ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-129/2023 от 13.02.2024 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-21/2024

УИД21OS0000-01-2023-000183-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2024 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Петрухиной О. А.,

при секретаре судебного заседания Яшине В. И.,

с участием:

представителя административного истца Ладина В. В.,

представителя административного ответчика Михайлова Е. В.,

прокурора Овчинниковой Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Автолайн» о признании недействующим со дня принятия Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 года № 497 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2024-2028 годы»,

установил:

26 июля 2023 года Кабинетом Министров Чувашской Республики было принято Постановление № 497 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2024-2028 годы».

Данное постановление было опубликовано 27 июля 2023 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru № 2100202307270002 и в сетевом издании «право21.рф».

Пунктом 3 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 года № 497 предусмотрено, что постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

ООО «Автолайн» обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 г. № 497 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2024-2028 годы», мотивируя свои требования тем, что на момент принятия оспариваемого постановления у Кабинета Министров Чувашской Республики отсутствовали полномочия по утверждению Документа планирования.

Нарушение своих прав административный истец обосновывает тем, что с принятием данного документа ООО «Автолайн» не имеет возможности осуществлять регулярные перевозки по эксплуатируемым им маршрутам, а в выдаче свидетельств на очередной пятилетний срок обществу отказано по причине наличия документа планирования, принятого оспариваемым постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.

В судебном заседании представитель административного истца Ладин В. В. требования административного иска поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам, вновь приведя их суду. В письменных пояснениях к административному иску указывается на то, что постановление Кабинета Министров Чувашской Республики оспаривается обществом по единственному основанию, а именно в связи с его принятием неуполномоченным лицом.

Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики, а также заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Михайлов Е. В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного иска, ссылаясь на их необоснованность.

Выслушав представителей сторон, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н. А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Чувашской Республики приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Материалами дела подтверждается, что Общество с ограниченной ответственностью «Автолайн» имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами ( от 07 июня 2019 года), осуществляя регулярные перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам г. Новочебоксарска ().

Поскольку административный истец осуществляет свою деятельность в сфере перевозок пассажирским транспортом, то есть может оказывать услуги по перевозке пассажиров, то в силу положений ст. 208 КАС РФ он является субъектом регулируемых оспариваемых нормативным правовым актом отношений, и, следовательно, вправе обращаться с рассматриваемым административным иском.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), регулируются отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ).

Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные названными нормативными правовыми актами, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не урегулированные ни федеральным, ни региональным законодательством - муниципальными нормативными правовыми актами (части 2 и 3 этой же статьи).

Частью 5 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа. Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений Федерального закона № 220-ФЗ в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ).

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ).

Согласно статье 17 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) под документом планирования регулярных перевозок понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 2 названного Федерального закона).

Согласно пунктов 5 и 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, муниципального округа относятся осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

Согласно пункту 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно положений части 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Положения части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусматривают, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Так, с 1 января 2023 года в силу вступил Закон Чувашской Республики от 21 декабря 2022 года № 124 «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Чувашской Республики и органами государственной власти Чувашской Республики» (далее - Закон Чувашской Республики № 124).

Согласно положений статьи 1 Закона Чувашской Республики № 124, настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перераспределяются полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) между органами местного самоуправления города Новочебоксарска Чувашской Республики, города Чебоксары и органами государственной власти Чувашской Республики по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Частью 1 статьи 2 Закона Чувашской Республики № 124 предусмотрено, что полномочиями органов местного самоуправления города Новочебоксарска, города Чебоксары (далее соответственно также - органы местного самоуправления, муниципальные образования) по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок наделен уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области транспорта, дорожного хозяйства и организации дорожного движения (далее - уполномоченный орган).

Пунктом 2 части 2 статьи 4 Закона Чувашской Республики № 124 предусмотрено, что в течение переходного периода (со дня вступления в силу настоящего закона до 31 декабря 2023 г.) органы местного самоуправления не вправе устанавливать, изменять и отменять муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым и по нерегулируемым тарифам.

На территории Чувашской Республики полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики и уполномоченного органа по организации регулярных перевозок установлены Законом Чувашской Республики от 29 ноября 2003 года № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» (далее Закон Чувашской Республики № 48).

Уполномоченным исполнительным органом Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новочебоксарска, города Чебоксары на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 г. № 499 «Об определении уполномоченного исполнительного органа Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новочебоксарска Чувашской Республики, города Чебоксары», вступившего в силу с 1 января 2024 года, определено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики с учетом положений части 2 статьи 2 Закона Чувашской Республики № 124.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики.

Согласно статье 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (часть 1); акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики (часть 2).

Согласно части 6 статьи 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» датой официального опубликования постановления или распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики считается дата первой публикации его полного текста в сетевом издании «право21.рф» либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Как указывалось ранее, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 года № 497 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2024-2028 годы» опубликовано 27 июля 2023 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru № 2100202307270002 и в сетевом издании «право21.рф».

Согласно пункта 3.1 статьи 89 Конституции Чувашской Республики, части 9 статьи 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 г. № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» нормативные правовые акты Кабинета Министров Чувашской Республики вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Таким образом, возможность установления самим нормативным правовым актом порядка вступления в его силу предусмотрена правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

Пунктом 3 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 года № 497 предусмотрено, что постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

Из материалов дела следует, что проект документа планирования был внесен в Кабинет Министров Чувашской Республики руководителем Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в соответствии с Положением о порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.01.2006 № 8.

Изменения содержания прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности согласно статьи 53 Федерального закона № 414-ФЗ, положений Закона Чувашской Республики от 4 марта 2016 года № 4 «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики и экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики», Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2012 № 532 «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики» (далее - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 532) осуществляется путем применения процедуры оценки регулирующего воздействия.

В соответствии с пунктами 2, 3, 6 и 7 Порядка проведения органом исполнительной власти Чувашской Республики публичных консультаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 532, публичные консультации по проекту акта и сводному отчету о результатах оценки регулирующего воздействия проекта акта проводятся в целях учета мнения субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также различных социальных групп при проведении углубленной оценки.

В целях проведения публичных консультаций орган исполнительной власти Чувашской Республики в течение 3 рабочих дней после проведения предварительной оценки регулирующего воздействия проекта акта размещает на официальном сайте regulations.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сайт regulations.cap.ru) уведомление о проведении публичных консультаций (далее - уведомление), к которому прилагаются проект акта, в отношении которого проводится углубленная оценка, пояснительная записка к нему, сводный отчет, а также перечень вопросов по проекту акта, обсуждаемых в ходе публичных консультаций. В уведомлении должны быть указаны срок проведения публичных консультаций, а также способ направления участниками публичных консультаций своего мнения по вопросам, обсуждаемым в ходе публичных консультаций.

Публичные консультации должны быть завершены не ранее 15 дней и не позднее 60 дней с даты размещения проекта акта на сайте regulations.cap.ru.

Результаты публичных консультаций оформляются в форме справки. К справке прилагаются сводка предложений, полученных в результате публичных консультаций, комментариев и замечаний к проекту акта, и комментарии органа исполнительной власти Чувашской Республики о результатах их рассмотрения. В справке указываются участники, с которыми были проведены консультации, основные результаты консультаций, включая предложения о возможных выгодах и затратах предлагаемого варианта достижения поставленной цели, об альтернативных способах решения проблемы и оценке их последствий.

В соответствии с разделом III Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 532 (приложение № 2), по результатам углубленной оценки составлен сводный отчет. В ходе оценки регулирующего воздействия не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для организаций и субъектов предпринимательской деятельности.

В соответствии с разделом IV постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 532 Министерство экономического развития и имущественных отношений подготовило заключение об оценке регулирующего воздействия от 03 июля 2023 г. № 05/18-10124, из которого следует, что Минтрансом Чувашии процедура ОРВ проведена в соответствии с Порядком проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 532, проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности и республиканского бюджета Чувашской Республики, ограничению конкуренции.

Частью 8 статьи 7 и частью 2 статьи 8.1 Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 14 «О противодействии коррупции» установлено, что органы исполнительной власти Чувашской Республики обеспечивают проведение антикоррупционной экспертизы подготовленных ими проектов нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и изданных ими нормативных правовых актов. Для проведения антикоррупционной экспертизы органы исполнительной власти Чувашской Республики направляют проекты нормативных правовых актов в прокуратуру Чувашской Республики в течение трех рабочих дней со дня их визирования руководителем органа исполнительной власти Чувашской Республики.

Антикоррупционная экспертиза действующих актов и проектов актов проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96. Результаты антикоррупционной экспертизы проекта акта отражаются разработавшим его органом исполнительной власти Чувашской Республики в заключении по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункты 2.4 и 2.5 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2007 г. № 348).

Из обстоятельств дела и представленных доказательств следует, что в целях реализации процедуры оценки регулирующего воздействия проведены публичные консультации, составлен сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия, получено заключение об оценке регулирующего воздействия.

Так, согласно справке о результатах проведения публичных консультаций проект Документа планирования с перечнем вопросов в рамках проведения публичных консультаций размещен Минтрансом Чувашии на сайте www.regulations.cap.ru. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 1 июня 2023 года в баннере «Оценка регулирующего воздействия проектов НПА». Предложения по проекту постановления принимались со 2 по 19 июня 2023 года.

В адрес заинтересованных организаций и индивидуальных предпринимателей направлены уведомления о проведении публичных консультаций проекта постановления.

Сам проект постановления направлен в Прокуратуру Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике, администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Информация о согласовании проекта акта без замечаний и предложений получена 30 мая 2023 года из Прокуратуры Чувашской Республики, 19 июня 2023 года - из Министерства финансов Чувашской Республики, 17 мая 2023 года – из Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, 04 июля 2023 года – из Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, 29 мая 2023 года – из администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, 21 июня 2023 года – из Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

От Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике поступила информация о направлении в его адрес замечаний к проекту постановления от перевозчика на муниципальных маршрутах автомобильного транспорта г. Новочебоксарска ООО «Автолайн», которые сводились к тому, что проект постановления принимается не одновременно с документами планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам г. Чебоксары и межмуниципальным маршрутам Чувашской Республики. Иных замечаний к тексту проекта постановления у ООО «Автолайн» отсутствовали.

01 июня 2023 года проект постановления размещен на Портале «Народный контроль Чувашской Республики» по адресу www.nk.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://nk.cap.ru/projects/6088).

Минтрансом Чувашии подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта постановления от 19 июня 2023 года.

Таким образом, процедура оценки регулирующего воздействия при принятии Документа планирования соблюдена.

Учитывая вышеприведенные нормы права, а также установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением формы и процедуры его принятия, порядка официального опубликования.

На территории Чувашской Республики полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики и уполномоченного органа по организации регулярных перевозок установлены Законом Чувашской Республики от 29 ноября 2003 года № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» (далее Закон Чувашской Республики № 48).

В силу абзаца 35 статьи 6 Закона Чувашской Республики № 48 (в редакции Закона Чувашской Республики от 7 июля 2023 г. № 51), вступившего в законную силу 1 января 2024 года, Кабинет Министров Чувашской Республики утверждает документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в границах отдельных муниципальных образований Чувашской Республики. Согласно абзацу 37 статьи 7 Закона Чувашской Республики № 48 (в редакции Закона Чувашской Республики от 7 июля 2023 г. № 51), вступившего в законную силу 1 января 2024 года, уполномоченный исполнительный орган Чувашской Республики разрабатывает и реализует документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в границах отдельных муниципальных образований Чувашской Республики.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 г. № 499 «Об определении уполномоченного исполнительного органа Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новочебоксарска Чувашской Республики, города Чебоксары», вступившем в силу с 1 января 2024 года, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным исполнительным органом Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новочебоксарска, города Чебоксары с учетом положений части 2 статьи 2 Закона Чувашской Республики № 124.

В силу положений части 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, статьи 1 Закона Чувашской Республики № 124 перераспределяются полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления города Новочебоксарска, города Чебоксары и органами государственной власти Чувашской Республики по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 4 Закона Чувашской Республики № 124, права органа местного самоуправления города Новочебоксарска устанавливать, изменять и отменять муниципальные маршруты регулярных перевозок, реализующиеся через документ планирования, прекращены.

В то же время, согласно пункта 27 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), документ планирования - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок.

Таким образом, исходя из приведенных положений нормативных правовых актов, Кабинет Министров Чувашской Республики, являющийся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики, который к тому же, в силу части 1 статьи 2 Закона Чувашской Республики № 124 наделяет уполномоченный орган полномочиями органов местного самоуправления города Новочебоксарска и города Чебоксары, имеет право на утверждение Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Таким образом, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 года № 497 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2024-2028 годы», опубликованное 27 июля 2023 года на официальном интернет-портале, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку его подготовки и принятия, его форме и виду, правил введения в действие.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец не привел каких-либо доводов и доказательств несоответствия оспариваемого нормативного правового акта закону, имеющему большую юридическую силу, не привел конкретные нормы нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которые были нарушены ответчиком при принятии оспариваемого акта. При этом, в ходе рассмотрения дела представитель административного истца указывал, что единственным основанием для оспаривания данного нормативного акта является его принятие неуполномоченным органом.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» определено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Разрешая вопрос о соответствии постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 года № 497 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2024-2028 годы» и утвержденного им Документа планирования федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, которая утратила силу в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р.

Данным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее - Транспортная стратегия с прогнозом на период до 2035 года). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться положениями Транспортной стратегии с прогнозом на период до 2035 года при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования. Одной из целей Транспортной стратегии с прогнозом на период до 2035 года (цель № 3) предусмотрено - обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.

Распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года № НА-19-р утвержден Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее Социальный стандарт транспортного обслуживания населения), которым установлены рекомендованные уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.

Так, Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2024 - 2028 годы (далее - Документ планирования), утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 года № 497, определяет мероприятия по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - муниципальные маршруты регулярных перевозок) на 2024 - 2028 годы, направленные на достижение следующих целей: повышение качества транспортного обслуживания населения города Новочебоксарска Чувашской Республики, обеспечение эффективного взаимодействия муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и «безбарьерности» транспортных связей между городом Новочебоксарском Чувашской Республики и городом Чебоксары, эффективность и безопасность транспортного обслуживания населения.

К числу задач планирования регулярных перевозок, относятся: развитие действующей сети муниципальных маршрутов регулярных перевозок с учетом минимизации дублирования муниципальных маршрутов регулярных перевозок межмуниципальными маршрутами регулярных перевозок; создание единого перевозочного пространства для муниципальных маршрутов регулярных перевозок и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок сообщением «Чебоксары – Новочебоксарск»; расширение использования транспортных средств, адаптированных для маломобильных категорий населения.

Документом планирования предусматриваются такие мероприятия по развитию регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, как: установление, изменение и отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок; изменение вида регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; заключение контрактов на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В разделе 2 Документа планирования, определено, что по состоянию на 1 января 2023 года на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики перевозка пассажиров и багажа организована по 4 маршрутам городского наземного электрического транспорта и 9 маршрутам автомобильного транспорта. Максимальное количество транспортных средств, используемых для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, составляет 23 троллейбуса и 64 автобуса. Регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляют 2 перевозчика. На муниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам, на муниципальных маршрутах регулярных перевозок городским наземным электрическим транспортом перевозки осуществляются по регулируемым тарифам.

В этом же разделе документа планирования предусмотрено, что после 1 января 2024 года планируется организация перевозок пассажиров и багажа по 6 маршрутам городского наземного электрического транспорта и 4 маршрутам автомобильного транспорта. Максимальное количество транспортных средств, используемых для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, составит 34 троллейбуса и 27 автобусов.

Раздел 3 Документа планирования предусматривает следующие мероприятия по развитию действующей сети муниципальных маршрутов регулярных перевозок:

- изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске Чувашской Республики, в соответствии с графиком согласно приложению № 1 к Документу планирования;

- установление муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Новочебоксарске Чувашской Республики в соответствии с графиком согласно приложению № 2 к Документу планирования;

- изменение муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Новочебоксарске Чувашской Республики в соответствии с графиком согласно приложению № 3 к Документу планирования;

- отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Новочебоксарске Чувашской Республики в соответствии с графиком согласно приложению № 4 к Документу планирования;

- проведение конкурсных процедур и заключение контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске Чувашской Республики по регулируемым тарифам, в соответствии с графиком согласно приложению № 5 к Документу планирования.

При этом, предусмотрено, что реализация мероприятий, установленных Документом планирования, предполагает:

- увеличение доли маршрутов городского наземного электрического транспорта в общем количестве маршрутов регулярных перевозок;

- уменьшение дублирования муниципальных маршрутов регулярных перевозок межмуниципальными маршрутами регулярных перевозок Чувашской Республики;

- организацию регулярных перевозок по всем муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Таким образом, оспариваемый Документ планирования регулярных перевозок устанавливает перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, в связи с чем, соответствует определению документа планирования регулярных перевозок, данному в пункте 27 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ, а материалы дела свидетельствуют о том, что принятие нормативного правового акта не носило произвольного характера, а обусловлено подтвержденной необходимостью развития и оптимизации транспортной сети города Новочебоксарск. Данное правовое регулирование направлено на обеспечение баланса частных интересов перевозчиков и публичных интересов (интересов неопределенного круга лиц), направленных на оптимальное удовлетворение потребности населения муниципального образования в транспортных услугах, повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения муниципального образования, формирование комфортной и безопасной транспортной сети муниципальных маршрутов, отвечающей социальным запросам жителей города Новочебоксарска.

Неопределенность введенного правового регулирования в силу содержания самого понятия документа планирования отсутствует, поскольку оспариваемым нормативным правовым актом установлен перечень запланированных к определенному сроку мероприятий, в развитие которых в последующем могут быть приняты иные правовые акты.

Исходя из конституционного принципа разделения властей вопросы о принятии нормативных правовых актов, внесения в них изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Таким образом, конкретные обстоятельства настоящего дела и анализ содержания оспариваемого нормативного правового акта позволяют суду прийти к выводу о том, что нарушение прав ООО «Автолайн» в связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта допущено не было, в связи с чем доводы административного истца об обратном, лишены правовых оснований.

Оспариваемое постановление, принятое Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах своего усмотрения и в соответствии с предоставленной законом компетенцией, не нарушает и не ограничивает права административного истца в указанных им аспектах, соответствует нормативным правовым актам Российской Федерации и Чувашской Республики, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения дела влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении административного иска согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Автолайн» о признании недействующим со дня принятия Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2023 года № 497 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2024-2028 годы» отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья О. А. Петрухина

Мотивированное решение составлено 28 февраля 2024 года.