ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-129/2017 от 07.07.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

дело № 3а-129/2017

Решение

именем Российской Федерации

7 июля 2017 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего Бурова А. И.,

при секретаре Пенькиной Н.В.,

с участием: прокурора прокуратуры Удмуртской Республики Афлятуновой Т.Ф., представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» Уткина А.Н., представителей административного ответчика Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Вострикова С.В., Русских А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» о признании приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 29 ноября 2016 года № 23/47 «О тарифах на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Чистый город», на 2017-2019 года» не действующим в части абзацев второго и третьего пункта 1,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее в тексте - ООО «Чистый город», Общество, административный истец) обратилось в суд с указанным иском.

Иск мотивирован тем, что Общество осуществляет деятельность по размещению (хранению и захоронению) отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 8 ноября 2013 года № 17/32 утвержден тариф на услугу по захоронению твёрдых бытовых отходов, оказываемую Обществом на период 2014-2016 годов. Тарифы не учитывали расходы Общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду ( далее в тексте- плата за НВОС).

В связи с изменением законодательства, полномочия Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики перешли к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики и на Общество возложена обязанность по внесению платы за НВОС при размещении твёрдых коммунальных отходов.

2 ноября 2016 года в связи с окончанием срока действия утвержденных тарифов Обществом направлены в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики материалы для утверждения нового тарифа на услуги по захоронению твёрдых коммунальных отходов. В том числе, направлена Производственная программа Общества в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов на 2017-2019 годы. Общество просило утвердить тариф в размере <данные изъяты> рублей на 2017 год, <данные изъяты> рубля на 2018 год и <данные изъяты> рублей на 2019 год. Расчеты тарифа включали в себя расходы Общества по внесению платы за НВОС, ранее отсутствовавшие в структуре расходов.

При установлении тарифа Обществу, Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики применен метод экономически обоснованных расходов (затрат). При данном методе необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, включающая в том числе, расходы на плату за НВОС при размещении твёрдых коммунальных отходов, размер которой определяется исходя из того, что их размещение осуществляется в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.

Ставки платы за НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентов» в размерах: 635,9 руб. за 1 тонну размещаемых отходов в 2016 году, 663,2 руб. в 2017 и 2018 годах.

Исходя из Производственной программа Общества в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов на 2017-2019 годы, фактическая масса размещаемых отходов составляет <данные изъяты> тонн. Умножением количества размещаемых отходов на ставку определен размер платы и составил на 2017 год – <данные изъяты> тыс. руб., 2018 год – <данные изъяты> тыс. руб., 2019 год – <данные изъяты> тыс. руб.

Оспариваемыми по настоящему делу нормами тариф на услугу по захоронению твёрдых коммунальных отходов на 2017 год установлен в размере тарифа на 2016 год, который не включал расходы по внесению платы за НВОС при размещении отходов.

Таким образом, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики нарушило положение подпункта «л» пункта 29 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 29 ноября 2016 года № 23/47 «О тарифах на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Чистый город», на 2017-2019 года» рассчитан на неоднократное применение, устанавливает правовые нормы, обязателен для организации коммунального комплекса, потребителей его услуг, регулирует отношения по расчетам за услуги применительно к неопределенному кругу лиц, то есть обладает всеми признаками нормативного правового акта. Опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 5 декабря 2016 года, а также в газете «Известия Удмуртской Республики», №141 от 9 декабря 2016 года.

Не включение названных расходов в структуру расходов Общества и утверждение тарифа в прежнем размере, при установлении вновь принятым федеральным законодательством обязанности Общества вносить плату за размещение твёрдых коммунальных отходов, непосредственно влечёт для Общества реальные убытки. Так, прогнозируемые доходы (валовая выручка) Общества на 2017 год, согласно Производственной программе, с учетом утвержденного тарифа, составляют <данные изъяты> тыс. руб. (<данные изъяты> тонн отходов х 641,95 руб/т), тогда как размер платы за НВОС при размещении отходов составят <данные изъяты> тыс. руб. (<данные изъяты> отходов х 663,2 руб./т), что превышает валовую выручку Общества и по существу является разрывом между доходами и необходимыми расходами.

