ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1293/19 от 04.08.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2019-001321-69

Дело № 3а-255/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2020 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при секретаре Гатиной О.Ф.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Поносова А.В., представителя административных истцов Чупиной М.И., действующей на основании доверенностей, представителя административного ответчика Треногиной А.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Абрамова Владимира Александровича, Гопаченко Татьяны Игнатьевны, Кустовой Людмилы Николаевны, Килина Сергея Григорьевича к Думе Чайковского городского округа о признании недействующим в части приложение к решению Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе» утвержден прилагаемый размер платы на услуги по содержанию жилого помещения, предоставляемые населению на территории административного центра округа – города Чайковского, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом с 1 мая 2019 года (т. 1 л.д. 26).

Приложением к данному решению является «Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории административного центра округа – города Чайковского, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или об установлении размера платы за содержание жилого помещения» (т. 1 л.д. 27).

Размер платы за содержание жилья, приведенный в приложении, устанавливался исходя из степени благоустройства домов, поэтому для разных категорий домов установлен различный размер платы, а именно: 1. Жилые дома со всеми видами благоустройства, с лифтом и мусоропроводом – 22 рубля 43 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 2. Жилые дома со всеми видами благоустройства, с лифтом, без мусоропровода – 21 рубль 27 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 3. Жилые дома со всеми видами благоустройства, с мусоропроводом, без лифта – 18 рублей 20 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 4. Жилые дома с лифтом и мусоропроводом, имеющие не все виды благоустройства – 22 рубля 22 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 5. Жилые дома со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода – 17 рублей 04 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 6. Жилые дома со всеми видами благоустройства, с лифтом и мусоропроводом – 22 рубля 43 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 7. Жилые дома пониженной капитальности со всеми видами благоустройства – 14 рублей 52 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 8. Жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства – 14 рублей 22 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 9. Жилые неблагоустроенные дома пониженной капитальности – 9 рублей 08 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц.

Данное решение опубликовано в «Вестнике местного самоуправления» в приложении к газете «Огни Камы» от 26 апреля 2019 года № 12 (т. 1 л.д. 28-36).

Решением Думы Чайковского городского округа от 19 июня 2019 года № 223 внесены изменения в решение Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе», согласно которым, в том числе, пункт 1 изложен в следующей редакции: «Утвердить с 1 мая 2019 года прилагаемый размер платы на услуги по содержанию жилого помещения, предоставляемые населению административного центра округа – города Чайковского, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» (т. 2 л.д. 24).

Абрамов В.А., Гопаченко Т.И., Кустова Л.Н. обратились в суд с административным иском к Думе Чайковского городского округа о признании не действующим со дня принятия размер платы за содержание жилого помещения «Жилые дома со всеми видами благоустройства без лифта и мусоропровода – 17,04 руб./кв.м.», утвержденный пунктом 1 Решения Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе» (т. 1 л.д. 6-11).

В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит положениям пункта 5.3 Решения Думы Чайковского городского поселения от 19 октября 2017 года № 523 «Об утверждении Положения о регулировании цен (тарифов) органами местного самоуправления Чайковского городского поселения», поскольку установленный с 01 мая 2019 года размер платы за содержание жилья, установленный Решением Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178, превышает индекс потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю за год, предшествующий году установления платы. Данный нормативный правовой акт нарушает их права, в связи с тем, что они являются субъектами правоотношений, регулируемых данным правовым актом. Многоквартирные жилые дома, в которых они проживают, относятся к пятому типу «Жилые дома со всеми видами благоустройства без лифта и мусоропровода».

Определением суда от 02 марта 2020 года к участию в деле в качестве административного соистца допущен Килин С.Г., являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, находящегося в жилом доме восьмого типа «Жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства».

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные истцы Абрамов В.А., Гопаченко Т.И., Кустова Л.Н., Килин С.Г., уточнили предмет заявленных требований, в окончательной редакции просили признать не действующими со дня вступления в законную силу с 01 мая 2019 года Приложение к Решению Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе», определяющее размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории административного центра округа – города Чайковского, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или об установлении размера платы за содержание жилого помещения, в части: строки 5 «Жилые дома со всеми видами благоустройства без лифта и мусоропровода – 17,04 руб. за 1 м2; строки 8 «Жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства – 14,22 руб. за 1м2.

