ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-12/2021 от 18.01.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-12/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 18 января 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.

с участием административного истца М.., представителя административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш Э.Э., представителя административного ответчика – Мэрии города Кызыла Монгуш А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов Мэрии города Кызыла, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

М.. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва 4 октября 2012 года по гражданскому делу № вынесено решение, которым исковое заявление прокурора г.Кызыла в интересах М. к Мэрии г.Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» удовлетворено частично. На Мэрию г. Кызыла возложена обязанность предоставить в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу М. на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв.м. 6 февраля 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство в отношении Мэрии г.Кызыла за № по исполнительному листу серии от 24 января 2013 года о предоставлении жилого помещения. До настоящего времени судебное решение не исполнено. Полагает, что в связи с нарушением законодательства Российской Федерации Мэрией г. Кызыла не может получить жилье, гарантированное ей государством, по достижении 18 лет. Просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.

В возражении на административное исковое заявление представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш Э.Э. просит в удовлетворении административного иска отказать.

Определением Верховного Суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Федеральная служба судебных приставов России, Управление Федерального службы судебных приставов по Республике Тыва, в качестве административного ответчика – Департамент финансов Мэрии города Кызыла.

В судебном заседании административный истец М. просила удовлетворить требования административного иска.

Представители административных ответчиков – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва М. и Мэрии г.Кызыла Монгуш А.Д. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Представители заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов, судебный пристав-исполнитель МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва, представитель административного ответчика - Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 октября 2012 года, вступившим в законную силу 22 января 2013 года, на Мэрию города Кызыла возложена обязанность предоставить в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда М. на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии , который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) 28 января 2013 года.

6 февраля 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Тас-оол С.Н. возбуждено исполнительное производство в отношении Мэрии города Кызыла с предметом исполнения: обязать Мэрию города Кызыла предоставить М. на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения М. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 названного закона указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 октября 2012 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 22 января 2013 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 22 июля 2013 года включительно.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 28 января 2013 года до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (21 декабря 2020 года), составила 7 лет 10 месяцев 23 дня.

Судом установлено, что ранее М. обращалась в суд с аналогичным заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (дата поступления административного искового заявления в суд 19 июня 2018 года).

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 18 июля 2018 года исковое заявление М. к Мэрии города Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворено частично, присуждена М. компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей, а также ** рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец. Повторного обращения с заявлением об ускорении дела при данных обстоятельствах не требуется. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

На основании части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, продолжительность исполнения судебного акта в период с момента начала возбуждения исполнительного производства до дня поступления заявления М. о присуждении компенсации в суд, уполномоченный рассматривать такое заявление, то есть до 19 июня 2018 года, по административному делу исследованы Верховным Судом Республики Тыва в рамках ранее рассмотренного дела по заявлению М. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и получили правовую оценку в вышеуказанном судебном акте по делу.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (часть 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 49 и подпунктом 15 пункта 1 статьи 50 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 года № 50, предусмотрено, что мэрия г. Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Кызыл Республики Тыва") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, мэр г. Кызыла осуществляет от лица мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно Положению о Департаменте финансов мэрии город Кызыла и предельной численности работников, утверждённому решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года № 328, Департамент финансов мэрии города (далее - Департамент) является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города.

Поскольку обязанность предоставить М. жилое помещение возложена на Мэрию г.Кызыла, соответственно, Мэрия г. Кызыла и Департамент финансов Мэрии г. Кызыла являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва – ненадлежащими ответчиками по делу, поэтому административный иск М. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 23 декабря 2020 года из МОСП по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы материалы исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству , исполнительный лист выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 24 января 2013 года М. и получен службой судебных приставов 28 января 2013 года.

Как установлено судом, 6 февраля 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства , копия которого вручена Мэрии 14 февраля 2013 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование о предоставлении в трехдневный срок со дня получения копии требования информации о выделенных денежных средствах и о поступлении денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам оставшихся без попечения родителей и инвалидам. Сведений о получении должником не имеется.