При таких обстоятельствах оспариваемые положения приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 29 ноября 2016 года № 23/47 «О тарифах на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Чистый город», на 2017-2019 года» противоречат подпункту «л» пункта 29 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и нарушают права и законные интересы Общества.

В отзыве и дополнительном отзыве административный ответчик - Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики выражает несогласие с административным иском и высказывает позицию о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом, в установленной форме с соблюдением процедуры принятия и без нарушения прав и законных интересов административного истца. Позицию административного истца оценивают как основанную на не правильном применении норм материального права.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативно-правовых актов урегулирован нормами главы 21 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец просит признать недействующим в части нормативный правовой акт - приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 29 ноября 2016 года № 23/47 «О тарифах на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Чистый город», на 2017-2019 года».

Исходя из содержания п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с п. 2, 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, разъяснениями, изложенными в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на данные услуги подлежат регулированию:

1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно части 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона.

Исходя из положений части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ, органы регулирования субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства УР от 24.11.2014 N 466 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики" Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики:

осуществляющим выработку, реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги, подлежащие государственному регулированию, на территории Удмуртской Республики.

Согласно подпункту 17 пункта 11 Положения «О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики", утвержденного указанным выше постановлением Правительства Удмуртской Республики, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики устанавливает тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для Удмуртской Республики, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления в Удмуртской Республике инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

На основании подпункта 2 пункта 12 Положения «О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики", Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.

Таким образом, оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт принят Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в пределах полномочий, в установленном форме и виде.

Давая оценку процедуре принятия приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 29 ноября 2016 года № 23/47 «О тарифах на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Чистый город», на 2017-2019 года» суд отмечает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее в тексте решения – Основы) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее в тексте решения – Правила).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 6 Основ тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов отнесены к регулируемым тарифам организаций коммунального комплекса.

Правила подачи заявления об установлении тарифов на услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения и другие документы, определены в пункте 3 Правил.

В установленном порядке ООО «Чистый город» подало заявление (л.д.46, 137.1 Т.1) в соответствии с которым предложило метод регулирования – метод установления фиксированных тарифов, и приложило соответствующие документы и материалы – производственную программу (л.д.140-175, Т.1), расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности (л.д.114-115, Т.1), расчет тарифов на услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности (л.д.215, Т.1), бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (л.д.119-202, Т.2), отчет о доходах от реализации услуг по установленным тарифам на услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности) (л.д.176-214, 216-217, Т.1, л.д.1-118, Т.2).

Представленный объем документов суд оценивает как соответствующий требованиям пункта 3 Правил по объему и содержанию, в том числе с учетом позиций сторон, представители которых настаивали на соблюдении требований законодательства в указанной части. Позиции представителя административного истца о том, что в расчет необоснованно не включены расходы ООО «Чистый город» по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, оспариваемой представителями административного ответчика, оценка будет дана в решении ниже.

Давая оценку соблюдения требований Правил в части рассмотрения заявления ООО «Чистый город» об установлении тарифа (пункты 6-18), суд не находит нарушений требований, принимая во внимание представленные административным ответчиком доказательства (л.д.90-133, Т.1).

В установленные Правилами сроки ООО «Чистый город» уведомлено о принятии документов, проведена проверка соответствия рассчитанных тарифов финансовым потребностям для реализации производственной программы и дана оценка доступности услуг организации коммунального комплекса для потребителей. Заблаговременно ООО «Чистый город» извещено о заседании Комиссии по тарифному регулированию Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, в заседании Комиссии принимал участие представитель административного истца, решение Комиссии в установленном порядке направлено в ООО «Чистый город». Указанный вывод суда основан на позиции сторон по делу, представители которых не оспаривали соблюдение процедуры рассмотрения заявления и принятия решения, кроме того, основан на оценке, представленных административным ответчиком письменных доказательствах (л.д.90-134, Т.1).

