ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-128/2022 от 13.07.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2022 года г.Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Костыревой Е.Л.,

при секретаре Барановой В.А.,

с участием административных истцов Юраш Ю.В., прокурора отдела прокуратуры Амурской области Ненадо М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Свободненского городского прокурора, действующего в интересах Юраш Ю.В., о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

и.о. Свободненского городского прокурора, действующий в интересах Юраш Ю.В., обратился в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что согласно статье 46 Конституции РФ, пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года гражданам гарантировано право на судебную защиту, которое включает и право на исполнение судебного акта в разумный срок. Общий срок неисполнения решения суда от 22 июня 2021 года, исчисляемый со дня предъявления исполнительного документа к исполнению, составляет (на 6 июня 2022 года) 9 месяцев 24 дня. Срок неисполнения решения суда более 9 месяцев существенно превышает двухмесячный срок, установленный частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», даже с учетом процедур, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для выполнения которых требовалось определенное время, срок исполнения судебного акта не является разумным. Длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда. Вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда Амурской области от 22 июня 2021 года удовлетворены исковые требования Свободненского городского прокурора и на администрацию города Свободного возложена обязанность предоставить Юраш Ю.В. жилое помещение на территории муниципального образования города Свободного, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. 13 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Свободному и Свободненскому району возбуждено исполнительное производство . В рамках исполнительного производства в соответствии со статьей 105 Закона об исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем принимались меры по исполнению судебного акта. В материалах исполнительного производства имеются ответы администрации города Свободного, согласно которым в муниципальной собственности отсутствует свободное жилое помещение, соответствующее требованиям, содержащимся в решении суда. Решение Свободненского городского суда Амурской области от 22 июня 2021 года не исполнено, исполнительное производство не окончено. Учитывая, что в результате длительного неисполнения судебного акта Юраш Ю.В. на протяжении более 9 месяцев лишена гарантированного ей законом и установленного вступившим в законную силу судебным постановлением права на жилище. При этом она является матерью четверых детей, что свидетельствует о таких жизненных обстоятельствах, в которых наиболее нужна гарантированная социальная и материальная поддержка.

Поскольку вступившее в законную силу решение суда касается обеспечения права Юраш Ю.В. на жилище в муниципальном жилищном фонде, заявитель относится к социально незащищенной категории населения, не обладает необходимыми юридическими знаниями для самостоятельной защиты нарушенного права в судебном порядке.

Просит суд взыскать с администрации города Свободного Амурской области за счет средств местного бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей.

Определением суда от 21 июня 2022 года к участию в деле привлечены в качестве ответчиков муниципальное образование города Свободный и Финансовое управление администрации города Свободный.

Представители административных ответчиков муниципального образования г.Свободный и Финансового управления администрации города Свободного в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей; представители заинтересованных лиц министерства социальной защиты населения Амурской области, правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, МОСП по г.Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области, УФССП России по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В соответствии со статьями 150, 258 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В письменном отзыве на административное исковое заявление Финансовое управление администрации г.Свободный указало, что средства на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот должны поступать из областного бюджета, в связи с чем данная функция в компетенцию Финансового управления города Свободный не входит. Главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации города Свободный переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в связи с чем у администрации города Свободный отсутствует возможность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по независящим от органа местного самоуправления непреодолимым обстоятельствам. Также главным распорядителем бюджетных средств выделяются средства из федерального и областного бюджета, но в связи с увеличением роста численности детей-сирот данных средств не хватает для обеспечения всех детей-сирот жилыми помещениями. Заявителем не обоснован размер требуемой компенсации и не предоставлены доказательства негативных последствий, а также понесенных убытков в результате неисполнения судебного акта от 22 июня 2021 года. У администрации города Свободный отсутствует реальная возможность исполнения решения суда от 22 июня 2021 года в разумный срок по независящим от них обстоятельствам, а также администрацией города Свободный и главным распорядителем бюджетных средств предпринимаются все необходимые меры для исполнения данного судебного решения от 21 июня 2021 года, в связи с чем размер компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей не подтвержден, необоснованно завышен и не подлежит удовлетворению.

В письменном отзыве на административное исковое заявление администрация города Свободный с заявленными требованиями не согласилась, указав, что администрацией города предпринимаются необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в настоящее время невозможно по независящим от администрации города причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету. Администрация города ведет переписку с министерством социальной защиты населения Амурской области, министерством финансов Амурской области, правительством Амурской области. Администрацией города направляется информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Всего необходимо предоставить 260 квартир вышеуказанной категории граждан по решениям Свободненского городского суда. В настоящее время главный распорядитель бюджетных средств (министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации города Свободный переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в связи с чем у администрации города Свободный, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствует реальная возможность по обеспечению Юраш Ю.В. жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам. В 2021 году исполнено часть решений Свободненского городского суда, вынесенных в 2016 году. Со стороны администрации города Свободный отсутствуют факты нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, а как следствие отсутствуют основания для присуждения компенсации. В местном бюджете не предусмотрены расходы на реализацию прав сирот. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются по дате вступления решения суда в законную силу. На основании вышеизложенного требования истца администрация города Свободного считает не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В письменном отзыве на административное исковое заявление правительство Амурской области указывает, что учитывая период неисполнения требований, с момента поступления исполнительного листа на исполнение и до момента предъявления иска о присуждении компенсации, а также меры, предпринятые администрацией г.Свободный по исполнению судебного решения, необходимость соблюдения ряда процедур, срок исполнения судебного акта отвечает критерию разумности. В административном исковом заявлении и.о. Свободненского городского прокурора не приведены уважительные причины, которые препятствуют гражданину самостоятельно обратиться в суд с таким заявлением. Таким образом, заявленные требования прокурора не направлены на защиту прав и законных интересов гражданина, который относится к числу лиц, имеющих право требовать присуждения компенсации, и по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд с таким заявлением, следовательно, полномочия на подачу указанного иска у прокурора отсутствуют. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

