Дело № <...>а-12/2021
55OS0№ <...>-63
строка стат. отчета 3.011
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.
при секретаре Курдюмовой К.В.
с участием прокурора Сосковец И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2021 г. административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «ОмскВодоканал» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании не действующими в части приказов Региональной энергетической комиссии Омской области № <...> от <...> «Об утверждении инвестиционной программы Акционерного общества «ОмскВодоканал» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2024 годы», № <...> от <...> «Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества «ОмскВодоканал»,
у с т а н о в и л:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) от <...>№ <...> «Об утверждении инвестиционной программы Акционерного общества «ОмскВодоканал» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2024 годы», утверждена инвестиционная программа акционерного общества «ОмскВодоканал» по реконструкции, модернизации и строительству объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ <...> области на № <...> годы согласно приложениям №№ 1-6 к настоящему приказу. (далее – Приказ № № <...>) (т. 1 л.д. 217-221).
Приложение № <...> к приказу содержит плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в городе Омске. Пункт 4.4. раздела 4 «Показатели энергетической эффективности» содержит удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод на период 2020-2025 годы.
Приложение № <...> к приказу включает расчет эффективности инвестирования средств АО «ОмскВодоканал» на № <...> годы. В разделе 2 «Водоотведение» в пункте 2.4 определен удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод на период № <...> годы.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru <...>. (т. 1 л.д. 231).
Приказом РЭК Омской области от <...>№ <...> «Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества «ОмскВодоканал», в том числе утверждена производственная программа в сфере водоотведения акционерного общества «ОмскВодоканал» согласно приложению № <...> к настоящему приказу; установлены долгосрочные параметры регулирования на № <...> годы акционерного общества «ОмскВодоканал» для установления тарифов на водоотведение методом индексации согласно приложению № <...> к настоящему приказу. (далее – Приказ № <...>) (т. 1 л.д. 222-230).
Раздел 14 приложения № <...> к приказу содержит плановые значения показателей энергетической эффективности использования ресурсов. Пункт 14.1 раздела включает удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод на период 2020-2025 годы.
Пунктом 1 приложения № <...> к приказу установлены долгосрочные параметры регулирования на № <...> годы акционерного общества «ОмскВодоканал» для установления тарифов на водоотведение с использованием метода индексации, которые содержат в том числе, показатели удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод на период № <...> годы.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru <...>. (т. 1 л.д. 232).
Акционерное общество «ОмскВодоканал» обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения предмета иска) о признании не действующими со дня принятия пункта 4.4 приложения № <...> (в части показателей удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, за период 2022-2025 годы), пункта 2.4 приложения № <...> (в части показателей удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод за период № <...> годы) к Приказу № <...>; пунктов № <...> приложения № <...>, приложения № <...> (в части показателей удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод за период № <...> годы) к Приказу № <...>, ссылаясь на их несоответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу. (т. 4 л.д. 74-77)
В обоснование требований указано, что при вынесении оспариваемых приказов РЭК Омской области безосновательно не приняла во внимание информацию и обосновывающие документы, представленные АО «ОмскВодоканал» в ходе тарифного регулирования, относительно величины планового расхода электроэнергии по мероприятию «Расширение отделения сгущения избыточного активного ила на очистных сооружениях канализации <...>», что привело к занижению показателей удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод. (т. 1 л.д. 3-11, т. 2 л.д. 137-144, 209-213. т. 3 л.д. 101-105, т. 4 л.д. 34-39).
В судебном заседании представители АО «ОмскВодоканал» ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 заявленные требования поддержали.
Представители РЭК Омской области ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 против удовлетворения требований возражали, ссылаясь на принятие приказов в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений законодательства о тарифном регулировании. (письменный отзыв – т. 1 л.д. 207-216, т. 3 л.д. 22-28, 94-100).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Сосковец И.В., полагавшей, что имеются правовые основания для удовлетворения административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Законом о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года № 406 (далее соответственно – Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; утверждение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1, 2, 3, 9 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям Региональной энергетической комиссии Омской области относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности. (пункт 1, подпункт 1, 2, 4 пункта 13.1).
Согласно пункту 3 названного Положения Региональная энергетическая комиссия Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением установленного порядка его опубликования.
Согласно статье 2 Закона о водоснабжении инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Производственной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, является программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
К показателям надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся показатели, применяемые для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также в целях регулирования тарифов.
Согласно ч.ч. 1, 1.3 статьи 39 Закона о водоснабжении к показателям надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся показатели качества воды; показатели надежности и бесперебойности водоснабжения и водоотведения; показатели очистки сточных вод; показатели эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды); иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности устанавливаются в том числе, утвержденными инвестиционной программой, производственной программой в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных указанными программами.
