ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-129/2023 от 20.07.2023 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

УИД ...

дело №3а-129/2023

20 июля 2023 года г. Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Дармаеве Ж.Б., с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Товстик Натальи Федоровны к Совету депутатов муниципального образования «Муйский район» Республики Бурятия, Администрации муниципального образования «Муйский район» Республики Бурятия о признании недействующим в части решения Совета депутатовмуниципального образования «Муйский район» Республики Бурятия от 26 февраля 2008 г. № 146 «Об утверждении нормативов потребления на жилищно-коммунальные услуги»,

У С Т А Н О В И Л:

26 февраля 2008 г. Советом депутатов муниципального образования «Муйский район» Республики Бурятия (далее – Совет депутатов МО «Муйский район РБ») принято решение №146, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения по муниципальному образованию «Муйский район» с 1 апреля 2008 г. (далее-решение №146)

Пунктом 4.2 приложения № 1 приведенного решения норматив потребления теплоэнергии для отопления благоустроенного постоянного одноэтажного брусового (щитового) дома с выгребной канализацией в п. Таксимо, установлен в размере 0,04 Гкал на 1 кв.м.

Решение опубликовано в газете Муйского района Республики Бурятия «Муйская Новь» № 8 (1589) от 28 февраля 2008г.

15 апреля 2009г. решением Совета депутатов МО «Муйский район» РБ принято решение № 102, которым в приведенное выше решение внесены изменения (далее - решение №102).

Пункт 4.2 изложен в следующей редакции: норматив потребления теплоэнергии для отопления благоустроенного постоянного одноэтажного брусового (щитового) дома с выгребной канализацией в п. Таксимо, установлен в размере 0,044 Гкал на 1 кв.м.

Решение опубликовано в газете Муйского района Республики Бурятия «Муйская Новь» № 19 (1659) от 21 мая 2009г.

Обращаясь в суд, с учетом уточнения административного иска, Товстик Н.В., являющаяся собственником жилого помещения в благоустроенном постоянном одноэтажном брусовом (щитовом) доме с выгребной канализацией, расположенном в п. Таксимо,просила признать недействующим приведенное выше решение № 146 в части установления норматива потребления на жилищно-коммунальные услуги по отоплению для постоянного одноэтажного брусового (щитового) дома с выгребной канализацией в п. Таксимо Муйского района Республики Бурятия.Возложить на Совет депутатов МО «Муйский район» обязанность в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда утвердить норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для одноэтажного брусового (щитового) дома до 1999 года постройки на территории поселка Таксимо Муйского района РБ, с учетом показателей среднесуточной температуры из органов гидрометеорологической службы.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылалась на то, что оспариваемый норматив, используемый при начислении ей платы за коммунальную услугу по отоплению, является завышенным и установлен с нарушением требований Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, поскольку при расчете норматива использовались неверные сведения о температуре наружного воздуха.

Определением Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава МО «Муйский район».

В судебное заседание административный истец Товстик Н.В. и ее представитель по доверенности адвокат Телков Л.С., будучи надлежаще извещенными в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Участвуя в предыдущих судебных заседаниях, представитель Телков Л.С. административный иск поддержал и дал пояснения ему аналогичные.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов МО «Муйский район» Республики Бурятия Зенюкова И.А., действующая на основании доверенности, с административным иском не согласилась по мотиву соответствия оспариваемого нормативного акта действующему законодательству.Указала, что расчет нормативов потребления произведен на основании пунктов 23, 45 Правил, с применением расчетного метода. При внесении изменений в оспариваемое решение в 2009 году посредством принятия решения от 15 апреля 2009 года, средняя температура наружного воздуха при проектировании зданий и сооружений систем отопления учитывалась в размере -46 градусов Цельсия. Данный показатель учитывался на основании раздела 3 Методических указаний по определению лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов коммунального теплоснабжения Республики Бурятия, разработанных Восточно-Сибирским Государственным Технологическим Университетом. Средняя температура наружного воздуха за отопительный период в -16,1 градусов была взята согласно таблице 3.5 приведенных Методических указаний в соответствии с пунктом 45 Правил, что не противоречит действующему законодательству, так как проектирование объектов БАМа проводилось на федеральном и всесоюзном уровне, предварительно проводились изыскания.

Представитель административного ответчика администрации МО «Муйский район» Я.Ю. Федорова, будучи надлежаще извещенной в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, участвуя в предыдущих судебных заседаниях, представитель администрации района административный иск не признала по основаниям, аналогичным заявленным представителем Совета депутатов МО «Муйский район".

Глава МО «Муйский район» в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

Представитель заинтересованного лица Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия В.Н. Сулаев, будучи надледаще извещенным в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ООО «Икибзяк», в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

На основании части 5 ст. 213 КАС РФ, административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их явка в суд не признавалась судом обязательной.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение участвующего в деле прокурора Бадмацыреновой Ю.С., указавшей об обоснованности заявленных требований, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Отношения по оплате гражданами коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 157 этого Кодекса (в редакции,действовавшей по состоянию на дату принятия оспариваемых решений) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).

