РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Смышляевой О. В., при помощнике судьи Такаевой А.А., с участием прокурора Ищенко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1291/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов городского округа Щелково Московской области о признании недействующим п. 1.3 решения Совета депутатов городского округа Щелково № 29/3-8-НПА в части, со дня принятия, возложении обязанности принять нормативный заменяющий правовой акт, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства административным иском к Совету депутатов городского округа Щелково Московской области о признании недействующим п. 1.3 решения Совета депутатов городского округа Щелково № 29/3-8-НПА в части, со дня принятия, возложении обязанности принять нормативный заменяющий правовой акт. В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 60486 кв.м, относящегося к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, с видом разрешенного использования – для размещения туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, с.п. Огуднево, с. Петровское. Пунктом 11 решения Совета депутатов с.п. Огудневское Щелковского муниципального района от 29.03.2012 № 152 «О земельном налоге», действующим с 01.01.2015 до 31.12.2019, для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для детских (оздоровительных) лагерей действовала налоговая ставка в размере 0,5 процента. Пунктом 1 оспариваемого решения Совета депутатов городского округа Щелково от 14.10.2019 № 29/3-8-НПА «О земельном налоге на территории городского округа Щелково Московской области», применяемого на основании п. 8 решения к правоотношениям, возникшим с 01.01.2020, на территории городского округа Щелково установлены налоговые ставки в зависимости от категории и вида разрешенного использования земельных участков от 0,25 до 1,5 процентов. Согласно указанному решению для земельного участка истца применяется налоговая ставка на основании п. 1.3 решения в размере 1,5 процента. Увеличение налоговой ставки в 3 раза для его земельного участка произведено с нарушением требований п.п. 1, 3, 4 ст. 3 НК РФ в отсутствие экономического обоснования, без учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога. Ссылаясь на положения ст. 6 НК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просил признать не действующим со дня принятия пункт 1.3 Решения Совета Депутатов городского округа Щёлково Московской области № 29/3-8-НПА «О земельном налоге на территории городского округа Щёлково Московской области» в редакции Решения Совета депутатов городского округа Щелково МО от 10.06.2020 № 124/13-21-НПА, в части установления ставки земельного налога в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков в той мере, в которой указанная норма распространяет действие установленной ставки налога на категорию земель - Для размещения туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций. Возложить на Совет Депутатов городского округа Щёлково Московской обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий в пункт 1.3 Решения Совета Депутатов городского округа Щёлково Московской области № 29/3-8-НПА «О земельном налоге на территории городского округа Щёлково Московской области» в редакции Решения Совета депутатов городского округа Щелково МО от 10.06.2020 № 124/13-21-НПА в признанной недействующей части. В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представитель административного ответчикав судебном заседании против удовлетворения требований возражал. Указывал, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят и опубликован в установленном законом порядке, прав административного истца не нарушает. Прокурор в судебном заседании дал заключение, согласно которому полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежащим образом. Заслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, в том числе, если такой акт противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа, решение этих вопросов находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Из материалов дела следует, что истец с 11.09.2012 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 60486 кв.м, относящегося к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, с видом разрешенного использования – для размещения туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>. Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации). Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным Кодексом(глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15, статья 387 названного Кодекса). Согласно ч. 2 ст. 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Судом установлено, что Пунктом 1 решения Совета депутатов городского округа Щелково от 14.10.2019 № 29/3-8-НПА «О земельном налоге на территории городского округа Щелково Московской области», применяемого на основании п. 8 решения к правоотношениям, возникшим с 01.01.2020, на территории городского округа Щелково установлены налоговые ставки в зависимости от категории и вида разрешенного использования земельных участков от 0,25 до 1,5 процентов. Согласно указанному решению для земельного участка истца применяется налоговая ставка на основании п. 1.3 решения в размере 1,5 процента. Решение принято уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования, нарушений процедуры принятия не установлено, истец на таковые не указывал. Как следует из материалов дела с 01.01.2015 до 31.12.2019 для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для детских (оздоровительных) лагерей действовала налоговая ставка в размере 0,5 процента. Оспариваемым решением указанные земельные участки отнесены к прочим участкам, для которых установлена налоговая ставка в размере 1,5 процента. Решение Совета Депутатов городского округа Щёлково «О земельном налоге на территории городского округа Щёлково Московской области» принят с повышенной ставкой налога до 1,5 % в связи с образованием нового муниципального образования городской округ Щёлково, в состав которого вошли все городские и сельские поселения, ранее входившие в состав Щёлковского муниципального района, на основании Закона Московской области от 28.12.2018 №258/2018-03 «Об организации местного самоуправления на территории Щёлковского муниципального района», а также в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены большим объемом полномочий по решению вопросов местного значения. Из пояснительной записки к проекту решения следует, что в местных бюджетах средств для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения крайне недостаточно. Федеральное бюджетное законодательство жестко закрепляет доходные источники за всеми уровнями бюджетной системы. Доходную базу местных бюджетов формирует ограниченный перечень налогов. Одним из основных бюджетообразующих налогов является земельный налог. В соответствии с Распоряжением от 30.11.2017 № 13ВР-1766 Министерства имущественных отношений Московской области в 2018 году проведена государственная оценка кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области. Проведенный сравнительный анализ кадастровой стоимости отдельных земельных участков из открытых источников до и после проведения в 2018 году государственной кадастровой оценки земельных участков свидетельствует о снижении в 1,5 - 2,5 раза стоимости земельных участков поотдельным муниципальным образованиям, ранее входивших в состав Щёлковского муниципального района, что соответственно приведет к снижению поступлений данного налога в бюджет округа. Так, в соответствии с отчетом Налоговой инспекции по форме 5-МН «О налоговой базе и структуре начислений по местным налогам» начисления по земельному налогу по городскому округу Щёлково в 2019 году снизились в 1,5 раза, по сравнению с 2018 годом (с 758 млн. руб. за 2018 год до 513 млн. руб. за 2019 год), т.