ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-129/18 от 08.10.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а- 129/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 октября 2018 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Жуковой М.В.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Вециной Т.А.,

представителя административного истца Филипенко А.А.,

представителя административного ответчика Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5 Лолы Р.И.,

представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Забайкальского края Поповой Е.А.,

заинтересованного лица Илюхиной С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филонича А.И. о признании незаконным постановления Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5 от 10 сентября 2018 года № 52/225ж «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Железнодорожный», признании результатов выборов по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5 недействительными, возложении обязанности подготовить и провести новые выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5,

установил:

Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 6 июня 2018 года № 116, опубликованным в газете «Забайкальский рабочий» от 08 июня 2018 года № 106, назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва на 9 сентября 2018 года.

Постановлением Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5 от 10 сентября 2018 года № 52/225ж выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по одномандатному избирательному округа № 5 Железнодорожный признаны состоявшимися и результаты выборов действительными. Этим же постановлением зарегистрированный кандидат Илюхина С.И., получившая наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округа, признана избранным депутатом Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Железнодорожный.

Вышеприведенное постановление опубликовано в выпуске газеты «Забайкальский Рабочий» от 13 сентября 2018 года № 176 (27614).

17 сентября 2018 года Филонич А.И., кандидат в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5, обратился в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в нарушение положений пункта 2 статьи 45, пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктов 5 и 6 статьи 6, пункта 3 статьи 40 Закона Забайкальского края от 6 декабря 2012 года № 753-ЗЗК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края» при проведении 9 сентября 2018 года выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Железнодорожный имели место нарушения, связанные с введением избирателей в заблуждение.

Так, 27 августа 2018 года в газете «Взгляд. Забайкальский край» опубликованы статьи, содержащие лживые и клеветнические сведения в отношении административного истца. В день выборов 9 сентября 2018 года неизвестные лица расклеили листовки «За Филонича!» на автомашины, в соцсети «Facebook» распространена информация об этой акции информация. По мнению административного истца, названные обстоятельства повлекли искажение информации о нем как кандидате, нарушили его права и права избирателей на распространение и получение честной и объективной информации, ставят под сомнение результаты выборов.

Председатель административного ответчика Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5 Лола Р.И. с требованиями административного истца не согласилась, представила письменные возражения, в которых выразила несогласие с требованиями административного истца как необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указала, что у административного истца имелась возможность обратиться в редакцию газеты «Взгляд. Забайкальский край» за опровержением в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода, которой он не воспользовался; установить факт распространения листовок «За Филонича!» в день голосования и лиц, его совершивших, не представляется возможным. Отметила, что критерии, устанавливающие степень влияния предвыборной агитации на волю избирателей, российским законодательством не установлены, жалобы избирателей на нарушения закона о предвыборной агитации в период до дня голосования и в день голосования 9 сентября в комиссию не поступали. Полагает основанными на предположениях и бездоказательными доводы административного истца о существенном влиянии приведенных нарушений закона о предвыборной агитации на волеизъявление избирателей при голосовании.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Забайкальского края Попова Е.А. представила письменные возражения, указав в них на отсутствие оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку введение в заблуждение избирателей в ходе избирательной кампании не подкреплено доказательствами, носит надуманный характер, не ставит под вопрос законность проведенных выборов. Довод о наличии оснований для отмены результатов выборов основан на ошибочном толковании норм избирательного права.

В судебном заседании представитель административного истца Филипенко А.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что о незаконности результатов выборов также свидетельствует сбор в период избирательной кампании подписей под обращением против проекта застройки территории строительной компанией, руководителем которой является административный истец, якобы предусматривающего вырубку деревьев в лесопарковой зоне.

Представители административного ответчика Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5 Лола Р.И., заинтересованного лица Избирательной комиссии Забайкальского края Попова Е.А. доводы своих письменных возражений поддержали, пояснили, что приведенные административным истцом обстоятельства не свидетельствуют о незаконности решений избирательной комиссии, поскольку данных, указывающих на то, что часть избирателей изменила свое решение под воздействием указанных фактов, не имеется.

Заинтересованное лицо Илюхина С.И. с заявленными требованиями не согласилась, указала, на отсутствие оснований для отмены результатов выборов, пояснила, что к фактам, направленным на распространение дезинформации в отношении Филонича А.И., она не причастна.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции в порядке административного судопроизводства.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 24 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с частями 2, 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата.

Согласно части 3 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 6 июня 2018 года № 116, опубликованным 8 июня 2018 года в газете «Забайкальский Рабочий» № 106, были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва.

На основании пункта 1 постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 31 мая 2018 года № 141/1026-2 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Забайкальского края» на Центральную г. Читы территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5.

Согласно итоговому протоколу № 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Железнодорожный от 10 сентября 2018 года в ходе выборов Илюхина С.И. получила 1 711 голосов избирателей, С. А.Е. – 1 589 голосов избирателей, Филонич А.И. – 1 419 голосов избирателей, Щ. А.В. – 837 голосов избирателей.

10 сентября 2018 года Центральная г. Читы территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5 признала выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Железнодорожый состоявшимися, а результаты выборов – действительными. Избранным депутатом Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по названному избирательному округу признана Илюхина С.И., получившая наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (постановление № 52/225ж).

