Дело № 3а-1307/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 сентября 2021 года г.Брянск
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Шкобенёвой Г.В.
при секретаре Дубининой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авдеева Сергея Александровича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- земельного участка, площадью 19 507 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 547 596 рублей;
- земельного участка, площадью 8 417 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 243 382 рублей;
- земельного участка, площадью 10 752 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 301 828 рублей;
- здания керамического цеха, назначение: нежилое, кадастровый №, площадью: 1181,5 кв.м., количество этажей: 3, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 3 234 319 рублей;
- гидротехнического сооружения, включающее земляную плотину 82,0 М * 3,0 М, объем насыпи 3182 М3, башенный водосброс 3,0 М * 6,0 М, кадастровый №, площадью: 21 600 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 1 010 785 рублей.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет от 13 октября 2020 года № К-20-109 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненный ФИО5
Административный истец полагает, что несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости нарушает его права как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представителем административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области представлен отзыв, согласно которому Управление возражает по существу заявленного требования, поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере заявленной рыночной стоимости приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. При этом право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости не оспаривает.
Согласно правовой позиции, изложенной в отзыве на административное исковое заявление, представитель административного ответчика ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» просит в удовлетворении иска отказать, так как оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости соответствует анализу предложений представленных на рынке недвижимости Брянской области. Заявленная же административным истцом рыночная стоимость не соответствует действительности, идентичные объекты недвижимости на открытом рынке по данной стоимости приобрести невозможно.
Представитель управления Росреестра по Брянской области просит рассмотреть дело без участия их участия.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте судебного разбирательства по делу, в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Исходя из положений указанного Федерального закона, понятие кадастровая стоимость определяется как стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 3).
Согласно частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» и актами ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация».
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником и арендатором объектов недвижимости:
- земельного участка, площадью 19 507 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость составляет 13 931 314,19 руб. по состоянию на 01.01.2019 (аренда);
- земельного участка, площадью 8 417 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость составляет 6 011 168,89 руб. по состоянию на 01.01.2019(аренда);
- земельного участка, площадью 10 752 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость составила 7 678 755 руб. по состоянию на 01.01.2019 (аренда);
- здания керамического цеха, назначение: нежилое, кадастровый №, площадью: 1181,5 кв.м., количество этажей: 3, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость составила 8 116 396,96 руб.;
- гидротехнического сооружения, включающее земляную плотину 82,0 М * 3,0 М, объем насыпи 3182 М3, башенный водосброс 3,0 М * 6,0 М, кадастровый №, площадью: 21 600 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> кадастровая стоимость составила 147 849 387,74 по состоянию на 01.01.2019.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст.390 НК РФ).
При этом, исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, законодатель, вводя для целей платы за использование земли государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В силу положений ст.ст. 400 и 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.
Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости вышеназванных объектов влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (пункт 1). С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона № 237-ФЗ о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст.ст. 9, 13. 14), доводы представителя управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу статьей 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет от 13 октября 2020 года № К-20-109 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненный ФИО5 рыночная стоимость составляет на 01.01.2019:
- земельного участка, площадью 19 507 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес> - 547 596 рублей;
- земельного участка, площадью 8 417 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес> - 243 382 рублей;
- земельного участка, площадью 10 752 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес> - 301 828 рублей;
- здания керамического цеха, назначение: нежилое, кадастровый №, площадью: 1181,5 кв.м., количество этажей: 3, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <адрес> - 3 234 319 рублей;
- гидротехнического сооружения, включающее земляную плотину 82,0 М * 3,0 М, объем насыпи 3182 М3, башенный водосброс 3,0 М * 6,0 М, кадастровый №, площадью: 21 600 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> - 1 010 785 рублей.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Проверяя представленный административным истцом отчет на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям Федеральных стандартов оценки № 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Как следует из материалов дела, содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком учтено месторасположение объектов недвижимости, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных району расположения объекта оценки.
В соответствии с абзацем 1 статьи 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Отчет о рыночной стоимости объектов недвижимости составлен оценщиком, который, как следует из представленных документов, является членом саморегулируемой организации оценщиков, включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы, его деятельность застрахована.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что между величиной кадастровой стоимости и рыночной стоимостью объектов оценки имеется существенная разница, в связи с чем, по ходатайству административного истца, определением Брянского областного суда назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ФИО7 На разрешение были поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению эксперта №01-225/Э-2021 от 28.07.2021 отчет №К-20-109 от 13.10.2020 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, выполненный ФИО5», соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и ФСО.
Данное заключение эксперта лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривается.
Суд принимает заключение эксперта в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку экспертиза назначалась непосредственно судом, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, и заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
При разрешении дела суд также исходит из того, что в силу части 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 05 июля 2016 года № 15-П, согласно которым кадастровая стоимость как таковая представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; при этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
При этом имеющиеся допустимые различия в методах оценки делают неизбежными не только несовпадение установленной на основании отчета оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, при том, что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
Оценивая отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности административному истцу, суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации №№ 297, 298, 299 от 20 мая 2014 года, № 611 от 25 сентября 2014 года, и находит его допустимым доказательством по делу, поскольку оценка произведена на основании исследования и анализа рынка недвижимости и подтверждена экспертным заключением.
Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц не представили суду конкретных замечаний на отчет, которые бы свидетельствовали о несоответствии его требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, а также не представили доказательств иного размера рыночной стоимости объектов.
При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости подлежит установлению в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 г., определенной в представленном административным истцом отчете.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов административного дела следует, что административный истец направил в Брянский областной суд административное заявление 13.04.2021.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Авдеева Сергея Александровича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2019:
- земельного участка, площадью 19 507 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости 547 596 рублей;
- земельного участка, площадью 8 417 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости 243 382 рублей;
- земельного участка, площадью 10 752 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку охотхозяйства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 301 828 рублей;
- здания керамического цеха, назначение: нежилое, кадастровый №, площадью: 1181,5 кв.м., количество этажей: 3, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости 3 234 319 рублей;
- гидротехнического сооружения, включающее земляную плотину 82,0 М * 3,0 М, объем насыпи 3182 М3, башенный водосброс 3,0 М * 6,0 М, кадастровый №, площадью: 21 600 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости 1 010 785 рублей.
Датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости считать 13.04.2021.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Брянского областного суда Г.В. Шкобенёва