ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1302/2022 от 02.02.2023 Московского областного суда (Московская область)

УИД: <данные изъяты>-65

(номер производства суда первой инстанции <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

с участием прокурора Луниной Е.А.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Квасова В. А. к <данные изъяты> Думе, <данные изъяты> о признании недействующим <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О внесении изменения в <данные изъяты> «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ»,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в <данные изъяты> «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты>» принят постановлением <данные изъяты> Думы от <данные изъяты><данные изъяты>-П, подписан <данные изъяты><данные изъяты>, размещен на официальном интернет-портале <данные изъяты> http://www.mosreg.ru, <данные изъяты>, опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Указанным Законом в <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты>» внесено следующее изменение:

Статья 14.1 Закона дополнена абзацем следующего содержания:

«В целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа не допускается реализация проездных билетов за наличный расчет в салонах транспортных средств на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории <данные изъяты>, муниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, в том числе в местах посадки и высадки пассажиров, за исключением продажи проездных билетов в автоматах, кассах остановочных пунктов».

Административный истец Квасов В.А. обратился в суд с исковыми требованиями о признании недействующим <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О внесении изменения в <данные изъяты> «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ» (далее по тексту - Закон <данные изъяты>-ОЗ), ссылаясь на то, что внесенными в статью 14.1 закона <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ изменениями установлен запрет реализации проездных билетов за наличный расчет в салонах транспортных средств на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является жителем <данные изъяты>, пользуется услугами перевозки, в том числе автомобильным транспортом. Поскольку Решением Подольского управления социальной защиты населения от <данные изъяты><данные изъяты>Квасову В.А. было отказано в выдаче социальной карты, полагающейся по достижению возраста 60 лет, дающей право бесплатного проезда, истец вынужден оплачивать проезд наличными денежными средствами, однако в результате внесенных изменений в <данные изъяты> «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ» оплата проезда наличными денежными средствами не возможна, чем нарушено право истца на проезд в части оплаты проезда по выбору потребителя.

По мнению административного истца, Закон <данные изъяты>-ОЗ нарушает его право на оплату проезда банкнотами и монетами Банка России, предусмотренное ст. 16? Закона РФ <данные изъяты><данные изъяты> «О защите прав потребителей», кроме того противоречит ч. 2 ст. 30 ФЗ <данные изъяты> № 86-ФЗ «О центральном Банке РФ», ст. 1, ч. 2 ст. 400, ст. ст. 42, 424, 426, 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15-16 ФЗ <данные изъяты> № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ от <данные изъяты> № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ФЗ от <данные изъяты> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановлению Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», ФЗ от <данные изъяты> № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ФЗ от <данные изъяты> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 2 ст. 26.3-3 ФЗ от <данные изъяты> № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Административный истец Квасов В.А. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика – <данные изъяты> Думы по доверенности Васюкова Н.В., представитель административного ответчика <данные изъяты> по доверенности Горячева Ю.И. в судебное заседание явились, исковые требования не признали, просили отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск. В обоснование своей правовой позиции указали на то, что обжалуемый истцом <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ вносит изменения в статью 14.<данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты>». В соответствии с пунктом 1 статьи <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ цель настоящего Закона - удовлетворение потребностей населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности, при этом новая редакция статьи 14.<данные изъяты> не запрещает осуществлять оплату за проезд наличными денежными средствами, а лишь в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров указывает, что реализация билетов за наличный расчет не допускается в салоне транспортного средства, в том числе, в местах посадки и высадки пассажиров. Оспариваемый истцом закон соответствует положениям федеральных законов, регулирующих вопросы организации безопасности дорожного движения, само регулирование осуществлено в рамках дискреции регионального законодателя.

Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> по доверенности Максимова Т.А., в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск. Показала, что оспариваемый <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ принят в пределах полномочий органом, который вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением, установленной в <данные изъяты> процедуры принятия нормативных правовых актов, а также в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Дополнила, что новая редакция статьи 14.<данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ не запрещает осуществлять оплату за проезд наличными денежными средствами, а лишь в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров указывает, что реализация билетов за наличный расчет не допускается в салоне транспортного средства, в том числе, в местах посадки и высадки пассажиров, со ссылкой на анализ статистики по совершению водителями транспортных средств при осуществлении регулярных перевозок правонарушений при приеме оплаты за проезд в салоне транспортного средства во время движения. Министерство считает, что принятый Закон <данные изъяты>-ОЗ соответствует требованиям гражданского законодательства, Федеральному закону от <данные изъяты><данные изъяты> «О защите прав потребителей», Федеральному закону от <данные изъяты> № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Луниной Е.А., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекса) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативных актов, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, а также его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также гражданское законодательство и установление правовых основ единого рынка находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты «в», «ж», «о»), а защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, административное законодательство - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «б», «д», «к» части 1).