Частью 6 статьи 39 Закона о водоснабжении в целях контроля за результатами реализации инвестиционной программы, производственной программы и в целях регулирования тарифов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливает плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности в отношении объектов, создание, реконструкция и (или) ремонт которых предусмотрены инвестиционной программой, производственной программой, на период, следующий за последним годом их реализации. В указанном случае плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности определяются исходя из значений этих показателей, установленных реализованными инвестиционной программой, производственной программой.
Порядок и правила определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены приказом Минстроя России от <...>№ <...>/пр. (далее – Порядок № <...>/пр)
Согласно пункту 15 Порядка № <...>/пр плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности устанавливаются уполномоченными органами на основании предложения организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из, в том числе утвержденного плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, плана снижения сбросов.
Плановые значения показателей энергетической эффективности определяются исходя из мероприятий, включенных в инвестиционную программу организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Плановые значения показателей энергетической эффективности, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды), определяются с учетом утвержденных организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. (пункт 18 Порядка № <...>/пр).
Основным видом деятельности АО «ОмскВодоканал» является сбор и обработка сточных вод. (т. 1 л.д. 132-146)
На основании договора краткосрочной аренды недвижимого муниципального имущества водопроводно-канализационного хозяйства <...>№ <...> от <...> (в редакции дополнительного соглашения № <...> от <...>) АО «ОмскВодоканал» является владельцем и пользователем имущества, относящегося к водопроводно-канализационному хозяйству, для использования в соответствии с его целевым назначением. Целью договора является действие в интересах потребителей коммунальных услуг водоснабжения и канализации, бесперебойное обеспечение потребителей коммунальными услугами водоснабжения и канализации, создание конкурентной среды, а также достижение максимального экономического и социального эффекта в сфере коммунальных услуг водоснабжения и канализации <...>. (т. 3 л.д. 8-19)
Инвестиционной программой АО «ОмскВодоканал» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на № <...> годы, утвержденной оспариваемым Приказом № <...>, предусмотрены мероприятия по строительству новых объектов, в том числе расширение отделения сгущения избыточного активного ила, внедрение технологии флотационного уплотнения избыточного ила на очистных сооружениях канализации <...> сроком выполнения № <...> год. (далее - Объект). Необходимость мероприятия обоснована оптимизацией работы цеха механического обезвоживания и очистных сооружений канализации в целом, выполнение плана снижения сбросов.
Реализация запланированных мероприятий с № <...> года приведет к увеличению потребления электрической энергии, как следствие, к росту показателей удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод.
Проектная документация Объекта разработана в № <...> году ЗАО «Экополимер-М» на основании договора № <...> на выполнение проектно-изыскательских работ от <...> (т. 3 л.д. 84-92)
<...> АО «ОмскВодоканал» обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении тарифов на водоотведение на № <...> годы. В тарифной заявке плановый расход электрической энергии указанного выше Объекта указан № <...> кВтч/год.
<...> АО «ОмскВодоканал» в РЭК Омской области представлены дополнительные документы, в которых расход электрической энергии по Объекту указан 3 118 965 кВтч/год. (т. 3 л.д. 36-42, тарифное дело, папка «Доработка от 30.09.2019»). Уточненный расход электроэнергии по Объекту рассчитан на основании подраздела 5.1 «Система электроснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» проектной документации 325/12-ИОС1, выполненной ЗАО «Экополимер-М», исходя из круглосуточного, круглогодичного режима работы оборудования. (т. 1 л.д. 70-126).
В материалы дела административным истцом представлен расчет расхода электроэнергии по Объекту, исходя из проектной документации, согласно которому плановое потребление составило 3 094 377 кВтч/год. Разница в величинах расхода (3 118 965 кВтч/год и 3 094 377 кВтч/год) состоит в уменьшении количества часов работы вертикального смешивающего устройства и наружного освещения (№ <...> и № <...> часов соответственно в год вместо № <...> часов в год (круглосуточно)). (т. 1 л.д. 42-44).
Рассмотрев представленные регулируемой организацией документы, РЭК Омской области принято плановое значение расхода электроэнергии по Объекту в объеме № <...> кВтч/год, на основании показателя расхода электрической энергии, указанной в проектной документации (том 1 «Пояснительная записка»), что ниже предложения более чем на № <...> кВтч/год. (т. 1 л.д. 48-64)
В обоснование нарушения своих прав и законных интересов АО «ОмскВодоканал» ссылается на существенное занижение административным ответчиком расхода электрической энергии по запланированному к строительству Объекту, что приведет к невозможности обеспечения его работы в течение всего долгосрочного периода регулирования, как следствие, к превышению показателей надежности, качества и энергетической эффективности, невыполнению плана снижения сбросов.
