ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-129/2022 от 30.08.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-129/2022

УИД 75OS0000-01-2022-000243-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2022 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при помощнике Никифоровой Е.В.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Казанцевой Л.И.,

представителя административного истца ПАО «Россети Сибирь» КузнецовойЕ.С.,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» о признании недействующей строки 6.3 таблицы приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года № 693-НПА «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год»,

установил:

17 декабря 2021 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) принят приказ №693-НПА «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год» (далее – Приказ №693-НПА).

Приказами РСТ Забайкальского края от 21 января 2022 года № 8-НПА, от 1 апреля 2022 года № 45-НПА, от 8 апреля 2022 года № 57-НПА, от 13 мая 2022 года № 77-НПА, от 15 июля 2022 года № 144-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года № 693-НПА внесены изменения.

Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 22 декабря 2021 года, 24 января, 5апреля, 12 апреля, 17 мая и 19 июля 2022 года соответственно.

В таблице приложения №1 к Приказу №663-НПА установлены стандартизированные тарифные ставки для расчета размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год. Согласно строке 6.3 таблицы приложения № 1 стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) C7.2.4 для двухтрансформаторных подстанций мощностью от 16 МВА до 25 МВА включительно уровнем напряжения 110/(6)10 кВ составляет 19140,03 руб./кВт рублей в ценах 2022 года, без НДС (для территорий городских населенных пунктов и для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам).

2 февраля 2022 года публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – ПАО «Россети Сибирь», Общество) посредством представителя по доверенности Третьяковой О.А. обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемое положение Приказа № 693-НПА не соответствует пункту 1 статьи 6, части 2 статьи 23, абзацу пятому части 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункту 27 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 года № 1135/17 (далее – Методические указания №1135/17), поскольку при расчете стандартизированной тарифной ставки C7.2.4 РСТ Забайкальского края применила показатель установленной мощности трансформатора 25 МВА (22250 кВт), в то время как необходимо было исходить из объема максимальной мощности, указанной заявителем в заявке на технологическое присоединение 16 МВт (16000 кВт). В результате различного подхода при расчете стандартизированной тарифной ставки (с учетом установленной мощности трансформатора) и при ее применении при расчете платы за технологическое присоединение (с учетом объема мощности, указанной заявителем в заявке на технологическое присоединение) применение стандартизированной тарифной ставки С7.2.4 не покрывает расходы сетевой организации на строительство подстанции, недостаток финансирования составит 119625187,50 рублей. При этом полагает, что у РСТ Забайкальского края имелась возможность установить стандартизированную тарифную ставку С7.i на покрытие расходов сетевой организации на строительство двухтрансформаторных подстанций мощностью не в диапазоне 16 – 25 МВА, а непосредственно для подстанции мощностью 16 МВт.

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в лице руководителя Морозовой Е.А. в представленном письменном отзыве и дополнениях к нему с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что так как в соответствии с Методическими указаниями №1135/17, расчет стандартизированных тарифных ставок в случае отсутствия фактических расходов должен выполняться по сметам, выполненным с применением сметных нормативов, службой был направлен запрос в филиал «Читаэнерго» о предоставлении сметных расчетов. Ввиду непредставления таких расчетов размер расходов на строительство подстанции был определен исходя из представленных Обществом данных на основании Сборника укрупненных показателей стоимости строительства (реконструкции) подстанций и линий электропередачи для нужд ОАО «Холдинг МРСК», включенного в Федеральный реестр сметных нормативов, и с использованием укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства, утвержденных приказом Минэнерго России от 17 января 2019 года № 10, с учетом индексов-дефляторов, поскольку разработка проектно-сметной документации для строительства подстанции относится к дорогостоящим мероприятиям, требующим длительного времени. При этом укрупненные расчеты не позволяют определить реальную стоимость строительства. Стоимость же строительства будет определена исходя из объемов работ по проектно-сметной документации с применением сметных нормативов, следовательно, стоимость может быть скорректирована как в большую, так и в меньшую сторону. РСТ Забайкальского края также руководствовалась письмом ФАС России от 7 сентября 2020 года №СП/77267/20, согласно которому при расчете ставок за единицу максимальной мощности используется максимальная мощность построенных объектов. Определять же возможные убытки сетевой организации преждевременно. Стандартизированная тарифная ставка С7.2.4 может применяться не только для рассматриваемого случая – заявителя с установленной мощностью 16 МВт, но и для остальных заявителей, чья присоединяемая мощность находится в диапазоне от 16 до 25 МВА. Расчет стандартизированной тарифной ставки на основании формулы 34, содержащейся в пункте 27 Методических указаний № 1135/17, применим быть не может, так как включает в себя показатели фактических расходов за 2019-2021 годы, которую административный истец представить не смог.