В письменном отзыве на административное исковое заявление министерство социальной защиты населения Амурской области указало, что субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке, установленном правительством области. В соответствии с Порядком расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113, субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Министерство социальной защиты населения Амурской области как главный распорядитель средств областного бюджета на финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление органам местного самоуправления. В настоящее время в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем в Амурской области, включено 3716 человека, из них в возрасте: от 14 лет до 18 лет - 447 человек; от 18 лет и старше - 3269 человек, из них имеют неисполненные судебные решения 1112 человек. Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, в установленном законом порядке были доведены до министерства, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов. Министерством, как главным распорядителем денежных средств, предприняты все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Размер заявленной компенсации необоснованно завышен. Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Амурской области Ненадо М.С. поддержала требования административного иска, пояснив, что неисполнение судебного решения нарушает право Юраш Ю.В. на исполнение судебного акта в разумный срок, а также гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище.

В судебном заседании административный истец Юраш Ю.В. просила удовлетворить требования административного иска, пояснив, что решение суда не исполнено, ее право на жилище нарушено, поскольку она вынуждена арендовать жилье за собственные средства, при этом она обучается в колледже и имеет четверых малолетних детей – Ф.И.О.1 г.р., Ф.И.О.2, г.р., Ф.И.О.3, года рождения, Ф.И.О.4, года рождения.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 КАС РФ.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», частью 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как следует из материалов дела, Юраш Юлия Валерьевна, года рождения, уроженка г, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от 22 июня 2021 года на администрацию города Свободный Амурской области возложена обязанность предоставить Юраш Ю.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории города Свободный (общей площадью не менее 18 кв.м.).

Материалы гражданского дела №2-854/2021 содержат ходатайство старшего помощника Свободненского городского прокурора от 9 августа 2021 года о выдаче исполнительного листа.

11 августа 2021 года исполнительный лист Свободненской городской прокуратурой направлен в МОСП по городу Свободному и Свободненскому району для исполнения.

12 августа 2021 года исполнительный лист поступил в МОСП по городу Свободному и Свободненскому району на исполнение.

13 августа 2021 года ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника администрации города Свободный Амурской области.

Исполнительное производство до настоящего времени не окончено.

Настоящее административное исковое заявление и.о. Свободненского городского прокурора, действующего в интересах Юраш Ю.В., о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок поступило в Амурский областной суд 17 июня 2022 года.

Согласно п.55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Таким образом общая продолжительность исполнения решения суда от 22 июня 2021 года, исчисляемая со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (12 августа 2021 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (17 июня 2022 года), составила 10 месяцев 5 дней, а на день рассмотрения дела судом (13 июля 2022 года) – 11 месяцев 1 день. Период с момента вступления решения суда в законную силу (27 июля 2021 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (17 июня 2022 года), составил 10 месяцев 22 дня, а на день рассмотрения дела судом (13 июля 2022 года) – 11 месяцев 17 дней.

Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

По общему правилу, установленному в статье 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Поскольку решением Свободненского городского суда Амурской области от 22 июня 2021 года не был установлен срок для исполнения решения суда, оно должно было быть исполнено в срок, предусмотренный статьей 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а именно в течение двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Принимая во внимание часть 4 статьи 250 КАС РФ, у Юраш Ю.В. наступило право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Из материалов дела усматривается, что службой судебных приставов предпринимались все предусмотренные законом меры для исполнения решения суда. В адрес должника судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда в установленный срок. В ответ от администрации города Свободный поступали письма, в которых указывалось на отсутствие в муниципальной собственности свободного жилого помещения и возможности исполнения решения суда в пределах выделенных бюджетных средств.

Со стороны суда также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части неясностей не содержит.

Особенность предмета исполнительного производства предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, которым в установленный срок решение суда исполнено не было, не исполнено оно и до настоящего времени.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции РФ).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п.«ж» и «ж.1» ч.1).

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).

В частности, данный Федеральный закон в ст.8 предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) (ст.5).

Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подп. «ж» п.1 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.

Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ч.9 ст.3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Учитывая изложенное, а также решение Свободненского городского суда Амурской области от 22 июня 2021 года, суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются муниципальное образование г.Свободный, как главный распорядитель субвенций, выделенных субъектом на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и Финансовое управление администрации города Свободный, как финансовый орган администрации города Свободный, осуществляющий бюджетный процесс в городе Свободный.