Административные истцы Абрамов В.А., Гопаченко Т.И., Кустова Л.Н., Килин С.Г. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административных истцов Чупина М.И. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, с учетом его уточнения.

Представитель административного ответчика Треногина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, которые по существу сводятся к тому, что при принятии оспариваемого решения цифровое значение платы определено путем индексации значений, определенных решением Думы Чайковского городского поселения от 21 декабря 2017 года № 545 «Об установлении размеров платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском поселении», в соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю за 2018 год (103,8%), а также увеличен на процент роста НДС в сфере жилищно-коммунальных услуг с 01 января 2019 года (101,7%). Применение роста НДС в сфере жилищно-коммунальных услуг было применено по аналогии с индексацией коммунальных услуг распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2018 года № 249 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03 августа 2018 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (т. 2 л.д. 2-6).

Заинтересованные лица администрация Чайковского городского округа, Глава Чайковского городского округа в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от представителя поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

По вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 2 статьи 154 этого же кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Частями 1 и 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание жилого помещения в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, для собственников жилого помещения предусмотрено частью 4 статьи 158 поименованного Кодекса.

Частью 1 статьи 20 Устава Чайковского городского округа (далее – Устав) (т. 2 л.д. 47-79) предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления Чайковского городского округа входят представительный орган муниципального образования – Дума Чайковского городского округа; глава муниципального образования – глава городского округа – глава администрации Чайковского городского округа; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация Чайковского городского округа; контрольно-счетный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата Чайковского городского округа.

В исключительной компетенции Думы Чайковского городского округа находится принятие решения об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункт 6 части 7 статьи 21 Устава).

Решением Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе» утвержден прилагаемый размер платы на услуги по содержанию жилого помещения, предоставляемые населению на территории административного центра округа – города Чайковского, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом с 1 мая 2019 года (т. 1 л.д. 26).

Приложением к данному решению является «Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории административного центра округа – города Чайковского, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или об установлении размера платы за содержание жилого помещения» (т. 1 л.д. 27).

Размер платы за содержание жилья, приведенный в приложении, устанавливался исходя из степени благоустройства домов, поэтому для разных категорий домов установлен различный размер платы, а именно: 1. Жилые дома со всеми видами благоустройства, с лифтом и мусоропроводом – 22 рубля 43 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 2. Жилые дома со всеми видами благоустройства, с лифтом, без мусоропровода – 21 рубль 27 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 3. Жилые дома со всеми видами благоустройства, с мусоропроводом, без лифта – 18 рублей 20 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 4. Жилые дома с лифтом и мусоропроводом, имеющие не все виды благоустройства – 22 рубля 22 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 5. Жилые дома со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода – 17 рублей 04 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 6. Жилые дома со всеми видами благоустройства, с лифтом и мусоропроводом – 22 рубля 43 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 7. Жилые дома пониженной капитальности со всеми видами благоустройства – 14 рублей 52 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 8. Жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства – 14 рублей 22 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц; 9. Жилые неблагоустроенные дома пониженной капитальности – 9 рублей 08 коп. за 1 кв.м. общей площади в месяц.

Данное решение опубликовано в «Вестнике местного самоуправления» в приложении к газете «Огни Камы» от 26 апреля 2019 года № 12 (т. 1 л.д. 28-36).

Чайковское городское поселение преобразовано путем выделения Чайковского городского поселения из состава Чайковского муниципального района и наделения его статусом городского округа. Правовые, территориальные, организационные и финансовые особенности преобразования Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ урегулированы Законом Пермского края от 26 марта 2018 года № 212-ПК «О преобразовании Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ» (далее по тексту – Закон № 212-ПК).

Статьей 8 Закона № 212-ПК предусмотрено, что нормативные правовые акты Чайковского городского поселения действуют на территории Чайковского городского округа в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Пермского края, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края, а также Уставу Чайковского городского округа, муниципальным правовым актам Чайковского городского округа, до признания их утратившими силу в установленном порядке.