20 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 5 000 рублей с должника-организации, что составляет 5 000 рублей. Сведений о вручении должнику копии постановления не имеется.

19 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла. Получено должником 19 августа 2013 года.

19 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 5 000 рублей с должника-организации, что составляет 5 000 рублей. Копия постановления получена Мэрией 19 августа 2013 года.

19 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование о явке 21 августа 2013 к судебному приставу-исполнителю и предоставлении документа об исполнении решения суда. Получено должником 19 августа 2013 года.

18 ноября 2013 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя без даты его составления об исполнении исполнительного документа неимущественного характера в установленный его постановлением в новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 15 часов 00 минут 21 ноября 2013 года.

21 ноября 2013 года Мэрией г. Кызыла направлено письмо судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП, в котором сообщается о том, что по состоянию на февраль 2013 года в Реестре муниципального жилищного фонда городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 12,5 кв.м. Для полного исполнения судебного решения о предоставлении жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения необходимо дополнительное время.

21 мая 2014 года судебным приставом-исполнителем должнику повторно направлено требование об исполнении требований исполнительного документа неимущественного характера в срок до 11 часов 00 минут 27 мая 2014 года. Получено должником 21 мая 2014 года.

8 июля 2014 года судебным приставом-исполнителем должнику вновь направлено требование об исполнении решения суда в срок до 10 июля 2014 года, которое получено должником в тот же день.

11 июля 2014 года судебному приставу-исполнителю Мэрией направлено сообщение о том, что во исполнение судебных решений решается вопрос о включении в список получателей жилья в 2014 году в Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва 52 детей-сирот с судебными решениями, которые на сегодняшний день остаются неисполненными.

Судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении М. жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующий санитарным и гигиеническим нормам и требованиям в срок до 11 часов 00 минут 1 сентября 2014 года. Сведений о получении должником не имеется.

Судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла. Предупреждение должнику объявлено и его копия вручена 25 августа 2014 года.

Судебным приставом-исполнителем вынесено требование о предоставлении М. жилого помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующий санитарным и гигиеническим нормам и требованиям в срок до 12 часов 00 минут 17 ноября 2014 года. Получено должником 17 ноября 2014 года.

14 ноября 2014 года Мэрия направила судебному приставу-исполнителю письмо о том, что Мэрия в течение 2014 года неоднократно обращалась в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва включить в список получателей жилья в 2014 году 51 судебное решение. Письмом от 4 июня 2014 года и.о. директора Агентства необоснованно предложила Мэрии предусмотреть в местном бюджете соответствующие расходы на неисполнение судебных решений, в связи с чем отказалось включать в список детей-сирот, получающих жилье в 2014 году. С таким вопросом неоднократно обращались и к Главе Республики Тыва, которые находятся на стадии рассмотрения. Решениями Хурала представителей г. Кызыла от 28 мая 2013 года и 8 августа 2014 года предложения Мэрии по внесению изменений и заложению в местный бюджет денежных средств для исполнения решений суда по предоставлению жилого помещения детям-сиротам. Судебные решения не исполняются из-за недостаточного финансирования Министерством финансов Республики Тыва переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот.

16 декабря 2014 года Мэрией направлено письмо судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП, с аналогичным содержанием письма от 14 ноября 2014 года.

9 февраля 2015 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного листа до 12 февраля 2015 года.

Судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла.

9 апреля 2015 года Мэрией направлено письмо судебному приставу-исполнителю о том, что в 2014 году в г. Кызыле жилье для детей-сирот не строилось. За счет предусмотренного бюджета на 2015 год планируется построить более ста жилых помещений. Дети-сироты будут включены в список получателей жилых помещений.

15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 15 апреля 2017 года. Получено должником 15 марта 2017 года.

15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа 24 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в срок до 29 августа 2017 года, которое получено должником 25 августа 2017 года.

28 августа 2017 года Мэрией направлено письмо судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП, в котором сообщается о том, что 22 января 2016 года определением Арбитражного Суда Республики Тыва утверждено мировое соглашение между Минфином Республики Тыва, Минстроем Республики Тыва Агентством и Мэрией, согласно которому Минстрой Республики Тыва обязуется построить 49 жилых помещений, а Агентство после строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 49 жилых помещений детям-сиротам. Решения суда будут исполнены после ввода в эксплуатацию домов, которые Минстрой Республики Тыва обязалось построить.

Определением Кызылского городского суда от 17 ноября 2016 года по заявлению Мэрии г. Кызыла было отсрочено исполнение решения Кызылского городского суда от 4 октября 2012 года по иску прокурора г. Кызыла в интересах М. к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения – до 31 декабря 2016 года.

4 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла. Получено должником 18 октября 2017 года.

6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем должнику вновь направлено требование об исполнении решения суда в срок до 14 февраля 2018 года, которое получено должником 7 февраля 2018 года.

24 апреля 2018 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя без даты его составления об исполнении требований исполнительного листа до 27 апреля 2018 года.

Судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла. Получено должником 24 апреля 2018 года.

27 апреля 2018 года Мэрией судебному приставу-исполнителю направлено письмо, из содержания которого следует, что Мэрия до 27 апреля 2018 года не может исполнить решение суда, так как Минстрой Республики Тыва свои обязательства по утвержденному Арбитражным Судом Республики Тыва мировому соглашению не исполнил.

25 сентября 2018 года в службу судебных приставов поступило письмо от М. о предоставлении ответа по исполнительному листу.

12 октября 2018 года направлен ответ на письмо М.

6 ноября 2018 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя без даты его составления об исполнении требований исполнительного листа до 12 ноября 2018 года.

30 ноября 2018 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя без даты его составления об исполнении требований исполнительного листа до 6 декабря 2018 года.

6 декабря 2018 года Мэрией г. Кызыла судебному приставу-исполнителю направлено письмо, из содержания которого следует, что до 6 декабря 2018 года исполнить решение суда Мэрия г. Кызыла не имеет возможности по независящим от нее обстоятельствам, поскольку Министерством строительства РТ обязательство по строительству 49 жилых помещений по мировому соглашению, утвержденному Арбитражным судом РТ, не исполнено.

24 января 2019 года Мэрией г. Кызыла судебному приставу-исполнителю направлено письмо, из содержания которого следует, что до 23 января 2019 года исполнить решение суда Мэрия г. Кызыла не имеет возможности по независящим от нее обстоятельствам, поскольку Министерством строительства РТ обязательство по строительству 49 жилых помещений по мировому соглашению, утвержденному Арбитражным судом РТ, не исполнено.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 января 2019 года в удовлетворении заявления Мэрии г. Кызыла о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу по иску Монгуш С-С.С. к Мэрии города Кызыла об обязывании обеспечить жилым помещением, оставлено без удовлетворения.

1 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в 7-дней срок без сведений о дате его получения должником.

29 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в 7-дней срок без сведений о дате его получения должником.

26 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в 7-дней срок без сведений о дате его получения должником.

3 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в 7-дней срок без сведений о дате его получения должником.

27 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в 7-дней срок без сведений о дате его получения должником.

27 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 15 мая 2020 года без сведений о дате его получения должником.

Судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – Мэрии г. Кызыла. Получено должником 16 июля 2020 года.

12 января 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому со слов юриста Мэрии г. Кызыла жилое помещение взыскателю не предоставлено.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Мэрии г.Кызыла не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность неисполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск М. подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** руб.

Исходя из требований М.., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что М. является лицом, оставшимся без попечения родителей, состоит на учете детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Кызыла Республики Тыва, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Департамент финансов Мэрии города Кызыла, а не Министерство финансов Республики Тыва. В этой связи административный иск к Министерству финансов Республики Тыва удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств муниципального бюджета М. подлежат возмещению ее расходы по уплате государственной пошлины в сумме ** рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного иска М. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административное исковое заявление М. к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов Мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить М. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей, а также ** рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Департамент финансов Мэрии г.Кызыла за счёт средств муниципального бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт М.

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 января 2021 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа