ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-129/17 от 25.09.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 сентября 2017 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кравченко Е.Г.,

при секретаре Седых М.А.,

с участием представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО3,

представителя административного ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО4

представителей административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области ФИО5, ФИО6,

представителей заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО7, ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-129/2017 по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1, ФИО9 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству финансов Иркутской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л:

27 февраля 2017 года ФИО2, ФИО1, ФИО9 обратились в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в котором просят взыскать компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 350 000 руб. каждому.

В обоснование административных исковых требований, со ссылкой на положения Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации), указали, что 24 декабря 2009 года Кировским районным судом г.Иркутска удовлетворены исковые требования ФИО2, ФИО1, ФИО9 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке, возложении обязанности по выделению государственного жилищного сертификата для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке. Решение вступило в законную силу 3 марта 2010 года. 10 октября 2011 года судебным приставом-исполнителем Кировского ОСП УФССП России по Иркутской области на основании выданного Кировским районным судом г.Иркутска исполнительного листа возбуждено исполнительное производство в отношении должника Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Определением Кировского районного суда г.Иркутска от 10 ноября 2011 года должнику разъяснен порядок исполнения решения суда от 24 декабря 2009 года. До настоящего времени решение суда ответчиком не исполнено.

Общая продолжительность исполнения судебного акта составляет 6 лет 11 месяцев. Полагают, что длительное неисполнение судебного акта связано с тем, что должник незаконно требует от взыскателей дополнительные документы, незаконно требует отчуждение имеющегося у взыскателей жилого помещения, а также связано с тем, что в федеральном бюджете нет достаточных ассигнований для реализации подпрограмм по предоставлению гражданам социальных выплат для выдачи целевых государственных жилищных сертификатов.

Последствиями нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является то, что до настоящего времени административные истцы не могут реализовать свои жилищные права, как граждане, выехавшие из районов Крайнего севера, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата.

Определением судьи Иркутского областного суда от 2 марта 2017 года административное исковое заявление возвращено ФИО2, ФИО1, ФИО9

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 апреля 2017 года определение судьи Иркутского областного суда от 2 марта 2017 года о возвращении административного искового заявления ФИО2, ФИО1, ФИО9 отменено.

Определением судьи Иркутского областного суда Кравченко Е.Г. от 28 апреля 2017 года административное исковое заявление ФИО2, ФИО1, ФИО9 принято к производству Иркутского областного суда.

В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству определением судьи от 28 апреля 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство финансов Иркутской области, в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области.

Определением Иркутского областного суда от 15 июня 2017 года производство по делу было приостановлено до вступления в силу решения Кировского районного суда г.Иркутска от 11 мая 2017 года по делу по иску ФИО2 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья без уменьшения размера жилищной субсидии.

Производство по делу возобновлено определением Иркутского областного суда от 28 августа 2017 года, к участию в деле привлечено в качестве соответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО9 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в установленном порядке по адресу, указанному истцами в административном исковом заявлении, об уважительности причины отсутствия и отложении судебного заседания не заявили.

В судебном заседании 18 сентября 2017 года представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО3, действующий на основании доверенности от 23 июня 2017 года, поддержал исковые требования, изложив доводы, указанные в исковом заявлении.

После перерыва представитель истцов ФИО3 в судебное заседание не явился, указав, что занят в уголовном процессе.

Дело рассматривается в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие неявившихся административных истцов и их представителя, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания в установленном порядке, нахождение представителя в ином судебном заседании не является уважительной причиной отсутствия в настоящем судебном заседании.

Представитель административного ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО4, действующая на основании доверенности от <...>, административные исковые требования не признала. В обоснование возражений представила письменный отзыв на административный иск. Указала, что частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации. При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнения судебного акта в разумный срок. С момента выезда в 1998 году из <...> до обращения в Кировский районный суд г.Иркутска в 2009 году о своем статусе истцы не заявляли, на учет по предоставлению жилья не встали. Решение суда от 24 декабря 2009 года принято на основании Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» в редакции, действовавшей до 01.01.2012, которым установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета. Механизм реализации указанного закона закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», в соответствии с которым выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов осуществляются в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006. Пунктом 44 указанных Правил определен перечень документов, которые необходимо представить для получения сертификата. В случае непредставления или неполного представления документов сертификат не выдается (п.44 Правил). Семья ФИО2 неоднократно извещалась о необходимости предоставления документов, указанных в п. 44 Правил. В связи с этим отсутствовала возможность у должника по включению семьи ФИО2 в сводный список граждан-участников подпрограммы по Иркутской области, а также возможность рассчитать размер жилищной субсидии для выдачи сертификата. Кроме того, указала, что Федеральным законом №125-ФЗ и Правилами, в соответствии с которыми должно быть исполнено решение суда от 24 декабря 2009 года (как указано в определении Кировского районного суда г.Иркутска от 10.11.2011), не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты без осуществления сдачи жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, то есть законодатель исключил возможность получения жилищной субсидии без выполнения установленных условий - безвозмездное отчуждение в государственную или муниципальную собственность, принадлежащего на праве собственности жилого помещения, либо в случае отчуждения указанного жилого помещения - уменьшение размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи. Возможность исполнить решение суда появилась у административного ответчика после утверждения мирового соглашения между ФИО1, ФИО2 и Д. определением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2015 года, в соответствии с которым правообладателем жилого помещения по адресу: <...> стала Д. (переход права собственности зарегистрирован 9 марта 2016 года). Специалистами УСЗН по г.Иркутску проведена работа с семьей ФИО2 по формированию учетного дела для получения ими государственного жилищного сертификата. В Министерство учетное дело поступило в апреле 2016 года, после чего возник судебный спор о составе семьи ФИО2 Бланки сертификатов поступили в министерство 3 июня 2016 года. Министерство, руководствуясь решением суда от 24 декабря 2009 года, определением суда от 10 ноября 2011 года и представленными документами, установленными действующим законодательством, оформило сертификат серии от 7 июня 2016 года на сумму <...> руб. ФИО2 с учетом состава семьи ФИО1, ФИО9 Информация об оформлении сертификата и ограниченных законодательством сроках его получения в адрес ФИО2 была направлена телефонограммой от 09.06.2016, письмами от 08.06.2016, от 20.06.2016, от 18.07.2016 и телеграммой от 29.07.2016. ФИО1 даны разъяснения по телефону. ФИО2 и члены его семьи за получением сертификата не явились. Следующие бланки сертификатов поступили в министерство 28 января 2017 года. На имя ФИО2 оформлен государственный жилищный сертификат серии от 1 февраля 2017 года, направлялась информация о необходимости получения сертификата, однако, сертификат до настоящего времени административными истцами не получен. 1 марта 2017 года окончено исполнительное производство в связи с исполнением требований. Полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Иркутской области ФИО10, действующая на основании доверенности от <...>, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила суду письменные возражения на иск, указав, что Министерство финансов Иркутской области не признает административные исковые требования. Полагает, что исполнение решения Кировского районного суда г.Иркутска от 24 декабря 2009 года зависело от исполнения административными истцами обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ, Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.Считает, что длительное неисполнение решения суда явилось следствием бездействия истцов. Административными истцами не доказано нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по причинам, не зависящим от них, не обоснован размер компенсации.

Представители Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области ФИО5, ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований. В обоснование возражений указали, что обязанность по исполнению судебного акта возложена на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, надлежащим ответчиком по обязательствам министерства является финансовый орган субъекта Российской Федерации – Министерство финансов Иркутской области.

В судебном заседании представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО7, ФИО8 возражали против удовлетворения административных исковых требований. В обоснование возражений указали, что в рамках возбужденного исполнительного производства Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на протяжении всего периода принимались все возможные меры к исполнению решения суда, однако решение не исполнено по объективным и независящим от министерства обстоятельствам в связи с отсутствием возможности исполнения. В ответ на неоднократно поступавшие требования и предупреждения, судебному приставу-исполнителю сообщались причины неисполнения, представлялись необходимые документы. После устранения взыскателями обстоятельств, препятствующих должнику исполнить решение суда (определением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2015 года определен собственник спорной квартиры – Д.), должником незамедлительно предприняты меры по подготовке жилищного сертификата, оформлен государственный жилищный сертификат и направлено два уведомления взыскателю о получении сертификата. Доказательством, подтверждающим уважительность причин неисполнения решения суда, и как следствие, отсутствие вины должника является действующее законодательство в рассматриваемой сфере правоотношений, предъявляющее определенные требования не только к государственным органам, предоставляющим меры социальной поддержки, но и к гражданам, получающим их. Решение суда от 24 декабря 2009 года вызывало затруднения при исполнении, учитывая еще и то обстоятельство, что истцы препятствовали его исполнению, не предоставляя документы, необходимые для расчета размера государственного жилищного сертификата, закрепленные в п. 44 Правил. Обращают внимание суда на то обстоятельство, что в решении суда от 24 декабря 2009 года не указано на необходимость представления взыскателями документов, предусмотренных действующим законодательством для выдачи сертификата. В связи с чем, Министерство обратилось в Кировский районный суд г.Иркутска с заявлением о разъяснении решения суда от 24 декабря 2009 года. Вступившим в законную силу определением Кировского районного суда г.Иркутска от 10 ноября 2011 года судом разъяснено, что министерство обязано осуществить учет семьи ФИО2 в списках лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата в первоочередном порядке и выдать сертификат в установленном законом порядке. Кроме того, указали, что <...> ФИО2 для формирования учетного дела представил в ОГКУ УЗСН по г.Иркутску заявление с указанием иного состава членов семьи, министерство было вынуждено обратиться в суд с апелляционной жалобой на решение суда, установившего факт родственных отношений, которая была удовлетворена. Государственный жилищный сертификат должником во исполнение решения суда выписан, однако взыскатели за его получением не являются. Судебному приставу-исполнителю вручены документы, подтверждающие исполнение решения суда от 24 декабря 2009 года, а также документы, подтверждающие действия Министерства по оповещению взыскателей о получении жилищного сертификата. Все указанные факты установлены решением Кировского районного суда г.Иркутска от 9 ноября 2016 года, вступившим в законную силу. Судебный пристав-исполнитель окончил исполнительное производство в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением должником требований исполнительного документа.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела № 3а-129/2017, материалы гражданского дела , материалы исполнительного производства , суд приходит к следующему.

Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на исполнение судебного акта в разумный срок (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ в части 1 статьи 1 устанавливает право граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, российских, иностранных и международных организаций, являющихся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскателей, должников, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно названной правовой норме, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов.

В силу правил, установленных частями 3 и 4 статьи 6.1 ГПК РФ при определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу.

В соответствии с частью 5 статьи 6.1 ГПК РФ правила определения разумного срока судопроизводства по делу, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.

В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 3 Закона о компенсации предусмотрено, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Аналогичная норма содержится в части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В соответствии с частью 3 ст. 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 55, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №11 от 29 марта 2016 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №11) при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта. В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта.

По рассматриваемому делу взыскатели обратились в суд с заявлением о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до окончания производства по исполнению судебного акта, возлагающего на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления социальных выплат гражданам обязанность исполнить требования неимущественного характера, в срок не ранее шести месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, в связи с чем, суд приходит к выводу, что у административных истцов ФИО2, ФИО1 и ФИО9 имеется право на подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в соответствии со статьей 1, частью 8 статьи 3 Закона о компенсации (часть 4 статьи 250 КАС РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 № 115-пп (ред. от 16.11.2015) «Об организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (вместе с «Порядком организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях») социальные выплаты предоставляются гражданам на условиях, в порядке и размере, установленных федеральным законодательством (п. 2 в ред. постановления Правительства Иркутской области от 05.04.2012 N 148-пп).

Органом, осуществляющим полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство) (п. 3 в ред. постановления Правительства Иркутской области от 05.04.2012 N 148-пп).

Регистрация и учет граждан, формирование списков граждан, а также определение размера социальных выплат производятся министерством, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные учреждения Иркутской области, подведомственные министерству и включенные в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства (п. 4 в ред. постановления Правительства Иркутской области от 27.10.2014 N 537-пп).

Полномочия по регистрации и учету граждан, осуществляемые в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, предусматривают в том числе: 1) прием от граждан заявлений о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат (в ред. постановления Правительства Иркутской области от 05.04.2012 N 148-пп); 2) проверка документов, представленных гражданами; 3) принятие решений о постановке на учет граждан или об отказе в постановке на учет; 4) направление гражданам уведомлений, предусмотренных федеральным законодательством; 5) формирование учетных дел граждан; 6) формирование списков граждан; 7) принятие решений о снятии с учета граждан в случаях, установленных федеральным законодательством (пункт 5 Порядка).

Министерство ежегодно утверждает единые списки граждан, формируемые на основании списков, указанных в подпункте 6 пункта 5 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка).

Министерство обеспечивает представление списков, утвержденных в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка, в федеральные органы исполнительной власти в установленном федеральным законодательством порядке (пункт 7 Порядка).

Предоставление социальных выплат гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата согласно спискам, сформированным министерством, в соответствии с федеральным законодательством (пункт 8 Порядка в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 05.04.2012 N 148-пп)

Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в порядке, установленном министерством (пункт 9 Порядка).

Из материалов гражданского дела , представленного по запросу суда Кировским районным судом г. Иркутска в 4-х томах, материалов исполнительного производства судом установлено, что <...> ФИО2, ФИО1 и ФИО9 обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением о признании права на выделение жилищного сертификата, как гражданам, выезжающим из закрывающихся поселков, находящихся в районах Крайнего Севера. 24 декабря 2009 года исковые требования были удовлетворены, за ФИО2, ФИО1, ФИО9 признано право на получение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке; на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выдать ФИО2, ФИО1, ФИО9 жилищный целевой государственный сертификат для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке (л.гр.д.79-84 том 1).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 03 марта 2010 года решение Кировского районного суда оставлено без изменений (л.гр.д. 114-119 том 1). Из содержания решения суда от 24 декабря 2009 года следует, что у истцов возникло право на получение жилищной субсидии в 1998 году в связи с закрытием <...>, в момент выезда из поселка. С момента выезда в 1998 году из <...> и до обращения в суд в 2009 году, истцы о своем статусе не заявляли, на учет в установленном законом порядке, не встали.

