ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-12/2016 от 29.07.2016 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-12/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский «29» июля 2016 года

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Горна В.Ф.,

при секретаре Черновой К.С.,

с участием Коноваловой Е.В., представителя Губернатора Камчатского края Барановой М.В., представителя Правительства Камчатского края и Министерства социального развития и труда Камчатского края Титовой И.А., старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Соловьевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по административному исковому заявлению Коноваловой Е.В. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае»,

У С Т А Н О В И Л:

Правительством Камчатского края 18 декабря 2012 года издано постановление № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», которое опубликовано в печатном издании «Официальные ведомости» от 27 декабря 2012 года № 488-491.

Коновалова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 5 части 1 приложения 2 и пункта 3 части 1 приложения 3 указанного постановления, ссылаясь на их несоответствие ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В обоснование своих требований указала, что названный нормативный правовой акт устанавливает порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе, проживающим на территории Камчатского края инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также ежегодной денежной компенсации части платы за твердое топливо и транспортные услуги для его доставки. Размер денежной компенсации Правительством Камчатского края определен с учетом количества членов семьи в процентном отношении к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Считает, что такой порядок определения размера денежной компенсации противоречит Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в силу положений которого средства на реализацию мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов РФ, реализуя переданные полномочия по предоставлению установленных федеральным законодателем мер государственной поддержки, определяют нормативным правовым актом лишь форму их предоставления.

Исчисление денежной компенсации в процентном отношении к региональному стандарту нарушает ее права, как получателя мер социальной поддержки для семей, имеющих детей-инвалидов, поскольку федеральным законодателем размер такой компенсации предусмотрен в большем размере.

В отзыве представитель Губернатора Камчатского края Баранова М.В. выразила несогласие с требованиями административного истца. Полагала, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят в рамках предоставленных Правительству Камчатского края полномочий, федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Указала, что оказание государственных услуг по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 27 марта 2013 года № 164-п, положения которого предусматривают возможность перерасчета размера ежемесячной и ежегодной денежной компенсации, в случае его несоответствия мерам социальной поддержки, установленным законодательством РФ.

В судебном заседании Коновалова Е.В. заявленные требования поддержала.

Представитель Губернатора Камчатского края Баранова М.В. против удовлетворения искового заявления возражала по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель Правительства Камчатского края и Министерства социального развития и труда Камчатского края Титова И.А. выразила несогласие с иском, полагая, что региональное правовое регулирование прав инвалидов не нарушает, поскольку денежная компенсация исчисляется в процентном отношении к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг независимо от фактически понесенных гражданином расходов, связанных с наймом жилого помещения и оплатой коммунальных услуг. Указала, что с учетом состава семьи административного истца и занимаемой жилой площади размер денежной компенсации, исчисляемой в порядке, установленном Правительством Камчатского края, выше того, который предусмотрен федеральным законодательством. В случае несоответствия размера денежной компенсации фактическому объему мер социальной поддержки, установленному на федеральном уровне, возможен перерасчет, который производится по заявлению гражданина в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Выслушав и дав оценку объяснениям сторон, исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора Соловьевой О.И., нашедшей обоснованными требования административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Региональный нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются административным истцом, регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, в том числе, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

Социальные гарантии для названной категории граждан на уровне Российской Федерации установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 3 которого установлено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 5 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации, принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Правительство Камчатского края в соответствии с положениями ст. 18 Устава Камчатского края является высшим исполнительным органом государственной власти Камчатского края, возглавляемым Губернатором Камчатского края.

Правительство в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края издает постановления и распоряжения.

Следовательно, Правительство Камчатского края вправе осуществлять правовое регулирование отношений в области социального обеспечения инвалидов в пределах полномочий, которые установлены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Камчатского края.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Согласно преамбуле предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания ст. 28.2 названного Федерального закона следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, административный истец обосновано приводит доводы о том, что субъект Российской Федерации, осуществляя собственное правовое регулирование в области предоставления инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, уполномочен лишь определить форму предоставления таких мер социальной поддержки. Приведенное правовое регулирование исключает возможность устанавливать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации иные, отличные от предусмотренных федеральным законодательством, условия предоставления социальных гарантий, средства на реализацию которых являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Коновалова Е.В., являясь матерью ребенка-инвалида и получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, просит признать недействующим пункт 5 части 1 приложения 2 и пункт 3 части 1 приложения 3 указанного постановления Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае».

