ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-128/2021 от 16.02.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело №3а-18/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Костыревой Е.Л.,

при секретаре Барановой В.А.

с участием прокурора отдела прокуратуры Амурской области Сабуцкой Т.С., представителя административного истца Теодоровича В.Д. - Железняковой В.В., представителя Тындинской городской Думы Ширшовой О.А., представителя администрации города Тынды и мэра города Тынды Панина А.В., представителя Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды Машейко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Теодоровича В.Д. к Тындинской городской Думе об оспаривании нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Теодорович В.Д. обратился в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, указав, что приказом председателя Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды №4-к от 20 марта 2017 года был принят на работы с 21 марта 2017 года директором ДЮСШ №3. Приказом начальника Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды №1-к от 13 января 2020 года уволен с должности директора Спортшколы №1.

Решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376 «Об учреждении Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды» утверждено Положение о Комитете по физической культуре и спорту администрации города Тынды.

Решением Тындинской городской Думы от 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII Комитет реорганизован в Управление молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды, утверждено Положение об Управление молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды.

В процессе проведения анализа муниципальной правовой базы города Тынды, регулирующей вопросы осуществления полномочий Управления, административным истцом было выявлено, что полномочия Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды закреплены в Положении, которое по своему содержанию относится к нормативно-правовому акту. Вместе с тем решение Тындинской городской Думы №376 подписано только председателем Тындинской городской Думы, аналогичным образом подписано решение Тындинской городской Думы №75-Р-ТГД-VII, что противоречит положениям части 13 статьи 35, пункту 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 части 1 статьи 49, части 6 статьи 98 Устава города Тынды.

Преобразование в форме объединения Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды и Комитета по делам молодежи администрации города Тынды в Управление молодежной политики, физической культуры и спорта с передачей ему в порядке правопреемства функций указанных Комитетов ставит под сомнение трудовую деятельность административного истца в подведомственном Управлению муниципальном учреждении.

С учетом уточнений просил признать недействующими со дня принятия:

- пункт 2 решения Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376 «Об учреждении Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды» и приложение к пункту 2 решения Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376 (Положение о комитете по физической культуре и спорту администрации города Тынды),

- пункт 1 решения Тындинской городской Думы от 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды» и приложение к решению Тындинской городской Думы от 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII (Положение об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды).

12 ноября 2021 года судом вынесено определение о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрации города Тынды и Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды, а также прокурора Амурской области для дачи заключения.

1 декабря 2021 года судом вынесено определение о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица мэра города Тынды.

В письменных возражениях председатель Тындинской городской Думы Магарламов И.Ю. выразил несогласие с заявленными требованиями административного истца Теодоровича В.Д., поскольку оспариваемые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Оспариваемые акты не нарушают права и законные интересы административного истца. В законодательстве не содержится указаний на то, что утверждение положений об органах администрации производится в форме нормативного правового акта, подлежащего направлению для подписания мэру города.

Представитель Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды Машейко В.Н. в письменных пояснениях указал, что Теодоровичу В.Д. было известно о реорганизации Комитета в Управление, были внесены изменения в Уставы учреждений, подведомственных Управлению, изменена система оплаты труда руководителей учреждений.

В судебном заседании представитель Железнякова В.В. поддержала требования административного искового заявления Теодоровича В.Д., пояснила также, что оспариваемые акты, утвердившие Положения, на основании которых действовал руководитель школы Теодорович В.Д., не были подписаны мэром города Тынды, что может в будущем отразиться на оформлении пенсии административного истца.

Представитель административного ответчика Тындинской городской Думы Ширшова О.В. возражала против удовлетворения требований административного истца, пояснила, что оспариваемыми актами не затронуты права и законные интересы административного истца. Согласно выписке из реестра юридических лиц указан руководитель организации, который правомочен подписывать приказы о приеме и увольнении. Обжалуемые акты не относятся к нормативно-правовым актам, производство по делу подлежит прекращению.

Представитель администрации города Тынды и мэра города Тынды Панин А.В. поддержал позицию представителя Тындинской городской Думы, пояснил, что оспариваемые акты являются учредительными документами, процедура их принятия не была нарушена.

Представитель Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды Машейко В.Н. поддержал письменные пояснения, просил в удовлетворении требований отказать, поскольку права административного истца обжалуемыми актами не затронуты.