02 апреля 2010 года на основании решения Кировского районного суда г. Иркутска выдан исполнительный лист .

9 апреля 2010 года в адрес начальника Кировского отдела УФССП по Иркутской области поступило заявление от представителя взыскателей Г. о принятии исполнительного листа, выданного Кировским районным судом г.Иркутска.

13 апреля 2010 года судебным приставом – исполнителем Кировского ОСП С. возбуждено исполнительное производство в связи с поступлением 13 апреля 2010 года на исполнение исполнительного листа , выданного Кировским районным судом г.Иркутска на предмет исполнения: выделить ФИО2, ФИО1, ФИО9 жилищный целевой государственный сертификат для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Кировского отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области от 15 сентября 2011 года исполнительное производство было окончено в связи с передачей исполнительного производства согласно постановлению главного судебного пристава Иркутской области от 12 сентября 2011 года.

Постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области от 10 октября 2011 года возбуждено исполнительное производство в отношении должника Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области.

Принимая во внимание, что с момента выезда из закрывающегося поселка <...> в 1998 году до принятия Кировским районным судом г.Иркутска решения 24 декабря 2009 года, истцы о своем статусе не заявляли, на учет в установленном законом порядке не встали, с момента выезда истцов из закрывающегося поселка прошло 11 лет, на момент принятия решения на территории Иркутской области отсутствовали закрывающиеся поселки, исполнение решения суда вызвало затруднения у Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области из-за отсутствия финансирования и неясности порядка исполнения.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 10 ноября 2011 года, вступившим в законную силу, по заявлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области разъяснено решение суда, в соответствии с которым решением Кировского районного суда г. Иркутска от 24 декабря 2009 года за ФИО2, ФИО1, ФИО9 признано право на получение государственного жилищного сертификата для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на основании указанного решения суда обязано осуществить учет семьи ФИО2, ФИО1, ФИО9 в списках лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья в первоочередном порядке и выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья ФИО2, ФИО1, ФИО9 в установленном законом порядке, а именно, в порядке, установленном Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 (в ред. постановления Правительства РФ от 24 октября 2005 года № 636); Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153; постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2015 годы» (л.гр.д. 148-153 т. 1).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции от 25.10.2002, действовавшей с 01.01.2003 на момент начала исполнения решения суда от 24 декабря 2009 года, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.

В силу статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции от 17.07.2011, действовавшей с 01.01.2012, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии.

Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

В случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей. Порядок освобождения гражданином занимаемого им жилого помещения и дальнейшего его использования определяется собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Таким образом, Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.12. и в редакции, действовавшей с 01.01.2012 были установлены условия предоставления и порядок определения размера социальных выплат на приобретение жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Механизм реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ закреплен в постановлении Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.

В соответствии с требованиями пункта 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); ж) обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме (в ред. постановлений Правительства РФ от 08.05.2009 N 408, от 03.11.2011 N 909, от 23.09.2015 N 1013, от 05.07.2016 N 629); и) копию правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику подпрограммы и (или) членам его семьи, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; л) обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательство о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений по формам, установленным государственным заказчиком подпрограммы (пп. "л" введен Постановлением Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013).

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается (пункт 44(1) Правил).

Установлено, что на момент принятия судом решения от 24 декабря 2009 года и возбуждения исполнительного производства в общей совместной собственности ФИО2, ФИО1 имелось жилое помещение – квартира, общей площадью <...> кв.м., расположенная по адресу: <...> на основании договора купли-продажи квартиры от <...>, дата регистрации <...>. На указанное жилое помещение зарегистрировано обременение в виде ипотеки. В дальнейшем лицом, в пользу которого установлено обременение права, являлась Д. на основании договора залога недвижимого имущества от <...>, ипотека установлена на срок с 27 мая 2013 года по 9 апреля 2020 года, номер государственной регистрации ипотеки .

На момент принятия и исполнения решения суда, член семьи ФИО2 – ФИО1 (супруга) на основании договора купли-продажи от <...> имела в собственности квартиру, общей площадью <...> кв.м., расположенную по адресу: <...>, которая была продана ею по договору купли-продажи от <...>.

На основании договора купли-продажи от <...> и свидетельства о праве на наследство по закону от <...> ФИО9 являлась собственником 1/3 доли в праве собственности, а ФИО1 являлась собственником 2/3 доли в праве собственности на жилой дом, состоящий из 4 комнат, общей площадью <...> кв.м., находящегося по адресу: <...>, на которое было зарегистрировано ограничение, дом находился в списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, культурную ценность, что отражено в свидетельстве о государственной регистрации права от <...>. Указанный дом ФИО1 и ФИО9 продали <...>.

Таким образом, на момент признания права на получение жилищной субсидии в судебном порядке 24 декабря 2009 года ФИО2, ФИО1, ФИО9 были собственниками трех жилых помещений.

