Дело №3а-12/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 15 февраля 2018 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,
при секретаре Епифанцевой Н.В.,
с участием прокурора Кичаевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Газпром теплоэнерго» о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» от 17.04.2013 №8 «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода в новой редакции» и Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода,
установил:
17 апреля 2013 года совет депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» принял решение №8, пунктом 1 которого утвердил условия приема загрязняющих веществ в сточных водах отводимых абонентами, в систему хозбытовой канализации города Ивангорода в новой редакции согласно приложению (далее-решение совета депутатов от 17.04.2013 №8).
Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода в новой редакции(далее-Условия) состоят из шести пунктов и трех таблиц, а именно:
-пункт (или раздел)1. «Общая часть» включает пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8.
В пункте 1.1 Условий отражено, что настоящие Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г.Ивангорода Ленинградской области(далее-Условия) устанавливают нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов с учетом сточных вод субабонентов (в дальнейшем, сточных вод), принимаемых в централизованную систему канализации г.Ивангорода (в дальнейшем, система канализации), эксплуатируемую обществом с ограниченной ответственностью «Ивангородский водоканал» (в дальнейшем, организация ВКХ).
Настоящие Условия устанавливают технически и экологически обоснованные нормативы по качеству сточных вод, принимаемых в системы канализации, исходя из необходимости предупреждения загрязнения окружающей природной среды и обеспечения безаварийной работы сетей и сооружений систем канализации(пункт 1.2 Условия).
В пункте 1.3 Условий указано, что настоящие Условия определены исходя из нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ на выпуске системы канализации в водные объекты, утвержденных Управлением Росприроднадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с учетом проектной и нормативной эффективности очистки (задержания загрязняющих веществ на очистных сооружениях, допустимых концентраций загрязняющих веществ для канализационных сетей и биологической очистки в целях предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, оборудования, а также нарушения технологического режима очистки).
Обязательность настоящих Условий для всех абонентов, которые отводят сточные воды в систему канализации г.Ивангорода, предусмотрена пунктом 1.4 Условий.
Пунктом 1.6 Условий определено, что настоящие условия, определяющие нормативы по качеству сточных вод абонента содержат: общие свойства сточных вод, принимаемых в систему канализации города Ивангорода; нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации.
В пункте 1.7 Условий содержится определения понятия «несогласованный сброс».
Пунктом 1.8 Условий предписано, что в случае изменения Управлением Росприроднадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области НДС на выпуске системы канализации в водный объект (реку Нарва) настоящие Условия подлежат корректировке в течение трех месяцев с момента утверждения НДС.
-Пункт (или раздел) 2 Условий «Общие свойства сточных вод абонентов» состоит из пункта 2.1, в котором приведены показатели, которым должны соответствовать сточные воды абонентов по рН, t С, кратности разбавления при которой исчезает окраска стоков в столбике(относительно ХПК, БПК);
-Пункт (или раздел) 3 «Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации Ивангорода» состоит из одного пункта 3.1, в котором определено, что приему в системы коммунальной канализации подлежат сточные воды абонента, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает допустимых концентраций, указанных в таблице №1 и названной таблицы, поименованной как «нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации Ивангорода».
В данной таблице №1 содержатся допустимые концентрации в отношении следующих 18 загрязняющих веществ, а именно в отношении: взвешенных веществ; БПК полн; ХПК; сухого остатка; нефтепродуктов; азота аммонийного; азота нитритного; азота нитратного; азота общего; фосфатов (по Р); фосфора общего; сульфатов; хлоридов; АПАВ; железа общего; фенолов; марганца; меди;
-Пункт (или раздел) 4 состоит из пунктов 4.1-4.12 и включает перечень веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации города Ивангорода.
-Пункт (или раздел) 5 назван как «Порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации Ивангорода» и содержит пункты 5.1- 5.4.
В частности, в пункте 5.1 Условий отражено, что настоящий порядок регулирует условия взимания платы за фактический прием загрязняющих веществ в составе сточных вод и включает: плату за прием загрязняющих веществ в составе сточных вод, соответствующих установленным нормативам (таблица №1) плата не взимается; плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Пункт 5.2 Условий содержит формулу, при помощи которой рассчитывается плата при сбросе в систему канализации сточных вод с загрязняющими веществами, влияющими на работу сетей и сооружений (БПК, взвешенные вещества, жиры, сульфиды и т.д.) в концентрациях, превышающих установленные нормативы или нормативные показатели общих свойств сточных вод.
