Дело № 3а-129/2022
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2022 г. г. Смоленск
Смоленский областной суд в составе:
судьи Смоленского областного суда Холиковой Е.А.,
при секретаре Алешиной И.А.,
с участием прокурора Юрченковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» о признании недействующими отдельных пунктов приложения к приказам Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 г. № 1615, от 24 декабря 2020 г. № 1502, от 24 декабря 2021 г. № 1263,
установил:
Приказами Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также - Департамент) от 20 декабря 2019 г. № 1615, от 24 декабря 2020 г. № 1502, от 24 декабря 2021 г. № 1263 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3.21.5 раздела 3 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 г. № 86, определены на 2020, 2021, 2022 года перечни объектов недвижимого имущества (далее также - Перечни на 2020, 2021, 2022 года), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В пункт 3845 Перечня объектов на 2020 год, пункт 2371 Перечня объектов на 2021 год и пункт 2537 Перечня объектов на 2022 год включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: ....
ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» обратилось в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления в силу данного приказа пункта 3845 Перечня объектов на 2020 год, пункта 2371 Перечня объектов на 2021 год и пункта 2537 Перечня объектов на 2022 год.
В обоснование заявленных требований ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» указало, что спорный объект с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: ..., принадлежащий ему на праве собственности, не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение нежилого здания в Перечни на 2020, 2021 и 2022 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в большем размере, поскольку объект – здание прачечной совместно с другими зданиями имущественного комплекса расположено на отдельной территории, на едином земельном участке и предназначено для производственных целей (птицефабрики), что исключает использование объекта для оказания бытовых услуг неограниченному кругу лиц, при этом на момент включения объекта в Перечни на 2020, 2021 и 2022 года, административным ответчиком обследование помещения с целью определения его фактического использования проведено не было.
В письменных возражениях относительно административных исковых требований Департамент административный иск не признал, ссылаясь на то, что процедура включения в Перечни на 2020, 2021 и 2022 года объекта недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Объект – здание прачечной с кадастровым номером <данные изъяты> правомерно включено в перечни объектов для целей налогообложения в силу подпункта 1 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как здание, предназначенное для использования в целях бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» Кузенкова Ю.М. заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Поленкова А.М. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности объект с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: ..., что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 144-146).
В соответствии с Приказами Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 г. № 1615, от 24 декабря 2020 г. № 1502, от 24 декабря 2021 г. № 1263 определены перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2020, 2021, 2022 годы налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению.
В такой ситуации и с учетом положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Смоленской области от 25 октября 2017 г. № 115-з «Об установлении единой даты начала применения на территории Смоленской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» на административном истце – юридическом лице лежит обязанность по уплате налога за принадлежащее ему нежилое здание исходя из кадастровой стоимости.
Таким образом, оспариваемыми нормативными правовыми актами затрагиваются права ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 г. № 86 (далее - Положение о Департаменте), Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 3.21.5 раздела 3).
В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 раздела 5 Положения о Департаменте Заместитель Губернатора Смоленской области - начальник Департамента издает в порядке, определенном областным законодательством, правовые акты, направленные на реализацию возложенных на Департамент задач.
В силу пункта 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Приложением 1 приказа Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/604 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Оспариваемые Перечни по своей структуре и содержанию соответствует предусмотренному пунктом 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации составу сведений.
Приказ от 20 декабря 2019 г. № 1615 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и направлен письмом в УФНС России по Смоленской области 20 декабря 2019 г. № 2822/6.
Приказ от 24 декабря 2020 г. № 1502 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и направлен письмом в УФНС России по Смоленской области 26 декабря 2020 г. № 2981/6.
Приказ от 24 декабря 2021 г. № 1263 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и направлен письмом в УФНС России по Смоленской области 27 декабря 2021 г. № 2643/6.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной форме и размещены на официальном сайте уполномоченного органа в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает, в том числе условию: здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 августа 2018 г. № 574 утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежат включению такие нежилые отдельно стоящие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Проверяя оспариваемый пункт Перечня на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что принадлежащее ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположено в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектами сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: ....
