ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-12/2016 от 07.06.2016 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Дело № № <...>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 июня 2016 года

Суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Токмачевой Н.И.

при секретаре Серебряковой Ю.А.

с участием:

начальника отдела прокуратуры ЕАО Болгова Д.В.;

представителя административного ответчика правительства ЕАО, заинтересованного лица комитета по управлению государственным имуществом ЕАО Смирнова О.В., доверенности от <...>№ <...> и от <...>№ <...>, соответственно;

представителя административного ответчика правительства ЕАО Франишиной Т.А., доверенность от <...>№ <...>;

представителя заинтересованного лица Синягина А.С. - Гузмана В.Э., доверенность серия № <...>№ <...> от <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане

административное дело по административному иску прокурора Еврейской автономной области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании распоряжения правительства Еврейской автономной области от <...>№ <...> «О переводе земельных участков из одной категории в другую» противоречащим федеральному законодательству и недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Распоряжением правительства ЕАО от <...>№ <...> «О переводе земельных участков из одной категории в другую» на основании ходатайства Егорова А.А. и представленных документов в целях добычи общераспространённых полезных ископаемых переведены из категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности)» земельные участки:

в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - дом; участок находится примерно в № <...> м от ориентира по направлению на запад; почтовый адрес ориентира: <...>), площадью <...> кв. м, с кадастровым номером № <...>;

в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - дом; участок находится примерно в <...> м от ориентира по направлению на запад; почтовый адрес ориентира: <...>), площадью <...> кв. м, с кадастровым номером № <...>.

Прокурор ЕАО обратился в суд ЕАО с административным иском к правительству ЕАО о признании названного распоряжения от <...>№ <...> противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

В заявлении указал, что перевод земель в иную категорию влечёт изменение назначения земель как основы жизни и деятельности человека и, как следствие, изменение правового режима их использования. Поэтому оспариваемое распоряжение устанавливает новый порядок, условия и пределы эксплуатации земель в соответствии с целевым назначением, обязательные для неопределённого круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение, следовательно, отвечает признакам нормативного правового акта.

В результате проведённой проверки прокуратурой области выявлено, что распоряжение от <...>№ <...> официально не опубликовано в соответствии с ч. 4 ст. 40 Устава ЕАО в газетах «Биробиджанская звезда», «Биробиджанер штерн», в сетевом издании «Сборник правовых актов ЕАО и иной официальной информации». Нормативный правовой акт опубликован в информационной правовой системе «Кодекс: законодательство».

Кроме того, выявлено нарушение установленного федеральным законодательством порядка принятия распоряжения от <...>№ <...> и порядка перевода земель из одной категории в другую.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подаётся ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Одновременно определено, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Правительством ЕАО принято постановление от 29.10.2012 № 622-пп «О некоторых вопросах, связанных с переводом земель или земельных участков из одной категории в другую».

В силу п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ и п. 11 Приложения № 2 к постановлению правительства ЕАО от 29.10.2012 № 622-пп к ходатайствам о переводе спорных земельных участков приложены проекты рекультивации земель при разработке песчаного карьера.

Но указанные проекты рекультивации земель утверждены Егоровым А.А.<...> в качестве собственника участков с нарушением установленного порядка утверждения.

Анализируя нормы ст.ст. 12, 13, 68, 69 ЗК РФ, ст.ст. 3, 19, 23 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», п.п. 2, 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514, Основных положений рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя, утверждённых приказами от 22.12.1995 Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ № 525 и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству № 67, прокурор считает, что приложенные Егоровым А.А. к ходатайствам проекты рекультивации земель при разработке песчаного карьера должны быть согласованы местными органами Минприроды России и Росреестром.

При отсутствии такого согласования они (проекты рекультивации) не соответствуют по форме требованиям земельного законодательства, следовательно, ходатайства Егорова А.А. о переводе земель не подлежали рассмотрению на основании п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ.

Кроме того, комитетом по управлению государственным имуществом ЕАО (далее - КУГИ ЕАО) не проверены и не изучены обоснования перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую.