В соответствии с требованиями Закона № 212-ПК, решения Чайковской городской Думы от 21 сентября 2018 года № 13 «О вопросах правопреемства» Дума Чайковского городского округа является правопреемником Думы Чайковского городского поселения, администрация Чайковского городского округа является правопреемником администрации Чайковского городского поселения в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Решением Думы Чайковского городского округа от 19 июня 2019 года № 223 внесены изменения в решение Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе», согласно которым, в частности, пункт 1 изложен в следующей редакции: «Утвердить с 1 мая 2019 года прилагаемый размер платы на услуги по содержанию жилого помещения, предоставляемые населению административного центра округа – города Чайковского, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» (т. 2 л.д. 24).

Учитывая данные правовые нормы, а также предписания части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации и положения Устава Чайковского городского округа, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка принятия данного акта и его опубликования.

Проверяя соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Абрамов В.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ****; Гапоненко Т.И. зарегистрирована и проживает в качестве члена семьи собственников А1. и А2., в жилом помещении, расположенном по адресу: ****; Кустова Л.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ****; К. является нанимателем муниципальной квартиры, расположенной по адресу: ****.

Многоквартирные жилые дома, расположенные в Пермском крае в городе Чайковский, по следующим адресам: ****, относятся к 5 типу «Жилые дома со всеми видами благоустройства без лифта и мусоропровода»; а многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ****, относится к 8 типу «Жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства», что подтверждается анкетами многоквартирных домов. Отнесение указанных многоквартирных домов к вышеуказанным типам домов представителем административного ответчика в судебным заседании не оспаривалось.

Из представленных в материалы дела договоров управления указанными многоквартирными домами, заключенных с собственниками помещений в данных многоквартирных домах, и управляющими компаниями, следует, что размер платы за содержание жилого помещения определяется исходя из тарифа, утвержденного органом местного самоуправления. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что общим собранием собственников помещений в многоквартирных жилых домах иной размер платы за содержание жилья не утверждался.

Таким образом, административные истцы являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом в части.

При этом административные истцы отмечают, что размер платы за содержание жилья, установленный для 5 и 8 типов многоквартирных домов, в которых они проживают, определен в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации.

С 01 января 2018 года действовала плата за содержание жилого помещения (без расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Чайковского городского поселения, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или об установлении размера платы за содержание жилого помещения, установленная решением Думы Чайковского городского поселения от 21 декабря 2017 года № 545 «Об установлении размеров платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском поселении».

Размер платы за содержание жилого помещения был дифференцирован по степени благоустройства многоквартирных домов.

В январе 2019 года в администрацию Чайковского городского округа поступили письма управляющих компаний (ООО «***», ООО «УК «***») об увеличении размера платы за содержание жилых помещений, установленного решением Думы Чайковского городского поселения от 21 декабря 2017 года № 545. Основанием для изменения размера платы обозначено изменение экономических условий хозяйствования организаций, влияющее на стоимость выполненных работ (оказанных услуг).

Данные обстоятельства явились поводом для пересмотра размера платы за содержание жилья. При этом для применения метода экономически обоснованных расходов и оценки фактических затрат и их влияния на утвержденный тариф, документов и расчетов, представленных управляющими компаниями, как следует из заключения отдела экономики и инвестиции администрации города Чайковского (т. 2 л.д. 12-13), пояснительной записки к вопросу повестки заседания Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года (т.2 л.д. 18-19), недостаточно, в связи с чем для регулирования тарифа отделом экономики и инвестиции применен метод индексации установленных цен, при котором тарифы изменяются с учетом прогнозируемого уровня инфляции, в соответствии с пунктом 3.5.2 Положения.

Так, решение Думы Чайковского городского поселения от 21 декабря 2017 года № 545 «Об установлении размеров платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском поселении» признано утратившим силу в связи с принятием оспариваемого решения Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе».

Таким образом, учитывая пояснения административного ответчика и документы, на основании которых принималось оспариваемое решение, размер платы за содержание жилого помещения с 01 мая 2019 года установлен методом индексации, то есть путем индексации значений, определенных решением Думы Чайковского городского поселения от 21 декабря 2017 года № 545 «Об установлении размеров платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском поселении», в соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю за 2018 год (103,8%), а также увеличен на процент роста НДС в сфере жилищно-коммунальных услуг с 01 января 2019 года (101,7%).

Относя к полномочиям органа местного самоуправление определение размера платы за содержание жилого помещения, федеральный законодатель конкретной методики определения данной платы не установил.

Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Такие методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года № 213/пр.

Пунктом 4.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен.

В целях внесения правой определенности в вопрос регулирования цен (тарифов) органами местного самоуправления Чайковского городского поселения решением Думы Чайковского городского поселения от 19 октября 2017 года № 523 утверждено Положение о регулировании цен (тарифов) органами местного самоуправления Чайковского городского поселения (далее по тексту – Положение) (т. 1, л.д. 37-40).

Положение разработано в целях исполнения полномочий органов местного самоуправления Чайковского городского поселения в сфере регулирования цен (тарифов) и создания единого подхода по решению вопросов ценообразования на территории Чайковского городского поселения (пункт 1.1 Положения).

Пунктом 3.5 Положения предусмотрено, что для регулирования цен (тарифов) на работы (услуги) применяются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов, при котором стоимость работы (услуги) обеспечивает минимально необходимый уровень возмещения затрат организации при условии использования всех имеющихся возможностей экономики и ресурсосбережения, повышения эффективности деятельности (пункт 3.5.1); метод индексации установленных цен (тарифов), при котором цены (тарифы) изменяются с учетом прогнозируемого уровня инфляции (индексов-дефляторов, определенных Министерством экономического развития Российской Федерации, другими уполномоченными органами и опубликованных в установленном порядке).

Пунктом 5 Положения предусмотрены особенности регулирования платы за содержание жилого помещения.

Согласно пункту 5.1 Положения размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в расчете на 1 кв.м. общей площади жилого помещения и определяется исходя из перечня работ (услуг), связанных с конструктивными особенностями, благоустройством, степенью физического износа и технического состояния многоквартирного дома.

Дифференциация платы за содержание жилого помещения в силу пункта 5.2 Положения производится по девяти типам многоквартирных жилых домов, а именно: жилые дома со всеми видами благоустройства, с лифтом и мусоропроводом; жилые дома со всеми видами благоустройства, с лифтом, без мусоропровода; жилые дома со всеми видами благоустройства, с мусоропроводом, без лифта; жилые дома с лифтом и мусоропроводом, имеющие не все виды благоустройства; жилые дома со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода; жилые дома со всеми видами благоустройства, с лифтом и мусоропроводом; жилые дома пониженной капитальности со всеми видами благоустройства; жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства; жилые неблагоустроенные дома пониженной капитальности.

Рост устанавливаемой на очередной год платы за содержание жилого помещения не должен превышать индекс потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю за год, предшествующий году установления новой платы, в соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (пункт 5.3 Положения).

Исходя из системного толкования приведенных положений, следует, что метод индексации применяется к уже установленным ценам (тарифам), и при его применении цены (тарифы) изменяются с учетом прогнозируемого уровня инфляции и не могут превышать индекс потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю за год, предшествующий году установления новой платы.

Судом установлено, что при определении размера платы с 01 мая 2019 года применен метод индексации установленных цен (тарифов). Предыдущая плата за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, была утверждена с 01 января 2018 года решением Думы Чайковского городского поселения от 21 декабря 2017 года № 545.

Административными истцами оспаривается размер платы за содержание жилья, установленный с 01 мая 2019 года для пятого и восьмого типов многоквартирных жилых домов, в связи с тем, что размер платы превышает индекс потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю за год, предшествующий году установления платы.

Так, по данным Территориального округа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю в декабре 2018 года индекс потребительских цен (тарифов) на товары и услуги по Пермскому краю к соответствующему месяцу предыдущего года составил 103,8%.

Размер платы за содержание жилого помещения, находящегося в пятом типе многоквартирных домов («Жилые дома со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода»), установленный с 01 января 2018 года, составил 16,15 рублей; а установленный с 01 мая 2019 года – 17,04 рублей. Тем самым, размер платы за содержание жилья по данному типу дома превышает индекс потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю за год, предшествующий году установления платы, на 1,69% (расчет: 17,04 руб. / 16,15 руб. х 100 = 105,51%; 105,49% - 103,8% = 1,69%).

