Дело № 3а-128/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 9 августа 2021 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Шаховой А.Н.
с участием прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., административных истцов ФИО1, ФИО2, представителей: административных истцов ФИО1, ФИО3, ФИО4 - по ордеру адвоката Овсянниковой Т.И., административного ответчика администрации Владимирской области -по доверенностям ФИО5 и ФИО6, заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области - по доверенности ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3, ФИО2 о признании недействующими со дня принятия абзацев 4,5,7 пункта «а», абзаца 8 пункта «б» раздела 1 «Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны объекта» Приложения № 2 «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных - ФИО7» (Александровский район, д. Крутец)», раздела 5 «Сводная схема зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец)» Приложения № 1 «Границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец)» к постановлению администрации Владимирской области от 5 марта 2015 года № 181 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных - ФИО7» (Александровский район, д. Крутец), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» в части включения земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** в границы охранной зоны «Ансамбля усадьбы Б-ных-ФИО7»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением администрации Владимирской области от 5 марта 2015 года № 181 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных - ФИО7» (Александровский район, д. Крутец), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (далее также - Постановление от 5 марта 2015 года № 181) утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец) (далее также - объект культурного наследия) согласно приложению № 1 и режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец) согласно приложению № 2 (т.3, л.д.184-194).
Указанный нормативный правовой акт со всеми приложениями размещён 10 марта 2015 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), регистрационный № 3300201503100003 (т.3, л.д.203-213).
Приложение № 1 «Границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец)» (далее также - Приложение № 1) к Постановлению от 5 марта 2015 года № 181 состоит из пяти разделов. Раздел 5 - «Сводная схема зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец)» представляет собой графическое изображение с условными обозначениями: памятников архитектуры и градостроительства, состоящих на государственной охране; зданий и сооружений, рекомендуемых к постановке на охрану, как памятников архитектуры и градостроительства; границ земельных участков; дисгармоничных зданий, требующих нейтрализации; территории «Ансамбля усадьбы Б-ных-ФИО7»; границ охранной зоны «Ансамбля усадьбы Б-ных-ФИО7»; зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности; зоны охраняемого природного ландшафта (т.1, л.д.17,т.3, л.д.188).
Приложение № 2 «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных - ФИО7» (Александровский район, д. Крутец)» (далее также - Приложение № 2) к Постановлению от 5 марта 2015 года № 181 состоит из трёх разделов (т.3, л.д.189-194).
Пунктом «а» раздела 1 «Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны объекта» Приложения № 2 регламентировано применение специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-культурной и природной среды объекта (т.3, л.д.189), в том числе:
- разрешается снос (демонтаж) объектов капитального и некапитального строительства, не представляющих историко-культурной ценности (абзац 4);
- разрешается снос (демонтаж) объектов капитального и некапитального строительства, оказывающих негативное влияние на объект культурного наследия (абзац 5);
- запрещается строительство зданий и сооружений, не связанных с обеспечением функциональной жизнедеятельности памятника истории и культуры (абзац 7).
Пунктом «б» раздела 1 «Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны объекта» Приложения № 2 предусмотрено ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта (т.3, л.д.189,190), в том числе:
- запрещается прокладка новых дорог, линий электропередачи, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объекта культурного наследия (абзац 8).
ФИО1, ФИО3, ФИО4 обратились во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением, уточнённым на стадии его принятия и в ходе рассмотрения настоящего административного дела, о признании недействующими со дня принятия абзацев 4,5,7 пункта «а», абзаца 8 пункта «б» раздела 1 «Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны объекта» Приложения № 2, раздела 5 «Сводная схема зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец)» Приложения № 1 к Постановлению от 5 марта 2015 года № 181 в части включения земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** в границы охранной зоны «Ансамбля усадьбы Б-ных-ФИО7» (т.1,л.д.2-7,84-91,т.4, л.д.124,125).
