ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-129/2018 от 16.02.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Дело №3а-129/2018

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,

при секретаре Козловой И.В.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 16 февраля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

установил:

ФИО2 25 декабря 2017 года обратилась в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управлению Росрестра по Волгоградской области, ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

с кадастровым номером № <...>, площадью 3 185 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 850 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 108 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 35 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 53 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 17 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 59 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 19 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 49 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 16 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 1421 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 456 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г., указав в обоснование, что при расчёте земельного налога, существенное значение имеет кадастровая стоимость земельных участков. При этом кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере 1957978,75 руб., 100254,24 руб., 49198,84 руб., 54768,52 руб., 45485,72 руб. и 1319085,88 руб. соответственно, по мнению административного истца, не соответствует их рыночной стоимости, что приводит к нарушению ее права, как собственника и плательщика земельного налога в виде необоснованного увеличения платы за землю.

В связи с тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, административный истец полагает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, она должна быть установлена равной рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

с кадастровым номером № <...>, площадью 3 185 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 850 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 108 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 35 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 53 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 17 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 59 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 19 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 49 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 16 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 1421 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 456 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г., поддержала.

Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП«Росреестра» по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, против удовлетворения требований не возражают, указав, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, определена по состоянию на 01.01.2015 г.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили рассмотреть дело без участия представителя, представленные доказательства не оспаривают, при рассмотрении спора полагаются на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, доказательства, представленные административным истцом, не оспаривают, возражений не представили.

Представитель заинтересованного лица администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражения по заявленным требованиям не представили.

Учитывая, что участие административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельных участков:

с кадастровым номером № <...>, площадью 3 185 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждено выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.12.2016 г. (т.1 л.д.15);

с кадастровым номером № <...>, площадью 108 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.12.2016 г. (т.1 л.д.104);

с кадастровым номером № <...>, площадью 53 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждено выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.12.2016 г.(т.1 л.д.195);

с кадастровым номером № <...>, площадью 59 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.12.2016 г.(т.2 л.д.1);

с кадастровым номером № <...>, площадью 49 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.12.2016 г.(т.2 л.д.90);

с кадастровым номером № <...>, площадью 1421 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.12.2016 г. (т.2 л.д.181).

В соответствии с приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области по состоянию на 01.01.2015 г.

С учетом указанного правового акта, по данным государственного кадастра недвижимости (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 11.12.2017 г.),

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> определена в размере 1957978,75 руб.(т.1, л.д. 16);

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> определена в размере 100254,24.(т.1, л.д. 105);

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> определена в размере 49198,84 руб.(т.1, л.д. 196);

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> определена в размере 54768,52 руб.(т.2, л.д. 2);

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> определена в размере 45485,72 руб.(т.2, л.д. 91);

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> определена в размере 1319085,88 руб.(т.2, л.д. 182).

В соответствии с ответом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области на запрос суда, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения:

о земельном участке с кадастровым номером № <...>, с категорией земель – Земли населённых пунктов, с разрешённым использованием – «земли под промышленными объектами (под трансформаторную подстанцию, арматурную мастерскую №1 с пристройкой и трансформаторной подстанцией)», площадью 3 185 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 14.07.2011 г. Количественные и качественные характеристики, влияющие на изменение кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2015 г. не изменялись. Дата определения кадастровой стоимости земельного участка в размере 1957978,75 руб. на основании Приказа № 46-н – 01.01.2015 г. (т.3 л.д. 4);

о земельном участке с кадастровым номером № <...>, с категорией земель – Земли населённых пунктов, с разрешённым использованием – «Земли под склад», площадью 108 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 27.01.2011 г. Количественные и качественные характеристики, влияющие на изменение кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2015 г. не изменялись. Дата определения кадастровой стоимости земельного участка в размере 100254,24 руб. на основании Приказа № 46-н – 01.01.2015 г. (т.3 л.д.4-5);

о земельном участке с кадастровым номером № <...>, с категорией земель – Земли населённых пунктов, с разрешённым использованием – «земли под склад», площадью 53 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 27.01.2011 г. Количественные и качественные характеристики, влияющие на изменение кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2015 г. не изменялись. Дата определения кадастровой стоимости земельного участка в размере 49198,84 руб. на основании Приказа № 46-н – 01.01.2015 г. (т.3 л.д. 5);