Анализируя нормы ст.ст. 3, 4, 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Перечень общераспространённых полезных ископаемых по ЕАО, утверждённый распоряжением Минприроды России и правительством ЕАО от 15.03.2006 № 8-р/32-рп, Порядка добычи общераспространённых полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 14.07.2009 № 229-пп, прокурор считает, что, если собственник спорных земельных участков Егоров А.А. решил добывать общераспространённые полезные ископаемые для личных нужд, то для этого перевод земельных участков из одной категории в другую не требовался, достаточно о начале добычи в течение 15 дней уведомить уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района.

В случае же, если перевод земельных участков из одной категории в другую требовался для иных целей, то КУГИ ЕАО не приняты меры к установлению законности планируемой добычи полезных ископаемых, а именно: имеется ли у Егорова А.А. соответствующая лицензия (разрешение) на пользование участками недр в силу ст.ст. 6, 9, 11, 12, 16 Закона РФ «О недрах».

В связи с тем, что распоряжением правительства ЕАО от <...>№ <...> нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку оно является обязательным и рассчитанным на неоднократное применение, влекущее изменение правового режима использования земель, прокурор в силу ст. 13 ГК РФ, ст.ст. 1, 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании этого нормативного правового акта.

Определениями судьи от <...>, <...> и <...> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Егоров А.А., Синягин А.С., КУГИ ЕАО, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра»).

В судебном заседании прокурор Болгов Д.В. требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика правительства ЕАО и заинтересованного лица КУГИ ЕАО Смирнов О.А. требования не признал, пояснил, что оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, поскольку касается прав и обязанностей только собственника земельных участков. Вместе с тем, оспариваемое распоряжение от <...>№ <...> опубликовано <...> путём размещения в сетевом издании «Сборник правовых актов ЕАО и иной официальной информации» (http://npa79.ru).

Распоряжение принято уполномоченным органов в пределах компетенции, установленной пп. 2 п. 1 ст. 8 ЗК РФ, ч. 1 ст. 29 Устава ЕАО. Правовых оснований для отказа в рассмотрении ходатайств Егорова А.А. от <...> не имелось. Документы, которые необходимы для принятия решения были приложены к ходатайствам и запрошены КУГИ ЕАО самостоятельно. Так, управление культуры правительства ЕАО в своём письме от <...> указало, что ограничения или запрета на перевод спорных земельных участков федеральным законодательством не предусмотрено; управление природных ресурсов правительства ЕАО и Управление Росприроднадзора по ЕАО в письмах от <...> и <...>, соответственно, указали, что проведение экологической экспертизы при переводе спорных земельных участков в другую категорию федеральным законодательством не предусмотрено; документы территориального планирования и документации по планировке территории, на которой расположены спорные земельные участки, отсутствуют; проекты рекультивации земель, утверждённые собственником Егоровым А.А, имелись.

Считает, что довод прокурора о необходимости согласовывать проекты рекультивации земель при разработке песчаного карьера с местными органами Минприроды и Росреестром безоснователен.

Представлять и исследовать документы в подтверждение обоснования перевода земель из одной категории в другую федеральным законодательством не предусмотрено, достаточно указать его в ходатайстве - для добычи общераспространённых полезных ископаемых.

Перечень документов, прилагаемых к ходатайству, исчерпывающий, поэтому указание в иске на необходимость истребования у Егорова А.А. лицензии на пользования недрами, несостоятельно.

Представитель административного ответчика Франишина Т.А. поддержала позицию представителя Смирнова О.В.

Представитель заинтересованного лица Синягина А.С. - Гузман В.Э. возражал против удовлетворения требований, пояснил, что его доверитель купил один из спорных земельных участков именно для добычи общераспространённых полезных ископаемых в целях предпринимательской деятельности.

Заинтересованное лицо Егоров А.А., его представитель и представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в зал судебного заседания не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменных возражениях от <...> заинтересованное лицо Егоров А.А. считает административный иск прокурора необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Указывает, что оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, так как касается только его, как собственника земельных участков или того лица, кому он их продаст, имел однократное применение, выраженное в однократном изменении категории земельных участков, с внесением сведений в государственный кадастр недвижимости.

