Дело № 3а-12/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2016 года г.Сыктывкар
Верховный Суд Республики Коми, в составе председательствующего судьи Головкова В.Л.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Сыктывкарский фанерный завод» о признании недействующим пункта 57 приказа Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 г. № 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость»,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Сыктывкарский фанерный завод» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 57 приказа Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 г. № 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость». В обоснование своего требования административный истец указал, что административно-бытовой корпус Общества неправомерно включен в перечень объектов, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости. Данное здание не является административно-деловым центром, а относится к группе вспомогательных зданий промышленных предприятий, имеющее функциональное назначение, непосредственно связанное с производственной деятельностью Общества. Данный корпус не является отдельно стоящим зданием, соединен с производственными цехами отапливаемым переходом. На территории предприятия осуществляется контрольно-пропускной режим, вследствие чего допуск в помещения административно-бытового корпуса возможен только при наличии специального пропуска, что исключает свободное передвижение людей, не работающих на заводе. Включение названного здания в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель административного истца ООО «Сыктывкарский фанерный завод» Б.., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, ссылаясь при этом на доводы изложенные в письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития Республики Коми и представитель заинтересованного лица Министерства Республики Коми по имущественным и земельным отношениям Б.М.., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, при этом на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Прокурор Чершкуте Я.В. в своем заключении указала на обоснованность административного иска ООО «Сыктывкарский фанерный завод».
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Чершкуте Я.В, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Министерство экономического развития Республики Коми приказом от 31 декабря 2014 г. № 466 (далее - Приказ N 466) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год (далее - Перечень).
В пункт 57 Перечня включено принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью «Сыктывкарский фанерный завод» на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 11:05:0201004:969 общей площадью 8140,4 кв.м, находящееся по адресу: г.Сыктывкар, Ухтинское шоссе, д.66. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0201004:27 с разрешенным видом использования «для эксплуатации фанерного завода».
Как следует из содержания административного искового заявления ООО «Сыктывкарский фанерный завод», в качестве основания для признания оспариваемых правовых норм противоречащими федеральному законодательству, указывает на несоответствие указанных норм положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данные доводы административного истца являются обоснованными по следующим основаниям.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Статьей 1 Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон № 67-РЗ) на территории Республики введен налог на имущество организаций, а статьей 4(1) Закона № 67-РЗ на основании пункта 2 статьи 372, пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости.
Так, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 26 ноября 2014 года № 398-р «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство экономического развития Республики Коми определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В Республике Коми Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден приказом Министерства экономического развития Республики Коми № 466 и размещен на официальном сайте указанного министерства econom.rkomi.ru.
Таким образом, приказ № 466 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликован в установленном законом порядке.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 г. № 546 утвержден «Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения» (далее по тексту-Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка Агентство Республики Коми по управлению имуществом определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 Порядка мероприятия проводятся путем направления запросов о предоставлении сведений об объектах недвижимого имущества, осмотра объектов недвижимого имущества, сопоставления данных, полученных в результате направления запросов, с данными, полученными в результате проведения осмотра объектов недвижимого имущества, по результатам которого в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и методикой установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (приложение 1 к настоящему Порядку) (далее - Методика) устанавливается вид фактического использования объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктами 8, 9, 10, 11 указанного Порядка должностные лица запрашивают в порядке межведомственного информационного взаимодействия у органов и организаций, в распоряжении которых находятся соответствующие документы (копию технического паспорта на объект недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия; кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия; кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия, и земельного участка, на котором расположен указанный объект недвижимого имущества; копии правоустанавливающего документа на объект недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия); проводят осмотр объекта недвижимого имущества, производят фото- или видеосъемку, фиксирующую фактическое использование объекта недвижимости, а также обмер площадей объекта недвижимого имущества; сопоставляют данные, полученные по результатам исполнения запросов, с данными, полученными в результате осмотра объекта недвижимого имущества, и на основании полученных результатов в соответствии с Методикой производят расчеты в целях установления вида фактического использования объекта недвижимого имущества. Результаты проведения мероприятий и вид фактического использования объекта недвижимого имущества, установленный по результатам проведения мероприятий, фиксируются в акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества.
Результаты проведения мероприятий и вид фактического использования объекта недвижимого имущества, установленный по результатам проведения мероприятий, фиксируются должностными лицами в акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества, который составляется должностными лицами в срок не позднее 7 рабочих дней после даты окончания проведения мероприятий по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
В данном случае из представленных в суд материалов следует вывод о том, что предусмотренные Порядком мероприятия по установлению вида фактического использования административно-бытового корпуса ООО «Сыктывкарский фанерный завод» Агентством Республики Коми по управлению имуществом, не осуществлялось, что, в свою очередь, указывает на нарушение процедуры отнесения вышеуказанного здания к установленному Приказом № 466 Перечню недвижимого имущества.
В этой связи следует указать, что предусмотренные Порядком мероприятия выполнялись после включения здания административно-бытового корпуса в вышеуказанный Перечень. При этом в представленном в суд акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества - административно-бытового корпуса ООО «Сыктывкарский фанерный завод» от 07 августа 2015 года, сформулирован вывод о том, что здание используется для размещения офисов, в целях делового, административного назначения.
