Дело № 3а-1298/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Масливец Д.Я.,
с участием прокурора Клетного В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими Генеральный план городского округа «город-курорт Анапа», утвержденный решением Совета муниципального образования «город-курорт Анапа» от 22 декабря 2016 года № 145 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...>, общей площадью 120065 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, с/о Приморский, <Адрес...>, бригада <№...>, отделение 2 к нескольким функциональным зонам и Правила землепользования и застройки города-курорта Анапа, утвержденные решением Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 03 июля 2017 года № 198 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> общей площадью 120065 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, с/о Приморский, <Адрес...>, бригада <№...>, отделение 2 к нескольким территориальным зонам.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что она обратилась в Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <№...>, общей площадью 120065 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, с/о Приморский, <Адрес...>.
Административный истец получила отказ, мотивированный тем, что земельный участок расположен в границах населенного пункта, в четырех территориальных зонах.
Решением Совета муниципального образования «город-курорт Анапа» от 22 декабря 2016 года № 145 утвержден Генеральный план городского округа город-курорт Анапа в части отнесения земельного участка к нескольким функциональным зонам. Решением Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 3 июля 2017 года № 198 утверждены Правила землепользования и застройки города-курорта Анапа в части отнесения земельного участка к нескольким территориальным зонам.
Административный истец полагает, что нахождение земельного участка в нескольких функциональных и нескольких территориальных зонах противоречит требованиям земельного, градостроительного законодательства и создает неопределенность правового режима участка, чем нарушаются ее права и законные интересы, созданы препятствия к оформлению прав на земельный участок, в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
В отзывах на административное исковое заявление представитель Совета МО г.-к. Анапа по доверенности ФИО2, а также представитель администрации МО г.-к. Анапа по доверенности ФИО3, полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемыми нормативными правовыми актами не затрагиваются и не нарушаются права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО4 поддержала доводы административного искового заявления, настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Совета МО г.-к. Анапа, а также администрации МО г.-к. Анапа по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения административного искового заявления, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы административного истца.
В своем заключении прокурор Клетной В.Б. полагал административный иск подлежащим удовлетворению, просил признать нормативные правовые акты не действующими в оспариваемой части.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и отзывов, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении настоящего административного дела суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.
В силу требований пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ.
Обязательными приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Генеральный план и Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
Судом установлено, что 14 ноября 2013 года Советом муниципального образования г.-к. Анапа принято решение № 404, которым утвержден генеральный план городского округа города-курорта Анапа (далее – Генеральный план).
22 декабря 2016 года Советом муниципального образования г.-к. Анапа принято решение № 145, которым внесены изменения в Генеральный план.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 года № 424 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, включающие в себя карту градостроительного зонирования муниципального образования город-курорт Анапа. Решением Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 3 июля 2017 года № 198 внесены изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа 26 декабря 2013 года № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа».
Проверяя полномочия Совета муниципального образования г.-к. Анапа на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.
В силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросу местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
В силу статьи 2 Закона Краснодарского края № 676-КЗ от 1 апреля 2004 года «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Анапа наделено статусом городского округа.
На момент разработки и принятия оспариваемого нормативного правового акта от 22 декабря 2016 года № 145, которым утверждены изменения в Генеральный план г.-к. Анапа, действовал устав муниципального образования г.-к. Анапа, утвержденный решением Совета муниципального образования г.-к. Анапа от 16 апреля 2015 года № 544 (далее – Устав).
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 28 Устава на сессиях Совета муниципального образования г.-к. Анапа решаются следующие вопросы: утверждение генеральных планов муниципального образования город-курорт Анапа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Анапа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу – Совет муниципального образования г.-к. Анапа является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемых нормативных правовых актов.
Рассматривая вопрос о соблюдении порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии частью 1 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно части 2 статьи 28 указанного Федерального закона, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
В силу требований части 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Оспариваемое решение об утверждении Генерального плана принято 14 ноября 2013 года на сессии Совета муниципального образования г.-к. Анапа с соблюдением процедуры и при наличии кворума.
