ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1293/19 от 31.01.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-220/2020(№3а-1293/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 31 января 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Шепеленко Е.В.,

с участием прокурора Сайфутдиновой А.Т.,

представителя административного истца ООО ПКФ «Янтарь-2» - Киндирова А.С., представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО ПКФ «Янтарь-2» об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 68), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 69),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 68 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 68 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 января 2020 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 69 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 69 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 января 2020 года.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году и в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказов управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 68 и № 69), включены объекты недвижимости, в том числе, расположенные по адресу: <адрес>: нежилое здание, наименование «модуль типа «Кисловодск», кадастровый ; нежилое здание, наименование «мастерские», кадастровый , нежилое здание, наименование «профилакторий гаража», кадастровый (пункты Перечня на 2018 год – 5117, 5125, 5168, пункты Перечня на 2019 год – 10976, 10972, 11042).

Административный истец ООО ПКФ «Янтарь-2» (далее - Общество) обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году и в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащих Обществу на праве собственности нежилого здания, наименование «модуль типа «Кисловодск», кадастровый ; нежилого здания, наименование «мастерские», кадастровый , нежилого здания, наименование «профилакторий гаража», кадастровый , расположенных по адресу:<адрес>, ссылаясь на то, что указанные объекты недвижимости необоснованно включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение данных объектов в оспариваемые Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З «О налоге на имущество организаций» и нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В судебном заседании представитель административного истца ООО ПКФ «Янтарь-2» Киндиров А.С. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования, просил признать не действующими с 01 января 2018 года пункты 5117, 5125, 5168 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 68), и признать не действующими с 01 января 2019 года пункты 10976, 10972, 11042 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 69), в части включения в них нежилого здания, наименование «модуль типа «Кисловодск», кадастровый ; нежилого здания, наименование «мастерские», кадастровый , нежилого здания, наименование «профилакторий гаража», кадастровый , расположенных по адресу:<адрес>.

Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что включение спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 и от 29 ноября 2018 года № 1512, соответствует требованиям действующего законодательства. По сведениям из ЕГРН объект с кадастровым имеет назначение: нежилое здание, наименование «профилакторий гаража», по экспликации к техническому паспорту в составе здания имеются помещения с наименованием «основное» и «подсобное», согласно акту обследования от 20 марта 2017 года установлено, что объект используется по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не менее 20%. По сведениям из ЕГРН объект с кадастровым имеет назначение: нежилое здание, наименование «мастерские», по экспликации к техническому паспорту в составе здания имеются помещения с наименованием «мастерские», согласно акту обследования от 21 марта 2017 года установлено, что объект используется по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не менее 20%. По сведениям из ЕГРН объект с кадастровым имеет назначение: нежилое здание, наименование «модуль типа «Кисловодск», по экспликации к техническому паспорту в составе здания имеются помещения с наименованием «складское», согласно акту обследования от 21 марта 2017 года установлено, что объект используется по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не менее 20%. С учетом изложенного, а также учитывая, что дополнительными видами деятельности организации являются торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, вышеуказанные объекты подлежали включению в Перечни на 2018 год и на 2019 год в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилые здания с наименованием «модуль типа «Кисловодск» и «профилакторий гаража», как объекты предназначенные и фактически используемые в качестве объектов торговли, поскольку в составе данных зданий имеются помещения с наименованием «складское», а нежилое здание с наименованием «мастерские», как объект, предназначенный и фактически используемый в качестве объекта бытового обслуживания.

Выслушав объяснения представителя административного истца ООО ПКФ «Янтарь-2» Киндирова А.С., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., свидетелей ФИО1 и ФИО2, заключение прокурора Сайфутдиновой А.Т., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемые административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказов управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 год № 68 и № 69, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Брянской области налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З «О налоге на имущество организаций».

Статьей 1.1 указанного Закона Брянской области «О налоге на имущество организаций», введенной в действие Законом Брянской области от 03 октября 2016 года N 76-З, установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( пункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания ( пункт 2).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из приведенных правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду ( пункт 8 названного Порядка).

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).

В соответствии с требованиями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Из возражений представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. следует, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости включены в оспариваемые Перечни в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по предназначению и фактическому использованию в целях размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания.

Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в данном случае административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объекты недвижимости либо расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12 августа 2019 года административному истцу ООО ПКФ «Янтарь-2» на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: <адрес>: нежилое здание, наименование: «модуль типа «Кисловодск», площадью 1128,6 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый ; нежилое здание, наименование: «мастерские», площадью 1072.2 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:1, кадастровый ; нежилое здание, наименование: «профилакторий гаража», площадью 837,8 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый .

На момент рассмотрения административного иска указанные объекты недвижимости включены в Перечень на 2018 год - пункты 5117, 5125, 5168, в Перечень на 2019 год - пункты 10976, 10972, 11042.