Административный истец Теодорович В.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом. При данных обстоятельствах на основании статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судом в его отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376 учрежден отраслевой (функциональный) орган администрации города Тынды с правами юридического лица - Комитет по физической культуре и спорту администрации города Тынды, а также утверждено Положение о Комитете по физической культуре и спорту администрации города Тынды.

Решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №378 учрежден отраслевой (функциональный) орган администрации города Тынды с правами юридического лица - Комитет по делам молодежи администрации города Тынды, а также утверждено Положение о Комитете по делам молодежи администрации города Тынды.

Указанные решения Тындинской городской Думы и утвержденные ими Положения о Комитете по физической культуре и спорту администрации города Тынды и Комитете по делам молодежи администрации города Тынды опубликованы в газете «Авангард» 29 ноября 2011 года №79.

Пунктом 1 решения Тындинской городской Думы от 9 октября 2018 года №14-Р-ТГД-VII «О структуре администрации города Тынды» установлено преобразовать в форме объединения Комитет по физической культуре и спорту администрации города Тынды и Комитет по делам молодежи администрации города Тынды, образовав отраслевой (функциональный) орган администрации города Тынды – Управление молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта, передав ему в порядке правопреемства функции Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды и Комитета по делам молодежи администрации города Тынды.

Решением Тындинской городской Думы от 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII утверждено Положение об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды, которое опубликовано в газете «Авангард» 22 февраля 2019 года №14.

Из материалов дела следует, что председателем Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды 23 марта 2017 года издан приказ №4-к о приеме на работу Теодоровича В.Д. директором ДЮСШ №3, с Теодоровичем В.Д. заключен трудовой договор от 20 марта 2017 года №002/17.

Между председателем Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды и Теодоровичем В.Д. заключено дополнительное соглашение от 21 марта 2018 года к трудовому договору от 20 марта 2017 года №002/17, которым срок действия трудового договора продлен на один год с 21 марта 2018 года по 20 марта 2019 года.

Между председателем Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды и Теодоровичем В.Д. заключено также дополнительное соглашение от 18 марта 2019 года к трудовому договору от 20 марта 2017 года №002/17, которым срок действия трудового договора продлен на один год с 21 марта 2019 года по 20 марта 2020 года.

Пунктом 1.2 постановления администрации города Тынды от 14 августа 2018 года №1884 «О переименовании муниципальных учреждений дополнительного образования детско-юношеских спортивных школ» переименовано муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДЮСШ №3 города Тынды в муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа №1 города Тынды Амурской области».

Начальником Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды издан приказ от 2 августа 2019 года №52 о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания к директору Спортшколы №1 Теодоровичу В.Д., которое снято приказом начальника Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорту администрации города Тынды от 4 декабря 2019 года №93.

Приказом начальника Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды от 13 января 2020 года №1-к Теодорович В.Д. уволен с 16 января 2020 года в связи с прекращением действия трудового договора от 20 марта 2017 года №002/17.

Подпунктом 4.5.12 пункта 4.5 части 4 Положения о Комитете по физической культуре и спорту администрации города Тынды закреплено, что председатель Комитета осуществляет полномочия работодателя, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации.

Согласно пункту 1.16 части 1 Положения о Комитете по физической культуре и спорту администрации города Тынды Комитету подведомственно, в том числе, муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа №3 города Тынды.

Подпунктами 3, 5, 12 пункта 4.5 части 4 положения об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды установлено, что начальник Управления издает в пределах сферы деятельности Управления распоряжения и приказы, организует и контролирует их исполнение, дает указания по вопросам, связанным с организацией деятельности Управления, подлежащие обязательному выполнению муниципальными служащими Управления, проходящими муниципальную службу в Управлении, и иными работниками Управления, а также руководителями подведомственных учреждений, организует и контролирует их исполнение (3); является представителем нанимателя (работодателем) руководителям подведомственных учреждений, другим муниципальным служащим и иным работникам Управления (5); назначает и увольняет руководителей подведомственных учреждений, заключает и расторгает с ними трудовые договоры; применяет к ним поощрения и меры дисциплинарного взыскания, осуществляет иные полномочия работодателя, предусмотренные законодательством о труде в Российской Федерации (12).

Согласно подпункту 3 пункта 1.17 части 1 Положения об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды Управлению подведомственно и подотчетно, в том числе, муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа №1 города Тынды Амурской области».