Здание прачечной с кадастровым номером <данные изъяты> включено в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы исходя из его наименования, указанного в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом факт указания наименования объекта как "здание прачечной" при наличии документов, подтверждающих использование объекта не в качестве объекта оказания бытовых услуг, не свидетельствует о правомерности отнесения указанного объекта к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения": "бытовое обслуживание населения" - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг; "бытовая услуга" - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента; «потребность бытовая" - потребность, возникающая в бытовой среде обитания человека; «потребитель бытовых услуг" - физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее или использующее бытовые услуги; "предприятие бытового обслуживания" - исполнитель бытовых услуг совместно с имущественным комплексом, используемым им для оказания бытовых услуг.
Под объектом бытового обслуживания понимается объект, оказывающий услуги неограниченному кругу физических лиц - потребителей (заключение публичного договора) в целях удовлетворения бытовых потребностей.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 в описании вида разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание" с кодом 3.3 указано, что данный вид устанавливается в отношении земельных участков, на котором размещены объекты капитального строительства, предназначенные для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро). Соответственно, вид разрешенного использования земельного участка, на котором положено здание с кадастровым номером <данные изъяты>, включающий в своем наименовании слово "здание прачечной", не предусматривает размещения объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом вышеуказанным приказом.
Кроме того, здание прачечной является одним из зданий имущественного комплекса, принадлежащего ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» на праве собственности, что подтверждается договором купли-продажи от 15 июня 2014 г.
Объект – здание прачечной совместно с другими зданиями имущественного комплекса расположено на отдельной территории, на едином земельном участке и предназначено для производственных целей (птицефабрики), что исключает использование объекта для оказания бытовых услуг неограниченному кругу лиц.
ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» осуществляет деятельность по производству готовых кормов для животных, содержащихся на фермах, дополнительными видами деятельности, внесенными в ЕГРЮЛ являются: производство мучных смесей и приготовление мучных смесей или теста для хлеба, тортов, бисквитов и блинов, производство пластмассовые изделий для упаковывания товаров, торговля оптовая кормами для сельскохозяйственных животных, торговля оптовая кормами для домашних животных.
Бытовые услуги населению и организациям ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» не оказывает. Сведения об основном и дополнительных видах деятельности юридического лица подлежат внесению в его регистрационные документы, однако, в выписке из ЕГРЮЛ в отношении административного истца деятельность прачечных по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (код 96.01) отсутствует.
Возражая против заявленных требований, административный ответчик указал, что спорное здание включено в оспариваемый Перечень в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом по делу установлено и не оспаривается административным ответчиком то обстоятельство, что обследование данного здания на предмет его фактического использования до принятия оспариваемой нормы не проводилось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что фактическое использование здания прачечной с кадастровым номером 57:14:0520101:69 нельзя отнести к оказанию бытовых услуг в том смысле, который заложен содержание статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и понятие бытовых услуг как самостоятельной отрасли экономики в соответствии с ГОСТ Р 57137-2016.
При таком положении суд, оценив все представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечней на 2020, 2021 и 2022 год не позволяли с достоверностью определить спорное нежилое здание как здание прачечной, в связи с чем оснований для включения его в Перечни на 2020, 2021 и 2022 год не имелось.
Таким образом, административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представил.
Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункт 3845 Перечня объектов на 2020 год, пункт 2371 Перечня объектов на 2021 год и пункт 2537 Перечня объектов на 2022 год в части включения объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: ..., поскольку оспариваемые положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемые нормативные правовые акты полностью или в части признаются не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия на 2020, 2021 и 2022 года, то признание отдельных положений с момента принятия нормативных правовых актов будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункт 3845 Перечня объектов на 2020 год, пункт 2371 Перечня объектов на 2021 год и пункт 2537 Перечня объектов на 2022 год подлежит признанию не действующим с момента принятия соответствующего нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При подаче административного иска ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» уплатил государственную пошлину в размере 13 500 рублей, что подтверждает платежное поручение от 6 июля 2022 г.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 13500 руб.
Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Смоленский комбинат хлебопродуктов» удовлетворить.
Пункт 3845 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 г. № 1615, признать не действующим со дня его принятия.
Пункт 2371 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 г. № 1502, признать не действующим со дня его принятия.
Пункт 2537 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2021 г. № 1263, признать не действующим со дня его принятия.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области, а также размещению на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Смоленский комбинат хлебопродуктов» расходы на уплату государственной пошлины в размере 13 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Холикова
Мотивированное решение составлено 29 августа 2022 г.