Дело № 3а-12/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2019 года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Канапиянова С.М. к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Канапиянов С.М. обратился в Верховный суд Республики Алтай с административным иском к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости. Требование мотивировано тем, что истцу на праве собственности принадлежала квартира в жилом доме, расположенная по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости указанного недвижимого имущества по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 292659 рублей 09 копеек, которая значительно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости и не является достоверной. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года составляет 82500 рублей. По договору купли-продажи от <дата> указанное жилое помещение перешло в собственность Садыковой Н.С. Истец Канапиянов С.М. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на основании Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Ввиду отчуждения жилого дома, размер социальной выплаты определяется за вычетом стоимости жилого дома на величину его кадастровой стоимости. Административный истец ссылается на положения статей 20, 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Министерство регионального развития Республики Алтай представило возражения на административное исковое заявление, согласно которому полагает требования не подлежащими удовлетворению, поскольку на дату заключения договора об отчуждении недвижимости сведения о кадастровой стоимости изменены не были, поэтому рыночная стоимость объекта недвижимости, которую просит установить истец в качестве кадастровой стоимости к правоотношениям, предусмотренным абзацем 4 статьи 6 Федерального закона№ 125-ФЗ от 25 октября 2002 года применяться не будет, в связи с чем права административного истца считает не нарушенными.
Административный истец Канапиянов С.М., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представители Правительства Республики Алтай, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Садыкова Н.С. будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Вяткину О.В., поддержавшую исковые требования, представителя заинтересованного лица Язарова А.А., возражавшего против исковых требований, допросив эксперта ФИО7, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса РФ).
Судом установлено, что административный истец являлся собственником квартиры в жилом доме с кадастровым номером №, площадью 61 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18 февраля 2019 года.
<дата> Канапияновым С.М. произведено отчуждение указанного объекта недвижимости по договору купли-продажи в собственность Садыковой Н.С.
Согласно справок Министерства регионального развития Республики Алтай, администрации МО «Кош-Агачский район» от <дата>№, Канапиянов С.М. состоит на учете граждан в МО «Кош-Агачский район», изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с <дата> в категории <данные изъяты>, состав семьи два человека. Включен в сводный список получателей государственного жилищного сертификата на 2019 год.
В соответствии с абзацем 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Учитывая, что Канапиянов С.М. состоит на указанном выше учете с <дата>, <дата> произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения и до настоящего времени государственный жилищный сертификат не получил, суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости названного жилого помещения влияют на права и обязанности Канапиянова С.М. как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и имеют юридическое значение для целей определения размера, причитающейся ему социальной выплаты.
Юридическое значение, в данном случае имеет факт обращения в суд с административным иском до даты выдачи административному истцу жилищного сертификата.
Учитывая вышеизложенное, суд находит доводы представителя Министерства регионального развития Республики Алтай об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости жилого дома несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 февраля 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 292659 рублей 09 копеек.
Из отчета об оценке № от 29 января 2019 года, представленного Канапияновым С.М. в обоснование заявленного административного требования, усматривается, что по состоянию на 25 ноября 2011 года рыночная стоимость вышеуказанного жилого помещения с кадастровым номером №, составила 82500 рублей.
Оценивая указанный отчет об оценке, суд отмечает, что он соответствует Федеральному закону 29 июля 1998 года от №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральному стандарту оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федеральному стандарту оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующие ему выводы и ответ на поставленный вопрос.
Определенная в отчете об оценке № от 29 января 2019 года итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 25 ноября 2011 года. Выводы эксперта о рыночной стоимости жилого дома сделаны на основе затратного подхода, отказ от использования сравнительного и доходного подходов мотивирован. Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, – ФИО7 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: имеет специальное образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, стаж работы в оценочной деятельности с 2015 года, гражданская ответственность застрахована в установленном законом порядке.
Данный отчет об оценке является допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости жилого дома.
Доказательств того, что рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика, не представлено. Возражений относительно формы и содержания отчета от лиц, участвующих в деле, не поступало. Суду не представлено доказательств несоответствия отчета требованиям действующего законодательства, административными соответчиками и заинтересованными лицами не заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости жилого помещения.
Учитывая, что имеется существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости, и рыночной стоимостью жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Жана-Аул, ул. Чагандая, д.6, кв.1 определенная в отчете об оценке на ту же дату рыночная стоимость жилого дома является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что административный иск Канапиянова С.М. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку административное исковое заявление Канапиянова С.М. об установлении кадастровой стоимости жилого помещения равной его рыночной стоимости подано в суд 26 февраля 2019 года, то в соответствии с правилами ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах доводы заинтересованного лица о невозможности применения к правоотношениям, предусмотренным абзацем 4 статьи 6 Федерального закона№ 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной, учитывая факт отчуждения истцом жилого помещения в 2019 году, являются несостоятельными.
По смыслу ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Канапиянова С.М. к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости квартиры в жилом доме в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость квартиры в жилом доме с кадастровым номером №, площадью 61,0 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в размере равном её рыночной стоимости по состоянию на <дата> – 82 500 (восемьдесят две тысячи пятьсот) рублей.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2019 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости квартиры в жилом доме следует считать дату обращения административного истца в суд – 26 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Н. Чертков
Мотивированное решение составлено 19 апреля 2019 года.