ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-130/19ПРИ от 15.04.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-130\19 Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Ярославль 15 апреля 2019г.

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Шевяковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «БОСФОР» к Правительству Ярославской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости,

Установил:

В административном исковом заявлении ООО «БОСФОР» просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого помещения, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ООО «БОСФОР» является сособственником нежилого помещения. Налог на имущество организации по данному объекту исчисляется из кадастровой стоимости, которая выше рыночной, чем затрагиваются права административного истца как плательщика налога.

Также административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока обращения с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Коновалова Е.В., представлявшая также по доверенности интересы заинтересованного лица Шилова С.Н., административные исковые требования поддержала.

Представители заинтересованных лиц департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Колобова Е.В.и администрации городского округа город Рыбинск по доверенности Кокорина М.А. возражали против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на недостоверность отчета определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

Представители административных ответчиков Правительства Ярославской области, ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, заинтересованные лица Шилов С.Н. и Иванов С.В. (сособственники помещения), извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали, возражений относительно заявленных требований не представили.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

ООО «БОСФОР» является сособственником нежилого помещения, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Сособственниками данного нежилого помещения также являются Шилов С.Н. и Иванов С.В.

В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно положениям ст.ст. 375, 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения - нежилого помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, определяется как кадастровая стоимость.

Законом Ярославской области от 15.10.2003г. № 46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» установлены ставки налога на имущество, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 N 23-н «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» принадлежащее ООО «БОСФОР» нежилое помещение включено в данный перечень.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество организации, являются публичными, вопрос определения налога на имущество физических лиц урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество организации, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого он является.

Кадастровая стоимость вышеуказанного нежилого помещения в размере <данные изъяты> руб. определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. постановлением Правительства Ярославской области от 11.12.2012г. № 1404-п (п.33811 приложения № 7).

В соответствии с отчетом оценки рыночной стоимости нежилого помещения № 429\12-2019 от 12.12.2018г., составленного оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО1, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. составляет <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств являются отчет независимого оценщика, который подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, специалистом, имеющим право на проведение подобного рода оценки.

Возражения департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области и администрации городского округа город Рыбинск не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

В судебном заседании свидетель ФИО1 подтвердила, выводы, изложенные в отчете определения рыночной стоимости нежилого помещения, дала исчерпывающие и аргументированные ответы на возникшие вопросы.

Сопоставив показания свидетеля ФИО1 с материалами дела, суд считает, что оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО1 не имеется.

Возражения относительно отчета определения рыночной стоимости объекта недвижимости сводятся к тому, что оценщик при определении рыночной стоимости нежилого помещения сравнительным подходом необоснованно отказался об использования в качестве объектов-аналогов доступных ему сведений о продаже нежилого помещения по адресу: <адрес> (цена предложения <данные изъяты> руб.), и нежилого помещения по адресу: <адрес> (цена предложения <данные изъяты> руб.).

Данные возражения нельзя расценить как обоснованные.

Из содержания отчета следует, что при определении рыночной стоимости нежилого помещения сравнительным подходом оценщиком подобрано и оценено достаточное количество объектов-аналогов с известными ценами предложений. В качестве объектов-аналогов использованы объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из факторов является единообразным.

В соответствии с п/п «в» п. 22 ФСО № 7 «Оценка недвижимости» при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.

Тем самым, специалист, проводящий оценку недвижимого имущества, пользуется той информацией, которая ему доступна. В отчете приведена доступная оценщику и проверенная им информация. В связи с этим неиспользование оценщиком информации об объектах, сведения о которых доступны иным лицам, в частности департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, не может квалифицироваться как несоблюдение федеральных стандартов оценки.

Оценщиком описаны объем доступных ему рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах конкретных объектов-аналогов в отчете мотивировано.

В отчете содержится информация о критериях подбора объектов-аналогов (местоположение, разрешенное использование и пр.).

В силу изложенного возражения департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области и администрации городского округа город Рыбинск не являются основанием для критической оценки отчета определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

Ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с административным исковым заявлением подлежит удовлетворению, так как к настоящему времени в Единый государственный реестр недвижимости не внесены результаты очередной государственной кадастровой оценки нежилого помещения. Ранее данное нежилое помещение не вносилось в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Невозможность обращения с административным иском в более ранние сроки обусловлено также сроком приобретения административным истцом нежилого помещения.

Изложенное позволяет прийти к выводу о наличии оснований для восстановления процессуального срока.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением в отношении этого объекта рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном деле является – 18.12. 2018 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ООО «БОСФОР» восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером .

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого помещения, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.

Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб.

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – 18.12.2018г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.С. Преснов