О необходимости представления в территориальное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области документов, в том числе обязательства о сдаче (передаче) жилых помещений, необходимых для формирования учетного дела и выдачи жилищного сертификата, указанных в ст. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, ФИО2 и члены его семьи уведомлялись административным ответчиком неоднократно.

Как следует из материалов исполнительного производства, учетного дела, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в адрес ФИО2 направляло сообщения о необходимости представления документов, начиная с 2010 года, разъясняло порядок выдачи жилищного сертификата, установленный законом. Переписка между сторонами велась длительное время, административным ответчиком у истца запрашивались документы относительно имеющихся в собственности жилых помещений.

Так, в адрес ФИО2 Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району направлено 23.03.2010 за письмо с разъяснением необходимости постановки на учет граждан, имеющих право на первоочередное получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указан список документов, необходимых для исполнения решения суда. Аналогичные письма направлялись в адрес ФИО2 06.04.2010 , 16.06.2010 ; 31.03.2011 , содержащие, в том числе, требования о необходимости предоставления обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилых помещений; 31.03.2011 , 18.05.2011 , 18.07.2011 , 09.09.2011 , 26.12.2011 , 02.08.2012 , 14.02.2013 , 10.12.2013 , 17.01.2014 , 11.04.2014 , 28.07.2014 , письма получены административным истцом.

Из ответа ФИО2 от 12.10.2011 следует, что все предложения Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району о предоставлении документов, он считает необоснованными. 19.04.2012 административные истцы обратились к прокурору Катангского района Иркутской области, из обращения усматривается их несогласие с требованием министерства о предоставлении документов и обязательств о сдаче или безвозмездном отчуждении жилых помещений (л.д. 139 том 3).

27 августа 2014 года от взыскателей поступило письмо в адрес министерства, содержащее сведения о том, что в ближайшее время взыскатели намерены представить в министерство справку о составе семьи, копию лицевого счета, заявление на выдачу сертификата и другие документы, необходимые для выдачи жилищного сертификата (запрашиваемые министерством у взыскателей с 2010 года), а также намерены решить вопрос с жилым помещением, находящимся в собственности.

25 января 2013 года министерство обратилось к руководителю Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации за разъяснением порядка и способа исполнения решения суда от 24 декабря 2009 года, а именно возможности предоставления государственного жилищного сертификата по судебному решению, если у ФИО2, ФИО1 в собственности имеется жилое помещение с обременением (ипотека).

Из ответа заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации в адрес министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 12 апреля 2013 года усматривается, что исполнить указанное решение в рамках действующего законодательства не представляется возможным. При предоставлении государственных жилищных сертификатов гражданам, органы исполнительной власти должны неукоснительно руководствоваться положениями Федерального закона и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153. Предоставление сертификата истцам без предъявления ими обязательства о передаче принадлежащих им на праве собственности жилых помещений противоречит положениям статьи 5 Закона. Обязательство о сдаче жилья входит в перечень обязательных документов, которые получатель государственного жилищного сертификата должен предъявить при его получении (пункт 44 Правил). В случае, если ФИО2, ФИО1, ФИО9 не смогут его предоставить в соответствии с положениями пункта 44 Правил, государственный жилищный сертификат им выдан быть не может (л.д.148 том 3).

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1038 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, а также функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ (в установленной сфере деятельности Министерства).

С 04.03.2015 письма в адрес административного истца ФИО2, содержащие сведения о необходимости предоставления документов и обязательств с целью возможности исполнения решения суда от 24 декабря 2009 года направлялись областным государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску (ОГКУ УСЗН по городу Иркутску), подведомственным министерству (л.д. 203 том 3).

На запрос ОГКУ УСЗН по городу Иркутску от 06.03.2015 ФИО2 направил часть запрашиваемых документов, необходимых для исполнения решения суда.

По сообщению ОГКУ УСЗН по городу Иркутску от 04.04.2016 в адрес министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, на указанную дату необходимые документы в соответствии с п.44 Правил, взыскателями не представлены (л.д. 209 том 3).

Учитывая, что на жилое помещение, находящееся в собственности административных истцов, расположенное по адресу: <...> было установлено обременение в виде ипотеки, министерство в силу закона не могло принять у истцов обязательство о сдаче жилого помещения, при этом, предоставление такого обязательства о сдаче жилого помещения, находящегося в собственности в силу прямого указания закона носит обязательный характер.

Устанавливая условия выдачи государственного жилищного сертификата, статья 6 Федерального закона №125-ФЗ предоставляла министерству возможности действий по исполнению решения суда следующие. 1.Безвозмездное отчуждение в государственную или муниципальную собственность, принадлежащее на праве собственности жилое помещение. 2. В случае отчуждения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, иным лицам, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору. 3. В случае принятия решения не отчуждать имеющееся жилое помещение либо когда на жилое помещение установлено обременение – размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 Федерального закона №125-ФЗ, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Вместе с тем, право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее 18 квадратных метров.