Размер платы за содержание жилого помещения, находящегося в восьмом типе многоквартирных домов («Жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства»), установленный с 01 января 2018 года, составил 13,48 рублей; а установленный с 01 мая 2019 года – 14,22 рублей. Тем самым, размер платы за содержание жилья по данному типу дома превышает индекс потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю за год, предшествующий году установления платы, на 1,69% (расчет: 17,04 руб. / 16,15 руб. х 100 = 105,51%; 105,49% - 103,8% = 1,69%).

Административный ответчик, не возражая против факта превышения размера платы за содержание жилья по данным типам домов индексу потребительских цен, считает, что такое превышение обусловлено внесением с 1 января 2019 года изменений в пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми базовая ставка НДС увеличилась с 18% до 20%, поэтому размер платы за содержание жилья подлежит увеличению (101,7%), с учетом увеличения НДС на 2%.

Между тем, превышение размера платы за содержание жилья более чем на индекс потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю за год, предшествующий году установления новой платы, противоречит положениям пункта 4.1 Методических рекомендаций, пункта 5.3 Положения, предусматривающих возможность увеличения размера платы за содержание жилого помещения исключительно и только на индекс потребительских цен.

При этом суд отмечает, что административным ответчиком размер платы за содержание жилья устанавливался методом индексации, а не методом экономически обоснованных расходов, предполагающим оценку всех обоснованных расходов организации, в том числе расходов на оплату налогов.

Ссылка административного ответчика на возможность учета роста НДС в сфере жилищно-коммунальных услуг по аналогии с индексацией коммунальных услуг, предусмотренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р «Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги», отклоняется судом как не состоятельная, основанная на неверном толковании норм права, в силу следующего.

В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р «Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги» средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Пермского края на первое полугодие 2019 года установлен в размере 1,7%.

Таким образом, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утвержденных показателей. Услуги по содержанию жилья в принципе не попадают под категорию коммунальных услуг, по смыслу, приведенном в данном распоряжении.

При таких обстоятельствах, правовой эффект, урегулированный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р «Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги», не может быть достигнут при регулировании отношений при установлении размера платы за содержание жилья.

Частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)

В данном случае, распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р «Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги», не может применяться при установлении размера платы по аналогии закона, поскольку, во-первых, вопрос об установлении размера платы за содержание жилья и порядок установления такого размера урегулирован Жилищным кодексом Российской Федерации, Методическими рекомендациями и Положением; во-вторых, отношения, урегулированные данным распоряжением, не являются сходными по отношению к установлению размера платы за содержание жилья.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 апреля 2011 года № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.

Доводы административного ответчика о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта права административных истцов не нарушают, находятся в неустранимом противоречии с исследованными судом доказательствами. Административные истцы проживают в многоквартирных домах пятого и восьмого вида, соответственно, управляющие организации, оказывающие услуги данным гражданам, начисляют плату за данную услугу исходя из оспариваемого размера, в силу заключенного между ними договора управления многоквартирным домом соответствующего типа. Выставление платежных документов за данные услуги, исходя из размера, определенного в нарушение действующего законодательства, нарушает права административных истцов. Административные истцы оспаривают нормативный правовой акт только в той части, в которой он непосредственно затрагивает права административных истцов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Положению, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействующими строки 5, 8 таблицы Приложения «Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории административного центра округа – города Чайковского, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или об установлении размера платы за содержание жилого помещения» к решению Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе», в редакции решения Думы Чайковского городского округа от 19 июня 2019 года № 223.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые положения изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать недействующими строки 5, 8 таблицы Приложения «Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории административного центра округа – города Чайковского, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или об установлении размера платы за содержание жилого помещения» к решению Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе», в редакции решения Думы Чайковского городского округа от 19 июня 2019 года № 223 со дня их принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Абрамова Владимира Александровича, Гопаченко Татьяны Игнатьевны, Кустовой Людмилы Николаевны, Килина Сергея Григорьевича удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия строки 5, 8 таблицы Приложения «Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории административного центра округа – города Чайковского, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или об установлении размера платы за содержание жилого помещения» к решению Чайковской городской Думы от 17 апреля 2019 года № 178 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в Чайковском городском округе», в редакции решения Думы Чайковского городского округа от 19 июня 2019 года № 223.

Возложить на Думу Чайковского городского округа обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим в части, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Вестник местного самоуправления» (приложение к газете «Огни Камы»).

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2020 года.