Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Матрозе Л.Ю., с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пивоварни Хейнекен» ФИО1, действующей на основании доверенности от 23 июля 2018 года № С-10, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-129/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пивоварни Хейнекен» к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Объединенные пивоварни Хейнекен» обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в котором указало, что является собственником земельного участка <данные изъяты>.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка, утвержденная Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп), установлена по состоянию на 19 декабря 2017 года в размере 114 705 095,18 рублей, из расчета 908,98 рублей за кв.м.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился к независимому оценщику <данные изъяты>.
Согласно отчету № 89/18-2 от 27 июня 2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, выполненному оценщиком <данные изъяты> установлена рыночная стоимость этого земельного участка по состоянию на 19 декабря 2017 года в размере 75 462 000,00 рубля.
28 июня 2018 года административной истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении в отношении вышеуказанного земельного участка его рыночной стоимости.
Решением Комиссии по рассмотрению споров от 5 июля 2018 года № 12.29 заявление ФИО2, действующего на основании доверенности от имени ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> отклонено.
Основанием к отказу явилось допущенные оценщиком при составлении отчета нарушения статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», так как отчет не соответствует требованиям, предъявляемым к его содержанию, а также к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленными федеральными стандартами оценки, что выражается в нарушении при составлении отчета требований стандарта оценки ФСО № 3.
Административный истец указывает, что являясь собственником земельного участка, он имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого участка в размере его действительной рыночной стоимости, так как эта стоимость влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате собственником земельного участка.
С учетом уточнения административных исковых требований административного искового заявления ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> равной его рыночной стоимости 75 966 982,00 рублей, по состоянию на 19 декабря 2017 года.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» – ФИО1, действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что оно не может выступать в качестве административного ответчика по данной категории дел, просит в удовлетворении исковых требований к данному учреждению отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо Администрация Иркутского районного муниципального образования, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо Администрация Марковского муниципального образования, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, отзыв на административное исковое заявление не представила.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» – ФИО1, действующей на основании доверенности, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Судом установлено, что ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» является собственником земельного участка, <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 мая 2018 года <номер изъят>, свидетельством о государственной регистрации права от 8 августа 2018 года <номер изъят>.
Ранее данный земельной участок имел адрес: <адрес изъят>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В связи с заявлением от 12 мая 2015 года адрес данного земельного участка был изменен и стал именоваться - <адрес изъят>.
В связи с внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенного пункта, данный земельный участок был переведен из категории земель промышленности в категорию – земли населенных пунктов.
По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 года результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановлений Правительства Иркутской области № 239-пп от 5 мая 2014 года, № 422-пп от 26 августа 2015 года), вступившим в силу 3 декабря 2013 года.
В соответствии с данным Постановлением и Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222, земельный участок с кадастровым <номер изъят> отнесен к <данные изъяты> группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для <данные изъяты>», удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 908,98 рублей за 1 кв.м., кадастровая стоимость всего участка составляет 114 705 095,18 рублей (908,98 рублей (удельный показатель) х 126 191,00 кв.м. (площадь земельного участка)).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 мая 2018 г. <номер изъят> сведения о кадастровой стоимости земельного участке с кадастровым <номер изъят> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2017 года.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости данного земельного участка является 19 декабря 2017 года.
Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь земельного участка с кадастровым <номер изъят>, а также категория земель, вид разрешенного использования подтверждены собранными по делу доказательствами.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился к независимому оценщику <данные изъяты>.
Согласно отчету № 89/18-2 от 27 июня 2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, выполненному оценщиком <данные изъяты> установлена рыночная стоимость этого земельного участка по состоянию на 19 декабря 2017 года в размере 75 462 000,00 рубля.
Административный истец обратился 28 июня 2018 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении в отношении вышеуказанного земельного участка его рыночной стоимости.
Решением Комиссии по рассмотрению споров от 5 июля 2018 года № 12.29 заявление ФИО2, действующего на основании доверенности от имени ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> отклонено.
Основанием к отказу явилось допущенные оценщиком при составлении отчета нарушения статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», так как отчет не соответствует требованиям, предъявляемым к его содержанию, а также к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленными федеральными стандартами оценки, что выражается в нарушении при составлении отчета требований стандарта оценки ФСО № 3.
Не согласившись с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области, ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, исходя из того, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым <номер изъят> является значительной.
Административным истцом соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленной в отношении земельного участка с кадастровым <номер изъят>, поскольку с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости пятилетний срок не истек.
В связи с существенной разницей между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка определением Иркутского областного суда от 23 августа 2018 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>.
Согласно заключению эксперта от 14 сентября 2018 года № 1289/4-4, выполненному экспертом <данные изъяты>, предупрежденной об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, по состоянию на 19 декабря 2017 года рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка <данные изъяты> составляет 75 966 982,00 рублей.
Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, учитывая, что эксперт <данные изъяты> предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимает его как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием метода прямого сравнительного анализа продаж объектов оценки с объектами-аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, в том числе заключение судебной оценочной экспертизы, в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» об установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> равной рыночной стоимости по состоянию на 19 декабря 2017 года в размере 75 966 982,00 рубля.
Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят>, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка – 28 июня 2018 года, а также дату подачи в Иркутский областной суд административного искового заявления ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» – 6 августа 2018 года.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке в том числе земельного участка с кадастровым <номер изъят>, относящегося к землям населенных пунктов на территории Иркутской области, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по данному административному делу является Правительство Иркутской области.
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пивоварни Хейнекен» к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 декабря 2017 года в размере 75 966 982,00 (семьдесят пять миллионов девятьсот шестьдесят шесть тысяч девятьсот восемьдесят два) рубля на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.
Установить, что датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пивоварни Хейнекен» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра в Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> является 28 июня 2018 года, датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пивоварни Хейнекен» в Иркутский областной суд с данным административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной земельного участка с кадастровым <номер изъят> является 6 августа 2018 года.
В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пивоварни Хейнекен» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий А.С. Папуша