Конституционно-правовое регулирование вопросов транспортного обслуживания населения определяет, что в ведении Российской Федерации находятся лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения (пункт «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации). Не отнесены вопросы транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации и к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно статье <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О <данные изъяты> Думе» Московская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти <данные изъяты>. Дума обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать. Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Основные полномочия Думы, в том числе осуществлять законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий <данные изъяты>, давать толкование законов <данные изъяты>, постановлений Думы.

<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты>» принят постановлением <данные изъяты> Думы от <данные изъяты><данные изъяты>-П, подписан <данные изъяты><данные изъяты>.

В соответствии с преамбулой <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ настоящий Закон регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, в том числе легковыми такси, а также железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории <данные изъяты> в пределах компетенции <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 1 статьи <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ цель настоящего Закона - удовлетворение потребностей населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности.

<данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О внесении изменений в <данные изъяты> «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты>» принят постановлением <данные изъяты> Думы от <данные изъяты><данные изъяты>-П, подписан <данные изъяты><данные изъяты>, размещен на официальном интернет-портале <данные изъяты> http://www.mosreg.ru, <данные изъяты>, опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Указанным Законом в <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты>» внесено следующее изменение:

Статья 14.1 Закона дополнена абзацем следующего содержания:

«В целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа не допускается реализация проездных билетов за наличный расчет в салонах транспортных средств на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории <данные изъяты>, муниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, в том числе в местах посадки и высадки пассажиров, за исключением продажи проездных билетов в автоматах, кассах остановочных пунктов».

С учетом приведенных в отношении названных законов <данные изъяты> сведений, судом проверен и признаётся соблюденным установленный статьей <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О порядке принятия, обнародования, вступления в силу и хранения <данные изъяты> и законов <данные изъяты>» порядок принятия, обнародования, вступления в силу Закона «О внесении изменений в <данные изъяты> «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты>».

Указанный закон <данные изъяты> принят в пределах полномочий <данные изъяты> Думы - законодательного (представительного) органа государственной власти <данные изъяты>, который осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения <данные изъяты> и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий <данные изъяты> в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», п.п. «б» пункта 1 статьи <данные изъяты>.

Порядок принятия и обнародования указанного <данные изъяты> лицами, участвующими в административном деле, не оспаривается.

Также оспариваемый истцом закон соответствует положениям федеральных законов, регулирующих вопросы организации безопасности дорожного движения, само регулирование осуществлено в рамках дискреции регионального законодателя.

Так, в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <данные изъяты> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3.1 статьи 26.3 указанного закона установлено, что по перечисленному в пункте 2 настоящей статьи перечню вопросов, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации. Одновременно пунктом 4 той же статьи указанного закона установлено, что федеральные законы могут приниматься по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи.

В соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (статья 4).

Статья 6 указанного Федерального закона, определяющая разграничение полномочий органов публичной власти разного уровня в сфере безопасности дорожного движения, не называет предметы регулирования законов субъектов Российской Федерации.

Следовательно, законы субъектов Российской Федерации, прямо названные в указанном Федеральном законе в качестве источников, устанавливающих правовые основы безопасности дорожного движения, могут регулировать вопросы, не урегулированные федеральными нормативными правовыми актами, в том числе устанавливать дополнительные гарантии безопасности дорожного движения, если при этом они не противоречат федеральным нормативным правовым актам и не вторгаются в сферу исключительной компетенции федерального законодателя.

Согласно Федеральному закону от <данные изъяты> № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование организации дорожного движения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, а также актах, составляющих право Евразийского экономического союза, и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов в области организации дорожного движения (часть 1 статьи 4).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения относится разработка и реализация региональной политики в области организации дорожного движения на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области организации дорожного движения (пункт 1 части 1 статьи 6). Следовательно, законы субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения могут регулировать вопросы, не урегулированные на федеральном уровне, не нарушая при этом федеральные нормативные правовые акты и не вторгаясь в их исключительные предметы регулирования.

