ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-12/2022 от 24.03.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 марта 2022 года № 3а-12/2022

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Молоковой Л.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Журавлевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений лесохозяйственного регламента Вытегорского лесничества Вологодской области, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 29 октября 2018 года № 1616, с учетом внесенных изменений приказами от 12 марта 2019 года № 343, от 14 мая 2019 года № 593, от 27 августа 2019 года № 1037, от 05 декабря 2019 года № 1624, от 13 декабря 2019 года № 1691, от 30 июля 2020 года № 743, от 18 декабря 2020 года № 1510.

В обоснование требований указал, что на территории Вытегорского лесничества расположены комплексный (ландшафтный) государственный природный заказник «Озера Мегорской группы», гидрологический государственный природный заказник «Куштозерский», памятник природы «Пятницкий бор», государственный природный ландшафтный заказник «Атлека», охраняемый природный комплекс «Онежский», однако, леса на их территории отнесены к категории эксплуатационных, что противоречит положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий. Данные нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают на территории Вологодской области на сохранение благоприятной окружающей среды.

Административный истец с учетом уточнения требований просит признать недействующим с момента принятия лесохозяйственный регламент Вытегорского лесничества Вологодской области, утвержденный приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 29 октября 2018 года № 1616 (в редакции на дату рассмотрения дела судом), в части включения в эксплуатационные леса в таблице № 1.1.4.1 раздела 1.1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям» лесных участков особо охраняемых природных территорий: комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Озера Мегорской группы» в Вытегорском районе Вологодской области (кварталы 14, 15, 16 Оштинского участкового лесничества; квартал 85 колхоза «Большевик» Оштинского сельского участкового лесничества; кварталы 1 (кроме выделов 1-9), 2 (кроме выделов 4, 6, 7) колхоза «Новая жизнь» Оштинского сельского участкового лесничества; гидрологического государственного природного заказника «Куштозерский» Вытегорского муниципального района Вологодской области (квартал 204 колхоза «Волго-Балт» Вытегорского сельского участкового лесничества), памятника природы «Пятницкий бор» Вытегорского муниципального района Вологодской области (квартал 53 (выделы (30, 33, 34), 57 (выделы (4, 5, 7) Андомского участкового лесничества; государственного природного ландшафтного заказника «Атлека» (кварталы 28-30, 55-57, 85-87 Ладвозерского участкового лесничества); охраняемого природного комплекса «Онежский» в Вытегорском районе Вологодской области (кварталы 80 (кроме выдела 6), 99 (часть), 112 Куржекского участкового лесничества; кварталы 2 (кроме выдела 21), 4 (кроме выделов 5, 11, 15, 17, 20, 22, 24), 6 (кроме выдела 13), 8 (кроме выделов 4, 16, 17, 20-22, 24, 25), 19 (кроме выдела 2), 20 (кроме выдела 1), 24, 25 (кроме выделов 5, 7), 26 (кроме выдела 1), 27 (кроме выдела 1), 28 (кроме выдела 1), 29 (кроме выделов 1, 7), 30 (кроме выделов 5, 11), 35-44, 45 (кроме выдела 17), 46 (кроме выдела 7), 47, 52 (кроме выдела 23), 54 (кроме выдела 1), 55 (кроме выделов 1, 8), 62 (кроме выделов 20, 29) Андомского участкового лесничества; кварталы 6 (кроме выделов 1-22), 7 (кроме выделов 1 - 5) колхоза «Онежский» Вытегорского сельского участкового лесничества; кварталы 20 (кроме выдела 1), 21 (часть) колхоза имени Калинина Андомского участкового лесничества; кварталы 2 (кроме выдела 10), 3 (кроме выдела 18), 4 (кроме выдела 4), 5 (кроме выдела 1), 7 (кроме выделов 3, 14, 19, 20), 9 (кроме выделов 1-17), 10 (кроме выделов 5, 11, 14-19), 11 (кроме выделов 1-4,17,18), 13 (кроме выделов 1,5,9-21), 16 (кроме выделов 13, 21-30, 31), 18 (кроме выделов 4, 25-30), 20 (кроме выделов 17-23) АО «Земледелец» Вытегорского сельского участкового лесничества, кварталов 1 (кроме выделов 1-8), 5 (кроме выделов 1-6), 6, 13, 20 Вытегорского участкового лесничества Вытегорского лесничества Вологодской области.

