Дело №3а-12/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года город Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Менц О.П.,
при помощнике судьи – Веретельниковой С.Н.,
с участием: представителя административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области ФИО1, действующей по доверенности от 27 февраля 2022 года №3 и имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о приостановлении деятельности Регионального отделения в Сахалинской области политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Региональное отделение в Сахалинской области политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (далее – Региональное отделение политической партии), учетный №, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области 21 апреля 2017 года за основным регистрационным номером №
ДД.ММ.ГГГГ Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Управление Минюста РФ по Сахалинской области) обратилось в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности регионального отделения в Сахалинской области политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ на срок до шести месяцев, указав в обоснование заявленного требования, что 21 апреля 2021 года в ЕГРЮЛ внесена запись, согласно которой в учредительные документы Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ внесены изменения и сведения об изменении наименования политической партии – новое наименование: Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ (далее – Политическая партия). Действующая редакция Устава Политической партии размещена на официальном сайте Минюста России. Административным ответчиком в нарушение пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», по состоянию на 14 декабря 2021 года не представлены документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о Региональном отделении политической партии. В адрес административного ответчика дважды были направлены предупреждения об устранении нарушений. Однако в установленный срок Региональное отделение политической партии выявленные нарушения не устранило, предупреждения в судебном порядке не обжаловало.
В судебное заседание административный ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в своё отсутствие не ходатайствовал.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела также была размещена на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.
Суд, руководствуясь положением части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания, поскольку явка указанного лица не признавалась судом обязательной.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковое требование поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Изучив материалы дела, выслушав участника процесса, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица относится к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705; подпункт 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года № 26).
С настоящим административным исковым заявлением обратилось Управление Минюста РФ по Сахалинской области, то есть иск подан надлежащим административным истцом.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели).
В силу статьи 7 Федерального закона № 82-ФЗ одной из организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.
При этом, статьёй 12.2 Федерального закона № 82-ФЗ определено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию политической партии, урегулированы Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ).
Согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 26 Федерального закона №95-ФЗ политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.
Под региональным отделением политической партии в указанном Федеральном законе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона №95-ФЗ) понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (до изменения наименования) имеет региональное отделение в Сахалинской области, которое зарегистрировано 13 апреля 2017 года в качестве юридического лица.
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии, установлена подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ предусмотрено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.
В силу положений подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц наряду с прочими содержатся следующие сведения: а) полное и (если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, сведения о том, что юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (если юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на таких языках).
Материалами дела подтверждается, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 15 апреля 2021 года № 393-р осуществлена государственная регистрация Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (учетный №0012060059) в связи с внесением изменений в Устав, представленный в новой редакции, утверждённой решением XXIII внеочередного съезда, состоявшегося 28 марта 2021 года; в связи с внесением следующих изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ: полное наименование: Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ; сокращённое наименование: РПСС.
21 апреля 2021 года соответствующие изменения, в том числе, касающиеся изменения наименования Политической партии, внесены в ЕГРЮЛ.
В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями действующего законодательства Управлением Минюста России по Сахалинской области в деятельности Регионального отделения политической партии выявлены нарушения действующего законодательства, а именно, Региональное отделение политической партии в установленные сроки не представило в Управление Минюста России по Сахалинской области информацию об изменении наименования юридического лица.
Порядок приостановления деятельности регионального отделения политической партии регламентирован статьёй 39 Федерального закона № 95-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 39 Федерального закона № 95-ФЗ в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.
Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для вынесения Управлением Минюста России по Сахалинской области 14 мая 2021 года в адрес Региональное отделение политической партии предупреждения №, обязывающего устранить допущенные им нарушения действующего законодательства в срок до 15 июля 2021 года.
Однако данное предупреждение было возвращено отправителю 27 мая 2021 года в виду отсутствия адресата по указанному адресу.
Повторно аналогичное предупреждение со сроком устранения допущенных нарушений до 13 декабря 2021 года было направлено в адрес Регионального отделения политической партии 8 октября 2021 года и получено им 12 октября 2021 года, о чём в материалах дела имеются соответствующие сведения.
Доказательств, свидетельствующих об обжаловании предупреждения в судебном порядке, стороной административного ответчика суду представлено не было.
Законность требования, содержащегося в указанном предупреждении, сомнений не вызывает, основано на положениях действующего законодательства, поскольку изменение наименования Политической партии повлекло обязанность сообщения соответствующих сведений в отношении Регионального отделения политической партии в установленном законом порядке.
Доказательств тому, что на день рассмотрения дела нарушения действующего законодательства, выявленные в деятельности административного ответчика, им устранены, суду представлено не было.
Учитывая, что Региональное отделение политической партии допустило нарушения федерального законодательства и не устранило их, то имеются правовые основания для приостановления его деятельности.
Обстоятельств, препятствующих приостановлению деятельности Регионального отделения политической партии по решению суда, предусмотренных пунктами 5-7 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях », судом не установлено.
В соответствии с разъяснениями пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в резолютивной части решения о приостановлении деятельности политической партии, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения суд, помимо срока, на который подлежит приостановлению деятельность названных организаций, указывает срок, в течение которого выявленные нарушения должны быть устранены административным ответчиком. В случае необходимости суд указывает на конкретные действия, которые следует совершить для устранения нарушения, послужившего основанием для приостановления деятельности (пункт 2 части 6 статьи 180КАС РФ,подпункт «б» пункта 3 статьи 41,подпункт «б» пункта 3 статьи 42Закона о политических партиях). При этом срок приостановления начинает исчисляться с момента вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для приостановления деятельности административного ответчика на срок три месяца.
При этом, суд полагает необходимым указать административному ответчику, что в течение срока, на который его деятельность приостановлена, Региональному отделению политической партии следует устранить нарушения, указанные в предупреждении, а именно направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в части изменения наименования юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264, 265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о приостановлении деятельности Регионального отделения в Сахалинской области политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ – удовлетворить.
Приостановить деятельность Регионального отделения в Сахалинской области политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ на срок 3 (три) месяца.
В течение указанного срока административному ответчику следует устранить нарушения, указанные в предупреждении, а именно: направить в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в части изменения сведений о новом полном и сокращенном наименованиях Организации.
Срок приостановления деятельности Регионального отделения исчислять со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Сахалинского областного суда О.П. Менц
Мотивированное решение по делу составлено 31 января 2022 года.
Судья Сахалинского областного суда О.П. Менц