ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-12/2024 от 28.02.2024 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2024 года г. Абакан

дело № 3а-12/2024

19OS0000-01-2024-000004-56

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при ведении протокола секретарем Киричек О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Хакасия о признании не действующим Порядка предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 г. № 623 (в редакции от 20 июля 2023 г.),

УСТАНОВИЛ:

прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Порядка предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 г. № 623 в редакции от 20 июля 2023 г. (далее – Порядок предоставления субсидий), мотивируя свои требования тем, что данный нормативный правовой акт противоречит пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьям 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьям 4-7 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», поскольку предполагает предоставление субсидий муниципальным образованиям на выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха, которые не относятся к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов и указанные полномочия им не передавались.

В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. поддержала административное исковое заявление, приводя изложенные в нем доводы.

Представители Правительства Республики Хакасия Кравченко Ю.А., Тимченко А.Г., действующие на основании доверенностей, требования административного искового заявления не признали, указывая на то, что Порядок предоставления субсидий утвержден в соответствии с полномочиями Правительства Республики Хакасия в полном соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Указали на то, что атмосферный воздух является одним из компонентов окружающей среды, выполнение мероприятий по охране которой относится к вопросам местного значения муниципального района и городского округа. Кроме того, прокурором не представлены доказательства нарушения оспариваемым нормативным правовым актом чьих либо прав и законных интересов.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72, статьей 73 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), статьей 1 которого разъяснено, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В силу статьи 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Таким образом, по смыслу Закона об охране окружающей среды атмосферный воздух является одним из компонентов природы, неразрывно связанный с окружающей средой и подлежащий охране.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе, принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением (статья 6 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 7 июля 2004 г. № 44-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям Правительства Республики Хакасия в области охраны окружающей среды относятся разработка, утверждение и реализация государственных программ Республики Хакасия в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 г. № 623 утверждена Государственная программа Республики Хакасия «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Республике Хакасия».

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 20 апреля 2022 г. № 200 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2022 г. № 884) указанная Программа дополнена приложением 9 «Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию мероприятий по охране окружающей среды».

В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» постановление от 13 ноября 2013 г. № 623 в оспариваемой редакции и утвержденный им Порядок предоставления субсидий опубликованы 10 декабря 2013 г. в издании «Вестник Хакасии», № 77; 25 апреля 2022 г. в издании «Вестник Хакасии», № 31; 13 января 2023 г. в издании «Вестник Хакасии», № 4, и вступили в силу.

Порядок предоставления субсидий утвержден уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение, то есть отвечает всем существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, процедура принятия, порядок опубликования и введения в действие не нарушены.

Порядок устанавливает цели и условия предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования (пункт 1 Порядка предоставления субсидий).

Пунктом 2 Порядка предоставления субсидий установлено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Хакасия при выполнении органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия (далее - муниципальные образования) полномочий по вопросам местного значения, возникающим при организации мероприятий по охране окружающей среды, реализации природоохранных проектов, направленных на предотвращение, снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее состояния в границах муниципального образования, в том числе в рамках пилотного проекта по переводу частных домовладений с печного отопления на электрическое отопление, как проекта, направленного на снижение общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Хакасия.

В соответствии с пунктами 11, 13, 19 Порядка предоставления субсидий первоочередное право на получение субсидий имеют муниципальные образования, уровень загрязнения атмосферного воздуха которых по результатам государственного мониторинга согласно РД 52.04.667-2005 «Документы о состоянии загрязнения атмосферы в городах для информирования государственных органов, общественности и населения. Общие требования к разработке, построению, изложению и содержанию» находится на «высоком» и «очень высоком» уровне.

Субсидии предоставляются при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий: 1) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из республиканского бюджета субсидии; 2) заключение соглашения между Министерством и органом местного самоуправления муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных указанным соглашением, разработанным в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Республики Хакасия (далее - соглашение); 3) наличие муниципальной программы, предусматривающей осуществление мероприятий в текущем финансовом году, на реализацию которых предоставляется субсидия; 4) централизации закупок, осуществляемых конкурентными способами, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет средств предоставляемой субсидии, при которой Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия определяются поставщики (подрядчики, исполнители) для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанное условие не применяется при предоставлении субсидий муниципальным образованиям, численность населения которых превышает 55000 человек.

Результатом предоставления субсидий является снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории муниципальных образований за счет реализации мероприятий по охране окружающей среды, природоохранных проектов, направленных на предотвращение, снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее состояния в границах муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

По мнению прокурора Порядок предоставления субсидий противоречит бюджетному законодательству, поскольку предусматривает предоставление субсидий на мероприятия по охране атмосферного воздуха, которые не относятся к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В силу пункта 9 части 1 статьи 15, пункта 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района; муниципального, городского округа.

Полномочия по решению аналогичных вопросов местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и городского округа пунктами 1, 2 статьи 7 Закона об охране окружающей среды.

Таким образом, и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, и Закон об охране окружающей среды относят к вопросам местного значения муниципального района; муниципального, городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды, в том числе и атмосферного воздуха, как одного из компонентов окружающей среды.

Доводы прокурора о том, что вопросы охраны атмосферного воздуха относятся только к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не основаны на положениях действующего законодательства.

В соответствии с абзацем вторым статьи 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об охране атмосферного воздуха) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Определяя понятие охраны атмосферного воздуха федеральный законодатель установил, что охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду (абзац пятнадцатый статьи 1 Закона об охране атмосферного воздуха).