Поскольку оспариваемые положения решений непосредственно регулируют правоотношения с участием административного истца, он был вправе обратиться в суд с настоящими административным исковым заявлением.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 3 статьи 43 указанного Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Тындинская городская Дума является постоянно действующим и единственным представительным органом местного самоуправления г.Тынды (часть 1 статьи 29 Устава города Тынды, утвержденного решением муниципального Совета г.Тынды от 27 июня 2005 года №266).

Тындинская городская Дума является представительным органом города Тынды (пункт 2 части 1 статья 29 Устава города Тынды, принятого решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года №221-Р-ТГД-VI).

К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся полномочия, указанные в части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу части 1 статьи 99 Устава города Тынды, утвержденного 27 июня 2005 года, Тындинская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения об удалении мэра города Тынды в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города Тынды.

На основании пункта 9.1 части 3 статьи 30 Устава Тындинской городской Думы, утвержденного 27 июня 2005 года, к полномочиям Тындинской городской Думы по решению вопросов местного значения отнесено принятие решения об учреждении органов администрации города Тынды и утверждении положений об органах администрации города Тынды, являющихся юридическими лицами, в соответствии с действующим законодательством.

В силу части 1 статьи 98 Устава города Тынды, принятого 26 декабря 2014 года, Тындинская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения об удалении мэра города Тынды в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города Тынды.

На основании пункта 12 части 2 статьи 31 Устава Тындинской городской Думы, принятого 26 декабря 2014 года, в исключительной компетенции Тындинской городской Думы находится принятие решения об учреждении органов администрации города Тынды и утверждении положений об органах администрации города Тынды, являющихся юридическими лицами, в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, оспариваемые решения Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376, 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII приняты административным ответчиком в пределах своих полномочий, установленных статьями 35, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 30, 99 Устава Тындинской городской Думы, утвержденного решением муниципального Совета г.Тынды 27 июня 2005 года №266, статьями 31, 98 Устава города Тынды, принятого решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года №221-Р-ТГД-VI.

Рассматривая возражения административного ответчика, заинтересованных лиц о ненормативном характере оспариваемых решений Тындинской городской Думы 22 ноября 2011 года №376, 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII, суд находит их несостоятельными.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 96 Устава города Тынды, утвержденного 27 июня 2005 года, в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты Тындинской городской Думы.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 96 Устава города Тынды, принятого 26 декабря 2014 года, в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты Тындинской городской Думы.

В соответствии со ст.33 Регламента Тындинской городской Думы, принятого решением Тындинской городской Думы от 13 мая 2010 года №129, согласно Уставу г.Тынды принятый городской Думой нормативный правовой акт, устанавливающий правила, обязательные для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами, находящимися на территории муниципального образования г.Тынды, направляется мэру города Тынды для подписания и опубликования в течение 10 дней (часть 1). Подписанный мэром города Тынды нормативный правовой акт городской Думы не позднее 10 дней со дня его поступления для подписания возвращается в городскую Думу с присвоенным ему номером и датой принятия (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 54 нормативного правового акта города Тынды от 13 марта 2014 года №3-НПА «Регламент Тындинской городской Думы» (принят решением Тындинской городской Думы от 13 марта 2014 года №82-Р-ТГД-VI) принятие нормативного правового акта оформляется соответствующим решением Думы по форме, утвержденной правовым актом Думы.

Решением Тындинской городской Думы от 12 апреля 2012 года №464 утверждено Положение «О муниципальных правовых актах города Тынды», в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.1 части 1 которого в систему муниципальных правовых актов города Тынды входят нормативные и иные правовые акты города Тынды.

Подпунктом 11 пункта 3.3 части 3 Положения «О муниципальных правовых актах города Тынды» закреплено, что механизм принятия муниципальных правовых актов включает в себя систематизацию и учет нормативно-правовых актов.

При этом в реестре нормативных правовых актов, принятых Тындинской городской Думой седьмого созыва сведения о принятии решения №75-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды» отсутствуют.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС Российской Федерации, главы 23 АПК Российской Федерации.