Представитель административного истца Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры на основании доверенности заместитель Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкин Н.М. в судебном заседании уточненные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Куклина Т.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представители заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.

Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.

Статьей 5 закона Вологодской области от 2 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 29 октября 2018 года № 1616 утвержден лесохозяйственный регламент Вытегорского лесничества Вологодской области.

Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 октября 2018 года и в газете «Красный Север» от 04 декабря 2018 года № 136.

В оспариваемый нормативный правовой акт вносились изменения приказами Департамента лесного комплекса Вологодской области: от 12 марта 2019 года № 343 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13 марта 2019 года и в газете «Красный Север» от 19 марта 2019 года № 28), от 14 мая 2019 года № 593 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 мая 2019 года и в газете «Красный Север» от 21 мая 2019 года № 53), от 27 августа 2019 года № 1037 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 августа 2019 года и в газете «Красный Север» от 07 сентября 2019 года № 100), от 05 декабря 2019 года № 1624 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 09 декабря 2019 года и в газете «Красный Север» от 14 декабря 2020 года № 141), от 13 декабря 2019 года № 1691 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16 декабря 2019 года и в газете «Красный Север» от 04 февраля 2020 года № 12), от 30 июля 2020 года № 743 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 31 июля 2020 года и в газете «Красный Север» от 22 августа 2020 года № 92), от 18 декабря 2020 года № 1510 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года и в газете «Красный Север» от 02 февраля 2021 года № 10), от 02 сентября 2021 года № 1021 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 03 сентября 2021 года и в газете «Красный Север» от 18 сентября 2021 года № 103), от 17 декабря 2021 года № 1527 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 17 декабря 2021 года и в газете «Красный Север» от 15 января 2022 года № 3)

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы, в которой Департамент лесного комплекса Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты, и порядка опубликования.

Проверяя указанный приказ в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

Согласно положениям статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) лесохозяйственный регламент подлежит изданию в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти; является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества; обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка; рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Таким образом, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

Комплексный (ландшафтный) государственный природный заказник «Озера Мегорской группы» в Вытегорском районе Вологодской области образован постановлением Правительства Вологодской области от 08 декабря 2014 года № 1109 «О создании особо охраняемой природной территории областного значения комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Озера Мегорской группы» в Вытегорском районе Вологодской области», гидрологический государственный природный заказник «Куштозерский» - решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 31 октября 1983 года № 602, памятник природы «Пятницкий бор» - решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 16 августа 1978 года № 498, государственный природный ландшафтный заказник «Атлека» - постановлением Губернатора Вологодской области от 10 августа 2000 года № 697 «Об образовании государственного природного ландшафтного заказника «Атлека», охраняемый природный комплекс «Онежский» - постановлением Правительства Вологодской области от 07 июля 2009 года № 1038 «Об образовании особо охраняемой природной территории областного значения «Охраняемый природный комплекс «Онежский» в Вытегорском районе Вологодской области».

Установлено, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается сторонами, что указанные выше особо охраняемые территории расположены на территории Вытегорского лесничества, в Единый государственный реестр недвижимости внесены границы указанных ООПТ.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне. В указанных случаях суду необходимо проверять, приняты ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

В соответствии со статьёй 2.2.9 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (утверждён постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108) Департамент обеспечивает разработку лесного плана Вологодской области, разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на территории области, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в пределах полномочий, установленных лесным законодательством.

При таких обстоятельствах, Департамент лесного комплекса Вологодской области, как орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Вологодской области, утверждая лесохозяйственный регламент Вытегорского лесничества, лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

Доводы представителя Департамента о том, что земли, на которых расположены указанные выше государственные природные заказники, памятник природы и охраняемый природный комплекс, относятся к землям лесного фонда и не переведены в земли особо охраняемых природных территорий, не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ).