о земельном участке с кадастровым номером № <...>, с категорией земель – Земли населённых пунктов, с разрешённым использованием – «земли под склад», площадью 59 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 27.01.2011 г. Количественные и качественные характеристики, влияющие на изменение кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2015 г. не изменялись. Дата определения кадастровой стоимости земельного участка в размере 54768,52 руб. на основании Приказа № 46-н – 01.01.2015 г. (т.3 л.д. 5);

о земельном участке с кадастровым номером № <...>, с категорией земель – Земли населённых пунктов, с разрешённым использованием – «земли под склад», площадью 49 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 27.01.2011 г. Количественные и качественные характеристики, влияющие на изменение кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2015 г. не изменялись. Дата определения кадастровой стоимости земельного участка в размере 45485,72 руб. на основании Приказа № 46-н – 01.01.2015 г. (т.3 л.д. 6);

о земельном участке с кадастровым номером № <...>, с категорией земель – Земли населённых пунктов, с разрешённым использованием – «земли под промышленными объектами (под здание для изготовления металлоконструкций)», площадью 1 421 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 04.05.2010 г. Количественные и качественные характеристики, влияющие на изменение кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2015 г. не изменялись. Дата определения кадастровой стоимости земельного участка в размере 1319085,88 руб. на основании Приказа № 46-н – 01.01.2015 г. (т.3 л.д. 6).

Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость и увеличивает размер земельного налога, и, считая в связи с этим, что кадастровая стоимость должна быть определена, как равная рыночной, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском.

Согласно ч.1,3,5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В соответствии с ч.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО№4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010г. №508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

В целях установления рыночной стоимости земельного участка по заказу административного истца ИП С составлены:

Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 850 000 руб. (т.1 л.д. 17-103) по состоянию на 01.01.2015 г.;

Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 35 000 руб. (т.1 л.д. 108-193) по состоянию на 01.01.2015 г.;

Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 17 000 руб. (т.1 л.д. 198-283) по состоянию на 01.01.2015 г.;

Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 19 000 руб. (т.2 л.д. 3-89) по состоянию на 01.01.2015 г.;

Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 16 000 руб. (т.2 л.д. 93-179) по состоянию на 01.01.2015 г.;

Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 456 000 руб. (т.2 л.д.183-269) по состоянию на 01.01.2015 г.

Рыночная стоимость земельных участков устанавливалась на 1 января 2015г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Волгоградской области, в отношении которых приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н утверждены результаты кадастровой стоимости, поскольку сведения о них были внесены в государственный кадастр недвижимости ранее даты формирования перечня недвижимости, подлежащей государственной кадастровой оценке.

Отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков выполнены в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами.

Из отчетов следует, что оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию Волгоградской области, составил обзор рынка земли, изучил мониторинг предложения земельных участков.

После проведенного анализа спроса и предложения на земельные участки в местах расположения объектов оценки, согласно п.20 ФСО 7 в качестве наиболее эффективного использования объектов как земельных участков принято текущее использование.

При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. В ходе анализа состояния рынка изучена информация специализированных печатных и электронных изданий.

Для сравнения выбраны аналоги, рассматривались сопоставимые объекты схожие по местоположению, наличию инженерных систем, коммуникаций.

Оценщиком составлена таблица корректировок по сравнимым продажам.

Каких-либо данных о несоответствии названных отчётов Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оценённых земельных участков, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведённой оценки, привлечённые по делу лица суду не представили, не заявили ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы.

Суд, оценивая представленные доказательства, отмечает соблюдение при оценке принципов обоснованности и однозначности, соответствие отчетов требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам, обоснованность выбора метода оценки, учет уникальных характеристик объектов оценки и других требований законодательства.

Оснований для выводов о недостоверности отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков у суда не имеется.

Оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что указанные в отчётах оценщика выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, а заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление от 25 декабря 2017 г. ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков:

с кадастровым номером № <...> площадью 3 185 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 850 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 108 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 35 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...> площадью 53 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 17 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 59 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 19 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 49 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 16 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 1421 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 456 000 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через суд, принявший решение.

Судья М.Б. Гайдаров

Мотивированное решение составлено 16 февраля 2018 г.

Судья М.Б. Гайдаров