Филонич А.И., выдвинутый избирательным объединением «Забайкальское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», постановлением Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5 от 17 июля 2018 года № 41/184ж был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5, участвовал в выборах в качестве кандидата, соответственно обладает правом на оспаривание решения избирательной комиссии о результатах выборов по этому же избирательному округу.

Согласно пункту 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Пунктом 2 статьи 77 поименованного закона определены основания отмены решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов в судебном порядке. Так, после определения результатов выборов названное решение может быть отменено в случае установления одного из следующих обстоятельств:

кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таких обстоятельств в ходе рассмотрения дела установлено не было.

В обоснование своих требований административный истец сослался на три факта дезинформации избирателей в отношении его кандидатуры, которые, по его мнению, являются основанием для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии по подпункту «е» пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ в связи с установлением нарушений законодательства РФ о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Оценив представленные материалы, суд не находит оснований полагать, что названные обстоятельства не позволили выявить действительную волю избирателей.

Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5 было установлено, что в газете «Взгляд. Забайкальский край» № 03(117) от 27 августа 2018 года в статьях «Александр Филонич: строитель личного светлого будущего», «Многомиллионное состояние депутата Филонича: цифры и факты» были размещены агитационные материалы, способные нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата Филонича А.И., редакцией газеты «Взгляд. Забайкальский край» нарушен порядок участия средства массовой информации в информационном обеспечении выборов, журналистом названного издания на страницах газеты проводится предвыборная агитация при осуществлении им профессиональной деятельности (постановление от 3 сентября 2018 года № 49/207ж). Одновременно газете указано на ее обязанность опубликовать опровержение кандидата в депутаты Филонича А.И. в соответствии с пунктом 6 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ в течение агитационного периода.

Действуя в пределах своих полномочий в соответствии с пунктом 8 статьи 56 Федерального закона № 131-ФЗ избирательная комиссия обратилась в орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлениями мирового судьи судебного участка № 19 Центрального судебного района г. Читы от 12 и 17 сентября 2018 года главный редактор газеты «Взгляд. Забайкальский край» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.5, статье 5.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно представленным материалам и пояснениям, данным в судебном заседании представителем административного истца, своим правом на обращение в средство массовой информации с целью опубликования до окончания агитационного периода опровержения или иного разъяснения в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации Филонич А.И. не воспользовался.

Утверждение представителя Филиппенко А.А., что такое опровержение должно было быть сделано самим средством массовой информации по требованию избирательной комиссии, не основано на положениях закона, в частности не соответствует пункту 6 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ.

Также суд не находит оснований согласиться с доводами административного истца о нарушении его прав размещением в день голосования на территории избирательного округа наклеек «За Филонича!», поскольку данных, достоверно подтверждающих размещение названных наклеек, в том числе в день голосования, не представлено, утверждение истца основано на сведениях, размещенных в социальной сети в виде одной фотографии, не имеющей даты. По данному факту Отделом полиции «Северный» УМВД по г. Чита на основании заявления Филонича А.И. проводится соответствующая проверка, которая на момент рассмотрения дела не окончена.

Сбор неустановленными лицами в течение агитационного периода подписей жителей избирательного округа под обращением, адресованным Губернатору Забайкальского края Ждановой Н.Н., руководителю Администрации Губернатора Забайкальского края Кочергину Д.В., Главе городского округа «Город Чита» Михалеву А.Д., Депутату Думы городского округа «Город Чита» Щебенькову А.В. и направленным против вырубки деревьев в районе лесопарковой полосы, предусмотренной проектом строительства, подлежащего реализации строительной компанией «РУС», руководителем которой является Филонич А.И., не свидетельствует о нарушении прав административного истца как кандидата в депутаты, поскольку в тексте обращения не содержится информации, побуждающей избирателей к голосованию за какого-либо кандидата или против него, количество собранных подписей имеет незначительное число (33 человека).

Суд не находит обоснованными доводы административного истца о том, что допущенные в ходе выборов по избирательному округу нарушения положений закона о предвыборной агитации повлияли на волеизъявление избирателей при голосовании, поскольку они носят предположительный характер. Подтвержденных фактов оказания воздействия на избирателей, на их свободное волеизъявление не установлено.

При этом суд учитывает, что в период проведения выборов, в том числе в день голосования, в Центральную г. Читы территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5, а также в Избирательную комиссию Забайкальского края жалобы избирателей на нарушение порядка проведения предвыборной агитации не поступали.

Других обстоятельств, указывающих на невозможность выявления действительной воли избирателей, в ходе рассмотрения дела не установлено, в административном исковом заявлении таких сведений не приведено.

Следует отметить, что распространение информации относительно административного истца согласно пояснениям его представителя осуществлялось предположительно кандидатом в депутаты Щ. А.В. и не связано с ведением предвыборной агитации избранным кандидатом Илюхиной С.И.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ оснований для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов.

Срок на обращение в суд с административным исковым заявлением Филоничем А.И. не нарушен.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Филонича А.И. о признании незаконным постановления Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа № 5 от 10 сентября 2018 года № 52/225ж «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Железнодорожный», признании результатов выборов по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5 недействительными, возложении обязанности подготовить и провести новые выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5 отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) через Забайкальский краевой суд.

Судья Забайкальского краевого суда Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 11.10.2018.

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-129/2018, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.