В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе, памятники природы, государственные природные заказники.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день принятия нормативного правового акта) к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Положениями пункта 1 части 2 указанной нормы права к землям особо охраняемых территорий отнесены земли особо охраняемых природных территорий (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

В силу части 4 названной статьи для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, из анализа указанных правовых норм следует, что земли, занятые лесами особо охраняемой природной территории, уже в силу закона относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

Проверяя доводы прокурора о несоответствии оспариваемого нормативного правового положениям статей 12, 111, 112 ЛК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения на момент принятия спорного нормативного правого акта содержались в статьях 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации, утративших силу с 1 июля 2019 года.

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 ЛК РФ).

В структуре лесохозяйственного регламента Вытегорского лесничества имеется раздел 1.1.4 с таблицей 1.1.4.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям», согласно которой к категории эксплуатационных лесов отнесены, в том числе, кварталы 2 - 4, 14 - 16, 20, 26 - 28, 30 - 34, 36, 39 - 42, 49 - 53, 56 - 67, 70 - 75, 78 - 156, части 1, 13, 17 - 19, 21, 22, 24, 25, 29, 35, 37, 38, 46, 47, 54, 55, 68, 76, 77 Оштинского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 5, 10 - 14, 17 - 22, 28, 31, 32, 37, 45 - 54, 58 - 82, 85, 93, 102, 104, 105, 109, 110, 115, части 1, 6, 15, 16, 27, 36, 41 - 44, 87, 88, 90 - 92, 97, 98, 101, 106, 107 колхоза «Большевик» Оштинского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 7, 9, 10, 12, 16 - 18, 27 - 35, 42 - 46, 50, 51, 56, 57, 59 - 61, 64, 66, 67, 71 - 78, 80, 82, 83, 86 - 90, 93 - 96, 98 - 101, части 1 - 5, 8, 11, 15, 20, 21, 23, 24, 26, 36 - 38, 41, 47, 49, 52, 55, 63, 65, 68, 79, 81, 84 колхоза «Новая жизнь» Оштинского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 1 - 18, 22 - 24, 27, 28, 35, 37 - 40, 42 - 44, 46 - 49, 50, 51, 54, 56, 57 - 63, 67 - 75, 81 - 100, 102, 105 - 117, 121, 123 - 127, 131 - 135, 139, 140 - 150, 152 - 156, 158 - 160, 163 - 165, 169, 170, 173, 174, 178 - 180, 182, 183, 185, 191 - 198, 201, 202, 204, 206 - 208, 213 - 226, части 29, 30, 36, 41, 45, 52, 55, 65, 76, 103 колхоза «Волго-Балт» Вытегорского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 2, 4, 6, 8, 19, 20, 24 - 30, 35 - 47, 49 - 52, 54, 55, 58 - 62, 65 - 87, части 1, 3, 5, 7, 9 - 11, 15, 18, 21 - 23, 32 - 34, 48, 53, 56, 57, 63, 64 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 1 - 5, 8 - 31, 39 - 42, 46 - 57, 67 - 70, 76 - 87, 90, 94 - 98, 100 - 112, 115 - 137, 140 - 158, 162 - 175, 177 - 191, 195 - 208, 211 - 224, части 45, 58, 89, 91, 93, 113, 138, 139, 159 - 161, 176, 192 - 194, 209, 210 Ладвозерского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 3, 7 - 9, 11, 14 - 20, 24 - 26, 30 - 33, 38 - 41, 45 - 47, 53 - 57, 61, 62, 66, 68, 69, 77, 78, 83, 86 - 91, 95, 98, 99, 102 - 107, 112, 115, 116, 118 - 127, 130 - 136, части 1, 2, 4 - 6, 10, 12, 21, 23, 27, 29, 34, 35, 37, 42, 44, 48 - 50, 52, 60, 63 - 65, 74 - 76, 80 - 82, 84, 85, 93, 94, 100, 101, 108, 111, 113, 114, 117, 129, 137, 138, 140, 143 Куржекского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 2, 4, 6, 8, 19, 20, 24 - 30, 35 - 47, 49 - 52, 54, 55, 58 - 62, 65 - 87, части 1, 3, 5, 7, 9 - 11, 15, 18, 21 - 23, 32 - 34, 48, 53, 56, 57, 63, 64 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 4, части 3, 6, 7 колхоза «Онежский» Вытегорского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 4, 5, 7, 10, 12, 20, 21, 27, 33 - 42, 45 - 52, 55 - 63, 66 - 73, 75 - 78, 80 - 85, 87 - 92, 95 - 97, 99 - 101, 103 - 107, 111, 113 - 118, 121 - 126, 130, 131, 135, 137, 139 - 141, 143, 144, 147, 148, 156, 157, 158, 161, 165 - 173, 176 - 182, 188 - 199, части 1, 6, 9, 13 - 18, 22 - 26, 28, 31, 32, 44, 53, 54, 64, 65, 74, 79, 94, 102, 108 - 110, 112, 120, 127 - 129, 132 - 134, 145, 146, 149 - 152, 159, 163, 183, 184 колхоза имени Калинина Андомского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 2 - 5, 7, 9 - 11, 13, 21, 22, 24 - 39, части 1, 6, 12, 14 - 20, 23 АО «Земледелец» Вытегорского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества; кварталы 3, 4, 6 - 10, 13 - 18, 20 - 28, 30, 31, 33 - 37, 40, 47 - 49, 52 - 54, 60, 61, 69, 76 - 79, 86, 87, 93 - 119, части 1, 2, 5, 12, 29, 32, 38, 39, 41 - 43, 45, 46, 50, 51, 58, 59, 67, 68, 70, 74, 75, 84, 85, 92 Вытегорского участкового лесничества Вытегорского лесничества.