В судебном заседании представитель административного истца ПАО «Россети Сибирь» Кузнецова Е.С. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Представитель РСТ Забайкальского края Дорожкова О.Н. с заявленными требованиями не согласилась, приведя доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление и дополнениях к нему.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года № 179-э, с учетом изменений внесенных приказом от 27 августа 2020 года № 786/20, публичное акционерное общество «Россети Сибирь», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным №24.1.58, в связи с чем в отношении его в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» введено государственное регулирование и контроль.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.

Согласно абзацу девятому пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

В пункте 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.7 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Действуя в пределах своих полномочий, РСТ Забайкальского края издала приказ от 17 декабря 2021 года № 693-НПА, которым установила стандартизированные тарифные ставки, ставки за единицу максимальной мощности и формулы для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год (л.д. 115-127 т. 1).

Приказами РСТ Забайкальского края от 21 января 2022 года № 8-НПА, от 1 апреля 2022 года № 45-НПА, от 8 апреля 2022 года № 57-НПА, от 13 мая 2022 года № 77-НПА, от 15 июля 2022 года № 144-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года № 693-НПА внесены изменения (л.д. 129-130, 132-134, 136-137 т. 1, 50-51, 53-57 т. 2).

В таблице приложения №1 к Приказу №693-НПА установлены стандартизированные тарифные ставки для расчета размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год. Согласно строке 6.3 таблицы приложения № 1 стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) C7.2.4 для двухтрансформаторных подстанций мощностью от 16 МВА до 25 МВА включительно уровнем напряжения 110/(6)10 кВ установлена в размере 19 140,03 руб./кВт рублей в ценах 2022 года, без НДС (для территорий городских населенных пунктов и для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам).

Приказы РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года № 693-НПА, от 21 января 2022 года № 8-НПА, от 1 апреля 2022 года № 45-НПА, от 8 апреля 2022 года № 57-НПА, от 13 мая 2022 года № 77-НПА, от 15 июля 2022 года № 144-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе (выписки из протоколов заседания Правления РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года №72, от 21 января 2022 года № 3, от 1 апреля 2022 года № 12, от 8 апреля 2022 года № 14, от 13 мая 2022 года № 19, от 15 июля 2022 года № 30), с учетом заключений к расчету стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год и к расчету дополнительных стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов сетевых организаций за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год и установление размера платы по индивидуальному проекту; приказы официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 22 декабря 2021 года, 24 января, 5апреля, 12 апреля, 17 мая и 19 июля 2022 года (л.д. 128, 131, 135, 138 т. 1, 52, 58 т. 2).

Оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается, в данной части приказ РСТ Забайкальского края не оспаривается.

Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.

К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (абзац четвертый).

Размер стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики заявителя, с учетом положений абзацев третьего и четвертого настоящего пункта (абзац шестой).

В соответствии с пунктом 40 Методических указаний № 1135/17, главой III Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, в случае несоблюдения критериев наличия технической возможности технологического присоединения, указанных в пункте 28, считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует. В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

Согласно пункту 41 Методических указаний № 1135/17 плата за технологическое присоединение для заявителей, присоединяющихся к электрическим сетям по индивидуальному проекту, определяется регулирующим органом в соответствии с выданными техническими условиями по формуле (53) и устанавливается в тыс. рублей: ПТП = Р + Ри + Ртп (тыс. руб.) (53).