Региональный нормативный правовой акт в оспариваемой части устанавливает, что ежемесячная денежная компенсация части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в зависимости от количества членов семьи выплачивается в размере от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости жилищных услуг и (или) от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг (подпункты «а-д» пункта 5 части 1 приложения 2).

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, ежегодная денежная компенсации части платы за твердое топливо (дрова и/или уголь), включая транспортные услуги для его доставки, в зависимости от количества членов семьи выплачивается в размере от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости твердого топлива (дрова и/или уголь), и от 35 до 65 процентов стоимости транспортных услуг для его доставки (подпункты «а-д» пункта 3 части 1 приложения 3).

По своей сути оспариваемые административным истцом правовые нормы устанавливают иной порядок компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер которой определяется не исходя из фактически понесенных инвалидом или семьей, имеющей ребенка-инвалида, расходов, а в процентном отношении к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем возможность подобного правового регулирования находится вне пределов усмотрения Правительства Камчатского края, поскольку в силу части 6 ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации должна быть определена форма предоставления указанных мер социальной поддержки, что является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.

Ссылки представителя Правительства Камчатского края на то, что установленный на региональном уровне порядок исчисления ежемесячной денежной компенсации ставит административного истца в лучшее положение по сравнению с порядком, установленным на федеральном уровне, о необоснованности исковых требований не свидетельствует.

В судебном заседании установлено, что семья Коноваловой Е.В., состоящая из четырех человек, проживает в квартире общей площадью 39,8 кв. метров. Их обеспеченность жилым помещением существенно ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма для Петропавловск-Камчатского городского округа (решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 февраля 2012 года № 486-нд). Соответственно расходы на жилищно-коммунальные услуги в расчете на одного человека являются невысокими. В случае расширения жилой площади, намерение о чем высказывает административный истец, расходы, связанные с наймом жилого помещения и оплатой коммунальных услуг, возрастут и не смогут быть компенсированы в тех пределах, которые установлены ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для суда очевидно, что установленный региональным нормативным правовым актом порядок предоставления мер социальной поддержки ставит в неравное положение лиц, обеспеченных жилыми помещениями разной площади, в то время как на федеральном уровне инвалидам гарантирована скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива независимо от занимаемой жилой площади и состава семьи.

Не опровергает обоснованность требований административного истца и утверждение представителя Правительства Камчатского края о возможности перерасчета размера ежемесячной и ежегодной денежной компенсации, в случае его несоответствия мерам социальной поддержки, установленным законодательством Российской Федерации.

В обоснование своего довода представитель ответчика ссылается на положения Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (утвержден приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 27 марта 2013 года № 164-п). В силу пункта 2.4.8.2 названного Административного регламента перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации и ежегодной денежной компенсации по причине несоответствия размера ежемесячной денежной компенсации и ежегодной денежной компенсации и фактического размера мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется по обращению заявителя на основании документов, подтверждающих размер начисленной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе по плате за электроснабжение, за приобретение твердого топлива (дрова и/или уголь) и транспортные услуги для его доставки (для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления), за 12 месяцев соответствующего финансового года, за который осуществляется перерасчет, при отсутствии у заявителя задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги за два и более месяца или при заключении и (или) выполнении заявителями соглашения о погашении указанной задолженности на дату обращения.

Из этого следует, что перерасчет денежной компенсации возможен при определенных условиях, то есть в случае соответствующего обращения гражданина, предоставления им документов, подтверждающих размер начисленной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги за 12 месяцев финансового года, отсутствия у заявителя задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги за два и более месяца. В то же время на федеральном уровне основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, является только справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, что следует из пункта 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901).

При этом публично-правовая обязанность органов государственной власти состоит в том, чтобы производить обеспечение мерами социальной поддержки граждан в таком порядке, который не требует возложения на них дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством обязанностей. В особенности это касается лиц, не имеющих полной трудоспособности и высоких социальных возможностей, для которых возложение дополнительных обязанностей по сбору документов, обращению в уполномоченные органы может служить препятствием в получении гарантированных государством мер социальной поддержки.

Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что пункт 5 части 1 приложения 2 и пункт 3 части 1 приложения 3 к постановлению Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 565-П применялись в процессе предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, как принятые с нарушением полномочий органа государственной власти и несоответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов, а также органы государственной власти, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина со сторон взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Коноваловой Е.В. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5 части 1 приложения 2 и пункт 3 части 1 приложения 3 к постановлению Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае».

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в печатном издании «Официальные ведомости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 2 августа 2016 года.

Судья В.Ф.Горн