловую энергию в меньшем размере, чем для ООО «Теплотранс», не может быть принята судом во внимание, так как АО «С.» является самостоятельной регулируемой организацией, для которой регулируемый тариф на тепловую энергию устанавливается индивидуально, с учетом иных производственных и расчётных данных.

Исходя из изложенного, отсутствуют основания для признания недействующим и противоречащим федеральному законодательству, в том числе и статье 3 Федерального закона «О теплоснабжении», пункта 2 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 15 июня 2016 года № 108-ТЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 ноября 2014 года № 326-ТЭ и от 20 ноября 2015 года № 289-ТЭ».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскснабсбыт» о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству пункта 2 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 15 июня 2016 года
№ 108-ТЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 ноября 2014 года № 326-ТЭ и от 20 ноября 2015 года № 289-ТЭ» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Решение суда вступило в законную силу 28.02.2017 г.