Согласно пункту 4 Правил N 306 (в редакции,действовавшей по состоянию на дату принятия решений №№146 и 102) нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

В соответствии с пунктом 2 этих же Правил, уполномоченными органами являются органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению – органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся вопросы установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Муйский район» Республики Бурятия, принятого решением Совета депутатов № 131 от 12 февраля 2008 года.

В соответствии со ст. 44 Регламента Совета депутатов МО «Муйский район», решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих депутатов.

Из протоколов десятой очередной сессии Совета депутатов МО «Муйский район» от 26 февраля 2008 года и девятой очередной сессии от 15 апреля 2009 года соответственно, видно, что оспариваемыерешения приняты большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Решение от 15 апреля 2009года принято единогласно.

В соответствии с пунктом 39 приведенного Устава принятые решения обнародованы путем официального опубликования в газете «Муйская Новь» № 8 (1589) от 28 февраля 2008г. и № 19 (1659) от 21 мая 2009г.

Таким образом, оспариваемое решение Совета депутатов № 146 от 26 февраля 2008 года в редакции решения № 102 от 15 апреля 2009 года, принято Советом депутатов МО «Муйский район» в пределах своих полномочий с соблюдением установленной процедуры.

Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет соответствия нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 10 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услугдифференцируются.

В соответствии с пунктом 20 этих же Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод;3) расчётный метод.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 306, расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуютили их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (п. 24).

Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.

В соответствии с приведенными нормами федерального законодательства, Советом депутатов МО «Муйский район» от 26 февраля 2008г. принято решение № 146, которым утверждены нормативы потребления на жилищно-коммунальные услуги. Нормативы установлены с применением расчетного метода.

С учетом изменений, внесенных решением № 102 от 15 апреля 2009 г., пунктом 4.2 приложения 1 к Решению, норматив потребления коммунальных услуг для постоянных одноэтажных благоустроенных брусовых домов с выгребной канализацией установлен в размере 0, 044 Гкал на 1 кв.м.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, административный истец является собственником квартиры, площадью ... кв.м., в одноэтажном, благоустроенном брусовом доме по <...>, что подтверждается техническим паспортом и выпиской из единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 100-108).

При начислении административному истцу платы за коммунальную услугу по отоплению используется норматив в размере 0,044 Гкал на 1 кв. метр площади жилого помещения в месяц, который установлен приложением N 1 к оспариваемому решению для одноэтажных благоустроенных домов, с выгребной канализацией, что подтверждается историями начислений за период с февраля 2019 года по ноябрь 2022 года, с июля 2017 года по ноябрь 2022 года (том 1 л.д.л.д. 86-94). В частности, как видно из приведенных документов, объём потребления тепловой энергии исчисляется в размере ... Гкал (0,044 Гкал *... кв.м. – площадь квартиры).

Порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях установлен пунктами 13-15 приложения к Правилам N 306.

В частности, расчет такого норматива определяется по формуле 6, включающей показатель Qо - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год).

Согласно пункту 14 приложения к Правилам показатель Qо зависит от часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax), среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tсро), расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования отопления (tро),продолжительности отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже (nо).

Пунктом 15приложения к Правилам N 306 предусмотрено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax) определяется, исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных, часовая тепловая нагрузка определяется как произведение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qуд) и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома (S).

Из документов и пояснений, представленных Советом депутатов МО «Муйский район», следует, что при расчете оспариваемого административным истцом норматива утвержденного оспариваемым решением с учетом изменений принятых 15 апреля 2009 года, среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (tсро) определена в значении -16,1 °С – в соответствии с пунктом 45 Правил № 306, согласно которым средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Данный показатель взят из таблицы 3.5 Методических указаний по определению лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов коммунального теплоснабжения Республики Бурятия, разработанных Восточно-Сибирским Государственным Технологическим университетом в 2003 году(т.2 л.д. 113-128). Продолжительность отопительного периода (nо) принята как 243дня, согласно распоряжению администрации МО «Муйский район» «О начале отопительного сезона 2007-2008 года» от 13.09.2007 г. № 201 и распоряжения администрации МО «Муйский район» «Об окончании отопительного сезона» от 14.05.2008 г.; расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления(tро) определена в значении -46°С, согласно раздела 3 приведенных выше Методических указаний 2003 года выпуска. Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax) определена в значении 164 путем метода интерполяции, с использованием значений, предусмотренных в таблице 7 раздела II приложения к Правилам 306, температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определена в значении -20 °C – согласно ГОСТ Р 51617-2000.; расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома не определялся и не применялся, ввиду отсутствия таких домов в пгт. Таксимо.

В обоснование административного иска Товстик ссылается на то, что вышеприведенные значения показателей tсро,(tро) nо и S определены неверно.

В соответствии с письмом начальника Бурятского ЦГМС филиала ФБГУ «Забайкальское УГМС» от 08.06.2023 года в адрес суда, среднесуточная температура наружного воздуха в пгт. Таксимо за пять отопительных периодов, предшествующих установлению норматива в 2008 году составляла -13,6 °С (л.д. 145).

В пункте 45 Правил N 306 указано, что среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период.

Следовательно, вопреки мнению административного ответчика, принятие при расчете оспариваемого нормативапри внесении изменений в оспариваемый акт в 2009году показателя среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tсро) в значении -16,1 °С – в соответствии таблицей 3.5 Методических указаний по определению лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов коммунального теплоснабжения Республики Бурятия, разработанных Восточно-Сибирским Государственным Технологическим университетом в 2003 году (т. 3 л.д. 120), противоречит Правилам N 306.

Согласно пункту 44 Правил N 306 расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.

Климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений, установлены "СНиП 23-01-99*. Строительная климатология", введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 11 июня 1999 г. N 45.

Согласно данным СНИПам температура наиболее холодной пятидневки в ближайшем к пгт. Таксимо населенном пункте – с. Уакит составляет -40 °С.

При наличии указанных данных, у административного ответчика не имелось правовых оснований для определения расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования отопления (tро) в значении -46 °С - согласно разделу 3 приведенных выше Методических указаний 2003 года выпуска. Как следствие, применение указанного показателя, противоречит Правилам N 306.

Применение (tро) в значении -46 °С повлекло неверное определение часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax) в значении 164. Поскольку оснований для применения метода интерполяции, при наличии в таблице 7 определенных значений для температуры в -40 °С, не имелось.

Таким образом, оспариваемый норматив установлен с нарушением положений Правил N 306, поскольку его размер определен неверно, чем нарушаются права административного истца.

Доводы стороны административного ответчика о том, что неверные сведения были получены от органа местного самоуправления и проверялись компетентными органами не могут быть приняты во внимание, так как данное обстоятельство не имеет значения для решения вопроса о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт, не соответствующий полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия либо иной определенной судом даты.

Учитывая, что решение № 146 от 26 февраля 2008года в редакции 2009 года применялось и на его основании были реализованы права граждан и организаций, Верховный суд республики считает необходимым признать данный нормативный правовой акт в оспариваемой части не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего административного дела стороной административного ответчика в нарушение требований части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено суду доказательств обоснованности расчета оспариваемого норматива, в частности доказательств подтверждающих: среднесуточную температуру наружного воздуха за предшествующие пять отопительных периодов подряд; доказательств, подтверждающие отсутствие домов с нежилыми помещениями, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что размер оспариваемого норматива, противоречит положениям Правил N 306, предусматривающих расчет данного норматива, поскольку стороной административного ответчика не доказана правомерность его расчета.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ в решении суда об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

В соответствии с пунктом 3 ст. 39 Устава МО «Муйский район» муниципальные нормативныеправовые акты подлежат опубликованию в газете «Муйская Новь».

С учетом приведенного, сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете Муйского района Республики Бурятия «Муйская Новь».

Оснований для удовлетворения административного иска в части возложения на административного ответчика обязанности по осуществлению нормотворческой деятельности по указанному выше вопросу, суд не находит, поскольку указанное бы означало фактически вмешательство суда в компетенцию органа местного самоуправления, что не предусмотрено процессуальным законодательством.

В соответствии с пунктом 37 постановленияПленума Верховного Суда РФ № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суд вправе возложить на орган местного самоуправления, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять замещающий новый нормативный правовой акт, если выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц.

В настоящем деле отсутствуют основания полагать, что в результате принятия настоящего судебного акта возникает недостаточная правовая урегулированность в рассматриваемой сфере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Товстик Натальи Федоровнык Совету депутатов муниципального образования «Муйский район» Республики Бурятия, администрации муниципального образования«Муйский район» Республики Бурятияо признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» Республики Бурятия от 26 февраля 2008 г. № 146 «Об утверждении нормативов потребления на жилищно-коммунальные услуги»удовлетворить частично.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» Республики Бурятия от 26 февраля 2008 г. № 146 «Об утверждении нормативов потребления на жилищно-коммунальные услуги», в редакции решения № 102 от 15 апреля 2009 года в части утвержденного норматива потребления теплоэнергии для отопления благоустроенного постоянного одноэтажного брусового (щитового) дома с выгребной канализацией в п. Таксимов размере 0,044 Гкал на 1 кв.м.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 31 июля 2023 года.

Председательствующий: Т.Н.Раднаева