Дело № 3а-12/2020
42OS0000-01-2020-000027-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
в составе судьи Михеевой С.Н.,
при секретаре Пахомовой Ю.М.,
с участием прокурора Волковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.02.2020г
административное исковое заявление АО «СУЭК-Кузбасс» к Совету народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании недействующим Постановления Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа №21 от 06.06.2002г, с изменениями в редакции Решения Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа № 103 от 30.10.2008г «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации г. Ленинск-Кузнецкого,
У С Т А Н О В И Л:
АО «СУЭК-Кузбасс» оспаривают постановление Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа № 21 от 06.06.2002г «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации г. Ленинск-Кузнецкого», с учетом изменений, внесенных Решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа № 103 от 30.10.2008г, с даты издания, как несоответствующий законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Требования мотивированы тем, что названным нормативным правовым актом утверждены Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации г. Ленинск-Кузнецкого. 30.10.2008г внесены изменения в указанное постановление- установлены Нормативы водоотведения по качеству сточных вод, отводимых абонентами в систему канализации г. Л-Кузнецкого. АО «Суэк-Кузбасс» является абонентом данных отношений, осуществляет сброс сточных вод в систему канализации г. Л-Кузнецкого, что подтверждается договорами холодного водоснабжения и водоотведения от 01.05.2019г. Согласно п. 4.2.5. договора, ОАО «СКЭК» взимает плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. При расчетах руководствуются Нормативами, указанными выше.
Оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Так, оспариваемое постановление не опубликовано в печати. На момент его принятия действовали Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г № 167, согласно п. 61 которых, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сооружений коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В нарушение указанной нормы права в Постановлении отсутствуют исходные сведения, на основании которых были приняты значения допустимой концентрации загрязняющих веществ, а также методика их определения, ссылки на утвержденные соответствующими природоохранными органами нормативы предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленными для организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
29.07.2013г Правительством РФ утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения. В Приложении №5 Правил установлен Перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, из которого исключено такое значение, как защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации. В связи с принятием указанных Правил регулирование вопроса, связанного с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в централизованные системы и оказывающие негативное воздействие, отнесено к полномочиям Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015г №3 абзац 5 пункта 61 Правил № 167 признан утратившим силу. С указанной даты Условия приема загрязняющих веществ оспариваемого постановления вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
Представители административного истца ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, представившие дипломы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, дополнительно изложив позицию письменно.
Представитель Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа, ФИО4, действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражал против заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица, ФИО5, действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требований не поддержал.
Выслушав участников процесса, свидетеля, заключение прокурора Волковой А.Г., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
АО «СУЭК-Кузбасс» является абонентом, осуществляющим сброс сточных вод в систему канализации г. Ленинск-Кузнецкого.
В материалы дела предоставлен договор№ 5 Л-К от 01.05.2019г холодного водоснабжения и водоотведения, (л.д.22-27, с приложением). В п.11. договора предусмотрено, что Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Из материалов дела следует, что за период 2019г были неоднократно отобраны пробы сточной воды в контрольном колодце указанного абонента, составлены протоколы результатов КХА, информационные записки, из которых следует, что по результатам лабораторных исследований проб воды установлено превышение ПДК ингридиентов, (л.д.61-68). АО «СУЭК-Кузбасс» выставлены счета на плату, о чем представлены дополнительные доказательства в ходе рассмотрения дела.
Административный истец оспаривает в полном объеме постановление Совета народных депутатов от 06.06.2002г № 21 в редакции от 30.10.2008г № 103, при этом считают, что их организация отнесится к п. 11 Приложения к Решению. Настаивают на признании его недействующим в полном объеме, в том числе в отношении иных абонентов, указанных в пп.1-10 Приложения. Каким образом затрагиваются их права нормативами, установленными в отношении иных абонентов, пояснить суду не смогли.
Вопросы владения, пользования, распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности пунктами "в" и "д" статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункты 2пункты 2, 2222, 23 статьи 123 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" здесь и далее в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела.
Названный Федеральный законзакон, разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4статьи 4, 55, 66, 6.16.1), одновременно указывает в качестве целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение и их абонентов (статья 3статья 3 Закона N 416-ФЗ).