е. после проведенной государственной кадастровой оценки земельных участков в Московской области. Бюджет городского округа Щёлково имеет социальную направленность, в связи с чем решение предусматривает налоговые ставки в соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, что позволит бюджету городского округа минимизировать потери от снижения результатов государственной кадастровой оценки земель, выровнять налоговую нагрузку на плательщиков земельного налога на всей территории городского округа Щёлково и укрепить доходную базу бюджета городского округа Щёлково для реализации возложенных на Администрацию городского округа Щёлково полномочий. Из материалов дела следует, что проект оспариваемого решения согласован межрайонной ИМНС России по Московской области, имеется заключение Контрольной счетной палаты г.о. Щелково Московской области, нарушений не выявлено. Согласно отчету об исполнении бюджета г.о. Щелково Московской области за 2020 г. в итоге бюджет являлся профицитным, однако данный профицит являлся незначительным и мог быть достигнут, в том числе, за счет установления правильных ставок налога (превышение доходов всего на 402 599, 8 тыс. руб.). Согласно ст. 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Судом установлено, что с 2013 г. по 2019 г. для всех иных городских поселений Щелковского муниципального района Московской области (до образования г.о. Щелково) налоговая ставка для «Прочие земельные участки» была установлена в размере 1,5%, и только для административного истца она была равна 0,5%. Следовательно, ссылка представителя административного истца о том, что ставка налога для ВРИ его земельного участка экономически не обоснована, судом отклоняется. Доводы административного истца в части тех, что фактически сводятся к несогласию с размером установленной ставки земельного налога со ссылкой на п. 3 ст. 3 НК РФ, нельзя признать убедительными. Сокращение ставок налога существенным образом скажется на доходной части бюджета именно г.о. Щелково. Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание, а не обоснование.При этом размер налоговой ставки 1,5% определен в пределах, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, оспариваемым решением права, свободы и законные интересы административного истца не нарушаются. Доводы ФИО1 о том, что деятельность по использованию земельного участка в предпринимательских целях является убыточной, а также ссылка истца на договор аренды участка, площадью 60 486 кв.м, и двух нежилых зданий, площадью 1442,7 кв.м и 616,6 кв.м, расположенных на нем, по цене 10 000 руб. за все объекты, суд оценивает критически и отклоняет. Так, в соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно ответу ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» средний рыночной размер арендной платы по Московской области за объекты недвижимости (нежилые здания), расположенные на земельном участке составляет 520 000 – 550 000 руб. в месяц при арендной ставке 250 руб. за квадратный метр за месяц. Таким образом, ФИО1, осуществляя предпринимательскую деятельность в убыток, сдавая в аренду все объекты недвижимости, включая земельный участок, за 10 000 руб., риск несения бремени расходов по содержанию своего имущества принимает на себя. Кроме того, судом установлено, что лишь две организации на территории Московской области включены в реестр лиц, имеющих правона оказание деятельности по организации детского отдыха, среди которых ИП ФИО1 отсутствует. С учетом изложенного, суд критически относится к доводам представителя истца о том, что использование земельного участка в соответствии с ВРИ, указанным в выписке из ЕГРН, является убыточной деятельностью, не позволяющей оплатить налог, исходя из 1,5% ставки. Кроме того, судом установлено, что налог за 2019 г. и за 2020 г. ИП ФИО1 оплачен в полном объеме. Кадастровая стоимость земельного участка истца на 2020 год составила 58 136 118 руб. Истец, являясь индивидуальным предпринимателем, используя земельный участок в предпринимательских целях, мер к возможному снижению налогового бремени не предпринимал. С иском о снижении кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также с заявлением в администрацию о снижении ставки налога с представлением необходимых документов, он не обращался. С учетом изложенного, доказательств того, что при установлении налоговой ставки не учтена фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, а также о том, что такая способность у ФИО1 отсутствует, суду не представлено. Разрешая требования истца о возложении обязанности на ответчика принять новый нормативный правовой акт, суд приходит к выводу, что они не основаны на законе и противоречат положениям ст. 10, 12 Конституции РФ и главы 21 КАС, в удовлетворении данных требований необходимо отказать. При таких обстоятельствах, иск не подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РЕШИЛ: в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к С. Д. городского округа Щелково Московской области о признании недействующим со дня принятия п. 1.3 решения Совета депутатов городского округа Щелково № 29/3-8-НПА «О земельном налоге на территории г.о. Щелково Московской области» от 14.10.2019 (в редакции решения Совета депутатов городского округа Щелково Московской области от 10.06.2020 № 124/13-21-НПА) в части установления ставки налога в размере 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков в той мере, в которой указанная норма распространяет свое действие ставки налога на категорию земель «Для размещения туристических баз, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболовства и охотника, детских туристических станций, возложении обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий п. 1.3 решения Совета депутатов городского округа Щелково № 29/3-8-НПА «О земельном налоге на территории г.о. Щелково Московской области» в признанной недействующей части отказать в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Судья О.В. Смышляева Срок изготовления мотивированного решения –07.12.2021 |