дело № 3а-130/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 15 июля 2019 г.
Пензенский областной суд в составе
судьи Репиной Е.В.
при секретаре Будановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Пензенской области об оспаривании отдельных положений Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности закрытого административного-территориального образования города Заречного Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 27 ноября 2015 г. № 110 (в редакции решения Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 2 ноября 2018 г. № 359),
у с т а н о в и л:
Решением Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 27 ноября 2015 г. №110 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности закрытого административного-территориального образования города Заречного Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» в редакции решения Собрания представителей от 02 ноября 2018 г. № 359, утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности закрытого административного-территориального образования города Заречного Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (разделы 1-3 Порядка).
Разделы 1-3 Порядка предусматривают общие положения определения арендной платы, расчет годового размера арендной платы, особенности изменения размера арендной платы, в том числе за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
Нормативный правовой акт опубликован в официальном печатном средстве массовой информации - газете «Ведомости Заречного» 27 ноября 2015 г. № 50 (418) и вступил в силу на следующий день после его официального опубликования.
В указанный акт решениями Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 25 августа 2017 г. № 275 и 02 ноября 2018 г. № 359 внесены изменения, которые опубликованы в газете «Ведомости Заречного» 25.08.2017 № 34 (512), 02.11.2018 № 47 (579).
Первый заместитель прокурора Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения в законную силу положения разделов 1-3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности закрытого административного-территориального образования города Заречного Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 27 ноября 2015 г. № 110 (в редакции решения Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 2 ноября 2018 г. № 359), в части правового регулирования определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов,со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование требований административный истец сослался на то, что оспариваемые положения Порядка не соответствуют нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, приняты органом местного самоуправления за пределами своей компетенции, что является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, чем нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Представитель административного истца - по доверенности ФИО1 в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Собрания представителей г.Заречного Пензенской области - по доверенности ФИО2, требования административного истца не признала, указав, что Порядок определения размера арендной платы принят в рамках компетенции ответчика, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов граждан.
Представители заинтересованных лиц - Правительства Пензенской области, Департамента государственного имущества Пензенской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменном отзыве полагали требования подлежащими удовлетворению. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт «а» пункта 2).
Пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, федеральное законодательство строго разграничивает компетенцию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и компетенцию органа местного самоуправления по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Пунктом 4 статьи 2 Закона Пензенской области от 04 марта 2015 г. № 2693-ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» к полномочиям Правительства Пензенской области в области земельных отношений отнесено, в том числе, установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пензенской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов.
Способы расчета размера арендной платы, особенности изменения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, определены Порядком определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пензенской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 08 октября 2015 г. № 552-пП «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов». Предметом регулирования настоящего Порядка является механизм определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов.
Как усматривается из представленных материалов, решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области 27 ноября 2015 г. № 110 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности закрытого административного-территориального образования города Заречного Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, который в качестве предмета регулирования устанавливает механизм определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (пункт 1.1).
В силу пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативных правовых актов, судом установлено.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Названный закон предусматривает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7).
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления образуют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, администрация (исполнительно-распорядительный орган) иные органы и выборные должностные лица, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия органов местного самоуправления определяются Уставом муниципального образования.
Федеральный законодатель определил полномочия представительного органа местного самоуправления путем установления в части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ исчерпывающего перечня вопросов, находящихся в исключительной компетенции этого органа, предусмотрев в пункте 5 возможность определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Иными полномочиями представительные органы местного самоуправления могут быть наделены уставом только в том случае, если такие полномочия допускаются федеральными законами.
Согласно статьи 4.1.1 Устава закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области, принятого решением Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 19.12.2005 № 142, Собрание представителей г. Заречного Пензенской области является представительным органом муниципального образования.
К компетенции Собрания представителей города Заречного Пензенской области относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности закрытого административно-территориального образования (пункт 5 части 3 статьи 4.2.1 Устава закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области).
Из указанного правового предписания не следует, что представительный орган местного самоуправления, вправе реализовывать по своему усмотрению полномочия, устанавливающие механизм определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
В оспариваемых первым заместителем прокурора Пензенской области положениях раздела 1-3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности закрытого административного-территориального образования города Заречного Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, установлен механизм определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
Однако отнесение указанных полномочий к компетенции представительного органа местного самоуправления федеральным законодательством, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, не предусмотрено.
Таким образом, решение об утверждении порядка определения размера арендной за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (разделы 1 - 3) принято Собранием представителей г.Заречного Пензенской области с нарушением полномочий.
При таком положении, оспариваемый Порядок в части регулирования правоотношений по определению размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (разделы 1 - 3), подлежит признанию недействующим как принятый с нарушением требований закона.
Доводы административного ответчика о том, что решение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области воспроизводит положения нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», являются несостоятельными, поскольку противоречат предмету регулирования обжалуемого нормативного правового акта, который предусматривает порядок проведения оценки годового размера арендной платы, расчеты и величины арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов.
Утверждения представителя Собрания представителей г. Заречного Пензенской области о не противоречии оспариваемых положений, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно Постановлению Правительства Российской Федерации № 582, не могут быть приняты во внимание, так как не опровергают сам факт принятия обжалуемого правового акта за пределами компетенции.
Ссылки представителя административного ответчика на нарушение прав граждан, которым земельные участки предоставляются в аренду без торгов (собственники зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации к землям ограниченным в обороте), не имеют правового значения при разрешении заявленных требований, поскольку дело рассматривается в порядке абстрактного нормоконтроля.
Подлежат отклонению доводы административного ответчика о противоречии Постановления Правительства Пензенской области от 08 октября 2015 г. № 552-пП «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов», федеральному законодательству, поскольку указанный нормативный правовой акт предметом проверки по настоящему делу не является.
Ссылка представителя Собрания представителей города Заречного Пензенской области о необходимости привлечения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц КУМИ г.Заречного Пензенской области, арендаторов земельных участков, подлежит отклонению, поскольку судом вопрос о правах и обязанностях указанных лиц не разрешался.
Как усматривается из содержания административного иска, первый заместитель прокурора Пензенской области указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт в рассматриваемой части нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, в связи с чем защита нарушенных прав неопределенного круга лиц осуществляется прокурором в соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку до принятия решения оспариваемый нормативный правовой акт применялся, порождая правовые последствия (являлся основанием для расчета арендной платы пользователям земельных участков), с учетом положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о признании оспариваемого Порядка не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом положений ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном муниципальном печатном средстве массовой информации - газете «Ведомости Заречного».
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд-
р е ш и л:
административный иск первого заместителя прокурора Пензенской области, удовлетворить.
Признать недействующими положения разделов 1-3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности закрытого административного-территориального образования города Заречного Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 27 ноября 2015 г. № 110 (в редакции решения Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 2 ноября 2018 г. № 359), в части правового регулирования определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов,со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Собрание представителей города Заречного Пензенской области опубликовать сообщение о принятии решения суда в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном муниципальном печатном средстве массовой информации - газете «Ведомости Заречного».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 июля 2019 г.
Судья Е.В. Репина