Требования мотивированы тем, что земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****, ****, принадлежащие на праве собственности соответственно ФИО1, ФИО3 и ФИО2, расположенные в ****, на которых имеются принадлежащие административными истцам дома и хозяйственные постройки, оспариваемым в части Постановлением от 5 марта 2015 года № 181 включены в границы охранной зоны «Ансамбля усадьбы Б-ных-ФИО7», подпадают под особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны объекта, что влечёт запрещение строительства зданий и сооружений, не связанных с обеспечением функциональной жизнедеятельности памятника истории и культуры, хотя в правоустанавливающих документах на эти земельные участки никаких ограничений, обременений в пользовании не имеется. Административные истцы, ссылаясь, в том числе на решение Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 22 декабря 2020 года № 48, которым утверждено Положение о зоне историко-природного ландшафта местного значения «Крутец», в соответствии с которым, по утверждению заявителей, их земельные участки не входят в границу зоны историко-природного ландшафта местного значения «Крутец», на судебные акты Александровского городского суда Владимирской области от 15 июля 2008 года, которым было отказано в иске инспекции по охране культурного наследия администрации Владимирской области к ФИО3 о возмещении ущерба, причинённого объекту археологического наследия, и от 9 февраля 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО3, было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, полагали, что оспариваемые положения названного нормативного правового акта, о принятии которого впервые им стало известно в декабре 2020 года, противоречат положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушают их права и законные интересы, как собственников упомянутых земельных участков по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом по своему усмотрению, возведению на них строительных объектов.
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО4, не имеющие высшего юридического образования, и их представитель по ордеру адвокат Овсянникова Т.И., представляющая также интересы административного истца ФИО3, поддержали заявленные требования с учётом уточнений, по изложенным в административном исковом заявлении с учётом уточнений основаниям, указав, что полномочия администрации Владимирской области на издание оспариваемого в части нормативного правового акта, форму (вид) в которой он принят, предусмотренные правила введения его в действие, в том числе правила опубликования, административные истцы не оспаривают. При этом сторона административных истцов не согласилась с имеющимся в материалах настоящего административного дела Актом государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7», ХVIII-ХIХ вв. (Владимирская область, Александровский район, д.Крутец), проведённой в период с 10 сентября по 6 октября 2014 года, высказав сомнение в его объективности по причине использования экспертами устаревших, по мнению стороны заявителей, на момент проведения экспертизы, датированных 2010 годом проекта зон названного объекта культурного наследия, режима использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон, фотографических изображений, находившихся на них объектов недвижимости, графического изображения схемы зон охраны упомянутого объекта культурного наследия регионального значения, объективно не отображающих нахождение объектов недвижимости на земельных участках административных истцов, заявив ходатайство о назначении повторной государственной историко-культурной экспертизы, в удовлетворении которого судом было отказано за необоснованностью.
Административный ответчик администрация Владимирской области и заинтересованное лицо Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в представленных в суд письменных возражениях (т.2, л.д.1-4,т.4, л.д.1-3,132-134) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании представителями административного ответчика по доверенностям ФИО5, ФИО6, представляющей также интересы заинтересованного лица, просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что оспариваемое в части Постановление от 5 марта 2015 года № 181 принято в пределах компетенции администрации Владимирской области, с соблюдением порядка его принятия, формы (вида) в которой он принят, предусмотренных правил введения его в действие, в том числе правил опубликования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов. Представители указанных лиц, участвующих в деле, настаивали на законности и обоснованности Акта государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7», ХVIII-ХIХ вв. (Владимирская область, Александровский район, д.Крутец), проведённой в период с 10 сентября по 6 октября 2014 года, возражая против назначения повторной государственной историко-культурной экспертизы.
Административный истец ФИО3, имеющая высшее юридическое образование, явка которой не признана судом обязательной, извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, направив представителя - адвоката Овсянникову Т.И., действующую на основании ордера.
Административный истец ФИО1, не имеющий высшего юридического образования, явка которого не признана судом обязательной, участвовавший в судебном заседании, после объявленного судом перерыва, также не явился. Интересы данного административного истца в судебном заседании представляла на основании ордера адвокат Овсянникова Т.И.
Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании нормативного правового акта, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд, с учётом мнения участвующих в деле лиц, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца ФИО3, а также после объявленного судом в судебном заседании перерыва - административного истца ФИО1, явка которых не признана судом обязательной.
Заслушав объяснения ФИО1, ФИО4, адвоката Овсянниковой Т.И., представителей административного ответчика - ФИО5, ФИО6, представляющей также интересы заинтересованного лица, заключение прокурора Владимирской областной прокуратуры Денисова А.А., полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, исследовав и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также вопросы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 73-ФЗ).
Согласно преамбуле этого Закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) предусматривалось, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ).
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ).
На территории Владимирской области принят Закон от 6 апреля 2004 года № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» (далее также - Закон № 21-ОЗ), который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения на территории Владимирской области (далее - объекты культурного наследия Владимирской области), а также иные отношения, отнесенные Федеральным законом № 73-ФЗ к ведению субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1,2,6 статьи 4 Закона № 21-ОЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) к ведению администрации Владимирской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: реализация государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; принятие нормативных правовых актов Владимирской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия (за исключением особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон в порядке, установленном действующим законодательством.
Частями 1 и 2 статьи 14 Закона № 21-ОЗ предусматривалось, что во Владимирской области в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом на сопряженных с ними территориях устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия: охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта. Границы зон охраны объекта культурного наследия, за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия администрацией Владимирской области по согласованию в отношении объектов культурного наследия федерального значения с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения - по предложению государственного органа охраны объектов культурного наследия. Границы зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия органом местного самоуправления.
Исходя из положений Закона Владимирской области от 14 августа 2001года № 62-ОЗ «Устав (Основной Закон) Владимирской области» (статьи 23,24,27,30,32), а также Закона Владимирской области от 10 декабря 2001 года №129-ОЗ «О Губернаторе и администрации Владимирской области» (статьи 1,10) администрация области - высший и постоянно действующий исполнительный орган государственной власти области. Губернатор Владимирской области является высшим должностным лицом области - руководителем высшего и постоянно действующего исполнительного органа государственной власти Владимирской области - администрации Владимирской области и как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области - администрации области по вопросам деятельности администрации области принимает нормативные правовые акты - постановления администрации области. В период временного отсутствия Губернатора полномочия Губернатора по его распоряжению исполняет один из первых заместителей Губернатора или один из заместителей Губернатора.
В связи с убытием в очередной ежегодный отпуск Губернатора Владимирской области ФИО8, Постановление от 5 марта 2015 года № 181 подписано исполняющим обязанности Губернатора Владимирской области ФИО9, являвшимся на тот момент первым заместителем Губернатора области (т.3, л.д.184-194, т.4, л.д.122), и со всеми приложениями опубликовано в соответствии с Законом Владимирской области от 12 ноября 2003 года № 108-ОЗ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области» 10 марта 2015 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), регистрационный № 3300201503100003 (т.3, л.д.203-213).
Таким образом, постановление администрации Владимирской области от 5 марта 2015 года № 181 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных - ФИО7» (Александровский район, д. Крутец), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» принято в соответствии с предоставленными приведёнными выше нормами федерального и регионального законодательства полномочиями, компетентным нормотворческим органом, в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, подписано надлежащим должностным лицом, порядок принятия, введения в действие и опубликования не нарушен, и по этим основаниям данный нормативный правовой акт административными истцами в целом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 6, 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает, в том числе разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; установление границ территории объекта культурного наследия.
На момент принятия оспариваемого в части Постановления от 5 марта 2015 года № 181 порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон были установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также - Положение), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315.
Согласно пункту 2 Положения на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков (пункт 3 Положения).
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (пункт 4 Положения).
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может включаться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 5 Положения).
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (далее - историко-культурные исследования), данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия. Проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия разрабатываются с учетом требований, указанных в пунктах 10 - 12 настоящего Положения (пункт 6 Положения).
Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (пункт 13 Положения).
