ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-12/2016 от 21.01.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-12/2016

Решение

Именем Российской Федерации

21 января 2016 года г.Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Гришиной С.А.,

при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о ликвидации Тверского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации»,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в Тверской областной суд с требованием ликвидировать Тверское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации» и обязать его учредителей (участников) совершить действия по ликвидации в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленного требования Управление указало, что в результате проведения плановой документарной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в деятельности организации были выявлены нарушения действующего законодательства, в частности, Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон «Об общественных объединениях»), Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Организация осуществляет свою деятельность на основании собственного Устава, в то время как в соответствии с Уставом общероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Устав Ассоциации) региональные отделения организации действуют на основании Устава Ассоциации и руководствуются в работе решениями и рекомендациями вышестоящих органов Ассоциации. Данное противоречие является нарушением пункта 8.3 Устава Ассоциации и абзаца 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которым общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В нарушение пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организацией не были представлены запрашиваемые документы.

В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» символика, эмблема, флаг, вымпел и иные символы и атрибуты Организации, указанные в пункте 1.4 Устава, не имеют своего описания в учредительных документах.

Цель Организации (пункт 2.1 Устава) не соответствует целям, определенным Уставом Ассоциации (пункт 8.3), что является нарушением статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о видах экономической деятельности, которыми вправе заниматься Организация, что является нарушением подп. «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Изложенные в разделе 4 Устава права Организации не соответствуют правам общественного объединения, установленные статьей 27 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Изложенные в разделе 5 Устава обязанности Организации не соответствуют обязанностям общественного объединения, установленные статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Изложенные в пункте 2.4 Устава Организации виды деятельности противоречат пунктам 1,2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в соответствии с которым некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами; некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Конференции, порядок принятия решений по данным вопросам не соответствует требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях». В нарушение пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией не отнесено решение вопросов -определение принципов формирования и использования имущества; реорганизации и ликвидации организации.

Пункт 6.6.2 Устава, в соответствии с которым решения на конференции принимаются простым большинством голосов членов (делегатов) при наличии кворума не соответствует требованиям пункта 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым решение высшего органа управления некоммерческой организации принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

По тому же основанию пункты 6.7, 10.1 и 11.3 Устава не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

К компетенции органов управления Уставом Организации не отнесено решение таких вопросов как утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации, участие в других организациях, что является нарушением пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Положения пункта 4.1 и раздела 6 Устава, касающиеся наличия в структуре Организации местных организаций, противоречат статье 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» в соответствии с которой свои структурные подразделения-организации, отделения имеют только общероссийские и межрегиональные общественные объединения.

Положения пункта 3.2.1 Устава Организации, в соответствии с которым, членами Организации могут быть иностранные граждане, противоречит абз. 2 статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Положения пункта 3.2.1 Устава Организации в соответствии с которым, членами Организации могут быть общественные объединения – юридические лица, некоммерческие (общественные) иностранные или международные объединения – юридические лица, признающие Устав Организации, уплачивающие членские взносы и участвующие в деятельности Организации, цели и задачи которых не должны противоречить целям и задачам Организации, противоречат Федеральному закону «Об общественных объединениях». В соответствии с абз. 2 статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. В соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об общественных объединениях» российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями. Таким образом, членство некоммерческих (общественных) иностранных или международных объединений – юридических лиц в российских общественных объединениях не допускается.

Управлением в адрес Тверского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации» было вынесено письменное представление , которое было получено председателем Правления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку по истечении указанного в представлении срока - ДД.ММ.ГГГГ Организация выявленные нарушения не устранила, распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ее деятельность была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ.

Представление и уведомление о приостановлении деятельности с копией распоряжения направлялись по адресу организации, однако были возвращены в Управление по истечении срока хранения, направленные документы по домашнему адресу Председателя ее Правления получены адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административный истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области и заинтересованное лицо – Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей не направили. Управлением представлено заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.

Административный ответчик - Тверское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации» явку своего представителя в суд не обеспечил. Направленные по указанному в ЕГРЮЛ адресу Организации, а также по домашнему адресу Председателя ее Правления ФИО1 судебные извещения о месте и времени настоящего и предыдущих судебных заседаний возвращены с отметками «истек срок хранения» и «организация не найдена».

Административные ответчики - учредители организации: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще.

От ФИО6 в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, против ликвидации Организации возражений не представлено.

На основании положений статей 150, 152, части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Конференцией Тверского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации» принято решение о создании Организации и утверждении Устава.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение о принятии Организации в состав общероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации».

В состав учредителей Организации вошли физические лица: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Тверской области принято распоряжение об осуществлении государственной регистрации создания организации.

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица при его создании, ОГРН .

Организация осуществляет свою деятельность на основании собственного Устава, принятого в новой редакции ДД.ММ.ГГГГ (далее Устав).

В рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением некоммерческими организациями требований действующего законодательства Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области была проведена плановая документарная проверка Тверского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлены нарушения Организацией действующего законодательства.

Организация осуществляет свою деятельность на основании собственного Устава, в то время как в соответствии с Уставом общероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Устав Ассоциации) региональные отделения организации действуют на основании Устава Ассоциации и руководствуются в работе решениями и рекомендациями вышестоящих органов Ассоциации. Данное противоречие является нарушением пункта 8.3 Устава Ассоциации и абзаца 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которым общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В нарушение пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организацией не были представлены запрашиваемые документы.

В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» символика, эмблема, флаг, вымпел и иные символы и атрибуты Организации, указанные в пункте 1.4 Устава, не имеют своего описания в учредительных документах.

Цель Организации (пункт 2.1 Устава) не соответствует целям, определенным Уставом Ассоциации (пункт 8.3), что является нарушением статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о видах экономической деятельности, которыми вправе заниматься Организация, что является нарушением подп. «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Изложенные в разделе 4 Устава права Организации не соответствуют правам общественного объединения, установленные статьей 27 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Изложенные в разделе 5 Устава обязанности Организации не соответствуют обязанностям общественного объединения, установленные статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Изложенные в пункте 2.4 Устава Организации виды деятельности противоречат пунктам 1,2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в соответствии с которым некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами; некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Конференции, порядок принятия решений по данным вопросам не соответствует требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях». В нарушение пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией не отнесено решение вопросов -определение принципов формирования и использования имущества; реорганизации и ликвидации организации.

Пункт 6.6.2 Устава, в соответствии с которым решения на конференции принимаются простым большинством голосов членов (делегатов) при наличии кворума не соответствует требованиям пункта 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым решение высшего органа управления некоммерческой организации принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

По тому же основанию пункты 6.7, 10.1 и 11.3 Устава не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

К компетенции органов управления Уставом Организации не отнесено решение таких вопросов как утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации, участие в других организациях, что является нарушением пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Положения пункта 4.1 и раздела 6 Устава, касающиеся наличия в структуре Организации местных организаций, противоречат статье 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» в соответствии с которой свои структурные подразделения-организации, отделения имеют только общероссийские и межрегиональные общественные объединения.

Положения пункта 3.2.1 Устава Организации, в соответствии с которым, членами Организации могут быть иностранные граждане, противоречит абз. 2 статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Положения пункта 3.2.1 Устава Организации в соответствии с которым, членами Организации могут быть общественные объединения – юридические лица, некоммерческие (общественные) иностранные или международные объединения – юридические лица, признающие Устав Организации, уплачивающие членские взносы и участвующие в деятельности Организации, цели и задачи которых не должны противоречить целям и задачам Организации, противоречат Федеральному закону «Об общественных объединениях». В соответствии с абз. 2 статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. В соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об общественных объединениях» российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями. Таким образом, членство некоммерческих (общественных) иностранных или международных объединений – юридических лиц в российских общественных объединениях не допускается.

Последующие указания на устранение нарушений, содержащиеся в представлении , носят рекомендательный характер.

Доказательств отсутствия возможности своевременно представить уполномоченному территориальному органу государственной регистрации необходимую документацию и вины в нарушении приведенных выше требований законодательства суду не представлено.

По результатам проверки Управлением на основании пункта 1 статьи 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» в адрес Организации было вынесено письменное представление об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, полученное ее представителем ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку по истечении указанного в представлении срока Организация выявленные нарушения не устранила, распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ее деятельность была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ.

Представление и уведомление о приостановлении деятельности с копией распоряжения направлялись по адресу организации, однако были возвращены в Управление по истечении срока хранения, направленные документы по домашнему адресу Председателя ее Правления получены адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств принятия мер к устранению выявленных нарушений либо наличия препятствующих тому объективных обстоятельств суду не представлено, несмотря на то, что такие доказательства суд предлагал Организации представить в определении от 25 ноября 2015 года о подготовке дела к судебному разбирательству.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, а также неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения являются основаниями ликвидации общественного объединения.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что организацией допущены неоднократные и грубые нарушения федерального законодательства, в связи с чем имеются основания для ее ликвидации. Данная мера реагирования допущенным организацией нарушениям соразмерна.

В соответствии с частью 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно части 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

Уставом организации орган, уполномоченный на ликвидацию, не определен.

При таких обстоятельствах обязанность по осуществлению ликвидации Организации должна быть возложена на ее учредителей.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области удовлетворить.

Ликвидировать Тверское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации».

Возложить на учредителей (участников) Тверского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации» - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обязанность провести мероприятия по его ликвидации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Гришина

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2016 года

Председательствующий С.А. Гришина