Из материалов дела следует, что в муниципальном образовании г.Свободный отсутствует свободный жилищный фонд, пригодный для исполнения решения в отношении Юраш Ю.В. Денежные средства для пополнения жилищного фонда в муниципальном образовании отсутствуют.

Из материалов дела также следует, что администрация г.Свободный неоднократно обращалась в министерство социальной защиты населения Амурской области, министерство финансов Амурской области, губернатору Амурской области с просьбой предусмотреть в бюджете Амурской области дополнительную субвенцию муниципальному образованию городу Свободный на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ответах министерством социальной защиты населения Амурской области сообщалось, что в Амурской области более 3 тысяч детей-сирот имеют право на получение жилого помещения, из них неисполненные судебные решения имеют 1112 человек.

По информации министерства финансов Амурской области обеспечение лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, а также финансовая поддержка из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется с единым и формализованными для всех субъектов Российской Федерации методиками, основания для принятия решения об увеличении размера субвенции администрации города Свободный, как отдельно взятому муниципальному образованию не представляется возможным. Дополнительные средства на указанные цели могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур в 2022 году.

Давая оценку представленным в материалы дела доказательствам по правилам статьи 84 КАС РФ, судом учитывается, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений, в связи с чем доводы административных ответчиков об отсутствии достаточного финансирования, отсутствие свободного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствии вины в неисполнении решения суда являются несостоятельными, поскольку не подтверждают наличие непреодолимых препятствий для исполнения решения суда.

Судом принимается во внимание то обстоятельство, что администрацией города Свободный предпринимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа, вместе с тем, реализация указанных мероприятий в течение длительного времени не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению жилого помещения Юраш Ю.В., до настоящего времени решение суда от 22 июня 2021 года, вступившее в силу 27 июля 2021 года, не исполнено, жилое помещение административному истцу не предоставлено. Поэтому такие меры не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными.

При этом материалы дела свидетельствуют о том, что административный истец за задержку исполнения решения суда ответственность не несет, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат. Отсутствие свободных жилых помещений на территории г.Свободный либо недостаточность денежных средств на строительство и приобретения жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что материалами дела установлено нарушение права Юраш Ю.В. на исполнение судебного акта в разумный срок.

Как следует из п.40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации.

Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 КАС РФ).

Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу административного истца, суд приходит к следующему.

Административным истцом заявлена сумма компенсации в размере 500 000 рублей. В обоснование указанной суммы Юраш Ю.В. и прокурором приведены доводы о том, что неисполнение судебного решения нарушает право Юраш Ю.В. на исполнение судебного акта в разумный срок, а также гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

Кроме этого, судом учитывается, что согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу Юраш Ю.В., с учетом указанных требований закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая требования административного истца, того, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, общую продолжительность исполнения указанного выше решения со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов и до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать, 10 месяцев 5 дней (с 12 августа 2021 года до 17 июня 2022 года), а также срок с момента вступления решения суда в законную силу и до дня рассмотрения настоящего дела в суде, 11 месяцев 17 дней (с 27 июля 2021 года до 13 июля 2022 года), существенную значимость и последствия для административного истца Юраш Ю.В., которая в результате длительного неисполнения решения суда лишена гарантированного ей законом и установленного судебным актом права на жилище, того, что компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, а также с учетом принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца и полагает необходимым присудить в ее пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 рублей.

Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать установленный судом факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

В остальной части заявленной суммы требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Вопреки доводам письменных возражений об отсутствии у прокурора полномочий на обращение в суд с иском в интересах Юраш Ю.В. прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в силу ст.39 КАС РФ.

Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» содержит разъяснения о том, что согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в защиту интересов гражданина, который относится к числу лиц, имеющих право требовать присуждения компенсации, и по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд с таким заявлением.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии у прокурора предусмотренных законом оснований для обращения с настоящим иском в интересах Юраш Ю.В., поскольку Юраш Ю.В. относится к категории граждан, которые относятся к числу лиц, имеющих право требовать присуждения компенсации, имеет четверых малолетних детей, что судом признано уважительной причиной невозможности самостоятельно обратиться в суд с таким заявлением.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление и.о. Свободненского городского прокурора, действующего в интересах Юраш Юлии Валерьевны, удовлетворить в части.

Взыскать с муниципального образования города Свободный Амурской области в лице Финансового управления администрации города Свободный за счет средств бюджета муниципального образования города Свободный в пользу Юраш Юлии Валерьевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, перечислив платеж получателю Юраш Юлии Валерьевне по следующим реквизитам: счет , , ИНН , БИК , кор.счет .

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований и.о. Свободненского городского прокурора, действующего в интересах Юраш Ю.В., отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г.Новосибирск, ул.Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Костырева Е.Л.

Решение в окончательной форме принято 15 июля 2022 года.

Председательствующий Костырева Е.Л.

1версия для печатиДело № 3а-128/2022 ~ М-92/2022 (Решение)