Пунктом 5.3 Условий предусмотрено, что плата за сброс загрязняющих веществ запрещенных и (или) не согласованных к сбросу, за фактически установленный залповый сброс по любому из видов загрязняющих веществ, за сброс загрязняющих веществ превышающих по своим показателям допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод умноженного на объем фактически сброшенных сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
В пункте 5.4 Условий приведена формула, согласно которой рассчитывается плата при сбросе абонентом в систему коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые концентрации.
-Пункт (раздел) 6 Условий «Нормативы платы за прием в систему канализации города Ивангорода загрязняющих веществ, не влияющих на режим работы очистных сооружений» включает две таблицы:
- таблицу №2 «Нормативы платы за прием в систему канализации», в которой приведены нормативы платы в руб. за прием 1 т. следующих загрязняющих веществ: взвешенные вещества, БПК полн., ХПК, сухой остаток, нефтепродукты, аммноний-ион (NH4 2), фосфаты (по Р). сульфаты, хлориды, АПАВ, железо общее, фенолы, марганец, медь;
- таблица №3 «Расчет допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации Ивангорода», которая содержит: предельно допустимую концентрацию (ДК) загрязняющих веществ (ЗВ) на выпуске очистных сооружений в реку разрешенных Росприроднадзором в мг/д; предельный процент очистки загрязняющих веществ в сточных водах на очистных сооружениях г.Ивангорода; форму расчета допустимой концентрации загрязняющих принимаемых от абонентов г.Ивангорода в сети хоз.бытовой канализации, мг/л; предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах принимаемых от абонентов г.Ивангорода в сети хоз.бытовой канализации, мг/л в отношении следующих веществ: взвешенные вещества; БПК полн.; ХПК; сухой остаток; нефтепродукты; азот аммонийный; азот нитритный; азот нитратный; азот общий; фосфор фосфатов; сульфаты; хлориды; АПАВ; железо общее; фенолы; марганец; медь.
Решение совета депутатов «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» от 17.04.2013 №8(с приложением) опубликовано путем размещения на официальном сайте МО «Город Ивангород» и является действующим.
Акционерное общество (АО) «Газпром теплоэнерго» обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит признать полностью недействующим решение совета депутатов «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» от 17.04.2013 №8 «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангород в новой редакции» и Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангород(приложение к решению) с даты принятия.
По мнению административного истца, оспариваемое решение принято с превышением полномочий, так как в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», п.п.2, 2.1 постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области» соответствующие полномочия предоставлены главам муниципальных образований. При этом, содержание п.5.3 Условий (плата за сброс загрязняющих веществ) не соответствует п.20 приложения 1 к постановлению правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326 в части случаев его применения. По существу, п.п.5.3 и 5.4 Условий устанавливают различные меры ответственности за одно и тоже нарушение-за сброс загрязняющих веществ, превышающих по своим показателям допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Коэффициенты, содержащиеся в формуле, приведенной в п.5.4 Условий не могут применяться (с 23.09.2016) в связи с отменой Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»(далее-Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344).
Пункт 5.4, а также пункт 6 и таблица 2 (в части размера ставок за сбросы) Условий не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее-Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 №913), которым предусмотрены иные ставки платы и новый коэффициент.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации Ивангорода, содержащиеся в таблице №1 Условий, не соответствуют нормативам загрязняющих веществ, указанных в таблице №3 Условий, что вызывает правовую неопределенность относительно допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации Ивангорода.
Так как истек срок действия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выданное Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу от 28.02.2011, то оспариваемые Условия (утвержденные на основании названного разрешения) не могут быть признаны соответствующими п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167.
Не соответствует названной федеральной норме оспариваемые Условия и потому, что при расчете для целей установления «предельного процента очистки загрязняющих веществ в сточных водах на очистных сооружениях г.Ивангорода» (графа №4 таблицы 3 Условий) использованы показатели ниже, чем проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях(по азоту общему, ХПК, нефтепродуктам, фосфору фосфатному, фосфору общему).
Требования, предъявляемые в Условиях к сточным водам жестче, чем требования к питьевой воде согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Оспариваемые Условия применяются в отношении административного истца в случае превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах; в частности, решением арбитражного суда от 24.11.2017 с административного истца взыскана задолженность в связи с невнесением платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций на основании п.5.3 Условий.