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы (пункт 14 Положения).На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия (пункт 17 Положения).
В случае если в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия регионального значения установлены зоны охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, на указанных территориях действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения (пункт 23 Положения).
В силу пункта 28 Положения изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Положением.
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что постановлением Губернатора Владимирской области от 12 декабря 2006 года № 862 утверждён реестр ведомственных целевых программ (т.4, л.д.136-138).
Приказом начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области от 12 сентября 2008 года № 01-134 утверждена ведомственная целевая программа «Охрана культурного наследия Владимирской области на 2009-2011 годы» (т.4, л.д.8).
Постановлением Губернатора Владимирской области от 8 декабря 2008 года № 855 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 12 декабря 2006 года № 862 «О реестре ведомственных целевых программ, утверждаемых субъектами бюджетного планирования» ведомственная целевая программ «Охрана культурного наследия Владимирской области на 2009-2011 года» включена в упомянутый реестр (т.4, л.д.9).
Приказом начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области от 8 июля 2010 года № 01-107 внесены изменения в ведомственную целевую программу «Охрана культурного наследия Владимирской области на 2009-2011 годы», согласно которым в качестве мероприятий названной программы в течение 2010 года указано изготовление научно - проектной документации «Проект зон охраны и границ территорий объектов культурного наследия регионального значения» по памятникам истории и культуры, в числе которых значится «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7», ХVIII-ХIХ вв. (Владимирская область, Александровский район, д.Крутец), поставленный на учёт и государственную охрану, как памятник истории и культуры Владимирской области, постановлением главы администрации Владимирской области от 13 марта 1997 года № 139 (т.4, л.д.10-17,40).
В 2010 году в рамках реализации указанной программы Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области заключила договор с **** о разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец). Такой проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец), представляющий собой документацию в текстовой форме и в виде фотоиллюстрационного материала, карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территории названного объекта культурного наследия, расположенного в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, разработанный на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, историко-культурных исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия, с учётом требований действующего в тот период Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315, в том числе и указанных в пунктах 10 - 12 Положения, **** был подготовлен (т.4, л.д.35-96).
Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ устанавливала, что к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшими в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Часть 5 статьи 3 этого же Закона предусматривала, что к объектам культурного наследия относятся ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.
Пункты 6,11 статьи 4 Закона № 21-ОЗ к ведению органов исполнительной власти Владимирской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относили, в том числе утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия (за исключением особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон в порядке, установленном действующим законодательством; установление порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации государственных программ Владимирской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Частью 1 статьи 11 указанного Закона Владимирской области предусмотрено, что государственная историко-культурная экспертиза во Владимирской области проводится в случаях и для целей, определенных действующим законодательством.
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ) государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится, в том числе в целях определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 3 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ) предусматривалось, что порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе, пунктом 6 которого установлено, что экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Согласно пункту 19 названного Положения о государственной историко-культурной экспертизе (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 № 399) заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются:
а) дата начала и дата окончания проведения экспертизы;
б) место проведения экспертизы;
в) заказчик экспертизы;
г) сведения об эксперте (экспертах):
фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты аттестации Министерством культуры Российской Федерации - для физического лица;
полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты аттестации Министерством культуры Российской Федерации экспертов, проводивших экспертизу, - для юридического лица;
д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении;
е) цели и объекты экспертизы;
ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);
з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются);
и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов;
к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);
л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);
м) обоснования вывода экспертизы;
н) вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 настоящего Положения;
о) перечень приложений к заключению экспертизы;
п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 № 399) в заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод экспертизы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Исходя из положений статьи 30, пункта 2 статьи 32 Федерального закона № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия об утверждении границы зон охраны объекта культурного наследия и режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия.
Как следует из материалов административного дела, по инициативе Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (далее также - заказчик) на основании договора между заказчиком и ****, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, экспертами ****Д.А.А., З.В.А., С.Т.С. с 10 сентября по 6 октября 2014 года проведена государственная историко-культурная экспертиза и по её итогам составлен Акт государственной историко-культурной экспертизы Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7», ХVIII-ХIХ вв. (Владимирская область, Александровский район, д.Крутец), в целях определения соответствия Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7», ХVIII-ХIХ вв. (Владимирская область, Александровский район, д.Крутец), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (т.4, л.д.97-113).
