Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2019 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеине М.С., с участием представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 07 сентября 2018 года № 64, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-12/2019 по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительству Иркутской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в Иркутский областной суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование административных исковых требований ФИО3 указывает, что он является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мастерской-сушилки, площадь объекта 2 333,00 кв.м. расположенного <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 ноября 2012 года <номер изъят>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, договором купли-продажи земельного участка от 8 ноября 2012 года.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп, от 26 августа 2015 года № 422-пп, от 11 января 2016 года № 4-пп). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят>, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составляет 16 877 948,52 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 4 октября 2018 года.
Административный истец не согласен с данными результатами определения кадастровой стоимости земельного участка, считает их не соответствующими действительности, поскольку он обращался в Управление Росреестра по Иркутской области, где ему пояснили, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> образован 26 сентября 2012 года в результате раздела земельного участка с кадастровым <номер изъят> (преобразуемый земельный участок). При внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о вновь образованном земельном участке с кадастровым <номер изъят> его кадастровая стоимость определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 275,10 рублей за кв.м., определенного для земельного участка с кадастровым <номер изъят> в соответствии с Постановлением губернатора Иркутской области от 28 февраля 2003 года № 87-н «О результатах государственной кадастровой оценки земель поселений Иркутской области» по 7 группе видов функционального использовании Типового перечня «земли под промышленными объектами», и составляла с момента постановки на учет до 23 января 2014 года 2 974 808,30 рублей.
В 2012-2013 годах на территории Иркутской области проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в соответствии с государственным контрактом от 22 ноября 2012 года № 88 «На выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», заключенным между заказчиком работ в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области и исполнителем работ в лице ООО «ФинГрупп» г. Тамбов. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области».
В связи с тем, что по состоянию на 1 января 2012 года в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер изъят> – для эксплуатации здания мастерской-сушилки, кадастровая стоимость данного земельного участка определена исполнителем работ ООО «ФинГрупп» по 5-ой группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» с применением удельного показателя 7 234,44 рублей за кв.м. в размере 167 679 850,32 рублей.
По мнению административного истца, земельный участок с кадастровым <номер изъят> из земель под промышленные объекты должен быть отнесен по виду разрешенного использования к 9-ой группе «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», что подтверждается градостроительным регламентом города Иркутска, который определяет параметры каждой из зон, находящихся внутри муниципалитета, а также кадастровой стоимостью всех соседних участков, находящихся в той же зоне, а также кадастровой стоимостью участков с кадастровыми <номер изъят>, образованных после деления участка с кадастровым <номер изъят>.
Административный истец считает, что неправильное определение оценщиком ООО «ФинГрупп» кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> вследствие неправильного его отнесения к 5-ой, а не к 9-ой группе видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков, привело в последующем при разделе земельного участка с кадастровым <номер изъят> к отнесению к 5-ой группе видов разрешенного использования выделенного из него земельного участка с кадастровым <номер изъят>, принадлежащего на праве собственности административному истцу, а также привело к неправильному определению кадастровой стоимости этого земельного участка, чем нарушены права административного истца уплачивать налог на землю в экономически обоснованном размере.
ФИО2 с учетом уточнения исковых требований просит суд пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми <номер изъят>, установленную в следствие использования недостоверных сведений по целевому и их разрешенному использованию этих земельных участков.
В судебное заседание административный истец ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, заявил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО1, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в ранее представленном отзыве поддержала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Административные ответчики Правительство Иркутской области, Министерство имущественных отношений Иркутской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, ранее суду был представлен отзыв на исковое заявление, в котором ответчики просят в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, правовую позицию административных ответчиков, изложенную в отзыве, ранее поддержала в судебном заседании их представитель ФИО4, действующая на основании доверенностей.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в ранее представленном суду отзыве на исковое заявление просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Заинтересованное лицо Администрация г. Иркутска, надлежащим образом, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, суду представило отзыв на иск, в котором полагает, что при наличии правовых оснований кадастровые ошибки могут быть исправлены.
Суд с учетом мнения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО1, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.11 Федерального закона № 135-Ф3 от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.12 Федерального закона № 135-Ф3 от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (заказчика работ) не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Определение кадастровой стоимости при проведении государственной
кадастровой оценки осуществляется независимыми оценщиками (исполнителями работ по определению кадастровой стоимости) в соответствии с Законом об оценочной деятельности, при этом расчет удельного показателя кадастровой стоимости и отнесение земельных участков к определенной группе видов разрешенного использования также осуществляется исполнителем работ.
Как предусмотрено статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности, кадастровую стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации утверждает заказчик работ.
При проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (в том числе, земельных участков) территориальные органы Росрееетра реализуют полномочия только в части формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в связи с чем не имеют отношения к непосредственному определению кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с нормами Закона об оценочной деятельности ни Росреестр, ни его территориальные органы не наделены полномочиями по принятию решений о проведении государственной кадастровой оценки, по непосредственному определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также не уполномочены на осуществление каких-либо действий, влекущих изменение установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Доказательств нарушения прав административного истца, допущенных Росреестром при формировании перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, административным истцом суду не представлено.
На основании статьи 24.14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В части 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон о регистрации недвижимости) указано, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В части 3 этой же статьи Федерального закона о регистрации недвижимости указано, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 статьи 61 Федерального закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Судом установлено, что решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, сведения о которых содержались в ЕГРН на 01 января 2012 г. и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 04 июля 2012 года № 368-пп, опубликовано в газете «Областная» от 13 июля 2012 года № 75, вступило в силу через десять календарных дней после опубликования документа).
На основании государственного контракта от 22 ноября 2012 года, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области, действующим по поручению Правительства Иркутской области, и ООО «ФинГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 06 ноября 2012 года № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.
В соответствии с указанным государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 года заказчиком работ являлось Министерство имущественных отношений Иркутской области.
По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 года № 2004-13.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 07 июня 2013 года № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности. Данный отчет выполнен в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», действовавшим на момент его составления.
В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 года отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков были утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (далее - постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп).
Постановление было официально опубликовано в газете «Областная» от 23.11.2013 г. и вступило в силу с 03.12.2013 г.
В соответствии с данным постановлением, в редакции, действовавшей на момент его принятия, исходный земельный участок с кадастровым <номер изъят> при осуществлении работ по массовой кадастровой оценке земельных участков на территории Иркутской области исполнителем работ ООО «ФинГрупп» был отнесен согласно Типовому перечню видов разрешенного использования к 5-ой группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» с удельным показателем кадастровой стоимости 7234,44 рублей за 1 кв.м.
Согласно представленной в материалы дела копии письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 20.11.2017 г. № 14-37633@ и Постановлению губернатора Иркутской области от 28.02.2003 г. № 87-п «О результатах государственной кадастровой оценки земель поселений Иркутской области» земельный участок с кадастровым <номер изъят> в соответствии с указанным выше постановлением Правительства Иркутской области от 28.02.2003 г. № 87-п ранее был отнесен к 7 группе видов функционального использования Типового перечня «Земли под промышленными объектами», его кадастровая стоимость с момента постановки на Государственный кадастровый учет, была рассчитана по удельному показателю кадастровой стоимости 1275,10 рублей за 1 кв.м. и составляла 2974808,30 рублей до 23.01.2014 г.
Доказательств обращения правообладателя за изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер изъят> на момент формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2012 года при проведении кадастровых работ по массовой оценке земельных участков на территории Иркутской области, результаты которых утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп, суду не представлено, как не представлено доказательств изменения фактического использования этого земельного участка в данный период.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о доказанности факта допущенной исполнителем работ ООО «ФинГрупп» при осуществлении работ по массовой кадастровой оценке земельных участков на территории Иркутской области технической ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 года № 2004-13, выразившейся в неправильном отнесении земельного участка с кадастровым <номер изъят> к 5-ой группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» с удельным показателем кадастровой стоимости 7234,44 рублей за 1 кв.м., поскольку данный земельный участок исходя из его целевого использования ранее относился постановлением Правительства Иркутской области от 28.02.2003 г. № 87-п к 7-ой группе видов функционального использования (разрешенного) Типового перечня «Земли под промышленными объектами» и вид разрешенного использования указанного выше земельного участка на момент составления этого отчета в установленном законом порядке не был изменен.
Суд приходит к выводу о том, что исходя из отнесения ранее земельного участка с кадастровым <номер изъят> постановлением Правительства Иркутской области от 28.02.2003 г. № 87-п к 7 группе видов функционального использования Типового перечня «Земли под промышленными объектами», этот земельный участок должен был быть отнесен исполнителем работ к 9-ой группе видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», приведенного в постановлении Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп.
Поэтому в этой части исковые требования административного истца к Правительству Иркутской области, как заказчику кадастровых работ, подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым <номер изъят>, общей площадью 2 333,00 кв.м. образован в результате раздела (преобразования) земельного участка с кадастровым <номер изъят>, поставлен на кадастровый учет 26.09.2012 г. на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 06.09.2012 г. и межевого плана от 30.08.2012 г.
При разделе исходного земельного участка были образованы земельные участки <номер изъят>.
Исходя из даты постановки земельного участка с кадастровым <номер изъят> на кадастровый учет, он не вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2012 года, поэтому его кадастровая стоимость была определена в соответствии с пунктами 2.1.17, 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2012 г. № 222, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. исходного земельного участка с кадастровым <номер изъят>, установленного по состоянию на 01.01.2012 г. постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп и отнесения исходного земельного участка к 5-ой группе видов разрешенного использования Типового перечня, а также установленного для вновь образованного земельного участка вида разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Как следует из представленной суду заинтересованным лицом Администрацией г. Иркутска информации из градостроительной документации (л.д.145-146), исходный земельный участок с кадастровым <номер изъят>, а также образованные после его раздела земельные участки <номер изъят> в соответствии с Генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007 г. № 004-20-390583/7 (в редакции решения Думы г. Иркутска от 05.07.2016 г. № 006-20-230375) находятся в функциональной зоне коммунальных объектов IV,V класса опасности П-4, а согласно Правилам землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 23.11.2012 г. № 005-20-400654/2 (по состоянию на 23.1.2012 г.) они относятся к территориальной зоне размещения производственных объектов 4,5 класса опасности (ПЗ-302), что указывает на промышленный характер целевого использования данных земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым <номер изъят>.
Поскольку судом установлен факт допущенной ООО «ФинГрупп» технической ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 года № 2004-13 при осуществлении работ по массовой кадастровой оценке земельных участков на территории Иркутской области, выразившейся в неправильном отнесении исходного земельного участка с кадастровым <номер изъят> к 5-ой группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», приведенного в постановлении Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп, отнесение образованного земельного участка с кадастровым <номер изъят> при преобразовании (разделе) исходного земельного участка к этой же 5-ой группе видов разрешенного использования Типового перечня суд находит ошибочным, поскольку этот земельный участок подлежал отнесению в отчете исполнителем работ ООО «ФинГрупп» к 9-ой группе видов разрешенного использования Типового перечня «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Доказательств использования земельного участка с кадастровым <номер изъят> с видом разрешенного использования «для размещения мастерской-сушилки» в целях, не относящихся к 9-ой группе видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков, приведенного в постановлении Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, а судом не установлено.
Оценив собранные по делу доказательства с соответствии с требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит подлежащими удовлетворению требования административного истца к Правительству Иркутской области об устранении в сведениях Государственного реестра (кадастра) недвижимости технической ошибки, возникшей в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мастерской-сушилки, площадь объекта 2 333,00 кв.м., расположенного <адрес изъят>, путем установления с даты принятия результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции последующих изменений, внесенных постановлениями Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп, от 26 августа 2015 года № 422-пп, от 11 января 2016 года № 4-пп, от 19 сентября 2016 года № 588-пп, от 12 декабря 2016 года № 781-пп, от 21 апреля 2017 года № 270-пп, кадастровой стоимости этого земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка, применяемого для 9-ой группы видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости отказать, так как истцом заявлены административные исковые требования к ненадлежащим административным ответчикам, которые нарушителями прав административного истца по данному административному делу не являются, поскольку Правительством Иркутской области были утверждены результаты государственной кадастровой оценки содержащие установленные по данному делу судом технические ошибку, кроме того эти кадастровые работы были выполнены по поручению Правительства Иркутской области.
В установленных судом правоотношениях по проведению кадастровых работ Министерство имущественных отношений действовало по поручению заказчика работ Правительства Иркутской области, поэтому самостоятельной юридической ответственности за наличие установленных судом технических ошибок нести не может.
Также не является нарушителем прав административного истца Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, так как каких-либо нарушений прав истца при формировании перечня имущества подлежащего государственной кадастровой оценке на 01.01.2012 г. Управлением не было допущено, а отраженные в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости исходного и спорного земельных участков, соответствовали тем, которые имели место в отношении исходного земельного участка в постановлении Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп, а также выполненного на основании указанного постановления расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, образованного при разделе исходного земельного участка.
Нарушений закона, а также регулирующих порядок проведения такого расчета методических рекомендаций при осуществлении расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, судом в ходе рассмотрения дела не было установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования ФИО2 к Правительству Иркутской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости - удовлетворить.
Установить, что в сведениях Государственного реестра (кадастра) недвижимости при утверждении результатов государственной кадастровой оценки Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», была допущена техническая ошибка, возникшая в результате неправильного отнесения земельного участка с кадастровым <номер изъят> к 5-ой группе видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков: «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Отнести земельный участок с кадастровым <номер изъят> к 9-ой группе видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков: «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Устранить в сведениях Государственного реестра (кадастра) недвижимости техническую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мастерской-сушилки, площадь объекта 2 333,00 кв.м. расположенного <адрес изъят>, путем установления с даты принятия результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции последующих изменений, внесенных постановлениями Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп, от 26 августа 2015 года № 422-пп, от 11 января 2016 года № 4-пп, от 19 сентября 2016 года № 588-пп, от 12 декабря 2016 года № 781-пп, от 21 апреля 2017 года № 270-пп, кадастровой стоимости этого земельного участка исходя из удельного показателя для 9-ой группы видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок»..
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья А.С. Папуша