Учитывая, что на жилое помещение, находящееся в собственности, общей площадью <...> кв.м., по адресу: <...>, было установлено обременение, министерство в силу закона не могло принять у истцов обязательство о сдаче жилого помещения, уменьшить размер жилищной субсидии на сумму, полученную по договору также невозможно, так как уменьшение в силу статьи 6 Федерального закона №125-ФЗ производится только в случае отчуждения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности.

Производя расчет, руководствуясь 3 вариантом действий, предоставленных статьей 6 Федерального закона №125-ФЗ, в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего закона, разница между нормативом общей площади жилого помещения на состав семьи из 3-х человек – 54 кв.м. (3 х 18 кв.м. (норматив общей площади при численности семьи три и более) и общей площадью жилого помещения по адресу: <...><...> кв.м. составляла менее 18 кв.м. (54 кв.м. – <...> кв.м.), в этом случае, как следует из статьи 6 Федерального закона №125-ФЗ право на получение сертификата не предоставляется.

То есть, в сложившейся ситуации, министерство не могло предоставить государственный жилищный сертификат, в связи с чем, министерство неоднократно сообщало административным истцам о необходимости принятия решения по указанному жилому помещению, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.

О наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, свидетельствуют неоднократные обращения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в суд с требованиями о приостановлении, о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения.

Так, 14 марта 2012 года Кировским районным судом г. Иркутска вынесено определение об оставлении без удовлетворения заявления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о разъяснении положений исполнительного документа от 24 декабря 2009 года , выданного Кировским районным судом г. Иркутска, способа и порядка его исполнения, приостановлении исполнительного производства , возбужденного по исполнительному листу от 24 декабря 2009 года серии на основании решения Кировского районного суда г. Иркутска от 24 декабря 2009 года по гражданскому делу по иску ФИО2, ФИО1, ФИО9 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке, возложении обязанности по выделению государственного жилищного сертификата для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 05 июня 2014 года оставлено без удовлетворения заявление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о прекращении исполнительного производства от 10 октября 2011 года по гражданскому делу по иску ФИО2, ФИО1, ФИО9 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего министерство выделить жилищную субсидию в первоочередном порядке (л.гр.д. 332-335 том 2). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 августа 2014 года указанное определение Кировского районного суда г. Иркутска оставлено без изменений.

В связи с поступившим 19 августа 2014 года в Кировский районный суд г. Иркутска заявлением Министерства социального развития, опеки и попечительства, определением Кировского районного суда г. Иркутска от 16 сентября 2014 года, вступившим в законную силу 11 декабря 2014 года, разъяснен способ и порядок исполнения исполнительного листа серии , выданного на основании решения Кировского районного суда г. Иркутска от 24 декабря 2009 года по гражданскому делу по иску ФИО2, ФИО1, ФИО9 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке, возложении обязанности по выделению государственного жилищного сертификата для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке, а именно, что исполнение решения суда должно производиться в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 125- ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (л.гр.д. 389-393, 441-444 том 2).

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 01 июня 2015 года заявление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу по иску ФИО2, ФИО1, ФИО9 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке, возложении обязанности по выделению жилищного сертификата для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке удовлетворено, исполнительное производство в отношении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в пользу взыскателей ФИО2, ФИО1, ФИО9 прекращено в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа (л.гр.д. 275-279 том 3). Апелляционным определением судебной коллегии Иркутского областного суда от 13 августа 2015 года определение Кировского районного суда г. Иркутска от 01 июня 2015 года отменено, по делу принято новое определение, которым отказано в удовлетворении заявления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о прекращении исполнительного производства в отношении должника Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в пользу взыскателей ФИО2, ФИО1, ФИО9 (л.гр.д. 313-317 том 3).

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 03 марта 2016 года Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа (л.гр.д. 30-31 том 4).

Из указанных судебных актов, которыми отказано в удовлетворении заявлений административного ответчика не следует, что требования министерства к взыскателям незаконны, однако следует, что возможность исполнения полностью не утрачена.

О законности требований должника - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области свидетельствуют состоявшиеся по делу судебные постановления.

Так, из вступившего в законную силу определения Кировского районного суда г. Иркутска от 05 июня 2014 года усматривается, что суд пришел к выводу о законности требований Министерства относительно жилого помещения, расположенного по адресу: <...> – дать обязательство о сдаче жилого помещения либо безвозмездном отчуждении, а пояснения Министерства о том, что «с учетом конкретных обстоятельств дела (наличие в собственности истца жилого помещения площадью <...> кв.м. и состава семьи 3 человека), истец имеет право на получение сертификата только при выполнении таких обязательств», обоснованными.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18 февраля 2015 года оставлено без удовлетворения заявление ФИО1 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными требований о безвозмездном отчуждении жилого помещения (л.г.д. 27-29 том 3).

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 09 ноября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 24 января 2017 года, удовлетворено заявление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области Т., УФССП России по Иркутской области, Межрайонному ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме <...> рублей, наложенного на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 21 июля 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области.

Указанным определением, вступившим в законную силу, установлено наличие объективных обстоятельств, препятствующих Министерству социального развития, опеки и попечительства исполнить решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24 декабря 2009 года. Указано на наличие, имевшегося в собственности взыскателей, с обременением в виде ипотеки жилого помещения по адресу: <...>, в связи с чем, у них не могло быть принято обязательство о сдаче жилого помещения и выдан государственный жилищный сертификат. Установлено, что возможность оформить государственный жилищный сертификат появилась только после утверждения мирового соглашения от 29 декабря 2015 года. С декабря 2015 года по июнь 2016 года выдача государственного жилищного сертификата была затруднена по независящим от Министерства обстоятельствам, связанным с поступлением бланков государственных жилищных сертификатов из Минстроя России (л.д. 28-36).

Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 19 сентября 2016 года, вступившего в законную силу, отказано в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1, ФИО9 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о взыскании судебной неустойки за неисполнение судебного решения, убытков. Из судебного решения следует, что истцами не доказан факт незаконных, противоправных действий (бездействий) ответчика в отношении истцов и причинение вреда противоправными действиями (бездействиями) (л.д.115 том 1).

Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 11 мая 2017 года оставлены без удовлетворения исковые требования ФИО2 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об обязании выдать в первоочередном порядке государственный жилищный сертификат на приобретение жилья ФИО2, ФИО9, ФИО1 без уменьшения размера жилищной субсидии. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 июля 2017 года отменено указанное решение в связи с отказом истца от иска, истец, действуя через представителя, добровольно отказался от исковых требований, рассмотренных Кировским районным судом г.Иркутска (л.д.121-126, 177).

При наличии вступивших в силу указанных судебных постановлений, на вывод о законности требований должника не влияет состоявшееся 18 мая 2012 года решение Катангского районного суда Иркутской области, которым признаны незаконными действия Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району по истребованию у ФИО2, ФИО1, ФИО9 излишних документов (л.гр.д. 237-239 том 2).

Специалистами УСЗН по г.Иркутску проведена работа с семьей ФИО2 по формированию учетного дела для получения ими государственного жилищного сертификата. В Министерство учетное дело поступило в апреле 2016 года, после чего возник судебный спор о составе семьи ФИО2

Установлено, что решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2016 года установлен факт родственных отношений в качестве членов семьи за ФИО2: ФИО1 – жена, ФИО9 – дочь, Ж. – зять, В. – внучка (л.гр.д. 47-48 том 4).

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не согласившись с указанным решением, обратилось в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с апелляционной жалобой. В связи с продолжительностью производства по разрешению указанной апелляционной жалобы, 06 июня 2016 года Министерство социального развития, опеки и попечительства обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с заявлением о приостановлении исполнительного производства до рассмотрения апелляционной жалобы Верховным судом Республики Саха (Якутия) на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2016 года (л.гр.д. 35-48 том 4).

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 12 июля 2016 года Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказано в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства (л.гр.д. 76-80 том 4).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2016 года апелляционная жалоба Министерства социального развития, опеки и попечительства удовлетворена, решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2016 года отменено.

Бланки сертификатов поступили в Министерство 3 июня 2016 года. Министерство, руководствуясь решением суда от 24 декабря 2009 года, определением суда от 10 ноября 2011 года и представленными документами, установленными действующим законодательством, оформило сертификат серии от 7 июня 2016 года на сумму <...> руб. ФИО2 с учетом состава семьи ФИО1, ФИО9

Информация об оформлении сертификата и ограниченных законодательством сроках его получения в адрес ФИО2 была направлена телефонограммой от 09.06.2016, письмами от 08.06.2016, от 20.06.2016, от 18.07.2016 и телеграммой от 29.07.2016. ФИО1 даны разъяснения по телефону. ФИО2 и члены его семьи за получением сертификата не явились.

Следующие бланки сертификатов поступили в Министерство 28 января 2017 года. На имя ФИО2 оформлен государственный жилищный сертификат серии от 1 февраля 2017 года, направлялась информация о необходимости получения сертификата (телефонограмма от 09.02.2017, письма от 01.02.2017, от 16.02.2017, от 28.02.2017), однако, сертификат до настоящего времени административными истцами не получен.

1 марта 2017 года окончено исполнительное производство в связи с исполнением требований, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от 1 марта 2017 года (л.исп.пр.306-309 ч.2).

В рамках возбужденного исполнительного производства Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на протяжении всего периода принимались все возможные меры к исполнению решения суда, однако решение не исполнено по объективным и независящим от министерства обстоятельствам в связи с отсутствием возможности исполнения. В ответ на неоднократно поступавшие требования и предупреждения, судебному приставу-исполнителю сообщались причины неисполнения, представлялись необходимые документы, что подтверждено исследованными в судебном заседании материалами исполнительного производства.