Согласно списку аттестованных экспертов, публикуемых Министерством культуры Российской Федерации, в том числе на официальном сайте ведомства, государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Д.А.А. был аттестован приказом от 20 апреля 2012 года № 359, государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы З.В.А. была аттестована приказом от 19 декабря 2013 года № 2123, государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы С.Т.С. была аттестована приказом от 31 мая 2013 года № 618, то есть на момент проведения экспертизы названные государственные эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертизы имели действующую аттестацию.
Заключение государственной историко-культурной экспертизы от 6 октября 2014 года содержит все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 19 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 № 399), а также однозначный понятный вывод о соответствии проекта требованиям государственной охраны объекта культурного наследия (положительное заключение).
Согласно обоснования вывода экспертизы экспертной комиссией установлено, что при разработке проектной документации соблюдены требования Федерального закона № 73-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Научно-проектная документация разработана ООО «Реставрационно-строительное предприятие Богородице-Рождественского мужского монастыря» (г.Владимир) на основании проведённых комплексных историко-культурных исследований. Объём и состав проектной документации соответствует составу, предусмотренному и постановлением Правительства Российской федерации от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Проведённые историко-культурные исследования выполнены в полном объёме и являются достаточными для обоснования разработанных зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7», ХVIII-ХIХ вв. (Владимирская область, Александровский район, д.Крутец), режимов использования земель и градостроительных регламентов. Предлагаемые экспертируемым проектом зоны охраны объекта культурного наследия, режим использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обеспечат сохранение объекта культурного наследия в его исторической и градостроительной среде, а также позволят увязать задачи сохранения памятников с текущей хозяйственной деятельностью.
Заключение оформлено в виде акта, подписано экспертами, утверждено руководителем экспертной организации, заверено печатью, как это предусмотрено действующим законодательством.
Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы и требования, предъявляемые к привлекаемым в качестве экспертов лицам, их аттестации, не нарушены.
Проанализировав подготовленный экспертами Д.А.А., З.В.А., С.Т.С. Акт государственной историко-культурной экспертизы от 6 октября 2014 года, суд признаёт его допустимым и достоверным доказательством, поскольку данный Акт государственной историко-культурной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам действующим законодательством, в том числе Федеральным законом № 73-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569, которым утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе, содержит однозначный, исчерпывающий ответ о соответствии проекта требованиям государственной охраны объекта культурного наследия, составлен государственным экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы, аттестованными перечисленными выше приказами Министерства культуры Российской Федерации, то есть имеющими на момент проведения экспертизы действующую аттестацию.
В связи с изложенным судом было оставлено без удовлетворения заявленное в судебном заседании, оформленное в письменном виде ходатайство административных истцов о назначении по настоящему административному делу повторной историко-культурной экспертизы, так как у суда отсутствовали основания сомневаться в правильности Акта государственной историко-культурной экспертизы от 6 октября 2014 года, мотивированного, содержащего предельно ясный вывод, обоснованный исследованными экспертами обстоятельствами, не содержащий противоречий, поэтому само по себе исследование экспертами разработанного **** в 2010 году проекта с использованием фотографических изображений объекта этого же года, на что указывали инициаторы ходатайства, ссылаясь на возведение ФИО2 и ФИО3 строений на принадлежащих им земельных участках после разработки упомянутого проекта, не отражение, по мнению заявителей, в графической части проекта дороги, отделяющей земельный участок с кадастровым номером **** от границ объекта культурного наследия, не свидетельствует о незаконности и необоснованности этого Акта государственной историко-культурной экспертизы от 6 октября 2014 года.