Территория вышеназванных лесных кварталов, отнесенных к эксплуатационным лесам, частично занята землями особо охраняемых природных территорий: комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Озера Мегорской группы», гидрологического государственного природного заказника «Куштозерский», памятника природы «Пятницкий бор», государственного природного ландшафтного заказника «Атлека», охраняемого природного комплекса «Онежский», местоположение которых отражено в таблице 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента и в положениях об указанных особо охраняемых природных территориях.

Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности (статья 27).

В силу части 2 статьи 117 ЛК РФ в эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов, в том числе заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности.

Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).

Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Постановлением Правительства Вологодской области от 08 декабря 2014 года № 1109 «О создании особо охраняемой природной территории областного значения комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Озера Мегорской группы» в Вытегорском районе Вологодской области» утверждено Положение о вышеназванном заказнике.

В силу пункта 7.1 Положения на территории государственного природного заказника запрещаются: осуществление всех видов рубок лесных насаждений, за исключением рубок, указанных в пункте 7.2 настоящего раздела; подсочка деревьев; сплав леса; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, за исключением заготовки и сбора гражданами данных ресурсов для собственных нужд; выжигание кустарниковой и луговой растительности, за исключением противопожарных палов; осуществление любительской и спортивной охоты в весенний период пролета и гнездования птиц (с 1 мая по 15 июля), ведение охотничьего хозяйства; разведение костров вне специально отведенных мест; строительство объектов, не относящихся к функционированию государственного природного заказника, за исключением указанных в пункте 7.2 настоящего раздела; предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства; сброс сточных вод в водные объекты; мойка автомототранспорта; ахламление территории, засорение водных объектов; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий вне специально предусмотренных для этих целей мест; проезд и стоянка вне дорог автомототранспорта, не связанного с функционированием государственного природного заказника, за исключением транспортных средств специального назначения (пожарной, скорой медицинской помощи, полиции, рыбоохраны), а также транспорта государственных органов, осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; прогон вне дорог и выпас сельскохозяйственных животных вне специально отведенных мест; изменение гидрологического режима территории (за исключением расчистки и дноуглубления рек, озер и Онежского обводного канала в целях улучшения их экологического состояния); заготовка грибов и дикорастущих растений, признанных наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; добыча полезных ископаемых; применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических веществ защиты растений и стимуляторов роста, в том числе в научных целях; размещение скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; взрывные работы; уничтожение и повреждение аншлагов и других информационных знаков, а также оборудованных мест отдыха.

Положения о памятнике природы «Пятницкий бор», гидрологическом государственном природном заказнике «Куштозерский» Вытегорского муниципального района Вологодской области утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 14 сентября 2009 года № 1377 «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях областного значения Вытегорского муниципального района Вологодской области», из пунктов 8.1 которых следует, что на территории ООПТ запрещаются: осуществление всех видов рубок лесных насаждений, за исключением рубок, указанных в пункте 8.2 настоящего раздела; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, за исключением заготовки и сбора гражданами данных ресурсов для собственных нужд; подсочка деревьев; строительство объектов, не относящихся к функционированию государственного природного заказника; предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, личного подсобного хозяйства; проезд вне дорог и стоянка вне специально оборудованных мест автомототранспорта, не связанного с функционированием ООПТ, за исключением транспортных средств специального назначения (пожарной, скорой медицинской помощи, милиции, рыбоохраны), специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, транспортных средств лесохозяйственных учреждений, а также транспортных средств пользователей объектами животного мира, имеющих долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, при осуществлении мероприятий по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на территории охотничьих угодий, расположенных в границах ООПТ; мойка автомототранспорта; прогон вне дорог и выпас сельскохозяйственных животных; захламление территории и засорение водных объектов; геологоразведочные изыскания и добыча полезных ископаемых; применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических веществ защиты растений и стимуляторов роста, в том числе в научных целях; размещение скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; взрывные работы; разведение костров в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0.5 метра; изменение гидрологического режима территории; уничтожение и повреждение аншлагов и других информационных знаков, оборудованных мест отдыха, а также нанесение надписей и знаков на деревьях.

Положение о государственном природном ландшафтном заказнике «Атлека» утверждено постановлением Губернатора Вологодской области от 10 августа 2000 года № 697 «Об образовании государственного природного ландшафтного заказника «Атлека», из пункта 5.1 которого следует, что на территории заказника запрещаются: все виды рубок (санитарные рубки допускаются только после специального лесопатологического обследования и по согласованию с областным комитетом охраны окружающей среды); подсочка деревьев; все виды мелиоративных работ; строительство объектов, не относящихся к функционированию заказника; добыча полезных ископаемых; химический уход за лесом; засорение и захламление территории заказника.

Положение об особо охраняемой природной территории областного значения «Охраняемый природный комплекс «Онежский» в Вытегорском районе Вологодской области утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 07 июля 2009 года № 1038 «Об образовании особо охраняемой природной территории областного «Охраняемый природный комплекс «Онежский» в Вытегорском районе Вологодской области», пунктом 8.1 которого на всей территории ОПК «Онежский» запрещаются: подсочка деревьев, заготовка живицы; все рубки, за исключением выборочных рубок погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесным законодательством и по согласованию с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области, заготовки местным населением древесины для собственных нужд в установленном порядке, а также рубок, проводимых в соответствии с пунктом 8.2 настоящего раздела; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, за исключением заготовки и сбора гражданами указанных ресурсов для собственных нужд; предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества, дачного, жилищного и гаражного строительства; строительство объектов, не относящихся к функционированию ООПТ, за исключением указанных в пункте 8.2 настоящего раздела; мойка автотранспортных средств вне специально отведенных мест; выжигание кустарниковой и луговой растительности, за исключением противопожарных палов, контролируемых работниками лесного хозяйства; захламление территории и засорение водных объектов; 9) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; геологоразведочные изыскания и добыча полезных ископаемых; взрывные работы; изменение гидрологического режима (за исключением восстановления нарушенного ранее), возведение инженерных гидротехнических сооружений, нарушающих естественный сток и природные ландшафты; использование сточных вод для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных веществ; размещение скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; промысловая охота; уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, граничных столбов и других информационных знаков, а также оборудованных мест отдыха; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий вне специально предусмотренных мест; сбор биологических коллекций, за исключением указанных в пункте 8.2 настоящего раздела; сбор геологических коллекций, за исключением указанных в пункте 8.2 настоящего раздела.

Однако в результате неправомерного отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав природных заказников, памятника природы, охраняемой природной территории и их охранных зон, к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания особо охраняемых природных территорий, их охранных зон и нарушает права лиц, проживающих на территории Вологодской области на сохранение благоприятной окружающей среды.