В судебном заседании представитель административного истца АО «Газпром теплоэнерго» ФИО1 доводы административного иска поддержала.
В возражениях относительно административного иска представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» -глава названного муниципального образования ФИО2 просит в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры; по существу, данным актом внесены изменения в ранее действующее решение совета депутатов муниципального образования от 27.11.2012 №68, которым утверждены соответствующие Условия (из-за допущенных технических ошибок). Независимо от формулировки п.5.3 Условий пятикратный тариф взыскивается только при реальном и фактическом сбросе. В связи с отменой Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344(с 23.09.2016) оспариваемый нормативный правовой акт надлежит привести в соответствии с действующим законодательством. Ссылка на нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 является необоснованной, так как не регулирует спорные правоотношения. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 №913 также не является правовым основанием для признания нормативного правового акта недействующим с момента его принятия и в полном объеме. Равно как техническая ошибка в отдельных строках таблиц №№1,3 не является основанием для признания недействующим нормативного правового акта. Нормативы, установленные СанПиН, не регулируют правоотношения, возникающие при применении Условий. В связи с истечением срока действия разрешения № в Условия надлежит внести изменения.
В судебном заседании представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» ФИО3 доводы, изложенные в возражении, поддержала.
В письменном возражении относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица ООО «Ивангородский водоканал» ФИО4 в удовлетворении административного иска просил отказать, отметив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках полномочий, предусмотренных ч.1 ст.55 Федерального закона от 10.01.2001 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», уставом муниципального образования; доводы административного иска относительно применения формул, содержащихся в постановлении правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326 противоречивы. Пункты Условий фактически дублируют нормы постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326. Исходя из норм регионального акта, а также с учетом вступившего в законную силу решения арбитражного суда (выводы которого в силу ст.64 КАС РФ являются обязательными) применению подлежит формула, указанная в п.5.3 Условий (а не иная формула), следовательно, права административного истца не нарушены. Отмена Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 с 23.09.2016 не является основанием для признания недействующими оспариваемых актов с момента их принятия. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 регулирует иные правоотношения; оспариваемые Условия соответствуют п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167. Нормативы платы, содержащиеся в таблице №2 Условий, в отношении административного истца не применяются. Допущенная техническая ошибка в строках №№10-13 таблицы №1 Условий не является основанием для признания недействующей всей таблицы; фактически применялись показатели, содержащиеся в таблице №3 Условий, что не нарушило права административного истца. Истечение срока действия разрешения, выданного Управлением Росприроднадзора, не означает прекращение действия Условий, что в частности следует из п.1.8 названных Условий. При этом надлежит учесть разъяснения, содержащиеся в письме Минстроя РФ от 09.10.2017 о недопустимости отмены без принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод. Применение для расчета ПДК показателей, содержащихся в новом разрешении Управления Росприроднадзора, не привело бы к начислению административному истцу меньшего размера платы. При подготовке проекта Условий (таблица №3) были взяты показатели из приложения №1 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 06.04.2001 №75, а также применялась «Методика технологического контроля работы очистных сооружений городской канализации».
В судебном заседании представители заинтересованного лица ООО «Ивангородский водоканал» ФИО4 и ФИО5 возражали против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав на то, что не ясно, какие права административного истца нарушены и сославшись на неверное толкование норм права.
В заключении прокурор Кичаева О.А. считала, что оспариваемые решение совета депутатов от 17.04.2013 №8 и Условия подлежат признанию недействующими в части, так как истек срок действия разрешения, выданного Департаментом Росприроднадзора, на основании которого были утверждены Условия, а также ряд его норм противоречат действующему федеральному законодательству и постановлению правительства Ленинградской области от 30.12.2004 № 326.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.«д» ч. 1 ст.72 Конституции РФ охрана окружающей природной среды находится в совместной ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
При этом, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городским поселениям не предоставлены какие-либо полномочия в области защиты окружающей среды.
Статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в которой однако отсутствует указание о полномочиях органов местного самоуправление на утверждение нормативов водоотведения(сброса) по составу сточных вод.
В тоже время, согласно п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167(далее-Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
-соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
-обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
-техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»(далее-Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 №1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются-абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия», от 31.12.1995 №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» и от 12.02.1999 №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» правительством Ленинградской области принято постановление от 30.12.2004 №326 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области»(далее-постановление правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326).
Постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326 утверждены, в том числе порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (п.1.1, приложение 1), рекомендуемые условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области (п.1.3, приложение 3).
Пунктом 3 постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326 главам муниципальных образований Ленинградской области рекомендовано утвердить условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, в соответствии с приложением 3.
В пункте 85 части 2 статьи 47 Устава муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» определено, что совет депутатов данного муниципального образования вправе осуществлять также иные полномочия, отнесенные к ведению совета депутатов федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Ленинградской области, настоящим Уставом, а также решениями Совета депутатов.
Порядок организации и деятельности совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» установлен регламентом, утвержденным решением совета депутатов данного муниципального образования от 21.04.2011 №40(далее-регламент совета депутатов).
В частности, из ст.ст.56,57 регламента совета депутатов следует, что проекты решений рассматриваются постоянными комиссиями; рассмотрение проектов решений, носящих нормативный правовой характер, может осуществляться как в одном, так и в двух чтениях; решение принимается большинством голосов (при том что совет депутатов правомочен проводить голосование, если на заседании присутствуют не менее половины от числа избранных депутатов).
28 февраля 2011 года Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу выдано ООО «Ивангородский водоканал» разрешение № на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, в соответствии с которым разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в период с 28.02.2011 по 30.09.2015. Данное разрешение содержало перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку Нарва.
Решением совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» от 27.11.2012 №68 были утверждены Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода (решение от 27.11.2012 №68).
25 ноября 2012 года, 09 января 2013 года 16 апреля 2013 года ООО «Ивангородский водоканал» обращался в совет депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» с заявлениями, в которых просил внести изменения в решение от 27.11.2012 №68 в связи с наличием технических ошибок.
На заседании совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» 17 апреля 2013 года присутствовало 13 депутатов (из 16 депутатов). За принятие решения о внесении изменений в решение совета депутатов МО «Город Ивангород от 27.11.2012 №68 «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода» проголосовало 9 депутатов, 1 воздержался. Решение было принято.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО10 показала, что на момент принятия оспариваемых актов не работала, однако ей известно, что данные в графах 2 и 3 таблицы №3 Условий были взяты из разрешения Департамента Росприроднадзора, в графе 4 таблицы №3 Условий указан фактический процент очистки. Расчет производился с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 06.04.2001 №75 и Методики технологического контроля работы очистных сооружений городской канализации, 3 издание, издательство Стройиздат, 1977; формула расчета взята со стр.150 названной Методики(на странице допущена ошибка в формуле). При оценке эффективности очистки сооружений были учтены те данные, которые имеются, в соответствии с техническими возможностями, с учетом того, когда очистные сооружения были сданы в эксплуатацию. Иной методики расчета не существует.
Из материалов дела следует, что оспариваемые Условия применялись в отношении административного истца. Так, решением арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2017 с АО «Газпром теплоэнерго» в пользу ООО «Ивангородский водоканал» взыскана задолженность в сумме <данные изъяты> руб.(плата за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимой концентрации, рассчитанная на основании п.5.3 Условий); решение арбитражного суда вступило в законную силу.
Учитывая положения п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326, ст.47 Устава муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» суд считает, что оспариваемое решение совета депутатов от 17.04.2013 №8 и утвержденные им Условия (как нормативный правовой акт, которым по существу были внесены изменения в ранее действующий нормативный правовой акт) принят уполномоченным органом (в целом) по предусмотренной регламентом совета депутатов процедуре.
При этом, сравнительный правовой анализ положений оспариваемых муниципальных правовых актов и постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326 свидетельствует о том, что в Условия также включены нормы, содержащие перечень веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации города Ивангорода (пункт 4(п.п.4.1-4.12)) и порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации Ивангорода(п.5(п.п.5.1-5.4).
Между тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.1995 №1310 нормативное регулирование в указанной части отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Оценивая содержание пунктов 4(пункты 4.1-4.12) и 5 (пункты 5.1-5.4) суд принимает во внимание разъяснение, содержащееся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» о том, что разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Сопоставительный анализ содержания пункта 4 (п.п.4.1-4.12) Условий и раздела 4 Рекомендуемых условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденных постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326(далее-Рекомендуемые условия) показывает, что пункт 4 (пункты 4.1-4.12) не воспроизводит положения раздела 4 указанного регионального акта.