Проект изменений в Генеральный план разработан администрацией муниципального образования город-курорт Анапа.
В соответствии с Перечнем средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 3 декабря 2002 года № 1369, газета «Анапское Черноморье» определена в качестве средства массовой информации, в котором на территории муниципального образования город-курорт Анапа обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.
Решение о проведении публичных слушаний по проекту оспариваемых изменений в Генеральный план оформлено в постановлении главы муниципального образования город-курорт Анапа от 15 октября 2015 года № 4659, опубликованном в газете «Анапское Черноморье» от 22 октября 2015 года № 127 (136616), в которой также опубликован график проведения публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план.
Требования градостроительного законодательства при проведении публичных слушаний соблюдены в полной мере, что подтверждается представленными административным ответчиком документами.
Организационным комитетом по проведению публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, которое было опубликовано в выпуске газеты «Анапское Черноморье» от 21 января 2016 года № 7 (13652).
Учитывая указанные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что жители муниципального образования город-курорт Анапа были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план.
Оспариваемое решение о внесении изменений в Генеральный план принято 22 декабря 2016 года в ходе очередного сессии Совета муниципального образования г.-к. Анапа с соблюдением процедуры и при наличии кворума.
Указанное решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа «О внесении изменений в генеральный план городского округа город-курорт Анапа» опубликовано в газете «Анапское Черноморье» от 5 января 2017 года № 1.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 22 декабря 2016 года № 145 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа».
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 года № 424 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, включающие в себя карту градостроительного зонирования муниципального образования город-курорт Анапа. Решением Совета муниципального образования г. Анапа от 3 июля 2017 года № 198 внесены изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа 26 декабря 2013 года № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа».
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки (далее – Правила), их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5 и 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10 и 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Судом установлено, что вышеприведенные правовые нормы при принятии оспариваемого нормативного правового акта от 3 июля 2017 года № 198 соблюдены.
Проект изменений в Правила землепользования и застройки разработан администрацией муниципального образования город-курорт Анапа.
Решение о проведении публичных слушаний по проекту изменений в Правила оформлено в постановлении главы муниципального образования г.-к. Анапа от 23 декабря 2016 года № 5295, опубликованном в газете «Анапское Черноморье» от 29 декабря 2016 года № 148 (13793), в которой также опубликован график проведения публичных слушаний по проекту изменений в Правила.
Требования градостроительного законодательства при проведении публичных слушаний соблюдены в полной мере, что подтверждается представленными административным ответчиком документами.
Организационным комитетом по проведению публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, которое было опубликовано в газете «Анапское Черноморье» № 31 (13825) от 25 марта 2017 года.
Актом приема-передачи копия решения от 3 июля 2017 года № 198 «О внесении изменений в решение Совета от 26 декабря 2013 года № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования г.-к. Анапа» передана для обнародования.
В подтверждение соблюдения процедуры обнародования муниципального правового акта составлен акт об обнародовании решения Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 3 июля 2017 года № 198 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 26 декабря 2013 года № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Анапа».
Исходя из совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что жители муниципального образования города-курорта Анапа были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки.
Оспариваемое решение о внесении изменений в Правила принято 3 июля 2017 года в ходе очередного сессии Совета муниципального образования г.-к. Анапа с соблюдением процедуры и при наличии кворума.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого решения Совета муниципального образования г. Анапа от 3 июля 2017 года № 198 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города-курорта Анапа»
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 2 названной статьи муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Согласно части 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
С учетом вышеприведенных правовых норм порядок опубликования оспариваемых нормативных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования г.-к. Анапа.
В соответствии с частью 3 статьи 77 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием нормативного правового акта является первая его публикация в печатном средстве массовой информации и (или) первое размещение (опубликование) его полного текста на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированном в качестве средства массовой информации (часть 5 статьи 77 Устава).