По договору водоотведения абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (статья 14статья 14 Закона N 416-ФЗ).
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов (части 1части 1 и 4 статьи 264 статьи 26 Закона N 416-ФЗ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Федеральным закономзаконом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 28статья 28 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29части 1 статьи 29 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие водоотведение, абоненты, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в полном объеме.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (части 1части 1 и 2 статьи 272 статьи 27 Закона N 416-ФЗ).
Установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод осуществляется в порядке, предусмотренном ПравиламиПравилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее - Правила N 167).
Пунктом 2 указанных Правил (в ред. от 12.02.1999г) нормативы водоотведения или нормативы сброса определялись как установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие их нормальное функционирование.
Постановлением № 21 от 06.06.2002г, в редакции от 30.10.2008г №103 утверждены Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации г. Ленинск=-Кузнецкого с установлением нормативов водоотведения по качеству сточных вод (приложение). Указанным постановлением предусмотрена плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных норм; за превышение допустимых сбросов загрязняющих веществ сверх установленных норм. Названное постановление издано уполномоченным органом во исполнение Правил № 167 и Постановления № 1310. Названным постановлением определены основания для установления абонентам нормативов водоотведения на сброс загрязняющих веществ; требования к сточным водам, принимаемым в городскую канализацию; взимание платы с абонентов за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов.
Оспариваемое постановление опубликовано в установленном законом порядке в средствах массовой информации, городской газете от 25.06.2002г, от 05.11.2004г, от 08.11.2008г, что не противоречит Уставу г. Ленинск-Кузнецкого, утвержденного постановлением Городского собрания г. Ленинск-Кузнецкого Кемеровской области Первого созыва девятнадцатой сессии от 13.08.1998г (ст. 48,49), с последующими изменениями, внесенными в Устав г. Ленинск-Кузнецкого постановлениями Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 24.12.2002г, от 30.06.2005г,; Решениями Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 26.03.2007г, 25.12.2008г.
Учитывая выше изложенное, доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, опубликования и полномочий Совета народных депутатов Л-Кузнецкого городского округа, опровергаются указанными доказательствами.
Содержание оспариваемого нормативного правового акта во взаимосвязи с приведенными выше нормативными правовым актами позволяет сделать вывод о том, что установленные нормативы и Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, а также определение платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ направлен на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, устранения последствий этого воздействия путем повышения качества очистки сточных вод.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями свидетеля ФИО11., пояснившего, что на момент утверждения нормативов был разработан расчет нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов канализации г. Ленинск-Кузнецкого ООО «Сибирское предприятие Росводоканал». Значение нормативов не устанавливалось самовольно, а было обоснованно указанным расчетом. На дату принятия оспариваемого постановления действовали Правила №167, в связи с чем нормативы водоотведения по качеству сточных вод, отводимых в систему канализации г. Л-кузнецкого, были приняты во исполнение указанных Правил и Постановления №1310 о взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
Пояснения свидетеля не противоречат обстоятельствам дела.
Впоследствии, ПравиламиПравилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, предусмотрен перечень абонентов, обязанных осуществлять локальную очистку сточных вод, однако данная обязанность направлена на обеспечение требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а не в целях охраны окружающей среды и водных объектов. Утверждение этих ПравилПравил не отменяет действия пунктов 9пунктов 9, 6161, 6262, 6464, 6565, 6767, 6969 - 7171 Правил N 167, и ПостановленияПостановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), в силу положений которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Указанные Правила введены в действие после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Доводы представителей административного истца в части того, что Совет народных депутатов в данном случае не имел права устанавливать указанные нормативы, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Действующее федеральное законодательство прямо предусматривает установление таких нормативов, о чем указано судом выше. Кроме того, доводы административного истца сводятся к тому, что они в принципе не должны платить за превышение нормативов сброса в сточные воды загрязняющих веществ, что является субъективной позицией, противоречащей требованиям действующего законодательства.
Оспаривая значения нормативов установленных оспариваемым нормативным правовым актом, административный истец указывает, что установленные нормативы в настоящее время являются неактуальными, необоснованными. Полагают, что расчеты нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ основаны на проекте нормативов ПДС МУП «УВКХ» г. Л-Кузнецкого, утвержденного Комитетом природных ресурсов по Кемеровской области от 18.01.2005г. Однако, после утверждения новых ПДС (НДС) НВССВ г. Л-Кузнецкого подлежали пересмотру, в связи с чем, после 18.01.2005г определенные в расчете НВССВ перестали быть актуальными. Также отмечают, что при расчете использовались Методические рекомендации, утв. Приказом Госстроя России № 75, однако, Минюст России отказал в регистрации данного приказа и он не вступил в силу как нормативный правовой акт. Помимо этого, решением ВАС РФ от 27.03.2013г данный приказ признан недействующим по причине его непрохождения регистрации и отсутствия официального опубликования. В этой связи полагают, что расчет выполнен на основании Методических рекомендаций, утв. Приказом Госстроя России № 75, применение которых для определения НВССВ неправомерно.
Суд находит указанные доводы несостоятельными, поскольку в данном случае указанные доводы относятся к вопросам правоприменения. Наличие сведений о том, что расчет произведен на основании нормативного правового акта, который признан недействующим по указанным выше основаниям в 2013г, также не является основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку на момент принятия данного постановления расчет нормативов был разработан и утвержден в установленном законом порядке, следовательно установленные уполномоченным органом нормативы не являются произвольными. Помимо Методических указаний по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утв. Приказом Госстроя России от 06.04.01 № 75, разработчиком применены иные нормативные правовые акты, которые явились основанием для установления конкретных значений концентраций.
Доводы административного истца о занижении показателя Crс.в., применяемого в формуле расчета основано на субъективном мнении и сводятся к вопросам правоприменения.
Утверждения административного истца о том, что установленные нормативы касаются только защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, опровергаются как оспариваемым постановлением, так и материалами дела, приведенными выше.
В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.01.2015г №3 из п. 61 Правил № 167 был исключен абзац 5 «защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации». Изменения вступили в силу с 16.01.2015г и связаны с разделением требований за вред окружающей среде и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Согласно п. 2 Правил № 644 под нормативами водоотведения по составу сточных вод понимаются показатели состава сточных вод абонентов, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения, устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения в соответствии с Правилами № 167. При этом, требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, приведенных в Приложении № 4,5 Правил № 644, основаны на общих регламентах технической эксплуатации системы водоотведения (предотвращение заиливания, зажиривания, закупорки труб, агрессивного влияния на материал труб и колодцев). Установление ингридиентов (химических веществ) в Приложении №5 Правил № 644 по своему значению и наименованию не противоречат Условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, утвержденных оспариваемым постановлением.
Постановлением Правительства РФ от 14.10.2015г №1101 внесены изменения в некоторые акты Правительств РФ в сфере водоотведения, в соответствии с которыми в п.2 предусмотрено: «Рекомендовать организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 1 января 2015г, и до вступления в силу настоящего постановления, применять положения пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», и Постановления Правительства РФ от 31.12.1995г № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что при сбросе загрязняющих веществ абонентами в канализацию сточных вод, они вынуждены нести дополнительные затраты по очистке, а также несут ответственность за экологическую безопасность.
Указанные пояснения не противоречат действующему законодательству, поскольку при осуществлении абонентами сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации сверх установленных нормативов организации водопроводно-коммунального хозяйства во избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждены затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких стоков и платить повышенную плату природоохранным органам за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, а поэтому установление повышенной платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы городской канализации являются обоснованным.
Установленные Советом народных депутатов нормативы (с которыми фактически не согласен административный истец), а также принятые Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, направлены на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, устранения последствий этого воздействия, носят компенсационный характер.
Основным принципам охраны окружающей среды, установленным статьей 3статьей 3 Закона N 7-ФЗ, в том числе принципу обеспечения сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований рассматривать оспариваемое правовое регулирование в качестве произвольного, нарушающего права административного истца и противоречащего законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования АО «СУЭК-Кузбасс» о признании недействующим Постановления Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа № 21 от 06.06.2002г «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов в систему канализации г. Ленинск-Кузнецкого», с учетом изменений, внесенных Решением Совета народных депутатов № 103 от 30.10.2008г, с даты издания, как несоответствующий законодательству Российской Федерации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.03.2020г.