Пунктом 7 Методических указаний № 1135/17 предусмотрено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются: стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний на период регулирования (абзац четвертый); по обращению сетевой организации - плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в случаях, предусмотренных Правилами технологического присоединения, в соответствии с Главой V Методических указаний (абзац девятый).

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1135/17 при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, регулирующий орган определяет расходы сетевой организации на реконструкцию и (или) новое строительство, связанные с данным технологическим присоединением, объем которых согласно пунктам 32 и 87 Основ ценообразования отражается в решении об установлении платы за технологическое присоединение и учитывается при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также устанавливает плату Заявителю за объем максимальной мощности, указанной в заявке (в тыс. рублей).

В указанную плату включаются: стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний; стоимость конкретных мероприятий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 16 Методических указаний, для данного Заявителя в зависимости от способа технологического присоединения к электрическим сетям, определенного техническими условиями, рассчитываемая органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с выданными техническими условиями по установленной им формуле платы за технологическое присоединение с использованием стандартизированных тарифных ставок.

Если выданные технические условия предусматривают мероприятия по строительству объектов «последней мили», по которым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов стандартизированные тарифные ставки на период регулирования не установлены, то соответствующие стандартизированные тарифные ставки дополнительно устанавливаются в течение 30 рабочих дней с даты обращения территориальной сетевой организации регулирующим органом, и расчет платы за технологическое присоединение выполняется в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта.

Согласно пункту 24 Методических указаний № 1135/17 для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на уровне напряжения i (руб.) посредством применения стандартизированных тарифных ставок, включающих расходы по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпункта «б»), и расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств потребителей, а также расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), определяемых по каждому мероприятию, утвержденному приложением № 1 к Методическим указаниям, утверждается следующий перечень стандартизированных тарифных ставок:

С1 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпункта «б») (руб. за одно присоединение);

С2,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий электропередачи на i-м уровне напряжения в расчете на 1 км линий (руб./км);

С3,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередачи на i-м уровне напряжения в расчете на 1 км линий (руб./км);

С4,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство пунктов секционирования (реклоузеров, распределительных пунктов, переключательных пунктов) на i-м уровне напряжения (руб./шт.);

С5,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство трансформаторных подстанций (ТП), за исключением распределительных трансформаторных подстанций (РТП), с уровнем напряжения до 35 кВ (руб./кВт);

С6,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ (руб./кВт);

С7,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) (руб./кВт);

С8,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (рублей за точку учета).

Таким образом, плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту рассчитывается регулирующим органом по обращению сетевой организации с применением стандартизированных тарифных ставок. При этом, если выданные технические условия предусматривают мероприятия по строительству объектов «последней мили», по которым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов стандартизированные тарифные ставки на период регулирования не установлены, то соответствующие стандартизированные тарифные ставки дополнительно устанавливаются в течение 30 рабочих дней.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Новая рудная компания» подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» энергопринимающих устройств со следующими техническими параметрами: объекты Лугиинского месторождения; максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 16000.0 кВт, при напряжении 6 кВ; количество и мощность присоединяемых к сети трансформаторов 19 шт.2 х 1000 кВА; заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения - II при максимальной мощности 16000.0 кВт (л.д. 34-35 т.1).

Согласно разработанным сетевой организацией техническим условиям №8000458071 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Новая рудная компания» к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь» требуется осуществить строительство новой ПС (подстанции) 110 кВ с двумя силовыми трансформаторами 110/6 кВ номинальной мощностью 25 МВА каждый, строительство ВЛ-110 кВ от ОРУ ПС 220 кВ Быстринская до новой ПС 110 кВ, расширение ОРУ 110 кВ ПС 220 кВ Быстринская на одну ячейку 110 кВ для присоединения ВЛ 110 кВ, строительство ВЛ-110 кВ от ОРУ 110 кВ ПС 110 кВ Ново-Широкая до новой ПС 110 кВ, установку комплектного распределительного устройства наружной установки (КРН, КРУН) на ПС 110 кВ Ново-Широкая для создания точки присоединения новой ЛЭП 110 кВ, строительство распределительной сети 6 кВ от РУ 6 кВ вновь сооружаемой ПС 110 кВ (л.д. 36-38 т. 1).