Давая оценку правильности применения метода регулирования – метода установления фиксированных тарифов, суд принимает позицию административного ответчика о соблюдении законности при выборе и расчете с использованием правил данного метода, и не имеет возможности согласиться с позицией административного истца по данному вопросу (применение метода экономически обоснованных затрат и необоснованное не включение в состав расходов платы за негативное воздействие на окружающую среду), исходя из следующего.

Так, в соответствии с Основами (пункт 18) для регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса применяются методы:

Метод установления фиксированных тарифов;

Метод установления предельных тарифов;

Метод индексации установленных тарифов.

Согласно пункту 19 Основ, решение о применении метода регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования.

Как следует из представленных доказательств – приказа от 7 октября 2016 года (л.д.101, Т.1), заявления ООО «Чистый город» (л.д.46, 137.1 Т.1) в отношении ООО «Чистый город» выбран метод регулирования – метод установления фиксированных тарифов, с учетом позиции регулируемой организации, изложенной в заявлении об установлении тарифа.

Давая оценку правильности расчета тарифа с применением данного метода, суд исходит из следующего.

Так, правила применения метода установления фиксированных тарифов установлены разделом IV Основ.

Оценивая представленное административным ответчиком по Формированию тарифов на услугу утилизации (захоронению) ТБО, оказываемые ООО «Чистый город» (л.д.126-128, Т.1), суд признает его соответствующим требованиям законодательства, в том числе, правилам расчета, установленным разделом IV Основ.

Так, расчет основан на представленных административным истцом документах о расходах и доходах для осуществления регулируемой деятельности (в целом, обе стороны соглашаются с данными выводами, за исключением позиции о не включении в состав расходов – расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду). Объем расходов соответствует пункту 24 Основ.

Давая оценку позиции административного истца о незаконном не включении в состав расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации ООО «Чистый город» производственной программы, расходов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, суд не может признать ее обоснованной.

Так, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, и в силу положений п.1 ст.16 Закона, является платным.

В соответствии с ч.7 ст.23 Федерального закона от 29 декабря 20ё14 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В Удмуртской Республике статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не наделено ни одно юридическое лицо, в том числе, этим статусом не наделено ООО «Чистый город», что следует из объяснений сторон по делу, и представленных письменных доказательств.

При таких условиях, ссылка административного истца о необоснованной ссылке административного ответчика на регулирование спорных отношений в части правил установления тарифа Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а не Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» основана на не правильном толковании действующего законодательства.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и, принятые в соответствии с ним, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не предусматривают включение расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду в состав в расчет финансовых потребностей для реализации ООО «Чистый город» производственной программы.

При таких обстоятельствах, позиция административного ответчика признается судом как не основанная на нормах материального права.

Давая оценку соблюдению порядка обнародования приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 29 ноября 2016 года № 23/47 «О тарифах на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Чистый город», на 2017-2019 года», суд соглашается с позицией административного ответчика о соблюдении законности в данной части. Выводы суда основаны на позиции сторон по делу, не оспаривавших данное обстоятельство, и письменном доказательстве – светокопии страницы газеты Известия Удмуртской Республики от 9 декабря 2016 года № 141 (4566).

Установленные судом обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 29 ноября 2016 года № 23/47 «О тарифах на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Чистый город», на 2017-2019 года, в оспариваемой части, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики подлежит возложение обязанности в течение месячного срока со дня вступления в силу настоящего решения по опубликованию резолютивной части настоящего решения в официальном издании органов власти Удмуртской Республики.

Руководствуясь статьями 177-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» о признании приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 29 ноября 2016 года № 23/47 «О тарифах на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Чистый город», на 2017-2019 года» не действующим в части абзацев второго и третьего пункта 1, отказать.

Возложить на Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики обязанность в течение месячного срока со дня вступления в силу настоящего решения опубликовать резолютивную часть настоящего решения в официальном издании органов власти Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 12 июля 2017 года.

Председательствующий А. И. Буров