В результате повторной проверки составлен акт обследования фактического использования объекта недвижимого имущества – Административно-бытового корпуса ООО «Сыктывкарский фанерный завод» 06 октября 2015 года, из заключения которого следует, что более 20 процентов помещений в здании используется для размещения офисных и административных помещений, а также объектов общественного питания.
Вместе с тем, приведенные в актах обследования выводы также не нашли своего подтверждения.
Так, понятия административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Указанными положениями статьи 378.2 Налогового кодекса РФ одним из критериев отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) является условие его фактическое использование в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, соответственно.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) - для административно-делового центра и не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания - для торгового центра (комплекса).
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях указанной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) может быть одновременно признано административно-деловым центром и торговым центром (комплексом).
Из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером 11:05:0201004:969 расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в соответствии с кадастровым паспортом вид разрешенного использования земельного участка определен для эксплуатации фанерного завода.
Указанное здание представляет собой административно-бытовой корпус общей площадью 8140,4 квадратных метров, в котором располагается административно-управленческий персонал ООО«Сыктывкарский фанерный завод», а также помещения гардеробных, душевых, столовой и буфета. При этом в указанных помещениях выполняет свои трудовые обязанности исключительно персонал предприятия.
Доступ посторонних лиц, которые не относятся к персоналу завода, в помещения административно-бытового корпуса исключен, в связи с установленным на предприятии контрольно-пропускным режимом.
В этой связи доводы административного ответчика о том, что здание административно-бытового корпуса относится к предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ объектам налогообложения, своего подтверждения не нашли, поскольку помещения административного назначения носят вспомогательный характер, направлены на обеспечение деятельности ООО «Сыктывкарский фанерный завод», как единого производственного комплекса, и не отвечают критериям, установленным указанными выше положениями статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
И, напротив, является обоснованным утверждение административного истца о том, что административно-бытовой корпус относится к группе вспомогательных зданий промышленных предприятий, в состав которого входят:
- помещения технического облуживания (автоматизированная система управления технологическим процессом, служба контрольно-измерительных приборов и автоматики вентиляционные камеры, теплоузлы, электрощитовая, серверная, кладовые, архивные помещения);
- помещения административно-технического назначения (кабинеты инженерно-технических работников);
- санитарно-бытовые помещения (гардеробные, душевые, туалеты, комната для курения, комната отдыха);
- помещения общественного питания (столовая и буфет);
- помещения здравоохранения (здравпункт: перевязочная, физиокабинет, процедурная).
Все перечисленные помещения предназначены для осуществления производственного цикла.
В частности, в помещениях технического облуживания размещены объекты технического обслуживания производства и соответствующее оборудование.
Помещения административно-технического назначения также не имеют самостоятельного офисного назначения, поскольку в них расположены рабочие места инженерно-технических работников и руководства завода.
Санитарно-бытовые помещения обеспечивают возможность реализации хозяйственных и социально-бытовых нужд работников в период рабочей смены. Помещения столовой и буфета не сдаются в аренду третьим лицам, соответственно, не используются в коммерческих целях. При этом размещение столовой и буфета обусловлено необходимостью обеспечения питания работников завода, которые вследствие отдаленности предприятия от инфраструктуры города, не имеют иной возможности организовать свое питание в обеденный период, при этом обслуживание посторонних лиц исключено в связи с установленным на заводе внутриобъектовым режимом. Кроме того, столовая и буфет являются структурными подразделениями завода, в которых осуществляют свои трудовых функции персонал завода.
Помещения здравоохранения также выполняют вспомогательные функции для обеспечения бесперебойного производственного процесса, поскольку обеспечивают соблюдение предприятием санитарных норм и правил, при этом необходимость их размещения обусловлена характером деятельности предприятия, являющегося промышленным, в силу чего обязано обеспечивать возможность оказания первой медицинской помощи при получении производственных травм, а также для организации проведения предрейсовых осмотров и выполнения требований статьи 212 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302 н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Данное здание соединено с производственными корпусами ООО «Сыктывкарский фанерный завод» отапливаемым переходом, и с учетом вышеприведенного назначения помещений, расположенных в указанном корпусе, следует признать, что данное здание составляет инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного назначения. При этом административным ответчиком и заинтересованным лицом не представлено каких-либо доказательств того, что спорные помещения имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для обслуживания производства продукции.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что указанный объект недвижимого имущества не отвечает признакам административно-делового центра и торгового центра (комплекса) по смыслу пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 4(1) Закона № 67-РЗ.
Указанное обстоятельство, в свою очередь, свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит вышеприведенному федеральному законодательству.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Из положений статьи 3 Закона № 67-РЗ следует, что налог на имущество организаций уплачивается по истечении налогового периода не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом.
В данном случае, включение спорного здания в Перечень произведено в целях налогообложения на 2015 год. На момент подачи заявления в суд были внесены авансовые платежи по уплате данного налога, то есть, оспариваемый нормативный правовой акт применялся.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2015 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.
Таким образом, заявленное ООО «Сыктывкарский фанерный завод» требование является обоснованным, в связи с чем подлежит признанию недействующим с момента его принятия пункт 57 приказа Министерства экономического развития Республики Коми от 31.12.2014 № 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ООО «Сыктывкарский фанерный завод» удовлетворить.
Признать недействующим пункт 57 «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость", утвержденного приказом Министерства экономического развития Республики Коми от 31.12.2014 № 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2016 года.
Председательствующий судья Головков В.Л.
Копия верна: Головков В.Л.