Полагает, что никакого обоснования перевода земельных участков из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности не требовалось, поскольку п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ предусматривает такой перевод без каких-либо ограничений и проверок. Кроме того, названный Федеральный закон не предусматривает обязательное наличие лицензии на добычу полезных ископаемых при переводе земель из одной категории в другую.

Указывает, что Закон РФ «О недрах» не регулирует вопросы, связанные с изменением категории земель и не обязывает собственника земельного участка, предназначенного для разработки карьера в будущем, получить лицензию на добычу полезных ископаемых в определённые сроки.

Согласование проекта рекультивации земель с органами Минприроды и Росреестра при переводе земель из одной категории в другую действующим законодательством не предусмотрено. Согласование необходимо при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, то есть согласно Закону РФ «О недрах» при обращении за лицензией, за которой может обратиться иное лицо, в ином порядке.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» от <...> в письменных возражениях указал, что учреждение не наделено полномочиями по проведению правовых экспертиз документов, представленных на государственный кадастровый учёт.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга.

Согласно пп. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, названным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со ст. 8 ЗК РФ является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землёй этим пользователем, а определяют назначение земель, как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования.

Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечёт правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределённого круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.

Таким образом, оспариваемое распоряжение от <...>№ <...> хотя и не содержит непосредственно в себе общеобязательных правил поведения, но является условием для применения иных, чем прежде, правовых норм, федеральных законов.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ регламентировано, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, ч. 1 ст. 29 Устава ЕАО, ч. 1 ст. 1, п.п. 6-1, 6-2 ч. 2 ст. 2, ст. 11 Закона ЕАО от 27.06.2012 № 79-ОЗ «О правительстве ЕАО» (в ред. закона ЕАО от 30.03.2016 № 896-ОЗ) правительство области является постоянно действующим исполнительным органом власти области; осуществляет, в том числе перевод земель из одной категории в другую в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством; устанавливает содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую или ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; определяет уполномоченный орган исполнительной власти области по приёму и рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, подготовке проектов распоряжений правительства области о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в переводе.

Пунктами 1, 9.32 Положения о комитет по управлению государственным имуществом ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 22.02.2011 № 72-пп (в ред. постановления от 01.12.2015 № 540-пп), определено, что КУГИ ЕАО является органом исполнительной власти, формируемым правительством ЕАО, обеспечивающим проведение государственной политики, в том числе в сфере земельных отношений на территории ЕАО. Комитет в целях выполнения возложенных на него задач в установленном законодательством порядке принимает и рассматривает ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе земель из одной категории в другую.

Из анализа приведённых норм права в их совокупности следует, что оспариваемое распоряжение правительства ЕАО от <...>№ <...> «О переводе земельных участков из одной категории в другую» отвечает признакам нормативного правового акта, принято уполномоченным органом.

Таким образом, довод представителей Смирнова О.А., Франишиной Т.А. и заинтересованного лица Егорова А.А. о том, что оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, так как принято в отношении земельных участков, находившихся в собственности физического лица Егорова А.А. (в настоящее время участок с кадастровым номером № <...> находится в собственности Синягина А.С.), не состоятелен, основан на неверном толковании норм права.

В период рассмотрения настоящего административного дела в суде ЕАО оспариваемое распоряжение от <...>№ <...> опубликовано <...> путём размещения в сетевом издании «Сборник правовых актов ЕАО и иной официальной информации» (http://npa79.ru), предназначенного в соответствии с ч. 4 ст. 40 Устава ЕАО, принятого Законодательным Собранием ЕАО 08.10.1997 № 40-ОЗ, для официального опубликования нормативных правовых актов области.

В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 названной статьи, в полном объёме.

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу ч. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного названным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ определено, что не допускается перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утверждённым документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Как указано в ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории регулируются градостроительным законодательством.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (п. 2 ст. 1 ГрК РФ).

Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5 ст. 1 ГрК РФ).

Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений (ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Частью 4 ст. 9 ГрК РФ (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, при отсутствии генерального плана поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешённое использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 ГрК РФ).

Согласно п. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утверждённого проекта рекультивации земель.

Таким образом, законом не исключается возможность перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, связанную с добычей полезные ископаемых.

Согласно п. 3 ч. 1 чт. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие ГрК РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой принимается главой местной администрации с учётом результатов публичных слушаний.

Из кадастровых выписок и кадастровых паспортов спорных земельных участков от <...> следует, что они относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешённое использование: для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Согласно письмам управления сельского хозяйства правительства ЕАО и администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО от <...> сведений об отнесении спорных земельных участков к сельскохозяйственным угодьям, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, не имеется.

Вместе с тем, из письма управления сельского хозяйства правительства ЕАО от <...>№ <...>, направленного в КУГИ ЕАО по запросу последнего, следует, что названное управление, учитывая тенденцию к ежегодному увеличению посевных площадей, заинтересованности инвесторов в развитии сельскохозяйственного производства, отказывает Егорову А.А. в переводе двух спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию промышленности для добычи общераспространённых полезных ископаемых.

Согласно письмам администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО от <...> и <...> документы (схема) территориального планирования Биробиджанского муниципального района, генеральный план <...>, правила землепользования и застройки части территории «Птичнинского сельского поселения» Биробиджанского района ЕАО отсутствуют. Лица, участвующие в деле указанное обстоятельство не оспаривали.

Таким образом, с учётом требований ч. 4 ст. 9 ГрК РФ и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, в связи с отсутствием документов территориального планирования <...> перевод земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности недопустим.

Следовательно, распоряжение правительства ЕАО от <...>№ <...> издано в отсутствие документов территориального планирования, то есть с нарушением перечисленных выше норм земельного, градостроительного законодательства, законодательства, регулирующего перевод земель из одной категории в другую, имеющим большую юридическую силу, и подлежит признанию недействующим с момента его принятия.

Довод представителя Смирнова О.А. о том, что препятствий для перевода спорных земельных участков не имелось поскольку документы территориального планирования отсутствовали, несостоятелен, основан на неверном толковании норм права.

Кроме того, в соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подаётся ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Содержание ходатайства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указывается, в том числе обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона в рассмотрении ходатайства о переводе может быть отказано в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма и содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утверждённого проекта рекультивации земель.

Постановлением правительства ЕАО от 29.10.2012 № 622-пп «О некоторых вопросах, связанных с переводом земель или земельных участков из одной категории в другую» (действующего на момент вынесения оспариваемого распоряжения; утратило силу 10.06.2015 в связи с принятием постановления от 08.06.2015 № 250-пп) установлены: содержание ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию согласно приложению № 1; состав документов, прилагаемых к ходатайству согласно приложению № 2; прилагаемая форма ходатайства (п.п. 1, 2, 3).

Абзацем 2 пп. 1 п. 4 указанного постановления правительства ЕАО от 29.10.212 № 622-пп определено, что в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, приём и рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, а также подготовка проектов распоряжений правительства ЕАО о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в переводе осуществляются КУГИ ЕАО.

Согласно п. 11 Приложения № 2 постановления правительства ЕАО от 29.10.212 № 622-пп для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию необходим, в том числе утверждённый в установленном порядке проект рекультивации земель в связи с добычей полезных ископаемых (в случае перевода земельного участка на основании п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).

В силу ст.ст. 19, 23 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации, в том числе относится проект рекультивации земель. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Пунктами 1, 2 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счёт собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утверждёнными проектами рекультивации земель.

Комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами РФ поручено утвердить основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Приказами Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 утверждены и согласованы Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (зарегистрировано в Минюсте 29.07.1996 № 1136).