Так, вещества, указанные в пунктах 4.2, 4.3, 4.4 Условий в качестве запрещенных к сбросу в системы канализации отсутствуют в перечне веществ, запрещенных к сбросу, содержащемся в разделе 4 Рекомендуемых условий; пункт 4.11 Условий не тождественен по своему содержанию абзацу девятому раздела 4 Рекомендуемых условий.
Равно как сравнительный анализ положений пунктов 5.1,5.2,5.3.5.4 Условий и норм Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденных постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326(далее-Порядок взимания платы) свидетельствует о том, что указанные пункты Условий не воспроизводят нормы названного регионального акта.
Так, в п.5.1 Условий в отличие от п.3 Порядка взимания платы содержит указание о том, что порядок включает плату за прием загрязняющих веществ в составе сточных вод, соответствующих установленным нормативам (таблица №1) – с оговоркой о том, что плата не взимается.
Пункт 5.2 Условий в отличие от пункта 18.3 Порядка взимания платы содержит иное основание для расчета платы за сброс в систему коммунальной канализации с загрязняющими веществами в концентрациях, превышающих установленные нормативы, а именно: вместо основания: «для которых не введены нормативы платы» указано: «при сбросе в систему канализации сточных вод с загрязняющими веществами, влияющими на работу сетей и сооружений». Не соответствует и примерный перечень данных веществ, содержащийся в п.5.2 Условий (БПК, взвешенные вещества, жиры, сульфиды и т.д.) перечню, содержащемуся в п.18.3 Порядка взимания платы- (жиры, сульфиды, ХПК и др.).
Пункт 5.3 Условий предусматривает в том числе, плату за сброс загрязняющих веществ превышающих по своим показателям допустимые концентрации загрязняющих веществ в размере исходя из пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод умноженного на объем фактически сброшенных сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Между тем, возможность взыскания платы в таком размере за сброс загрязняющих веществ, превышающих по своим показателям допустимые концентрации загрязняющих веществ в пункте 20 Порядка взимания платы не предусмотрена.
Кроме этого, сравнительный анализ содержания пунктов 5.3 и 5.4 показывает, что как в пункте 5.3, так и в пункте 5.4 содержатся различные расчеты размера платы за сброс абонентом в систему коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые концентрации, что свидетельствует о наличии правовой неопределенности, и как следствие о неоднозначном толковании и о возможности взыскания платы за сброс загрязняющих веществ превышающих по своим показателям допустимые концентрации загрязняющих веществ в двойном размере: рассчитанной на основании п.5.3 и п.5.4 Условий.
Также, в формуле расчета платы при сбросе загрязняющих веществ превышающих по своим показателям допустимые концентрации загрязняющих веществ, приведенной в п.5.4 Условий в отличии от формулы расчета данной платы, содержащейся в п.18.1 Порядка взимания платы введен дополнительный показатель: «Дол».
Судом установлено, что нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации Ивангорода или предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов г.Ивангорода в сети хозбытовой канализации(таблицы №№1, 3, пункт 3.1) исчислены исходя из предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в разрешении Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 28.02.2011 №, срок действия которого истек 30.09.2015.
Несмотря на то, что 24.03.2016 Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу выдано ООО «Ивангородский водоканал» новое разрешение № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, содержащее перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку Нарва со сроком действия 24.03.2016-21.10.2020, в соответствии с данным разрешением расчет нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации Ивангорода или предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов г.Ивангорода в сети хозбытовой канализации, не произведен, соответствующие изменения в таблицы №№1, 3 не внесены.
При этом не учтено, что согласно пункту 1.8 Условий в случае изменения Управлением Росприроднадзора соответствующих нормативов Условия подлежат корректировке в течение трех месяцев со дня утверждения указанных нормативов.
Таким образом, таблицы №№1, 3 не соответствуют нормативам, содержащимся в действующем разрешении Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 24.03.2016 №.
Кроме этого, сравнительный анализ содержания таблиц №№1, 3 свидетельствует о том, что нормативы допустимых концентраций фосфатов (по Р), фосфора общего, сульфатов, хлоридов указанные в таблице №1(пункты 10, 11, 12, 13) не соответствуют этим же нормативам в отношении названных веществ, содержащимся в графе 6 таблицы №3(пункты 10-13), что создает правовую неопределенность относительно того, какой норматив (указанный в таблице №1 или в таблице №3) относительно перечисленных веществ подлежит применению.
Из приведенных федеральных нормативных правовых актов и регионального акта следует, что органам местного самоуправления не предоставлено право по установлению нормативов платы за прием в систему канализации загрязняющих веществ (не влияющих на режим работы очистных сооружений).
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в таблице №2 Условий содержатся нормативы, которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».
Однако, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 №913 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 признано утратившим силу.
При этом, сравнительный анализ данных федеральных актов свидетельствует о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 №913(в отличии от Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344) нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения, не содержит.
Также, на федеральном уровне отсутствует какой-либо иной акт, устанавливающий нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения.
Таким образом, пункт 6 и таблица №2 Условий на момент рассмотрения дела судом не соответствуют приведенным федеральным и региональном нормам, так как в указанной части Условия приняты административным ответчиком с превышением полномочий.
С учетом изложенного, как противоречащие действующему федеральному законодательству и названному региональному акту, и нарушающие права административного истца подлежат признанию недействующими пункты 3.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.11, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6, таблицы №№1, 2, 3 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» от 17.04.2013 №8, и пункт 1 решения совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» от 17.04.2013 №8 «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода в новой редакции» в части утверждения пунктов 3.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.11,5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6, таблицы №№1, 2, 3 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода.
В соответствии с п.1 ч.4 ст.215 КАС РФ и с учетом того обстоятельства, что оспариваемые муниципальные нормативные правовые акты применялось, то суд считает, что пункты 3.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.11, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6, таблицы №№1, 2, 3 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода и пункт 1 решения совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» от 17.04.2013 №8, подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Иные доводы административного истца не являются правовыми основаниями для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими.
Утверждение оспариваемых Условий решением совета депутатов (а не главой муниципального образования) соответствует п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации и не противоречит постановлению правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326, в котором в п.2 содержится только рекомендация главам муниципальных образований об утверждении муниципальных нормативных правовых актов, в том числе и Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов.
Довод административного истца о недопустимости применения коэффициентов Кэв и Кэп, содержащихся в формуле в п.5.4 Условий, в связи с отменой Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 и отсутствия в названной формуле дополнительного коэффициента, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 №913, не может быть признан обоснованным.
Как следует из материалов дела, коэффициенты Кэв и Кэп включены в формулу расчета платы при сбросе абонентом в систему коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающие допустимые (п.5.4 Условий), на основании п.18.1 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2004 №326. Названный порядок взимания платы является действующим.
Как уже отмечалось, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 №913, не содержит нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения, оно также не содержит и расчет платы за сброс абонентом в систему коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающие допустимые.
Ссылка на нормы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не может быть признана судом правомерной, так как названные санитарные нормы и правила не содержат нормативов в области водоотведения, в том числе в связи со сбросом сточных вод и загрязняющих веществ, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации и состав платы.
Так как при расчете допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации г.Ивангорода (графа 4 таблицы №3 Условий) в качестве «предельного процента очистки загрязняющих веществ в сточных водах на очистных сооружениях» использовались значения ниже(а не выше), чем проектные данные(в частности, по азоту общему, ХПК, нефтепродуктам, фосфору фосфатному, фосфору общему), то требование п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации об обеспечении проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации при установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод не нарушено.
Суд также не может согласиться с доводом административного ответчика и заинтересованного лица о том, что истечение срока действия разрешения Департамента Росприроднадзора по Север-Западному федеральному округу не является основанием для признания недействующими оспариваемых Условий, так как согласно п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации одним из обязательных условий установления органами местного самоуправления нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод является соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица основаны на неверном толковании положений федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска (в части).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление АО «Газпром теплоэнерго» о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» от 17.04.2013 №8 «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода в новой редакции» и Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода с даты принятия, удовлетворить частично.
Признать недействующими пункты 3.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.11, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6, таблицы №№1, 2, 3 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» от 17.04.2013 №8 с даты вступления решения суда в законную силу.
Признать недействующим пункт 1 решения совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» от 17.04.2013 №8 «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода в новой редакции» в части утверждения пунктов 3.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.11,5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6, таблицы №№1, 2, 3 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангорода с даты вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявленных требований АО «Газпром теплоэнерго» отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании совета депутатов муниципального образования «Город Ивангород Кингисеппского муниципального района Ленинградской области».
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2018 года.