В соответствии с пунктом 20 Методических указаний № 1135/17 в случае если в представленных материалах присутствуют величины, измеряемые в кВА, то при осуществлении расчета за технологическое присоединение перевод одного кВА в один кВт производится следующим образом: кВА * cos = кВт, где cos = 0,89 для точек присоединения на уровне напряжения 110 кВ и выше.

Принимая во внимание, что трансформатор с номинальной мощностью 16 МВА (16 МВА х 0,89 = 14,24 МВт) не обеспечивает выдачу заявленной потребителем ООО «Новая рудная компания» мощности 16 МВт, вышеназванными техническими условиями предусмотрена установка трансформатора номинальной мощностью 25 МВА.

Как установлено в ходе судебного разбирательства из пояснений сторон, установка трансформатора номинальной мощностью 25 МВА обусловлена отсутствием трансформаторов в диапазоне от 16 до 25 МВА.

Согласно пункту 11 Методических указаний № 1135/17 экономически обоснованные расходы по мероприятиям «последней мили», на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) на регулируемый период при определении стандартизированных тарифных ставок определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных (сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), длине линий, объемах максимальной мощности построенных объектов согласно приложению № 1 к Методическим указаниям) за три предыдущих года по каждому мероприятию.

В случае если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки либо не осуществлялось обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам, определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.

Таким образом, стандартизированные тарифные ставки, используемые для расчета платы за технологическое присоединение, в соответствии с Методическими указаниями рассчитываются на основании фактических данных, представленных территориальными сетевыми организациями, а при отсутствии фактических данных – по планируемым расходам, определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.

При этом глава II «Расчет платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок и посредством применения формулы» Методических указаний № 1135/17 подробно регламентирует порядок расчета стандартизированных тарифных ставок на основании фактических данных, представленных территориальными сетевыми организациями.

Так, пунктом 27 Методических указаний № 1135/17 предусмотрено, что стандартизированные тарифные ставки С2, С3, С4, С5, С6, С7, С8 рассчитываются регулирующим органом на основании сводной информации, представленной территориальными сетевыми организациями в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям, раздельно для случаев технологического присоединения на территории городских населенных пунктов и территорий, не относящихся к территориям городских населенных пунктов.

Механизм же установления стандартизированных тарифных ставок по планируемым расходам, определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов, Основами ценообразования и Методическими указаниями № 1135/17 не закреплен.

Ввиду отсутствия фактических данных по строительству объектов электросетевого хозяйства для установления стандартизированной тарифной ставки C7, РСТ Забайкальского края в адрес ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» направлен запрос о предоставлении в соответствии с пунктом 11 Методических указаний №1135/17 расчетов дополнительных стандартизированных тарифных ставок платы за технологическое присоединение, выполненных с применением сметных нормативов (л.д.176 т. 1).

ПАО «Россети Сибирь» в орган регулирования представлен расчет дополнительных стандартизированных тарифных ставок, выполненный по Сборнику укрупненных показателей стоимости строительства (реконструкции) подстанций и линий электропередачи для нужд ОАО «Холдинг МРСК» (включен в Федеральный реестр сметных нормативов и размещен на сайте Минстроя России) (л.д. 177-181 т. 1).

Между тем расчет дополнительных стандартизированных тарифных ставок, выполненный с применением сметных нормативов, Обществом представлен не был. Из пояснений представителя ПАО «Россети Сибирь» следует, что сметный расчет не был представлен в РСТ Забайкальского края ввиду того, что подготовка сметного расчета является дорогостоящим мероприятием и при этом договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с заявителем еще не заключен.

Таким образом, поскольку территориальной сетевой организацией в орган регулирования не были представлены как фактические данные, так и сметные расчеты, осуществить расчет стандартизированной тарифной ставки С7 по правилам пункта 27 Методических указаний № 1135/17 регулирующему органу не представлялось возможным, в связи с чем расчет стандартизированной тарифной ставки был произведен с использованием укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 17 января 2019 года № 10 (далее также – УНЦ, утвержденные приказом Минэнерго России от 17 января 2019 года №10).