Пунктами 1, 5, 6 указанного приказа от 22.12.1995 № 525/67 установлено, что Основные положения определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Согласно п. 3 Приложения № 1 к Основным положениям в Перечень материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, включена схема (проект) рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Роскомземом (в настоящее время Росреестр - п. 5.27 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457).

Постановлением Правительства РФ от 11.06.2002 № 514 утверждено Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Абзацем 5 п. 3 и п. 8 указанного Положения от 11.06.2002 № 514 согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется её разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.

Проекты рекультивации нарушенных земель утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.

Из анализа приведённых норм права в их совокупности следует, что к ходатайству о переводе земель их категории земель сельскохозяйственного назначения в категории земель промышленности необходимо приложить проект рекультивации земель, согласованный местными органами Минприроды России и Росреестром и утверждённый собственником.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Спорные земельные участки на день вынесения оспариваемого распоряжения от <...>№ <...> принадлежали на праве собственности Егорову А.А., что следует из свидетельств о государственной регистрации права от <...> серия № <...>№ <...>, серия № <...>№ <...>, Выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...>№ <...>, № <...>.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от <...>№ <...> земельный участок с кадастровым номером 79:04:0512001:267 с <...> по договору купли-продажи перешёл в собственность Синягину А.С., рег. № <...>.

К ходатайствам Егорова А.А. от <...> приложены проекты рекультивации нарушенного земельного участка при разработке песчаного карьера, которые утверждены собственником спорных земельных участков Егоровым А.А., но вместе с тем не согласованы местными органами Минприроды России и Росреестром, то есть не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Таким образом, учитывая, что проекты рекультивации земель спорных земельных участков не соответствовали требованиям земельного законодательства, КУГИ ЕАО должен был отказать Егорову А.А. в рассмотрении его ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, следовательно, оспариваемое распоряжение от <...>№ <...>, противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим со дня принятия.

Довод представителя административного ответчика и заинтересованного лица КУГИ ЕАО Смирнова О.В. о том, что проект рекультивации земель не подлежит согласованию местными органами Минприроды России и Росреестром, несостоятелен, основан на неправильном толковании федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указывается обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Согласно п. 6 Приложения № 1 постановления правительства ЕАО от 29.10.212 № 622-пп ходатайство должно содержать обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель, включающее цель перевода земельного участка в другую категорию и обоснование необходимости использования земельного участка в составе испрашиваемой категории земель, несовместимого с нахождением в составе земель сельскохозяйственного назначения; обоснование отсутствия иных вариантов использования земельных участков из других категорий земель для испрашиваемых целей.

Исходя из анализа указанных норм права, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую указывается в самом ходатайстве о переводе и не требует подтверждения какими-либо документами.

В ходатайствах Егорова А.А. от <...> указано, что перевод спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности необходим в целях добычи общераспространённых полезных ископаемых; в связи с необходимостью обеспечения строительным материалом увеличивающихся объёмов жилищного строительства, и уменьшением стоимости одного квадратного метра застраиваемой площади за счёт снижения транспортных издержек. Иные песчаные земельные участки в радиусе <...> км отсутствуют.

В связи с этим, довод административного истца о том, что КУГИ ЕАО не проверены и не изучены обоснования перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую, а именно: для личных целей или предпринимательской деятельности поданы ходатайства; и, если в целях предпринимательской деятельности - наличие у Егорова А.А. лицензии (разрешения) на пользование участками недр, не имеет юридического значения для разрешения настоящего административного дела.

Руководствуясь ст.ст. 173-177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора ЕАО, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании распоряжения правительства ЕАО от <...>№ <...> «О переводе земельных участков из одной категории в другую» противоречащим федеральному законодательству и недействующим удовлетворить.

Признать распоряжение правительства Еврейской автономной области от <...>№ <...> «О переводе земельных участков из одной категории в другую» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.

Обязать правительство Еврейской автономной области в течение месяца после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нём с изложением его резолютивной части в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» на сайте eao.ru. http//npa79.eao.ru.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья суда ЕАО Н.И. Токмачева

решение в окончательной форме изготовлено <...>