На основании части 9 статьи 77 Устава, официальным обнародованием нормативных правовых актов органов местного самоуправления является доведение до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории муниципального образования город-курорт Анапа, текста муниципального правового акта посредством размещения его в помещениях Совета и (или) администрации, доступ в которые обеспечен неопределенному кругу лиц, в библиотеке муниципального образования город-курорт Анапа и посредством размещения его полного текста на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.anapa-official.ru) с указанием, что данное размещение является официальным обнародованием, обеспечения беспрепятственного доступа к тексту муниципального правового акта в органах местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен.
Проверяя доводы административного истца о нарушении ее прав оспариваемыми нормативными правовыми актами, судом установлены следующие обстоятельства.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (статья 2 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Функциональное назначение, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Как следует из пункта 5 статьи 1 ГрК РФ, функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Из вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <№...> находится в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа, право собственности зарегистрировано 20 сентября 2012 года. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 28 октября 2011 года, относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «виноградники шпалера».
ФИО1 обратилась в управление имущественных отношений администрации муниципального образовахчия город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <№...> для целей сельскохозяйственного производства (выращивания винограда).
Письмом от 30 апреля 2019 года административному истцу было отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду с указанием на то, что указанный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения, а также на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города-курорта Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования города- курорта Анапа от 3 июля 2017 года № 198, расположен в четырех территориальных зонах, ни одна из которых не предполагает возможность использования земельного участка в целях сельскохозяйственного производства.
Таким образом, ФИО1 является участником отношений, регулируемых оспариваемыми ею нормативными правовыми актами, положения оспариваемых нормативных правовых актов к ней были применены. Отсутствие титульных прав в отношении земельного участка не может свидетельствовать о том, что ФИО1 не является субъектом спорных правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством, поскольку одним из мотивом отказа в реализации права на получение находящегося в муниципальной собственности земельного участка в аренду явились положения оспариваемых ФИО1 нормативных правовых актов - генерального плана и правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Как следует из пункта 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
На основании части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, по результатам указанной в части 9 данной статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 данной статьи, в комиссию на доработку.
Как следует из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО г.-к. Анапа в соответствии с Правилами землепользования и застройки города-курорта Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 3 июля 2017 года № 198 земельный участок с кадастровым номером <№...> частично расположен в:
ОД-2 – зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения;
Ж-МЗ – зона застройки малоэтажными жилыми домами;
ИВ-1 – зона озеленения специального назначения;
УЛ – зона улично-дорожной сети.
В соответствии с Генеральным план городского округа город-курорт Анапа, утвержденный решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. № 404 по функциональному зонированию земельный участок с кадастровым номером <№...> относится к:
- зоне многофункционального использования, в том числе размещения предприятий коммунального назначения и бытового обслуживания (частично);
- зоне жилой застройки (частично);
- зоне санитарно-защитного озеленения (частично);
- проектируемым основным автомобильным дорогам общего пользования (частично);
- проектируемым второстепенным улицам и дорогам (частично).
При этом, судом усматривается, что границы функциональных и территориальных зон в пределах земельного участка совпадают. Прохождение этих границ по участку подтверждается сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 35 ГрК в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Положением части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Вместе с тем, территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером <№...> не отвечает требованиям принадлежности только к одной территориальной зоне.
Следовательно, оспариваемые Правила землепользования и застройки города-курорта Анапа, утвержденные решением Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 03 июля 2017 года № 198, в этой части приняты в нарушение действующего законодательства.
Административным истцом заявлено также требование о признании недействующим Генерального плана городского округа «город-курорт Анапа», утвержденного решением Совета муниципального образования «город-курорт Анапа» от 22 декабря 2016 года № 145 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...>, общей площадью 120065 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, бригада <№...>, отделение 2 к нескольким функциональным зонам.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Так, из положений статьи 1 ГрК РФ следует, что территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу положений части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В соответствии с пунктами 4 и 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральные планы городских округов включают в себя карту функциональных зон поселения или городского округа.
Генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
С учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждаются на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Следовательно, подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.
На основании части 1 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований, в которых определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с частью 4 статьи 23 ГрК РФ положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В связи с чем, установление в генеральном плане функциональных зон - зоны многофункционального использования, в том числе размещения предприятий коммунального назначения и бытового обслуживания (частично); зоны жилой застройки (частично); зоны санитарно-защитного озеленения (частично); зоны проектируемых основных автомобильных дорог общего пользования (частично); зоны проектируемых второстепенных улиц и дорог (частично), соответствует положениям пункта 1 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ и не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов административного истца.
Между тем, утверждение административного истца о том, что отнесение спорного земельного участка к указанным функциональным зонам нарушает ее права, препятствуя оформлению прав на земельный участок, не свидетельствует об обоснованности заявленных административных исковых требований о признании не действующим в части оспариваемого нормативного правового акта.
Так, судом установлено, что функциональные и территориальные зоны в пределах земельного участка совпадают. Совпадение этих зон в границах земельного участка подтверждается сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и не влечет возникновение неопределенности правового режима использования земельного участка, предусмотренного соответствующим функциональным зонированием.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что генеральный план, как документ долгосрочного планирования, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников объектов недвижимости в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).
Таким образом, вопреки доводам административного искового заявления, градостроительное зонирование, установленное оспариваемым нормативным правовым актом в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...>, в полной мере отвечает требованиям нормативно-правовых актов, имеющим большую юридическую силу. Также в ходе судебного разбирательства, с учетом всех представленных доказательств по делу в их совокупности, судом не выявлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению в части признания недействующими Правил землепользования и застройки города-курорта Анапа, утвержденные решением Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 03 июля 2017 года № 198 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> общей площадью 120065 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, <Адрес...>, бригада <№...>, отделение 2 к нескольким территориальным зонам.
При этом, требование о признании недействующим Генерального плана городского округа «город-курорт Анапа», утвержденного решением Совета муниципального образования «город-курорт Анапа» от 22 декабря 2016 года № 145 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...>, общей площадью 120065 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, <Адрес...>, бригада <№...>, отделение 2 к нескольким функциональным зонам удовлетворению не подлежит.
Доводы административных ответчиков о том, что оспариваемыми нормативными правовыми актами не затрагиваются и не нарушаются права и законные интересы административного истца, направлены на неверное толкование норм права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы административных ответчиков о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит несостоятельными, поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером <№...> не отвечает требованиям принадлежности только к одной территориальной зоне.
Однако, суд полагает, что отнесение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, к нескольким функциональным зонам не противоречит принципу соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, поскольку корректировка Правил землепользования и застройки городского округа в части отнесения земельного участка к одной из установленных территориальных зон в целях определения правового режима использования земельного участка, не приведет к изменению назначения территории, предусмотренного существующим функциональным зонированием.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что он подлежит признанию не действующим с даты вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании нормативных правовых актов в части удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу судебного акта Правила землепользования и застройки города-курорта Анапа, утвержденные решением Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 03 июля 2017 года № 198 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> общей площадью 120065 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, бригада <№...>, отделение 2 к нескольким территориальным зонам.
Обязать Совет муниципального образования города-курорта Анапа опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно-правовые акты Совета муниципального образования города-курорта Анапа, а также разместить на сайте Совета муниципального образования города-курорта Анапа.
В удовлетворении требования о признании недействующим Генерального плана городского округа «город-курорт Анапа», утвержденного решением Совета муниципального образования «город-курорт Анапа» от 22 декабря 2016 года № 145 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...>, общей площадью 120065 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, <Адрес...>, бригада <№...>, отделение 2 к нескольким функциональным зонам - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 сентября 2021 года.
Судья В.В. Сидоров