Как следует из заключения к расчету стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год и установление размера платы по индивидуальному проекту, размер расходов на строительство двухтрансформаторных подстанций мощностью от 16 МВА до 25 МВА включительно для технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Новая рудная компания» с учетом индексов дефляторов на 2022 год составил 425865700,80 рублей (л.д. 165-171 т. 1).

Данная стоимость строительства двухтрансформаторных подстанций мощностью от 16 МВА до 25 МВА была определена РСТ Забайкальского края на основании вышеуказанных укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства, утвержденных приказом Минэнерго России от 17 января 2019 года № 10, применительно к трансформатору 35 - 500 кВ мощностью 25 МВА (табл. Т4-09).

С указанной суммой расходов на строительство двухтрансформаторных подстанций мощностью от 16 МВА до 25 МВА 425865700,80 рублей, определенных с применением УНЦ, утвержденных приказом Минэнерго России от 17 января 2019 года № 10, спора не имеется. ПАО «Россети Сибирь» с данным расчетом РСТ Забайкальского края согласно.

Как пояснила допрошенная в качестве свидетеля заместитель руководителя РСТ Забайкальского края – начальник отдела прогнозирования, анализа и тарифов ТЭК Г.Е.Г., входящая в состав экспертной группы по расчету стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год и установление размера платы по индивидуальному проекту, ввиду отсутствия регламентированного порядка расчета стандартизированных тарифных ставок на основании сметного расчета либо исходя из укрупненных нормативов цены расчет стандартизированной тарифной ставки С7 по укрупненным нормативам цены был осуществлен методом простого математического расчета, то есть методом деления. Поскольку для определения стоимости строительства двухтрансформаторных подстанций мощностью от 16 МВА до 25 МВА использовались укрупненные нормативы цены для строительства трансформатора мощностью 25 МВА, следовательно, для определения стоимости одной единицы мощности так же в качестве делителя использовалось 25 МВА.

С данным порядком определения стандартизированной тарифной ставки С7 суд полагает возможным согласиться.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметные нормативы - сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм (пункт 33).

Укрупненный норматив цены строительства - показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства (пункт 33.1).

Согласно пункту 1 УНЦ, утвержденных приказом Минэнерго России от 17 января 2019 года № 10, настоящие укрупненные нормативы цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства разработаны в целях определения объема финансовых потребностей, который не должны превышать: объем финансовых потребностей, необходимый для строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов электросетевого хозяйства, являющихся объектами капитального строительства, предусмотренный утверждаемыми инвестиционными программами субъектов электроэнергетики; фактическая стоимость строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов электросетевого хозяйства, являющихся объектами капитального строительства, введенных в эксплуатацию в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, используемая для определения размера активов регулируемой организации, который учитывается при определении величины базы инвестированного капитала на каждый очередной год долгосрочного периода регулирования и на 1-й год очередного долгосрочного периода регулирования; стоимость строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов электросетевого хозяйства, являющихся объектами капитального строительства, определяемая в соответствии с утвержденными инвестиционными программами сетевых организаций, используемая для определения стоимости активов, которая учитывается при определении величины базы инвестированного капитала на каждый очередной год долгосрочного периода регулирования и на 1-й год очередного долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с пунктами 7, 8 УНЦ, утвержденных приказом Минэнерго России от 17 января 2019 года № 10, УНЦ предусматривают показатели стоимости в отношении следующих единиц измерения: 1 Мвар, 1 МВА, 1 ячейка, 1 объект, 1 км (м), 1 км (м) по трассе, 1 км ВЛ, 1 м периметра ПС, 100 км (м), 1 м2, 1 м2 здания, 1 га, 1 ед., 1 переход, 1 кВт, 1 система, 1 точка учета, 1 точка наблюдения, 1 точка доступа, 1 присоединение, 1 тн опор, 1 опора, 1 РУ, 1 ВЛ, 1 шт. Объем финансовых потребностей с использованием УНЦ определяется на основе утвержденных электросетевой организацией технических и количественных показателей технологических решений капитального строительства объектов электросетевого хозяйства.

Из изложенного следует, что применительно к объектам электросетевого хозяйства, в частности строительства подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше, УНЦ – это показатель объема финансовых средств, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства. В рассматриваемой ситуации единицей измерения является одна ячейка трансформатора 35-500 кВ мощностью 25 МВА, соответственно стандартизированная тарифная ставка С7.2.4, определяемая в руб./кВт, рассчитывается исходя из 22250 кВт (25 МВА).

Доводы административного истца о том, что в данном случае в качестве делителя должна выступать заявленная максимальная мощность энергопринимающих устройств 16000 кВт, что следует из формулы 34 пункта 27 Методических указаний № 1135/17, суд находит ошибочными.

Как указывалось выше, пункт 27 Методических указаний № 1135/17 устанавливает порядок расчета стандартизированных тарифных ставок на основании фактических данных, представленных территориальными сетевыми организациями, в то время как в рассматриваемом случае стандартизированная тарифная ставка С7.2.4 рассчитывалась на основании укрупненных нормативов цены.

Суд не оставляет без внимания и письмо ФАС России от 7 сентября 2020 года № СП/77267/20, разъясняющее, что при расчете ставок за единицу максимальной мощности используется максимальная мощность построенных объектов.

Как указано в пункте 36 Методических указаний № 1135/17, ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на уровне напряжения 20 кВ и менее и мощности менее 670 кВт на осуществление мероприятий по строительству трансформаторных подстанций (ТП), за исключением распределительных трансформаторных подстанций (РТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ, подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) на планируемый период устанавливаются равными соответственно стандартизированным тарифным ставкам С5(s,t), С6(s,t) и С 7(s,t).

Принимая во внимание, что ставки за единицу максимальной мощности исходя из вышеприведенной нормы устанавливаются равными, в частности стандартизированной тарифной ставке C7, ссылка РСТ Забайкальского края в подтверждение своей позиции на письмо ФАС России от 7 сентября 2020 года № СП/77267/20 представляется обоснованной.

При этом вопреки доводам административного истца перечень стандартизированных тарифов ставок является исчерпывающим.

Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 23.2 Закона электроэнергетике стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу шестому пункта 87 Методических указаний № 1135/17 дифференциация стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с предусмотренным методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям перечнем стандартизированных тарифных ставок с разбивкой по составу мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, а также максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств.

В пункте 24 Методических указаний № 1135/17 предусмотрено утверждение следующего перечня стандартизированных тарифных ставок: C1, С2, С3, С4, С5, С6, С7, С8 .

Из содержания пункта 27 Методических указаний № 1135/17 следует, что при расчете стандартизированных тарифных ставок определяются расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства с дифференциацией по уровням напряжения (s), а также в соответствии с определенной согласно приложению № 6 к Методическим указаниям дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ.

Так, согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17 стандартизированная тарифная ставка С7 дифференцирована в зависимости от вида, мощности подстанции (С7.1.1, С7.1.2, С7.1.3, С7.1.4, С7.1.5, С7.1.6, С7.1.7, С7.1.8, С7.1.9, С7.1.10, С7.2.1, С7.2.2, С7.2.3, С7.2.4, С7.2.5, С7.2.6, С7.2.7, С7.2.8, С7.2.9, С7.2.10), внутри которой каждая ставка дифференцирована в зависимости от уровня напряжения подстанции, раздельно для городских населенных пунктов и территорий, не относящихся к территориям городских населенных пунктов.

При этом перечень стандартизированных тарифных ставок, указанный в приложении № 6 Методических указаний № 1135/17, является закрытым.

Таким образом, доводы Общества о возможности установления стандартизированной тарифной ставки, например С7.2.4.1 – для двухтрансформаторных подстанций мощностью от 16 МВт, являются безосновательными. При этом техническими условиями предусмотрено строительство новой ПС (подстанции) 110 кВ с двумя силовыми трансформаторами 110/6 кВ номинальной мощностью 25 МВА каждый, соответственно установление стандартизированной тарифной ставки для подстанции иной мощностью – 16 МВт противоречит как техническим условиям, так и положениям Методических указаний № 1135/17.

Кроме того, в силу пункта 42 Методических указаний № 1135/17 размер расходов на выполнение мероприятий «последней мили» (подпункт «б» пункта 16 Методических указаний) согласно выданным техническим условиям, определяемый по смете, выполненной с применением сметных нормативов, не должен превышать размер расходов, определенный в соответствии с утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области топливно-энергетического комплекса, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в уровне цен, сложившемся на дату выдачи технических условий.

Следовательно, расчет расходов на выполнение мероприятий «последней мили», определенный исходя из укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, отражает максимально возможный объем финансовых средств, необходимых для создания объектов электросетевого хозяйства, являющихся объектами капитального строительства.

При этом согласно Методическим указаниям № 1135/17 в плату за технологическое присоединение включаются экономически обоснованные расходы по мероприятиям «последней мили» пропорционально размеру присоединяемой мощности энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (пункт 11). При расчете платы за технологическое присоединение с применением стандартизированных тарифных ставок используются расчетные показатели, в соответствии с техническими условиями, выданными Заявителю (пункт 29).

Утверждение административного истца о том, что ПАО «Россети Сибирь» понесет убытки, поскольку размер платы на строительство подстанций, которую получит Общество при заключении договора на технологическое присоединение с ООО «Новая рудная компания», рассчитанный исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств, указанной в заявке на технологическое присоединение, 306240480 рублей не обеспечит покрытие расходов на строительство подстанции 425865667,50 рублей, является преждевременным.

В силу пункта 41 Методических указаний № 1135/17 плата за технологическое присоединение для Заявителей, присоединяющихся к электрическим сетям по индивидуальному проекту, определяется регулирующим органом в соответствии с выданными техническими условиями по формуле (53) и устанавливается в тыс. рублей: ПТП = Р + Ри + Ртп (тыс. руб.), и включает в себя: стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний (тыс. руб.) для Заявителей, присоединяющихся к электрическим сетям с соответствующей максимальной мощностью и уровнем напряжения, определяемая по стандартизированным тарифным ставкам, установленным на год, в котором устанавливается плата (Р); расходы на выполнение мероприятий «последней мили» (подпункт «б» пункта 16 Методических указаний), а также на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) согласно выданным техническим условиям, определяемые в отношении территориальных сетевых организаций в соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 14 настоящих Методических указаний, а в отношении организации по управлению единой (национальной) общероссийской электрической сетью - по смете, выполненной с применением сметных нормативов (Ри); расходы на оплату услуг технологического присоединения к электрическим сетям смежной сетевой организации (Ртп).

Расходы на строительство подстанций являются одной из составляющей мероприятий «последней мили», включаемой в плату за технологическое присоединение, наряду с другими расходами, определяемыми в том числе с применением иных стандартизированных тарифных ставок.

Размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств производственного помещения ООО «Новая рудная компания» установлен приказом РСТ Забайкальского края от 8 апреля 2022 года № 58-НПА «Об установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств производственного помещения ООО «Новая рудная компания» к электрическим сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» и является предметом оспаривания в Арбитражном суде Забайкальского края в рамках дела № А78-7357/2022 (л.д. 45-48, 49, 144-146 т. 2).

Таким образом, стандартизированная тарифная ставка C7.2.4 установлена регулирующим органом в соответствии с перечнем стандартизированных тарифных ставок, указанным в приложении №6 Методических указаний №1135/17, и рассчитана с применением УНЦ, утвержденных приказом Минэнерго России от 17 января 2019 года № 10, исходя из мощности возводимого объекта электросетевого хозяйства – подстанции 110 кВ с двумя силовыми трансформаторами 110/6 кВ номинальной мощностью 25 МВА каждый.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества «Россети Сибирь» о признании недействующей строки 6.3 таблицы приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года № 693-НПА «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Мотивированное решение составлено 9 сентября 2022 года.