Согласно статье 2 Федерального закона от <данные изъяты> № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1).

Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2).

Таким образом, с учетом вышеперечисленного, региональный законодатель вправе принимать законы о регулировании вопросов обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом, в пределах, предусмотренных федеральным законодательством.

В обоснование своих доводов административный истец ссылается на нарушение законодательства о защите прав потребителей, ряда положений Гражданского кодекса Российской Федерации, просит суд проверить оспариваемое законоположение с точки зрения его соответствия иным актам федерального законодательства, при этом, суд обращает внимание на то, что истцом не приводятся конкретные нормы иных актов федерального законодательства, которым, по мнению истца, не соответствует оспариваемое положение Закона <данные изъяты>-ОЗ.

Так, предметом регулирования оспариваемого законоположения являются отношения в области безопасности перевозок пассажиров и багажа, тем самым, в указанный предмет не входят гражданские правоотношения, условия договора перевозки и правила осуществления денежных расчетов, при этом оспариваемое законоположение не запрещает оплату проезда путем наличных расчетов, в том числе путем приобретения транспортных карт, проездных билетов в автоматах, кассах остановочных пунктов, при том запрещает осуществление наличных расчетов только в салонах транспортных средств.

Оспариваемый закон определяет допустимое место осуществления наличных расчетов при оплате проезда, но не форму осуществления расчетов, сами наличные расчеты не регулируются и не запрещаются, тем самым закон <данные изъяты>-ОЗ не вторгается в сферу гражданского права, находящуюся в исключительном ведении Российской Федерации, и в частности, в порядок осуществления денежных расчетов, поскольку определяет допустимое место реализации проездных билетов за наличный расчет в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа.

Таким образом, предметом оспариваемого положения Закона является именно дополнительная мера по обеспечению безопасности перевозок (место расчетов), но не условия договора перевозки или порядок денежных расчетов, которые относятся к компетенции федерального законодателя, поскольку новая редакция статьи 14.1 Закона <данные изъяты> не запрещает осуществлять оплату за проезд наличными денежными средствами, а лишь в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров указывает, что реализация билетов за наличный расчет не допускается в салоне транспортного средства, в том числе, в местах посадки и высадки пассажиров.

В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона от <данные изъяты> № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, перевозки багажа, провоза ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении устанавливается:

- при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах одного субъекта Российской Федерации, - нормативным правовым актом такого субъекта Российской Федерации, принятым с учетом положений настоящей статьи;

- при проезде по маршрутам регулярных перевозок, установленным в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации, либо по маршрутам регулярных перевозок, установленным в границах <данные изъяты> и Республики Адыгея, - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом положений настоящей статьи, и в соответствии с соглашениями между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых установлены указанные маршруты;

- при проезде по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах двух и более субъектов Российской Федерации, за исключением маршрутов регулярных перевозок, указанных в пункте 2 настоящей части, - правилами перевозок пассажиров.

Согласно части 1 статьи 24 приведенного выше Федерального закона порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

Действовавшие до <данные изъяты> Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, устанавливали в пункте 49, что продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится: в транспортных средствах (кондукторами или водителями); в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

Ныне действующие, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, не содержат такого положения.

Поскольку Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ <данные изъяты> не определяют, кем и где (в каких местах) должна осуществляться продажа билетов, постольку, в той части, которая не урегулирована Правилами перевозок, дополнительные требования к местам продажи билетов и порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда могут быть установлены в рамках своей компетенции субъектами Российской Федерации в своих законах, положения которых не должны противоречить Правилам перевозок и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно пункту 27 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, при этом допускается использование: билета, все реквизиты которого указаны на материальном носителе; билета, часть реквизитов которого содержится на материальном носителе, а остальные реквизиты размещены в электронном виде в автоматизированной информационной системе, предназначенной для хранения таких реквизитов; электронного билета (пункт 30).

Следовательно, допускается продажа как билетов на бумажном или ином материальном носителе, так и билетов с электронной формой хранения и отображения информации об оплате проезда, в том числе транспортных карт как электронных носителей информации.

Кроме того, в пункте 2 Правил перевозок содержатся определения понятий, используемых в указанных Правилах, в том числе в абзаце четвертом данного пункта определяется понятие «кондуктор» как член экипажа транспортного средства (помимо водителя), осуществляющий продажу билетов, контроль за оплатой проезда, учет проданных билетов и совершенных поездок.

Указанная норма является нормой-дефиницией и не порождает соответствующих правоотношений.

Данное подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <данные изъяты><данные изъяты>, согласно которой правовая норма-дефиниция имеет специально терминологическое значение, не является нормой прямого действия и не имеет самостоятельного регулятивного значения.

Тем самым содержащаяся в абзаце четвертом пункта 2 Правил перевозок норма-дефиниция не содержит в себе правового предписания, поскольку не обязывает иметь такого члена экипажа транспортного средства, как кондуктор. Она определяет значение понятия «кондуктор», используемого в Правилах перевозок, и не может применяться самостоятельно, то есть отдельно от иных норм Правил перевозок, использующих это понятие.

Таким образом, в Правилах перевозок отсутствует норма, обязывающая осуществлять продажу билетов в салоне транспортного средства кондуктором или предоставляющих пассажиру право приобрести билет в салоне транспортного средства у кондуктора за наличный расчет. Нормы Правил перевозок, в которых используется понятие «кондуктор» (подпункт «а» пункта 9, подпункт «а» пункта 24, пункты 34, 92 и 93), не определяют порядок (место и форму) оплаты проезда. Следовательно, оспариваемые положения Закона Московской в этой части не противоречат Правилам перевозок.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что принятый Закон <данные изъяты>-ОЗ соответствует требованиям гражданского законодательства, Федеральному закону от <данные изъяты><данные изъяты> «О защите прав потребителей», Федеральному закону от <данные изъяты> № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, в том числе по следующим основаниям.

Согласно преамбуле Закона о защите потребителей, закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Часть 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) относит перевозку пассажиров транспортом общего пользования к публичному договору, которым признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.

Частью 4 приведенной статьи ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Статьей 789 ГК РФ установлено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица и договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Согласно статьи 3 Федерального закона № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительством РФ утверждаются Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

В рамках, предоставленных действующим законодательством полномочий, постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Законом РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите потребителей) предусмотрено, что Правительство вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) указанные правила.

Согласно статьи 39.1 Закона о защите потребителей правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, кроме норм ГК РФ и Закона о защите потребителей условия и правила оказания гражданам юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими регулярные перевозки услуг по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом регламентируются Уставом и Правилами перевозок.

При этом ни Устав, ни Правила перевозок не содержат норм об обязанности перевозчика осуществлять продажу билетов в салоне транспортного средства.

Напротив, в Правилах перевозок содержаться нормы об установлении перевозчиками пунктов оплаты пассажирами проезда, например, «возврат денег за проезд, перевозку багажа и провоз ручной клади производится в пункте продажи билетов, в котором пассажир приобрел билет, а также в иных пунктах продажи билетов, указанных перевозчиком» (пункт 60), или «в случае утери или порчи билета на конкретное место в транспортном средстве, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади дубликаты таких билета, квитанций выдаются пассажиру в пункте продажи билетов, в котором пассажир приобрел билет, а также в иных пунктах продажи билетов, указанных перевозчиком».

Исходя из положений пунктов 15 и 35 Правил перевозок продажа билетов может производится в билетных кассах автовокзалов, автостанций, а также на транспортно-пересадочных узлах и вокзалах иных видов транспорта, на территории которых расположен остановочный пункт.

Положения пункта 16 статьи 20 Устава указывает, что «в случае, если проверка подтверждения оплаты осуществляется при входе (посадке) в транспортное средство, в котором не предусмотрены продажа билетов, в том числе водителем или кондуктором, и (или) гашение билетов, представитель перевозчика и (или) должностное лицо, уполномоченное на осуществление проверки подтверждения оплаты, отказывают в посадке в транспортное средство» тем самым допускается, что продажа билетов может не производиться в салоне транспортного средства.

Таким образом, из буквального содержания приведенных норм не следует, что на перевозчика возложена обязанность организации в салоне транспортного средства приема оплаты у пассажира за услуги перевозки.

Согласно части 1 статьи 140 ГК РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Из содержания пункта 1 статьи 861 ГК РФ следует, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.

В силу части 1 статьи 862 ГК РФ, при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В соответствии со статьей 37 Закона о защите прав потребителей потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из правил осуществления перевода денежных средств, положение о которых утверждено Банком России <данные изъяты><данные изъяты>-П (пункт 1.3.) следует, что характерным признаком безналичной формы расчета является списание денежных средств с банковского счета плательщика. При этом согласно пункту 1.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств.

В части 4 статьи 37 уточняется, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>ОЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон <данные изъяты>ОЗ-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 3 Закона <данные изъяты>ОЗ-ФЗ, под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Частью 2 данной статьи установлено, что платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Согласно части 1 статьи 4 Закона <данные изъяты>ОЗ-ФЗ, оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

При этом, из буквального содержания приведенных норм не следует, что на перевозчика возложена обязанность приема наличных денежных средств у пассажиров для оплаты услуг перевозки в салоне транспортного средства. Напротив, предоставлена возможность указать, каким образом пассажиры могут реализовать свое право произвести оплату проезда в наличной форме.

Таким образом, пункт продажи (касса) может быть у любого лица, уполномоченного перевозчиком, согласно заключенного с ним соглашения на принятие платежей за услуги пассажирских перевозок, при этом информация об этом должна быть доведена до пассажиров надлежащим образом.

Оспариваемое положение Закона <данные изъяты>-ОЗ не нарушает это требование, поскольку оно не ограничивает право пассажира, являющегося потребителем (часть 4 статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), на приобретение проездных билетов в автоматах и кассах остановочных пунктов с их оплатой по своему выбору наличными или путем использования безналичных платежных инструментов. <данные изъяты> определяет не форму оплаты проезда, а место, где должна осуществляться такая оплата.

Для пассажиров, не имеющих транспортных карт с предварительно внесенной оплатой проезда, допускается возможность оплаты проезда в салоне транспортного средства с использованием электронных средств платежа. Пассажиры, не использующие такие электронные средства, могут приобретать билеты, в том числе транспортные карты многоразового использования, до начала поездки в автоматах и билетных кассах, что не может являться нарушением прав пассажиров, поскольку не ограничивает их право на передвижение, на приобретение проездных билетов в автоматах и кассах остановочных пунктов с их оплатой по своему выбору наличными или путем использования безналичных платежных инструментов.

На сайте Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> в разделе «Пункты продаж транспортных карт» в <данные изъяты> по ссылке (https://mtdi.mosreg.ru/pimkty-prodazli-transportnyldi-kart) размещены все пункты продаж единой транспортной карты «Стрелка» и транспортной карты Москвы «Тройка», которая используется на основании заключенного соглашения между Правительствами Москвы и <данные изъяты> на всей территории <данные изъяты>.

Кроме того, из возражений Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> следует, что анализ статистики по совершению водителями транспортных средств при осуществлении регулярных перевозок показывает, что количество правонарушений при приеме оплаты за проезд в салоне транспортного средства во время движения по составу повторного административного нарушения (ч.2 ст.8.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «<данные изъяты> об административных правонарушениях») за 6 месяцев 2021 год составило 668 постановлений, а за 6 месяцев 2022 года - 1 325 постановлений, что означает 2-х кратный рост количества правонарушений.

Исходя из вышеизложенного, принятие Закона <данные изъяты>-ОЗ также направлено на предупреждение совершения административных правонарушений, что является средством защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

Поскольку предметом регулирования оспариваемого закона являются отношения в области безопасности перевозок, но не условия договора перевозки и правила осуществления денежных расчетов, ссылки административного истца на положения статей 400, 421, 424, 426, 428 Гражданского кодекса Российской Федерации представляются необоснованными и подлежат отклонению.

Аналогично ссылки административного истца на положения статей 15, 16 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не связаны с регулируемыми законоположениями, поскольку не направлены на ограничение конкуренции, в связи с чем подлежат отклонению как приведенные ошибочно.

Приведенные административным истцом ссылки на положения статей 1, 27 Закона Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О защите прав потребителей», ФЗ от <данные изъяты> № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ФЗ от <данные изъяты> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 2 ст. 26.3-3 ФЗ от <данные изъяты> № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» также не связаны с правоотношениями, являющимися предметом регулирования Закона <данные изъяты>-ОЗ.

Таким образом, <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ принят в пределах, предусмотренных федеральным законодательством для субъекта Российской Федерации по регулированию вопросов обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемый Закон принят уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Квасова В. А. к <данные изъяты> Думе, <данные изъяты> о признании недействующим <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О внесении изменения в <данные изъяты> «Об организации транспортного обслуживания населения на территории <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Дата изготовления мотивированного решения – <данные изъяты> года