ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1298/2021 от 23.09.2021 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

при помощнике судьи Такаевой А.А.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-1298/2021 по административному исковому заявлениюФИО1 к Избирательной комиссии Московской области об отмене решения от 15.09.2021 об аннулировании регистрации кандидата,выдвинутого Московским областным региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», в депутаты Московской областной Думы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Московской области (далее – ИКМО) об отмене решения от <данные изъяты> об аннулировании регистрации кандидата, выдвинутого Московским областным региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», в депутаты Московской областной Думы. В обоснование иска указал, что при принятии оспариваемого решения избирательная комиссия не располагала документами о наличии у него гражданства Республики Беларусь. Кроме того, была нарушена процедура принятия решения. Принимая решение, комиссия сослалась на ответ Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области от <данные изъяты><данные изъяты>, согласно которому ФИО1, будучи гражданином Республики Беларусь, приобрел гражданство Российской Федерации на основании п. «б» ч.1 ст. 1 Соглашения от <данные изъяты> «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства» на основании решения УФМС России по Московской области от <данные изъяты>. Информация о прекращении гражданства Республики Беларусь ФИО1 в Управлении по вопросам миграции ГУВД России по Московской области отсутствует. Между тем, у административного ответчика отсутствовала достоверная информация о наличии у ФИО1 гражданства Республики Беларусь.Кроме того, была нарушена процедура принятия решения: документы, на основании которых оно принималось, не оглашалось, решение комиссии не вручено, сведения о заседании комиссии с сайта ИКМО удалены. Кроме того, для решения вопроса об аннулировании регистрации кандидата окружная избирательная комиссия обязана была обратиться в суд на основании подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от <данные изъяты> №67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку не была уполномочена принимать самостоятельное решение об аннулировании регистрации кандидата.

По утверждению административного истца, как следует из документов, предоставленных ФИО1 для регистрации в качестве кандидата в депутаты, у избирательной комиссии отсутствуют доказательства того, что ФИО1 имеет гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а потому законных оснований для принятия оспариваемого решения у избирательной комиссии не имелось.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, просил слушание дела отложить в связи с необходимостью явки и вызовом в другой суд, а также для истребования дополнительных доказательств.

В судебноезаседаниезаинтересованное лицоМосковского областного регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» не явилось, извещено надлежащим образом.

Представитель Избирательной комиссии Московской области против удовлетворения иска возражал. Указал, что оспариваемое решение принято комиссией в пределах своей компетенции в строгом соответствии с нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Ходатайство административного истца об отложении судебного разбирательства оставлено судом без удовлетворения, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные ст. 152 КАС РФ. Доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание ФИО1 не представил.

Выслушав пояснения явившегося лица, исследовав письменные материалы дела и материалы дела <данные изъяты>а-1283/2021, копии которых приобщены к материалам дела, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения административных исковых заявлений не имеется,суд приходит к следующему.

Постановлением Московской областной Думы от 17.06.2021 № 29/150 назначены выборы депутатов Московской областной Думы VII созыва.

Согласно части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт 27 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Судом установлено, что решением Избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> зарегистрирован список кандидатов в депутаты Московской областной Думы, выдвинутого Московским областным региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу. Среди кандидатов в депутаты значится ФИО1, территориальная группа <данные изъяты> (соответствует территории Реутовского одномандатного избирательного округа <данные изъяты>).

Кроме того, решением Избирательной комиссии Реутовского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1, выдвинутый <данные изъяты> региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», был зарегистрирован кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы по Реутовскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.

Решением Окружной избирательной комиссии Реутовского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты <данные изъяты> Думы по Реутовскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>ФИО1, выдвинутого <данные изъяты> региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» постановлено: «1. Аннулировать регистрацию кандидата в депутаты <данные изъяты> Думы по Реутовскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>ФИО1, <данные изъяты> года рождения, выдвинутого <данные изъяты> региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО». 2. Внести в текст избирательного бюллетеня для голосования по Реутовскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> на выборах депутатов <данные изъяты> Думы, утвержденный решением окружной избирательной комиссии по Реутовскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, изменения, исключив из него сведения о кандидате ФИО1. 3. Направить в структурное подразделение ПАО Сбербанк Восточное Отделение Сбербанка <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, указание о прекращении всех финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом в депутаты ФИО1. 4. Разъяснить ФИО1 обязанность представления в окружную избирательную комиссию итогового финансового отчета после принятия настоящего решения, но не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов <данные изъяты> Думы. 5. Выдать копию настоящего Решения ФИО1. 6. Направить настоящее решение в Избирательную комиссию <данные изъяты>. 7. Опубликовать настоящее решение в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», сетевом издании «Вестник Избирательной комиссии <данные изъяты>». 8. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на председателя окружной избирательной комиссии Реутовского одномандатного избирательного округа <данные изъяты>ФИО2.»

Решением Избирательной комиссии Московской области от <данные изъяты> аннулирована регистрация ФИО1, включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутого Московским областным региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу на выборах депутатов Московской областной Думы от <данные изъяты>. Аннулировано удостоверение ФИО1, решение направлено в территориальные комиссии.

Согласно протоколу заседания избирательной комиссии Московской области в повестке дня шестым вопросом было рассмотрение жалобы ФИО1 на решение Окружной избирательной комиссии Реутовского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, которым аннулирована его регистрация в качестве кандидата в депутаты по Реутовскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.

В ходе заседания комиссии докладывал ФИО3, указывая подробно основания для аннулирования регистрации, ссылался на ответы из ГУ МВД России по Московской области, Управления по вопросам миграции МВД России по <данные изъяты>, выступали ФИО4 – зам.председателя окружной избирательной комиссии, участвующий в заседании также по ВКС.

Седьмым пунктом в повестке дня значилось рассмотрение вопроса об аннулировании регистрации кандидата ФИО1, выдвинутого Московским областным региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», в депутаты Московской областной думы по единому избирательному округу.

Из протокола заседания Избирательной комиссии от <данные изъяты>, по итогам которого принято оспариваемое решение, следует, что ФИО5 присутствовал на заседании посредством ВКС, о чем был извещен телефонограммой и путем направления СМС-сообщения.

В ходе рассмотрения пункта седьмого повестки дня докладывал председатель комиссии ФИО6, выступали ФИО7, ФИО8, решение принято единогласно при наличии кворума.

Таким образом, судом не установлено нарушения порядка процедуры принятия решения от <данные изъяты>.

Согласно пункту 3 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, отсутствие пассивного избирательного права является основанием для аннулирования регистрации кандидата зарегистрировавшей его избирательной комиссией.

Анализ указанной правовой нормы указывает на то, что принятие решения об аннулировании регистрации кандидата при отсутствии у последнего пассивного избирательного права относится к обязанностям комиссии, принявшей решение о регистрации кандидата.

Исходя из положений п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживаниегражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Пунктом 6 статьи 4 Закона Московской области от 06.07.2011 № 79/2011-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает общее правило распределения бремени доказывания по административным делам – о том, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений.

Согласно части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Согласно ответу Главного управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Московской области от <данные изъяты><данные изъяты>, ФИО1, будучи гражданином Республики Беларусь приобрел гражданство Российской Федерации на основании п. «Б» ч. 1 ст. 1 Соглашения от <данные изъяты> «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства» на основании решения УФМС России по <данные изъяты> от <данные изъяты>. Информация о прекращении гражданства Республики Беларусь ФИО1 в Управлении по вопросам миграции ГУВД России по <данные изъяты> отсутствует.

Кроме того, согласно ответу на обращение окружной избирательной комиссии Реутовского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, Посольство Российской Федерации в <данные изъяты> сообщило, что по полученной информации из Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь ФИО1, <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> Московским РУВД <данные изъяты> разрешен выезд на постоянное место жительство за пределы Республики Беларусь, документирован паспортом гражданина Республики Беларусь для постоянного жительства за пределы Республики Беларусь РР 0134381, выданным <данные изъяты> сроком действия до <данные изъяты>.

Данные ответы и результаты проверки были переданы окружной избирательной комиссией в избирательную комиссию Московской области, которая учла их в полной мере при вынесении решения <данные изъяты>.

Кроме того, Избирательной комиссией Московской области был получен ответ на запрос ГУ МВД России по Московской области от 14.09.2021 <данные изъяты>, из которого усматривается, что в ходе дополнительной проверки в материалах дела о приобретении ФИО1, <данные изъяты> года рождения, гражданства Российской Федерации в соответствии с п. «Б» ч.1 ст. 1 Международного Соглашения от <данные изъяты> «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства», имеется справка ГУВД Мингориспокома МВД Республики Беларусь, согласно которой <данные изъяты>ФИО1, <данные изъяты> года рождения, получен паспорт серии РР <данные изъяты>, выданный Московским РУВД <данные изъяты> от <данные изъяты>, сроком действия по <данные изъяты>. При этом паспорт МР <данные изъяты>, выданный Московским РУВД <данные изъяты> от <данные изъяты>, изъят. Информация о прекращении гражданства Республики Беларусь ФИО1 в Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по <данные изъяты> отсутствует.

ФИО1 не представил Избирательной комиссии ни одного документа, подтверждающего факт прекращения или отсутствия у него гражданства иностранного государства.

С учетом указанных обстоятельств, а также изложенных выше норм права, суд приходит к выводу о законности принятого ИКМО решения от<данные изъяты>.

Согласно ч. 2 ст. 1 Соглашения от 26.02.1999 «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства»Приобретение гражданства одной Стороны и выход из гражданства другой Стороны производится на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц в соответствии с законодательством Сторон и положениями настоящего Соглашения.

Доказательств того, что ФИО1 выразил волю на выход из гражданства Республики Беларусь (при наличии действующего паспорта гражданина Республики Беларусь), суду не представлено.

Следовательно, доводы административного истца ФИО1 о прекращении гражданства Республики Беларусь не основаны на материалах дела и не нашли своего доказательного подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Довод административного истца о том, что в нарушение положений Федерального закона № 67-ФЗИКМО приняла оспариваемое решение с превышением своих полномочий, не обращаясь в суд, не основан на законе и противоречит положениям пункта 3 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ. Установив факт отсутствия у кандидата пассивного избирательного права, комиссия, зарегистрировавшая кандидата, вправе самостоятельно аннулировать его регистрацию.

С учетом вышеизложенного, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180,243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

вудовлетворении административного иска ФИО1 к Избирательной комиссии Московской области об отмене решения от <данные изъяты><данные изъяты>об аннулировании регистрации кандидатаФИО1, выдвинутого Московским областным региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», в депутаты <данные изъяты> Думыпо единому избирательному округу, отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья О.В. Смышляева

Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2021 года.