дело № 3а-12/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Элиста 15 февраля 2019 года
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Говорова С.И.,
при секретаре Манжиковой А.Э.,
с участием представителя административного истца Суксуковой И.Э. – Глебова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Суксуковой И.Э. в лице представителя Глебова С.М. к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Суксукова И.Э в лице представителя Глебова С.М. 28 января 2019 года обратилась в суд с административным иском к Правительству Республики Калмыкия, ссылаясь на то, что является собственником расположенного по адресу: *, земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство. Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года № 518 составила * руб. * коп. Сведения о кадастровой стоимости данного объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 декабря 2018 года. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает ее права как плательщика земельного налога, административный истец обратилась за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика С. от 14 января 2019 года № * рыночная стоимость земельного участка составила * рублей. Просила установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с отчетом оценщика.
Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 января 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия.
В судебном заседании представитель административного истца Суксуковой И.Э. – Глебов С.М. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Административный истец Суксукова И.Э., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не сообщив суду о причинах неявки.
Представители ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованных лиц – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия, Администрации города Элисты, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не сообщив суду о причинах неявки и не представив доводов и возражений по поводу заявленных административных исковых требований.
Поскольку установленных статьями 150, 152 КАС РФ оснований отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, признав причину их неявки неуважительной.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителя административного истца – Глебова С.М., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, Суксукова И.Э. является собственником земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., расположенного по адресу: *, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 декабря 2018 года.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012 года № 518 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия. В соответствии с указанным нормативным актом кадастровая стоимость принадлежащего Суксуковой И.Э. земельного участка составляет * руб. * коп; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 25 декабря 2018 года (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 декабря 2018 года № *).
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
В силу статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абз. 5 ч. 16 ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Из отчета от 14 января 2019 года № *, составленного независимым оценщиком С.., усматривается, что рыночная стоимость принадлежащего Суксуковой И.Э. объекта недвижимости по состоянию на 25 декабря 2018 года составила * рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 названного Федерального закона.
Пунктом 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года № 299, предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
В отчете об оценке от 14 января 2019 года № * приведено описание объекта исследования – земельного участка, его основные количественные и качественные характеристики; изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты оценки; проведен анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость. В результате выбора подходов оценщиком для оценки объекта исследования применен сравнительный подход к оценке, реализуемый методом сравнения продаж. Отказ от использования затратного и доходного подходов и соответствующих методов мотивирован. В отчете об оценке приведены все необходимые сведения об использовании источников информации, проанализирован рынок земельных участков на дату оценки в районах, идентичных району расположения объекта оценки; корректировки по основным факторам стоимости объекта оценки приведены по всем значимым группам элементов сравнения. Применена корректировка на площадь участка: для объектов-аналогов 1,2,3 площадью меньше 1500 кв.м. – 0,86, для объекта-аналога 4 площадью1500-3000 кв.м. – 0,91, поскольку площадь объекта-оценки находится в интервале 3000-6000 кв.м. (справочник оценщика недвижимости, 2016 год, под редакцией Л.А. Лейфера, том 3 (Земельные участки) стр. 177 таблица 56). Расчет рыночной стоимости произведен исходя из скорректированной стоимости 1 кв.м. объектов-аналогов, является математически верным. Расчеты, проведенные в рамках используемого сравнительного подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 25 декабря 2018 года.
Отчет от 14 января 2019 года № * об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, составлен независимым оценщиком С., который включен в реестр оценщиков общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» 7 июля 2008 года под регистрационным № * (свидетельство № * от 25 мая 2017 года), обладает необходимыми специальными знаниями и правом на проведение оценочной деятельности: квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров» № * от 29 марта 2018 года по направлению оценочной деятельности «Оценка бизнеса», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров» № * от 14 декабря 2017 года по направлению оценочной деятельности «Оценка движимого имущества», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров» № * от 26 октября 2017 года по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», диплом НОУ ВПО «Московская финансово-промышленная академия (МФПА)» по программе профессиональной переподготовки «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» серии * № * от 30 мая 2008 года; ответственность оценщика застрахована в АО СК «РСХБ-Страхование» (страховой полис № * от 25 июня 2018 года).
С учетом положений ст. 84 КАС РФ прихожу к выводу, что представленный отчет о рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки, выводы в отчете предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. В целом отчет соответствует требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Доказательств обратного ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
При таких обстоятельствах суд признает требования Суксуковой И.Э. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * в размере его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению и считает возможным установить указанную стоимость в размере * рублей по состоянию на 25 декабря 2018 г.
В соответствии с положениями абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона
№ 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
С учетом установленных обстоятельств дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствует дате обращения административного истца в суд - 28 января 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ,
р е ш и л :
административное исковое заявление Суксуковой И.Э. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., расположенного по адресу: *, в размере рыночной стоимости – * (*) рублей по состоянию на 25 декабря 2018 года, на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 января 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Калмыкия С.И. Говоров