Оспариваемые административным истцом решения Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376, 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII приняты управомоченным представительным органом местного самоуправления – Тындинской городской Думой в пределах ее компетенции, установленной пунктом 9.1 части 3 статьи 30 Устава Тындинской городской Думы, утвержденного решением муниципального Совета г.Тынды 27 июня 2005 года №266, пунктом 12 части 2 статьи 31 Устава города Тынды, принятого решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года №221-Р-ТГД-VI, с соблюдением порядка их опубликования, как следует из анализа содержания решений, они устанавливают правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование отношений в сфере физической культуры и спорта, молодежной и семейной политики на территории муниципального образования города Тынды Амурской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом решения Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376, 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII имеют нормативно-правовой характер, в связи с чем требования об их оспаривании подлежат рассмотрению в порядке, установленном главой 21 КАС РФ и относятся к подсудности областного суда в качестве суда первой инстанции (пункт 2 части 1 статьи 20 КАС Российской Федерации).

Согласно подпунктам «в», «г» пункта 8 статьи 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд в частности выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

Частью 13 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок подписания и обнародования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования. Такой акт направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

В силу пункта 2 части 4 статьи 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Устава города Тынды, утвержденного 27 июня 2005 года, структуру органов местного самоуправления города Тынды составляют мэр города Тынды, представительный орган – Тындинская городская Дума.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 Устава города Тынды, принятого 26 декабря 2014 года, главой муниципального образования города Тынды является мэр города Тынды, представительным органом города Тынды – Тындинская городская Дума.

Нормативный правовой акт, принятый Тындинской городской Думой, направляется мэру города Тынды для подписания и опубликования в течение 10 дней. Мэр города Тынды имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом города Тынды. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Тындинскую городскую Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если мэр города Тынды отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Тындинской городской Думой. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Тындинской городской Думы, он подлежит подписанию мэром города Тынды в течение семи дней и обнародованию (часть 6 статьи 99 Устава Тындинской городской Думы, утвержденного 27 июня 2005 года; часть 6 статьи 98 Устава города Тынды, принятого 26 декабря 2014 года).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Устава города Тынды, утвержденного 27 июня 2005 года, к полномочиям мэра города Тынды отнесено подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативно правовых актов, принятых Тындинской городской Думой.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Устава города Тынды, принятого 26 декабря 2014 года, осуществляя функции высшего должностного лица города Тынды, мэр города Тынды подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Тындинской городской Думой.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, не ограничивает их самостоятельность в решении вопросов местного значения.

Таким образом, окончательное юридическое оформление принятый представительным органом местного самоуправления нормативный правовой акт получает только после фактического подписания и обнародования его главой муниципального образования. До подписания главой муниципального образования этот акт не может быть обнародован и обрести юридическую силу.

Вместе с тем, как установлено судом, не опровергнуто административным ответчиком, заинтересованными лицами и не оспаривалось ими в ходе производства по делу, оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты не подписаны мэром города Тынды, что противоречит вышеприведенным положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставам города Тынды.

Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод, о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что при принятии решений Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376 «Об учреждении Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды», 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды» нарушены положения части 13 статьи 35, пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пункта 2 части 1 статьи 49, части 6 статьи 99 Устава города Тынды, принятого 27 июня 2005 года, пункта 2 части 1 статьи 49, части 6 статьи 98 Устава города Тынды, принятого 26 декабря 2014 года.

Таким образом, пункт 2 решения Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376 «Об учреждении Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды» и приложение к решению Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376 Положение о комитете по физической культуре и спорту администрации города Тынды, пункт 1 решения Тындинской городской Думы от 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды» и приложение к решению Тындинской городской Думы от 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII Положение об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды подлежат признанию недействующими полностью, независимо от иных оснований и доводов, содержащихся в административном исковом заявлении, со дня их принятия.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения в газете «Авангард».

Оснований для вынесения в прядке ст.200 КАС РФ частного определения в адрес Тындинской городской Думы суд не усматривает.

Руководствуясь ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования административного истца Теодоровича В.Д. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 2 решения Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376 «Об учреждении Комитета по физической культуре и спорту администрации города Тынды» и приложение к решению Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №376 Положение о Комитете по физической культуре и спорту администрации города Тынды.

Признать недействующим со дня принятия пункт 1 решения Тындинской городской Думы от 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды» и приложение к решению Тындинской городской Думы от 16 февраля 2019 года №75-Р-ТГД-VII Положение об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации города Тынды.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Авангард».

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г.Новосибирск, ул.Ломоносова, д.57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Л. Костырева

Решение в окончательной форме принято 3 марта 2022 года.

Председательствующий судья Е.Л. Костырева

Дело №3а-18/2022