Статьи 4 и 7 Закона об охране окружающей среды, статьи 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 1 Закона об охране атмосферного воздуха относят мероприятия по охране атмосферного воздуха, как одного из компонентов окружающей среды, в том числе к вопросам местного значения муниципального района или городского округа.

Учитывая специфику объекта охраны, связанную с возможностью загрязнения атмосферного воздуха от источников, находящихся на территории какого-либо субъекта Российской Федерации или муниципального образования, за пределами данных субъекта Российской Федерации или муниципального образования в силу атмосферных явлений, федеральный законодатель определил полномочия органов государственной власти Российской Федерации и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (статьи 5 и 6 Закона об охране атмосферного воздуха).

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона об охране атмосферного воздуха к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха; участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха; осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха; информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий; участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта Российской Федерации; право принятия и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей; осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха; введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха; установление целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории субъекта Российской Федерации и сроков их снижения.

Аналогичные полномочия возложены на органы государственной власти статьей 6 Закона об охране окружающей среды.

В силу статьи 7 Закона об охране атмосферного воздуха органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из анализа статей 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 4-7 Закона об охране окружающей среды, статей 1, 5-7 Закона об охране атмосферного воздуха следует, что к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся вопросы охраны атмосферного воздуха, как компонента окружающей среды, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Доказательства того, что в настоящее время в результате применения Порядка предоставления субсидий допускаются нарушения бюджетного законодательства, в том числе пункта 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, прокурором не представлены.

В частности, из приказа Минприроды Хакасии от 23 октября 2023 г. № 010-426-пр «О проведении дополнительного отбора муниципальных образований Республики Хакасия для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию мероприятий по охране окружающей среды в 2024 году»; соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования город Абакана на реализацию мероприятий по охране окружающей среды от 18 августа 2022 г. № 4.6-2022-1, заключенного между Минприроды Хакасии и администрацией г. Абакана; выписки из сводной бюджетной росписи бюджета МО город Абакан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов; выписки из ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования Алтайский район на 2023 год не следует, что субсидии муниципальным образованиям выделяются на выполнение мероприятий, отнесенных статьей 6 Закона об охране атмосферного воздуха к полномочиям органов государственной власти Республики Хакасия.

Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 11 августа 2022 г. № 147-п «О внедрении на территории Республики Хакасия пилотного проекта по переводу частных домовладений с печного отопления на электрическое отопление» установлено, что в рамках пилотного проекта реализуются следующие мероприятия: 1) строительство, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, необходимых для перевода частных домовладений на электрическое отопление; 2) возмещение энергосбытовым организациям, присоединившимся к реализации пилотного проекта, параметры которого утверждены настоящим постановлением, на основании заключенного с администрацией соответствующего муниципального образования Республики Хакасия соглашения об участии энергосбытовой организации в реализации пилотного проекта на территории соответствующего муниципального образования Республики Хакасия части размера платежа за электроэнергию, потребляемую в частных домовладениях, переводимых на электрическое отопление, порядок уплаты которой на период реализации пилотного проекта присоединившимися к пилотному проекту потребителями электрической энергии изменен в соответствии с параметрами пилотного проекта (пункт 5).

В целях реализации пилотного проекта главам муниципальных образований рекомендовано определить: территории для реализации пилотного проекта в границах соответствующих муниципальных образований Республики Хакасия, с их разбивкой на зоны, в которых снижение размера платежа за потребленную электрическую энергию в соответствии с прилагаемыми к настоящему постановлению Параметрами производится в размере, установленном для потребителей, применяющих одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, без дифференциации по времени суток, либо в размере, установленном для потребителей, применяющих одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, дифференцированный по двум зонам суток или дифференцированный по трем зонам суток; потребность в строительстве или реконструкции объектов электросетевого хозяйства, необходимых для перевода частных домовладений с печного отопления на электрическое отопление; порядок предоставления субсидий на возмещение энергосбытовым организациям недополученных доходов, возникающих в связи с изменением в соответствии с параметрами пилотного проекта порядка оплаты платежа за электроэнергию, потребляемую в частных домовладениях, переводимых на электрическое отопление (пункт 6).

Указанные мероприятия также не относятся исключительно к полномочиям органов государственной власти Республики Хакасия и не свидетельствуют о нарушении бюджетного законодательства при выделении субсидий.

В то же время, Порядок предоставления субсидий не является определенным и вызывает неоднозначное толкование, так как не содержит изъятий о возможности предоставления субсидий на выполнение органами местного самоуправления мероприятий в области охраны атмосферного воздуха, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации статьей 6 Закона об охране атмосферного воздуха, что является недопустимым.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части. Оспариваемый порядок предоставления субсидий подлежит признанию не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в части, предоставляющей возможность предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия на выполнение мероприятий в области охраны атмосферного воздуха, отнесенных статьей 6 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку Порядок предоставления субсидий применялся, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», он подлежит признанию не действующим в указанной выше части со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Вестник Хакасии».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления прокурора Республики Хакасия удовлетворить в части.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 ноября 2013 г. № 623 (в редакции от 20 июля 2023 г.), в части, предоставляющей возможность предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия на выполнение мероприятий в области охраны атмосферного воздуха, отнесенных статьей 6 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Вестник Хакасии».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд

Республики Хакасия.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 1 марта 2024 г.