Общий срок исполнения решения Кировского районного суда г.Иркутска от 24 декабря 2016 года составляет 6 лет 11 месяцев.

Вместе с тем, суд, принимая решение в рамках Закона о компенсации учитывает положения закона о том, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы), что нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Оценивая достаточность и эффективность действий Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, суд приходит к выводу о том, что в указанный период времени министерством предпринимались все необходимые действия для фактического исполнения решения суда, в адрес истцов неоднократно направлялись разъяснительные письма, в которых Министерством предлагалось истцам представить пакет документов, соответствующий п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», что подтверждается материалами дела.

Требования Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области до 9 марта 2016 года (дата прекращения права собственности административных истцов на жилое помещение: <...> оставались со стороны административных истцов неисполненными, требуемые документы предоставлены только в апреле 2016 года, заявление (рапорт) ФИО2 в адрес министерства о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Новосибирской области, на состав семьи ФИО1, ФИО9, в соответствии с решением Кировского районного суда г.Иркутска от 24 декабря 2009 года, поступило в министерство 27 апреля 2016 года, что подтверждается сведениями учетного дела (л.д. 5 том 3).

Суд учитывает, что выдача сертификата производится в установленном законом, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» порядке, несоблюдение положений которого влечет нарушение целевого характера расходования средств федерального бюджета.

Граждане должны соблюдать требования законодательства, предусматривающего порядок выдачи государственных жилищных сертификатов, принимая во внимание, что распределение средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по субъектам Российской Федерации предусматривается Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год и сведения о необходимом количестве сертификатов на каждый год должны быть предоставлены в срок до 1 сентября. Обязанность по предоставлению сведений возложена на федеральный орган исполнительной власти. Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.

Причиной длительного исполнения решения суда послужила первоначально неясность порядка исполнения состоявшегося решения суда, принимая во внимание, что с момента выезда из закрывающегося поселка <...> в 1998 году до принятия Кировским районным судом г.Иркутска решения 24 декабря 2009 года, истцы о своем статусе не заявляли, на учет в установленном законом порядке не встали, с момента выезда истцов из закрывающегося поселка прошло 11 лет, на момент принятия решения на территории Иркутской области отсутствовали закрывающиеся поселки, которая была устранена определением суда от 10 ноября 2011 года о разъяснении решения суда.

В дальнейшем, причиной длительного исполнения решения суда послужило бездействие административных истцов по представлению документов и решению вопроса с жилым помещением, расположенным по адресу: <...>, на которое было возложено обременение в виде ипотеки. Указанное обстоятельство препятствовало принятию обязательства о сдаче жилого помещения и выдачи государственного жилищного сертификата. После утверждения мирового соглашения в отношении указанного жилого помещения, определением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2015 года и прекращения права собственности истцов на жилое помещение (9 марта 2016 года) у Министерства социального развития, опеки и попечительства появилась возможность оформить государственный жилищный сертификат и произвести его расчет.

Таким образом, взыскатели своими действиями (бездействием) препятствовали исполнению исполнительного документа, что явилось причиной длительного срока исполнения решения суда.

С декабря 2015 года по июнь 2016 года выдача государственного жилищного сертификата была затруднена по независящим от Министерства обстоятельствам, связанным с поступлением бланков государственных жилищных сертификатов из Минстроя России.

07 июня 2016 года ФИО2, ФИО1, ФИО9 оформлен государственный жилищный сертификат серии о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на соответствующем бланке, от его получения административные истцы уклонились. Повторно государственный жилищный сертификат серии оформлен ФИО2, ФИО1, ФИО9 1 февраля 2017 года, от получения которого взыскатели также уклонились.

Таким образом, установлено наличие объективных обстоятельств, препятствующих Министерству социально развития, опеки и попечительства Иркутской области своевременно исполнить решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24 декабря 2009 года.

Суд приходит к выводу, хотя нарушение установленных законом сроков исполнения решения суда действительно имеет место, однако задержки в исполнении решения суда являются оправданными, а установленные при рассмотрении настоящего административного дела обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что действия Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области нельзя признать недостаточными и неэффективными для своевременного исполнения решения суда и не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для признания срока исполнения решения суда необоснованно длительным.

Оценив имеющиеся доказательства, учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, принимая во внимание достаточность и эффективность действий Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, производимых в целях своевременного и правильного исполнения решения Кировского районного суда г.Иркутска от 24 декабря 2009 года, суд приходит к выводу, что срок его исполнения не является неоправданно длительным и соответствует требованию разумности, а право ФИО2, ФИО1, ФИО9 на исполнение судебного акта в разумный срок не нарушено.

При этом, суд обращает внимание на то, что нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем, заявленные ФИО2, ФИО1, ФИО9 требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2, ФИО1, ФИО9 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.Г. Кравченко

Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2017 года.