ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-12/19 от 25.04.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а-12/19

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск 25 апреля 2019 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Матвеевой М.К.

при секретаре Яковлевой Н.А.

с участием прокурора Марковой Д.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Теплоэнергосервис» о признании недействующим решения Поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) № IV-18-2 от 27 декабря 2018 года «Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) или находящиеся в собственности МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) на 2019 год», в части установления в Приложении №1 ставок арендной платы по отдельным категориям земель,

УСТАНОВИЛ:

27 декабря 2018 года Поселковым Советом депутатов муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) принято решение № IV-18-2 «Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) или находящиеся в собственности МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия)» (далее - Решение Поселкового совета от 27 декабря 2018 года № IV-18-2).

Текст решения размещен на официальном сайте Муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) www.алмазный-край.рф.

Приложением №1 указанного нормативного правового акта установлены ставки арендной платы за земельные участки на территории МО «Поселок Чернышевский» на 2019 год.

Акционерное общество «Теплоэнергосервис», осуществляющее свою деятельность по поставке коммунальных ресурсов физическим и юридическим лицам на территории МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района республики Саха (Якутия) и являющееся арендатором земельных участков в период действия договоров аренды для эксплуатации расположенных на участках инженерных (тепловых сетей), обслуживающих их сооружений обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Решения Поселкового совета от 27 декабря 2018 года № IV-18-2 недействующим в части установления в Приложении №1 ставки арендной платы с разрешенным использованием «коммунальное обслуживание» в размере 3,0% и «склады» в размере 2,5%.

Требования мотивированы тем, что размер арендной платы за земельные участки, определенные с учетом базовой ставки в оспариваемом значении, являются существенным по отношению к кадастровой стоимости участков, вследствие чего нарушаются права и охраняемые законом интересы пользователя землей. Установленное значение базовой ставки не согласуется с принципом экономической обоснованности, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 582).

В судебном заседании представитель административного истца Васильев А.С., действующий на основании доверенности №№ ... от _______ года, поддержал административный иск в полном объеме.

Административный ответчик в суд не явился, извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с требованиями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Суду административным ответчиком представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором выражено несогласие с доводами, изложенными в нем. В частности указано, что общая площадь арендуемых АО «Теплоэнергосервис» земельных участков, расположенных на территории МО «Поселок Чернышевский» составляет более 33% от всех арендуемых земель. При рассмотрении и утверждении оспариваемого решения поселковый совет депутатов действовал в целях недопущения ухудшения уровня жизни населения поселка, поскольку единственным источником для качественного и своевременного исполнения полномочий является увеличения собственных доходов, в частности увеличение арендных ставок на земельные участки в пределах уровня инфляции. Полагает, что при установлении ставки арендной платы по виду разрешенного использования с классификатором 6.9 принцип экономической обоснованности не нарушен, ссылка административного истца на Постановление Правительства РФ №582 не основана на законе. Также указано, что административным истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора. Просят учесть, что при установлении в 2018 году ставок арендной платы на землю прокуратурой г.Мирного было дано положительное заключение. На основании вышеизложенного полагают административное исковое заявление необоснованным, представленные документы и ссылки административного истца несостоятельными, права и законные интересы истца оспариваемым решением не нарушены.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Марковой Д.Р., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

27 декабря 2018 года Поселковым Советом депутатов муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) принято решение № IV-18-2 «Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) или находящиеся в собственности МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия)».

Оспариваемое решения размещено на официальном сайте Муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) www.алмазный-край.рф.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Уставом муниципального образования «Посёлок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) определен круг вопросов местного значения и структура органов местного самоуправления (статьи 5, 21).

Статьей 5 Устава муниципального образования «Посёлок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) к вопросам местного значения городского поселения отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Поселкового совета депутатов МО «Поселок Чернышевский», опубликован и вступил в силу в соответствии с федеральным законодательством и статьями 43 и 45 Устава муниципального образования «Посёлок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия). Порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта сторонами не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Таким образом, экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, а также оценку статуса арендатора, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа необоснованных предпочтений и поддержки социально значимых видов деятельности.

Порядок определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Республики Саха (Якутия) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Положением о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Правительства республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года №26 (далее также - Положение №26).

Согласно пункту 1.12 Положения №26 размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органов местного самоуправления.

Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок. При определении базовой ставки арендной платы руководствоваться принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Установленная оспариваемым решением базовая ставка арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования 3.1 «Коммунальное обслуживание» в размере 3,0 % и видом разрешенного использования 6.9 «Склады» (для земель населенных пунктов) в размере 2,5% от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.

Вместе с тем, установленная ставка арендной платы этому принципу не отвечает.

В обоснование законности определения оспариваемой арендной ставки ответчиком представлен отзыв на административное исковое заявление, где основной целью при разработке ставок являлось недопущение снижения доходов бюджета от аренды земельных участков относительно доходов предыдущего года и плановых показателей на 2019 год с учетом неизменности кадастровой стоимости. Бюджет МО «Поселок Чернышевский» является глубоко дотационным, разница между собственными доходами поселения и расходной частью бюджета на исполнение полномочий и есть дотация, получаемая из бюджета Республики Саха (Якутия). Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется для каждого поселения исходя из численности жителей поселения, в расчете на одного жителя. По статистическим данным показатель численности населения ежегодно снижается, что сильно повлияло на уровень дотации 2019 год. Единственный дополнительны источник для качественного и своевременного исполнения полномочий – увеличение собственных доходов, в частности и увеличение арендных ставок на земельные участки в пределах уровня инфляции.

Никаких экономических исследований при этом не проводилось, принцип экономической обоснованности при определении базовых ставок арендной платы не учитывался.

В судебное заседание административный ответчик какие-либо заключения, экономические обоснования, справочный материал, докладные, расчеты, заключения специалистов, в том числе составленные сторонней организаций, для целей определения размера арендой ставки, не представил.

При расчете оспариваемой арендной ставки не учитывались данные об оценке доходности земельных участков коммерческого использования, расположенных в п.Чернышевский Мирнинского района Республики Саха (Якутия), о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанных с использованием этих земельных участков, о влиянии размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации земельных участков и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом установленной ставки.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении принципа экономической обоснованности при установлении базовой ставки арендной платы за пользование земельными участками разрешенного пользования 3.1 «Коммунальное обслуживание» в размере 3,0 % и разрешенного использования 6.9 «Склады» (для земель населенных пунктов) в размере 2,5%, расположенных в п.Чернышевский, утвержденной решением Поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чернышевский» Республики Саха (Якутия) № IV-18-2 от 27 декабря 2018 года.

Установление повышенного размера ставки арендной платы продиктовано исключительно интересами городского поселения в целях избежания выпадающих доходов бюджета, получении максимальной прибыли от арендных платежей.

При таких обстоятельствах решение Поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чернышевский» Республики Саха (Якутия) № IV-18-2 от 27 декабря 2018 года, в оспариваемой части устанавливает базовую ставку арендной платы, не отвечающую принципам экономической обоснованности, и противоречащей положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования «Поселок Чернышевский», суд пришел к выводу о признании решения Поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чернышевский» Республики Саха (Якутия) № IV-18-2 от 27 декабря 2018 года недействующим в части, со дня вступления данного решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Акционерного общества «Теплоэнергосервис» – удовлетворить.

Признать недействующим решение Поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) № IV-18-2 от 27 декабря 2018 года «Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) или находящиеся в собственности МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) на 2019 год», в части установления в Приложении №1 ставки арендной платы в размере 3,0% за аренду земельных участков с видом разрешенного использования «Коммунальное обслуживание» и в размере 2,5% за аренду земельных участков с видом разрешенного использования «Склады» (земли населенных пунктов).

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Поселковым советом депутатов МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева

Решение изготовлено в окончательной форме 26 апреля 2019 года.