В связи с этим положения лесохозяйственного регламента Вытегорского лесничества в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Озера Мегорской группы», гидрологического государственного природного заказника «Куштозерский», памятника природы «Пятницкий бор», государственного природного ландшафтного заказника «Атлека», охраняемого природного комплекса «Онежский», к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

Эксплуатация лесов с учетом особого режима использования особо охраняемых природных территорий, не имеют правового значения, поскольку в данном случае судом разрешался вопрос соответствия оспариваемого нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в порядке абстрактного нормоконтроля.

В силу положений частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

С учетом вышеизложенного, исковые требования о признании нормативного правового акта недействующим в части являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что в оспариваемой части нормативный правовой акт принят Департаментом лесного комплекса Вологодской области за пределами предоставленных ему полномочий, суд полагает необходимым признать соответствующие положения лесохозяйственного регламента Вытегорского лесничества не действующими с даты принятия.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Вытегорского лесничества Вологодской области, утвержденный приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 29 октября 2018 года № 1616 (в редакции на дату вынесения судом решения) в части включения в эксплуатационные леса в таблице № 1.1.4.1 раздела 1.1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям» лесных участков особо охраняемых природных территорий: кварталов 14, 15, 16 территории Оштинского участкового лесничества Вытегорского лесничества, квартала 85 колхоза «Большевик» Оштинского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества, кварталов 1 (кроме выделов 1-9), 2 (кроме выделов 4, 6, 7) колхоза «Новая жизнь» Оштинского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества, расположенных в границах комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Озера Мегорской группы» в Вытегорском районе Вологодской области; квартала 204 колхоза «Волго-Балт» Вытегорского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества, расположенного в границах гидрологического государственного природного заказника «Куштозерский» Вытегорского муниципального района Вологодской области; кварталов 53 (выделы (30, 33, 34), 57 (выделы (4, 5, 7) Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества, расположенных в границах памятника природы «Пятницкий бор» Вытегорского муниципального района Вологодской области; кварталов 28-30, 55-57, 85-87 Ладвозерского участкового лесничества Вытегорского лесничества, расположенных в границах государственного природного ландшафтного заказника «Атлека»; кварталов 80 (кроме выдела 6), 99 (часть), 112 Куржекского участкового лесничества Вытегорского лесничества, кварталов 2 (кроме выдела 21), 4 (кроме выделов 5, 11, 15, 17, 20, 22, 24), 6 (кроме выдела 13), 8 (кроме выделов 4, 16, 17, 20-22, 24, 25), 19 (кроме выдела 2), 20 (кроме выдела 1), 24, 25 (кроме выделов 5, 7), 26 (кроме выдела 1), 27 (кроме выдела 1), 28 (кроме выдела 1), 29 (кроме выделов 1, 7), 30 (кроме выделов 5, 11), 35-44, 45 (кроме выдела 17), 46 (кроме выдела 7), 47, 52 (кроме выдела 23), 54 (кроме выдела 1), 55 (кроме выделов 1, 8), 62 (кроме выделов 20, 29) Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества, кварталов 6 (кроме выделов 1-22), 7 (кроме выделов 1 - 5) колхоза «Онежский» Вытегорского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества, кварталов 20 (кроме выдела 1), 21 (часть) колхоза имени Калинина Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества, кварталов 2 (кроме выдела 10), 3 (кроме выдела 18), 4 (кроме выдела 4), 5 (кроме выдела 1), 7 (кроме выделов 3, 14, 19, 20), 9 (кроме выделов 1-17), 10 (кроме выделов 5, 11, 14-19), 11 (кроме выделов 1-4,17,18), 13 (кроме выделов 1,5,9-21), 16 (кроме выделов 13, 21-30, 31), 18 (кроме выделов 4, 25-30), 20 (кроме выделов 17-23) АО «Земледелец» Вытегорского сельского участкового лесничества Вытегорского лесничества, кварталов 1 (кроме выделов 1-8), 5 (кроме выделов 1-6), 6, 13, 20 Вытегорского участкового лесничества Вытегорского лесничества, расположенных в границах охраняемого природного комплекса «Онежский» в Вытегорском районе Вологодской области.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.К. Молокова

Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2022 года