Как следует из материалов административного дела, спорные объекты недвижимости расположены на земельном участке, площадью 7516 кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый , предоставленном административному истцу на основании договора аренды от 25 октября 2004 года № 31182 сроком с 01 октября 2004 года по 01 октября 2047 года. Категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования зданий мастерских, профилактория гаража, модуля типа «Кисловодск».

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок ( пункт 1.2.9).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены спорные объекты недвижимости, нельзя сделать однозначный вывод о том, что принадлежащие административному истцу нежилые здания, с наименованием «модуль типа «Кисловодск», «мастерские» и «профилакторий гаража» предназначены для использования или фактически используются в целях размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания.

Таким образом, содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования расположенных на нем объектов недвижимого имущества.

Исследовав представленные доказательства, исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения принадлежащих административному истцу нежилого здания, наименование: «модуль типа «Кисловодск», кадастровый , и нежилого здания, наименование: «профилакторий гаража», кадастровый , расположенных по адресу: <адрес>, в оспариваемые Перечни по критерию их предназначения и фактического использования как торговых объектов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Таким образом, не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть предназначенными и используемыми для размещения торговых объектов. Для того, чтобы признать здание торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы общая площадь помещений, предназначенных для торговой деятельности, составляла не менее 20 процентов общей площади этого здания.

Административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что принадлежащие административному истцу нежилые здания, с кадастровыми номерами и , расположенные по адресу: <адрес>, соответствуют требованиям, необходимым для признания торговыми объектами.

Судом установлено, что согласно правоустанавливающим документам указанные объекты недвижимости имеют назначение: «нежилое здание».

Исходя из технического паспорта, составленного по состоянию на 04 мая 2008 года, на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, наименование здания: «модуль типа «Кисловодск» (кадастровый ), в указанном нежилом здании отсутствуют площади, предназначенные для размещения в нем торговых объектов. Согласно экспликации к поэтажному плану указанного здания (строения) помещения здания имеют следующие наименование и площади:

1 этаж: складское – 788,2 кв.м, туалет – 1,1 кв.м, туалет – 0,8 кв.м, подсобное – 1,9 кв.м, 2,9 кв.м, 2,6 кв.м, 15,7 кв.м, складское – 43,9 кв.м, кабинет – 17,8 кв.м, 16,2 кв.м, 16,5 кв.м, кабинет – 22,7 кв.м, подсобное – 2,4 кв.м, лестница – 10,8 кв.м;

антресольный этаж: кабинет – 19,3 кв.м, 30,3 кв.м, 21,7 кв.м, 70,1 кв.м, коридор – 43,7 кв.м.

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 17 октября 2017 года, на здание, расположенное по адресу: <адрес>, наименование здания: «профилакторий гаража» (кадастровый ), в указанном нежилом здании отсутствуют площади, предназначенные для размещения в нем торговых объектов. Согласно экспликации к поэтажному плану указанного здания (строения) помещения здания имеют следующие наименование и площади:

тамбур – 3,2 кв.м, подсобное – 6,1 кв.м и 15,5 кв.м, основное – 63,3 кв.м, 94,8 кв.м, 36,4 кв.м, 21,2 кв.м, 91,4 кв.м 60, 3 кв.м, 210,5 кв.м, 47,2 кв.м, 47,9 кв.м, 117,1 кв.м, подсобное – 9,5 кв.м, 5,6 кв.м и 7,8 кв.м.

Таким образом, на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета нельзя сделать безусловный вывод о том, что указанные объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу, являются торговыми по предназначению. Нахождение в составе здания с кадастровым номером 32:28:0030904:295 (согласно экспликации) помещений, поименованных как «складское», не свидетельствует об обоснованности включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни, поскольку согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Таким образом, указание на наименование помещения «складское» безусловно не свидетельствует о том, что принадлежащее административному истцу нежилое здание, в состав которого входит такое помещение, по предназначению относится к торговым объектам, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.

Исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета, суд приходит к выводу об отсутствии оснований и для включения принадлежащего административному истцу нежилого здания, наименование: «мастерские», кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в оспариваемые Перечни по критерию его предназначения и фактического использования как объекта бытового обслуживания.

Как следует из технического паспорта, составленного по состоянию на 20 февраля 2012 года, на здание, расположенное по адресу: <адрес>, наименование здания: «мастерские» (кадастровый ), согласно экспликации к поэтажному плану указанного здания(строения) помещения здания имеют следующие наименование и площади:

1 этаж: мастерская – 905, 2 кв.м, 74,4 кв.м и 19,0 кв.м, подсобное – 15,7 кв.м, 7,7 кв.м, 4,5 кв.м, душевая – 1,6 кв.м, туалет – 3,5 кв.м, кабинет – 24,5 кв.м;

антресольный этаж: комната охраны - 16,1 кв.м.

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания.

Однако, доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом указанное нежилое здание или помещения в нем на момент включения указанного здания в оспариваемые Перечни использовались для оказания бытовых услуг потребителям, административным ответчиком не представлено. Наименование здания «мастерские» и наличие в его составе помещения с наименованием «мастерская» не является бесспорным доказательством того, что такое нежилое здание по предназначению относится к объектам бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.

Доказательств, подтверждающих включение объектов недвижимости с кадастровыми номерами 32:28:0030904:295, 32:28:0030904:345, 32:28:0031119:219 в оспариваемые Перечни по их фактическому использованию для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено.

Как следует из объяснений директора ООО ПКФ «Янтарь-2» ФИО1, перечисленные выше объекты недвижимости расположены на закрытой, огороженной территории и используются непосредственно Обществом в своих целях, большей частью для складирования материалов, а также для ремонта и хранения принадлежащих Обществу транспортных средств, в аренду указанные здания или расположенные в них помещения не сдаются. Ни ООО ПКФ «Янтарь-2», ни иными лицами торговая деятельность и оказание бытовых услуг населению в спорных зданиях не ведется и не осуществляется.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено. Доводы представителя административного ответчика о том, что дополнительными видами деятельности организации являются торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, в связи с чем спорные объекты могли и могут быть использованы как торговые объекты и (или) объекты бытового обслуживания, не являются бесспорным доказательством использования административным истцом спорных объектов недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представленные административным ответчиком акты от 20 и 21 марта 2017 года обследования спорных зданий, расположенных по адресу: <адрес>, не свидетельствуют о фактическом использовании принадлежащих административному истцу нежилых зданий с кадастровыми в качестве торговых объектов и объектов бытового обслуживания, т.к. не позволяют достоверно определить фактическое использование не менее 20 процентов общей площади каждого из зданий в указанных целях. При этом в актах не содержится сведений о фактическом использовании помещений, входящих в состав обследуемых объектов, указания о площадях помещений, используемых под торговые объекты и (или) объекты бытового обслуживания. На приложенной к актам фотографии запечатлен иной объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, спорные объекты, расположенные по адресу: <адрес>, на данной фотографии отсутствуют.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО2 - начальник отдела по организации торговли, общественного питания и бытовых услуг Советской районной администрации гор.Брянска, подписавшая указанные выше акты обследования от 20 и 21 марта 2017 года, не смогла пояснить исходя из каких установленных фактов было определено фактическое использование обследованных объектов недвижимости в качестве торговых и объектов бытового обслуживания. При этом из объяснений указанного свидетеля следует, что осмотр зданий проводился визуально по имеющимся вывескам, адрес местонахождения объекта, его кадастровый номер и площадь брались из правоустанавливающих документов и документов технического учета. Фактическое обследование зданий с замером используемых площадей не производилось.

С учетом изложенного, представленные административным ответчиком акты обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования от 20 и 21 марта 2017 года в отношении спорных объектов недвижимости не могут быть признаны надлежащими доказательствами по настоящему административному делу, подтверждающими фактическое использование нежилых зданий с кадастровыми , расположенных по адресу: <адрес>, как объектов торговли, а здания с кадастровым , расположенного по этому же адресу, как объекта бытового обслуживания.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с кадастровыми , расположенных по адресу: <адрес>, в оспариваемые Перечни по критерию их фактического использования как объектов торговли и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, учитывая, что относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого здания, наименование «модуль типа «Кисловодск», кадастровый ; нежилого здания, наименование «мастерские», кадастровый , нежилого здания, наименование «профилакторий гаража», кадастровый , расположенных по адресу: <адрес>, условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения данных объектов в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, управлением имущественных отношений Брянской области не представлено, и, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ООО ПКФ «Янтарь-2».

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 год и 2019 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений не действующими соответственно с 01 января 2018 года и с 01 января 2019 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ООО ПКФ «Янтарь-2» удовлетворить.

Признать не действующим с 01 января 2018 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 68), в части включения в него расположенных по адресу: <адрес>:

-нежилого здания, наименование «модуль типа «Кисловодск», кадастровый (пункт Перечня - 5117);

- нежилого здания, наименование «мастерские», кадастровый (пункт Перечня – 5125);

- нежилого здания, наименование «профилакторий гаража», кадастровый (пункт Перечня – 5168).

Признать не действующим с 01 января 2019 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 69), в части включения в него расположенных по адресу: <адрес>:

-нежилого здания, наименование «модуль типа «Кисловодск», кадастровый (пункт Перечня - 10976);

- нежилого здания, наименование «мастерские», кадастровый (пункт Перечня – 10972);

нежилого здания, наименование «профилакторий гаража», кадастровый (пункт Перечня – 11042).

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская