ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-12/19 от 14.05.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-12/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14» мая 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Венина А.Н.,

при секретаре Ткаченко А.В.,

при участии представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю ФИО1, представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Л.Е.ИА.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Витязь-Авто» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Витязь-Авто» (далее также – ООО«Витязь-Авто», Общество) обратилось в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее также – Министерство), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее также – Управление Росреестра по Камчатскому краю) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский.

Свои требования административный истец мотивировал следующим.

ООО «Витязь-Авто» как лицо, имеющее исключительное право выкупа земельного участка с кадастровым номером обратилось в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении указанного объекта недвижимости в собственность.

По результатам рассмотрения заявления Управление архитектуры направило в адрес административного истца проект договора купли-продажи данного земельного участка, цена которого была рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 15 февраля 2016 года №35-П «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Камчатского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов в Камчатском крае».

Стоимость объекта недвижимости была определена по формуле: 20% от его кадастровой стоимости в размере 34668060 рублей 00копеек, и составила 6933612рублей 00 копеек.

Посчитав, что кадастровая стоимость земельного участка необоснованно увеличивает размер его выкупной цены, ООО «Витязь-Авто» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, представив в обоснование размера рыночной (кадастровой) стоимости объекта недвижимости отчет об оценке недвижимого имущества от 7 сентября 2018 года №1809-0379И. На основании произведенных независимым оценщиком расчетов административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, в размере 13983 000рублей 00 копеек.

В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю выразил несогласие с требованиями ООО«Витязь-Авто». Указал, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28декабря 2012 года. В связи с этим полагал, что административным истцом пропущен пятилетний срок обжалования результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом представитель Управления не возражал относительно соответствия оформления и содержания отчета об оценке, предоставленного Обществом, требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Определением суда от 2 апреля 2019 года в соответствии со статьями 43, 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАСРФ) ненадлежащий ответчик Правительство Камчатского края заменен надлежащим – Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – Управление архитектуры).

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю ФИО1 полагала, что отчет об оценке объекта недвижимости составлен в соответствии с требованиями законодательства и федеральными стандартами оценки. Вопрос восстановления пропущенного административным истцом процессуального срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости оставила на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Министерства ФИО2 также не возражала относительно достоверности предоставленного административным истцом отчета об оценке объекта недвижимости, поддержала позицию представителя Управления Росреестра по Камчатскому краю.

Административный истец ООО«Витязь-Авто», заинтересованное лицо Управление архитектуры о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, явку своих полномочных представителей в суд не обеспечили.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно абзацу 8 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее также – постановление Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года № 28) лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗКРФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В силу пункта 2 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года №28 результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Пунктом 1 и 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Согласно абзацу 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером были внесены в государственный кадастр недвижимости 28 декабря 2012 года (т. 2 л.д. 7).

Досудебный порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, административным истцом был соблюден (т. 1 л.д.14-17).

Административное исковое заявление ООО «Витязь-Авто» поступило в Камчатский краевой суд 6 февраля 2019 года (т. 1 л.д. 212), то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.

В силу пункта 8 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015года №28 пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Установив, что очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Камчатского края в срок, установленный статьей 24.12 Федерального закона №135-ФЗ, не проведена, дата ее проведения не определена, суд приходит к выводу о возможности восстановления
ООО«Витязь-Авто» процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Также судом принимается во внимание и то обстоятельство, что фактически права Общества, пользующегося спорным земельным участком с 2011 года (т. 2 л.д.4-6), стали нарушаться в 2018 году при решении вопроса о выкупе этого участка по цене, исчисляемой из его кадастровой стоимости.

Рассматривая требования ООО «Витязь-Авто» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, по существу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ определено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу подпункта 3 пункта 3 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Камчатского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов в Камчатском крае, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 15 февраля 2016 года №35-П цена земельного участка при заключении договора купли-продажи без проведения торгов определяется в размере 20 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в случае продажи собственникам зданий, сооружений либо помещений в них земельных участков, на которых расположены эти здания, сооружения (за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части).

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года № 981-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Камчатского края.

Согласно приложению № 1 данного распоряжения (пункт 8907), а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 августа 2018 года №КУВИ- (т. 2 л.д. 7) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1января 2012 года определена в размере 34668060 рублей.

Из материалов дела следует, что ООО «Витязь-Авто» с 9 ноября 2011года на праве собственности принадлежит объект недвижимости – здание (гараж) с кадастровым номером , назначение – нежилое, площадь – 922,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером (т. 1 л.д. 9). Данное обстоятельство административными ответчиками и заинтересованным лицом при рассмотрении дела не оспаривалось.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 39.20 ЗК РФ ООО«Витязь-Авто» имеет исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность.

7 августа 2018 года административный истец обратился к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность с целью эксплуатации гаража (т. 1 л.д 6-8).

По результатам рассмотрения заявления Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направило в адрес юридического лица проект договора купли-продажи данного земельного участка № 70-18 от 15 августа 2018года, согласно которому его стоимость определена в размере 6933612 рублей, что составляет 20% от кадастровой стоимости объекта недвижимости (34668060рублей * 20%) (т. 1 л.д 12-13).

Административный истец в обоснование своих доводов представил отчет об оценке недвижимого имущества № 1809-0379И от 7сентября 2018 года, выполненный экспертом-оценщиком ИП ФИО

Экспертом дано описание объекта оценки, проведен анализ окружения объекта оценки (общие сведения о регионе, макроэкономический анализ, обзор сегмента рынка земельных участков Камчатского края), анализ состояния рынка земельных участков, анализ наиболее эффективного использования земельного участка. В результате выбора подходов оценщиком для оценки объекта недвижимости отобран сравнительный подход. Отказ от использования затратного и доходного подходов мотивирован. Для определения стоимости земельного участка сравнительным подходом применен метод сравнительного анализа рыночных данных. Произведен подбор объектов аналогов, определены элементы сравнения путем проведения анализа выявления количественных и качественных различий между оцениваемым объектом и объектами-аналогами, произведен расчет средневзвешенной величины для расчета рыночной стоимости, рассчитана итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки. В отчете приведены ссылки на источники информации, использованные для расчета стоимости. Стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 11732 кв. м в рамках сравнительного подхода определена по состоянию на 1января 2012 года в размере 13983000рублей 00 копеек (с учетом округления до тыс. рублей) (т. 2 л.д. 13-97).

Согласно экспертному заключению № Э-0071/18-6 от 11 сентября 2018года эксперта саморегулируемой организации оценщиков НП «АРМО» ФИО. отчет ИП ФИО. № 1805-0148И № 1809-0379И от 7 сентября 2018 года признан соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, стоимость объекта оценки, определенной оценщиком в отчете подтверждена (т. 1 л.д. 194-205).

Возражений относительно рассматриваемого отчета об оценке у лиц, участвующих в деле, не имелось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края в распоряжении от 29 ноября 2012года, является завышенной и не соответствует его действительной рыночной стоимости.

Документальных данных, опровергающих выводы оценщика, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, суду не представлено, ходатайств о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости не заявлено, в связи с чем суд считает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , площадью 11732кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, равную его рыночной стоимости в размере 13983000 рублей 00 копеек по состоянию на 1 января 2012 года.

В абзацах 3 и 4 пункта 25 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года № 28 судам разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Как следует из материалов дела, в досудебном порядке с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю административный истец обратился 5декабря 2018 года (т. 2 л.д. 1, 2).

На момент принятия решения суду не представлены доказательства внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленных в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, ООО «Витязь-Авто» уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей (т. 2 л.д. 3). Доказательств понесенных лицами, участвующими в деле, иных расходов, связанных с рассмотрением настоящего спора, суду на дату судебного заседания не представлено. Однако данное обстоятельство не препятствует сторонам обратиться с заявлением о возмещении судебных расходов.

При разрешении вопроса о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 31 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года № 28, где указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административными ответчиками требования ООО «Витязь-Авто» по существу не оспаривались, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей относятся на административного истца.

Руководствуясь статьями 175–180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Витязь-Авто» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2012 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, в размере рыночной стоимости 13983000рублей 00копеек.

Датой подачи заявления считать 5 декабря 2018 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 мая 2019года.

Председательствующий А.Н. Венин