Возражая против заявленных требований, РЭК Омской области указывает на различные величины расхода электрической энергии, указанные в тарифной заявке, дополнении к ней, а также расхождение предложения организации с проектной документацией. В связи с чем, по мнению административного ответчика, при определении плановых значений показателей регулирующим органом был обосновано взят за основу расход электрической энергии по спорному объекту согласно проектной документации.
Проанализировав доказательства в совокупности, суд находит доводы административного истца заслуживающими внимания, а возражения административного ответчика подлежащими отклонению в связи со следующим.
Действительно как следует из пояснительной записки к проектной документации объекта «Расширение отделения сгущения избыточного активного ила на очистных сооружениях канализации <...>» (раздел 1.5) для эксплуатации участка по сгущению ила в соответствии с требуемой годовой производственной программой требуются следующие основные ресурсы для технологических нужд: электрическая энергия – № <...> тыс. кВт/год; тепловая энергия – № <...> к Вт х ч/год. Имеется отметка о том, что расчет потребности в электроэнергии выполнен в соответствии с технологической схемой работы каждого энергоприемника в течение года. (т. 1 л.д. 60-61).
Вместе с тем, подраздел 5.1 «Система электроснабжения» раздела 5 проектной документации содержит спецификации, в которых указана установленная мощность оборудования. (т. 1 л.д. 85-126)
Расчет энергопотребления Объектом, представленный регулируемой организацией в РЭК в сентябре 2019 года и в материалы настоящего административного дела (т. 1 л.д. 42-44, т. 2 л.д. 145-146), произведен, исходя из суммарной мощности каждого энергоприемника с учетом круглогодичного, круглосуточного режима работы основного оборудования.
Согласно спецификациям потребление электрической энергии одним погружным насосом с ПЧТ насосной станции ИА аэротеков цепочки Б составляет 45 кВт в час или № <...> кВт/год; потребление электрической энергии одним рециркуляционным насосом сатураторной также составляет 45 кВт в час или № <...> кВт/год, проектом предусмотрено 4 насоса, суммарное потребление составит свыше 1,5 млн. кВт/год. (т. 1 л.д. 92, 109)
В соответствии с информацией, представленной в ходе рассмотрения дела проектной организацией (в настоящее время наименование организации ЗАО «Экополимер-М» изменено на АО «№ <...>» (т. 4 л.д. 83-88)) расчетная нагрузка в целом по проектируемому Объекту составила № <...> кВт/ч, что составляет № <...> кВт/сут или № <...> МВт/год (или № <...> кВт/год), в том числе сатураторная – № <...> кВт/ч, в том числе нагрузки наружного электроосвещения и приемной камеры иловой смеси, насосной станции избыточного ИА аэротенков цепочки Б – № <...> кВт/ч, камера переключения № <...> кВт/ч. (т. 3 л.д. 226)
Проектная документация Объекта в № <...> году пошла государственную экспертизу в Автономном учреждении Удмуртской Республики «Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики». По результатам прохождения экспертизы получено положительное заключение № <...>. (т. 3 л.д. 197-225).
Согласно заключению государственной экспертизы расчетная нагрузка в целом по объекту составила № <...> кВт/ч (или № <...> кВт/год) (стр. 28 заключения).
В ходе рассмотрения дела судом истребованы сведения о фактическом потреблении электрической энергии существующим оборудованием очистных сооружений канализации.
В материалы дела представлены сведения о том, что в 2018 году расход электроэнергии цеха ОСК составил свыше № <...> млн. кВт/год. (т. 3 л.д. 32)
Плановое потребление электроэнергии насосной станции циркуляционного ила цеха ОСК на № <...> годы составит свыше № <...> млн. кВт/год. (т. 3 л.д. 6)
В связи с возражениями административного ответчика относительно режима работы оборудования очистных сооружений в материалы дела представлен технологический регламент очистных сооружений канализации (ОСК), согласно которому объем избыточного ила составляет № <...> тонн в сутки (т. 106-189, 170). Согласно технологическим показателям работы отделения сгущения ила в проектной документации количество смеси ила цепочек А и Б составляет № <...> кг/сутки. (т. 1 л.д. 58).
В ходе тарифного регулирования АО «ОмскВодоканал» неоднократно обращал внимание регулирующего органа на несоответствие показателя расхода электрической энергии, указанного в подразделе 5.1 проектной документации по Объекту, суммарному потреблению, указанному в спецификациях вновь устанавливаемого оборудования.
Помимо уточненного расчета расхода электрической энергии административным истцом в РЭК Омской области представлялись пояснительные записки, особое мнение относительно показателей надежности, качества и энергетической эффективности. (т. 1 л.д. 45-47).
Согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Уточнение регулируемой организацией тарифной заявки в части расхода электрической энергии по указанному Объекту, а также расхождение предложения с содержанием проектной документации, при очевидной и значительной разнице в показателях потребления электрической энергии не лишало права административного ответчика запросить дополнительные сведения и по итогам их рассмотрения принять обоснованное решение.
Вместе с тем, совокупный анализ спецификаций энергопотребляемого оборудования на Объекте, информации, представленной проектной организацией АО <...>», заключения государственной экспертизы проекта, в сопоставлении с фактическим потреблением электроэнергии существующим оборудованием, позволяет сделать вывод о явном несоответствии показателя, указанного в пояснительной записке к проектной документации № <...> года, годовому расходу электрической энергии по Объекту.
Следует отметить, что в № <...> года на основании договора № <...> от <...> ООО «КВИ Интернэшнл» подготовлена проектная документация на объект «Расширение отделения сгущения избыточного активного ила на очистных сооружениях канализации <...>, внедрение технологии флотационного уплотнения избыточного ила на очистных сооружениях канализации <...>», в соответствии с которым потребность Объекта в электрической энергии составит № <...> тыс. кВт*ч/год. (т. 4 л.д. № <...>, 6)
Величина данного показателя подтверждается ответом проектной организации ООО «№ <...>», представленном в материалы дела. Кроме того, отмечено, что проектом предусмотрен непрерывный (365 дней в году, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки) режим работы технологического оборудования по причине беспрерывной работы очистных сооружений АО «ОмскВодоканал» и, как следствие, постоянного образования избыточного активного ила. (т. 3 л.д 227-232)
Довод РЭК Омской области о возможном превышении предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в связи с увеличением удельного расхода электрической энергии судом отклоняются.
Правоотношения, возникающие в связи с соотнесением размера устанавливаемого тарифа с предельным уровнем изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, подлежат урегулированию уполномоченным органом субъекта Российской Федерации с учетом нормативных правовых актов в данной сфере, предусматривающих в том числе возможность установления льготных тарифов, выплаты субсидий в целях возмещения недополученной выручки организациям, осуществляющим деятельность по регулируемым ценам (тарифам) (часть 26 статьи 32 Закона о водоснабжении).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Омской области на второе полугодие № <...> года установлен в размере № <...> %.
По смыслу действующего законодательства предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а устанавливает ограничения роста платы граждан за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и применяется к совокупному платежу. Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.
В целях соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей в Омской области принят Закон Омской области от <...>№ <...>-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов», которым предусмотрены отдельные меры по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области.
В связи с чем изложенные доводы административного ответчика не могут служить основанием для отказа в иске.
Указанные выше нарушения привели к неверному определению плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения АО «ОмскВодоканал» в части расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, начиная с № <...> года.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Приказов <...> и <...> не соответствуют требованиям законодательства в сфере тарифного регулирования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, поэтому признание их не действующими с даты принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
На основании части 4 статьи 216 КАС РФ суд полагает необходимым возложить на РЭК Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части.
При этом полномочия суда при проверке оспариваемого нормативного акта определены статьями 215, 216 КАС РФ. Возложение на РЭК Омской области обязанности распространить действие изменений, подлежащих внесению в оспариваемые приказы, с <...> не может быть осуществлено судом, поскольку это нарушает конституционный принцип разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации) и означает вмешательство в компетенцию органа исполнительной власти. Разрешение вопросов, связанных с изменением нормативного правового акта, не входит в компетенцию судебных органов.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Учитывая, что главой 21 КАС РФ, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов, вопрос о судебных расходах должен быть разрешен в соответствии с вышеприведенными правилами гл. 10 КАС РФ.
Из материалов административного дела усматривается, что при обращении в суд с административным исковым заявлением АО «ОмскВодоканал» уплачена государственная пошлина в размере № <...> рублей (т. 1 л.д. 12, 182). Указанные расходы административного истца в силу положений ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 111 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «ОмскВодоканал» удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункт 4.4 приложения № <...> в части показателей удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод за период № <...> годы, пункт 2.4 приложения № <...> в части показателей удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод за период № <...> годы, к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области № <...> от <...> «Об утверждении инвестиционной программы Акционерного общества «ОмскВодоканал» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на № <...> годы»; пункты 14.1.3-14.1.6 приложения № <...>, приложение № <...> в части показателей удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод за период № <...> годы, к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области № <...> от <...> «Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества «ОмскВодоканал».
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу акционерного общества «ОмскВодоканал» судебные расходы в сумме № <...> рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Ланцова
Мотивированное решение изготовлено <...>.