Указанный Акт государственной историко-культурной экспертизы, по мнению суда, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Относительно доводов ФИО1, ФИО3 и ФИО2, изложенных в административном исковом заявлении с учётом уточнений, поддержанных стороной административных истцов в судебном заседании, о том, что находящиеся в их собственности земельные участки соответственно с кадастровыми номерами ****, ****, ****, на которых имеются принадлежащие административными истцам дома и хозяйственные постройки, оспариваемым в части Постановлением от 5 марта 2015 года № 181, о принятии которого впервые им стало известно в декабре 2020 года, включены в границы охранной зоны «Ансамбля усадьбы Б-ных-ФИО7», подпадают под особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны объекта, что влечёт запрещение строительства зданий и сооружений, не связанных с обеспечением функциональной жизнедеятельности памятника истории и культуры, хотя в правоустанавливающих документах на эти земельные участки никаких ограничений, обременений в пользовании не имеется, противоречат положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушают их права и законные интересы, как собственников упомянутых земельных участков по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом по своему усмотрению, возведению на них строительных объектов, со ссылками, в том числе на решение Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 22 декабря 2020 года № 48, которым утверждено Положение о зоне историко-природного ландшафта местного значения «Крутец», в соответствии с которым, по утверждению заявителей, их земельные участки не входят в границу зоны историко-природного ландшафта местного значения «Крутец», на судебные акты Александровского городского суда Владимирской области от 15 июля 2008 года, которым было отказано в иске инспекции по охране культурного наследия администрации Владимирской области к ФИО3 о возмещении ущерба, причинённого объекту археологического наследия, и от 9 февраля 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО3, было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, суд считает необходимым обратить внимание на следующее.
Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав на землю (подпункт 2 пункта 2); ограничения прав на землю устанавливаются, в том числе актами исполнительных органов государственной власти (пункт 3).
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
Установленные региональным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов.
Такие ограничения в соответствии со статьей 34 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрены оспариваемым в части Постановлением от 5 марта 2015 года № 181.
Кроме того, действующий механизм защиты земельных прав, установленный в Земельном кодексе Российской Федерации, предоставляет административным истцам выбрать иные адекватные способы судебной защиты нарушенных прав, в том числе предусмотренные положениями статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таком положении сама по себе ссылка административных истцов на отсутствие в правоустанавливающих документах наличия ограничений, обременений в пользовании упомянутыми земельными участками, не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку в соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, суждения стороны административных истцов о пропуске срока на обжалование Постановления от 5 марта 2015 года № 181 и о необходимости восстановления этого срока ошибочны.
Исходя из положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассматривая административное дело об оспаривании нормативного правового акта, проверяет его на соответствие нормативным правым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому ссылки административных истцов в обоснование заявленных требований на решение Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 22 декабря 2020 года № 48, которым утверждено Положение о зоне историко-природного ландшафта местного значения «Крутец», в соответствии с которым, по утверждению заявителей, их земельные участки не входят в границу зоны историко-природного ландшафта местного значения «Крутец», являются несостоятельными
Судебные акты Александровского городского суда Владимирской области, в том числе от 15 июля 2008 года, которым было отказано в иске инспекции по охране культурного наследия администрации Владимирской области к ФИО3 о возмещении ущерба, причинённого объекту археологического наследия, и от 9 февраля 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО3, было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, правового значения для настоящего административного дела не имеют, так как касаются установления иных обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому административному делу.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что административное исковое заявление ФИО1, ФИО3, ФИО2 не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемый ими в части вышеназванный нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО3, ФИО2 о признании недействующими со дня принятия абзацев 4,5,7 пункта «а», абзаца 8 пункта «б» раздела 1 «Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны объекта» Приложения № 2 «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных - ФИО7» (Александровский район, д. Крутец)», раздела 5 «Сводная схема зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец)» Приложения № 1 «Границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных-ФИО7» (Александровский район, д.Крутец)» к постановлению администрации Владимирской области от 5 марта 2015 года № 181 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы Б-ных - ФИО7» (Александровский район, д. Крутец), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» в части включения земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** в границы охранной зоны «Ансамбля усадьбы Б-ных-ФИО7», отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов