ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-130/20 от 14.12.2020 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-130/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2020 года город Белгород

Белгородский областной суд в составе:

судьи Сотниковой Е.В.

при секретаре Павловой Ю.А.

с участием прокурора отдела прокуратуры Белгородской области

ФИО1, председателя БРОО «Общество охотников и рыболовов» ФИО2, представителя административного истца БРОО «Общество охотников и рыболовов» ФИО3, представителя административного ответчика Губернатора Белгородской области ФИО4, представителя заинтересованного лица управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белгородской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» о признании недействующим в части постановления Губернатора Белгородской области от 29 июля 2020 № 98 «Об утверждении лимитов и квот добычи диких животных в сезоне охоты 2020-2021 годов»,

установил:

пунктом 1 постановления Губернатора Белгородской области от 29 июля 2020 г. № 98 «Об утверждении лимита и квот добычи диких животных в сезоне охоты 2020-2021 годов» утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Белгородской области на период с 1 августа 2020 по 31 июля 2021 года; пунктом 2 – квоты добычи косули европейской и оленя благородного на территории Белгородской области в сезоне охоты 2020-2021 годов.

В пункте 15 приложения № 2 к названному постановлению для БРОО «Общество охотников и рыболовов» на территории Прохоровского района предусмотрены квоты добычи косули европейской в количестве «0» особей.

В пункте 15 приложения № 3 к названному постановлению для БРОО «Общество охотников и рыболовов» на территории Прохоровского района предусмотрены квоты добычи оленя благородного в количестве «0» особей.

БРОО «Общество охотников и рыболовов» обратилось в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании недействующими со дня принятия постановления Губернатора Белгородской области от 29 июля 2020 г. № 98 «Об утверждении лимита и квот добычи диких животных в се-зоне охоты 2020-2021 годов» в части квоты добычи косули 0 особей, указанной в пункте 15 Приложения № 2 и квоты добычи оленя благородного 0 особей, указанной в пункте 15 Приложения № 3; возложении обязанности на административного ответчика установить квоту добычи охотничьих ресурсов в соответствии с заявками Общества от 11 марта 2020 г., путем внесения соответствующих изменений в постановление Губернатора Белгородской области от 29 июля 2020 г. № 98.

Требования мотивированы тем, что БРОО «Общество охотников и рыболовов», являясь членом Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз», осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории Прохоровского района Белгородской области на основании охотхозяйственного соглашения от 02 мая 2017 г. № 27.

11 марта 2020 г. Общество в установленном порядке направило в уполномоченный орган заявки на установление квот добычи для каждого вида охотничьих ресурсов (косуля – 6 особей, олень благородный – 1 особь) на период с 01.08.2020 до 01.08.2021. Претензии относительно содержания вышеуказанных заявок в Общество не поступали.

Несмотря на направленную заявку, оспариваемым постановлением Губернатора Белгородской области от 29 июля 2020 г. № 98 в соответствующих графах для Общества квоты добычи косули установлены в размере 0 особей (пункт 15 приложения № 2), оленя благородного – 0 особей (пункт 15 приложения № 3).

По мнению административного истца, постановление Губернатора Белгородской области в указанной части противоречит положениям части 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункту 7 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 228.

Из базового права на добычу охотничьих ресурсов вытекает также право Общества на выдачу соответствующих разрешений, которые в силу пункта 16 статьи 1 Закона об охоте являются документами, удостоверяющими право на добычу охотничьих ресурсов. Общество будет вынуждено отказывать физическим лицам (охотникам) в выдаче им разрешений на добычу косуль и оленя, поскольку не утверждены квоты их добычи. Тем самым, отсутствие квот добычи указанных охотничьих ресурсов блокирует право Общества на предоставление возмездных услуг в сфере охотничьего хозяйства, гарантированное частью 5 статьи 14 и статьёй 55 Закона об охоте.

При принятии оспариваемого нормативного правового акта не учтено, что право пользования животным миром, возникшее на основании охотхозяйственного соглашения, у Общества не утрачено, поскольку в порядке, предусмотренном статьёй 47 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», оно не прекращалось ни полностью, ни частично.

Уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, БРОО «Общество охотников и рыболовов» просило суд признать недействующим со дня вынесения решения по делу постановление Губернатора Белгородской области от 29 июля 2020 г. № 98 «Об утверждении лимита и квот добычи диких животных в сезоне охоты 2020-2021 годов» в части квоты добычи косули 0 особей, указанной в пункте 15 Приложения № 2 для БРОО «Общество охотников и рыболовов» в Прохоровском районе Белгородской области и квоты добычи оленя благородного 0 особей, указанной в пункте 15 Приложения № 3 для БРОО «Общество охотников и рыболовов» в Прохоровском районе Белгородской области.

Определением суда от 12 октября 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено управление экологического и охотничьего надзора Белгородской области.

В судебном заседании председатель БРОО «Общество охотников и рыболовов», а также представитель административного истца поддержали заявленные требования с учетом их уточнения. Просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представители административного ответчика и заинтересованного лица полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Указывали, что оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной ему компетенции, в установленном порядке и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 8 Закона об охоте, право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным законом.

В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Закона об охоте лимит добычи охотничьих ресурсов – объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Квота добычи охотничьих ресурсов – часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.

Лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косулей, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси, соболя (часть 4 статьи 24).

Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения (часть 9 статьи 24).

Если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия.

В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, с установленной квотой добычи охотничьих ресурсов, они вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке (часть 11 статьи 24).

Согласно части 1 статьи 7 Устава Белгородской области (принят Белгородской областной Думой 24 декабря 2003 г.), Губернатор Белгородской области является высшим должностным лицом Белгородской области.

При осуществлении нормативного регулирования общественных отношений Губернатор Белгородской области издает постановления, которые вступают в силу не ранее дня их официального опубликования (пункты 1, 2 статьи 15 Устава Белгородской области).

Оспариваемое постановление Губернатора Белгородской области от 29 июля 2020 г. № 98 «Об утверждении лимита и квот добычи диких животных в сезоне охоты 2020-2021», является нормативным правовым актом, издано Губернатором области в пределах предоставленных ему полномочий и компетенции, в требуемой форме (постановление), в установленном порядке, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Белгородской области от 31.12.2003 № 112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» опубликовано на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно- телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakon.belregion.ru), в день принятия – 29 июля 2020 г.

Частью 8 статьи 24 Закона об охоте установлено, что состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Порядку принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 228 (ред. от 06.09.2012) (далее –Порядок № 228), юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов, в которой необходимо указать: свойственную для вида охотничьего ресурса площадь обитания (если охотустройство не производилось, указывается общая площадь охотничьего угодья); численность и показатель численности на 1000 га в текущем году и за два предыдущих года, квоту добычи, выраженную в процентах от численности охотничьего ресурса в текущем году; квоту добычи, выраженную в количестве особей, предполагаемых к изъятию, в том числе количество особей в возрасте до одного года, взрослых особей (пункт 4).

Из материалов административного дела следует, что в соответствии с пунктами 9.1, 9.2, 9.4 Порядка № 228 в срок до 15 апреля 2020 г. управление экологического и охотничьего надзора Белгородской области, являющееся в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 29 апреля 2019 г. № 179-пп «Об утверждении Положения об управлении экологического и охотничьего надзора Белгородской области» органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Белгородской области, осуществило сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, определило лимит добычи охотничьих ресурсов (косули европейской, оленя благородного) на территории охотничьих угодий Белгородской области на период с 01.08.2020 по 01.08.2021, а также квоты добычи косули европейской и оленя благородного на территории Белгородской области в сезоне 2020-2021 годов.

29 апреля 2020 г. в соответствии с требованиями пункта 9.5 Порядка № 228, управление экоохотнадзора Белгородской области направило в Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы (подпункт 3.2 пункта 3 Положения о департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 26 сентября 2016 г. № 348-пп) материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2020-2021 гг.(т.2 л.д. 115-155).

30 апреля 2020 г. в дополнение к ранее направленным материалам, Управлением также направлены в Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среда Белгородской области проекты лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2020-2021 гг., для проведения государственной экологической экспертизы. Проект лимитов был направлен в двух вариантах: с установлением квот добычи охотничьих ресурсов, в частности для БРОО «Общество охотников и рыболовов», и без их установления для Общества (т. 2 л.д. 90-114).

Приказом Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области от 10 июня 2020 г. № 279 утверждено заключение № 1 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам «Лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов (оленя благородного и косули европейской) в сезоне охоты 2020-2021 гг., из выводов которого следует, что проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (оленя благородного, косули европейской) в сезоне охоты 2020-2021 гг. на территории Белгородской области может быть принят к реализации с учетом указанных рекомендаций (т.2 л.д. 70-89).

11 июня 2020 г. в соответствии с требованиями пункта 9.6 Порядка № 228, управление экоохотнадзора Белгородской области направило на согласование в Минприроды России проект лимита и квот добычи охотничьих ресурсов (оленя благородного, косули европейской) на территории Белгородской области в сезоне охоты 2020-2021 гг. (в редакции, в которой для БРОО «Общество охотников и рыболовов» квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Прохоровского района установлены в размере «0»), пояснительную записку к нему и заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (т. 2 л.д. 37-89).

Лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Белгородской области в сезон охоты 2020-2021 гг., устанавливаемый в соответствии с нормативами допустимого изъятия и с учетом заключения № 1 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Белгородской области от 10 июня 2020 г. в количестве: косуля европейская – 638 особей, в том числе: старше года – 372 особи, до 1 года – 266 особей; благородного оленя – 172 особи, в том числе: старше 1 года – 141 особь, до 1 года – 31 особь, согласован Минприроды России, что подтверждается письмом заместителя министра – руководителя Федерального агентства по недропользованию от 06 июля 2020 г. № 07-29-29/16515 (т. 2 л.д. 25).

Проект документа об утверждении лимита и квот добычи диких животных в сезоне охоты 2020-2021 гг. и пояснительная записка к проекту представлены Губернатору Белгородской области и утверждены оспариваемым постановлением от 29 июля 2020 г. № 98, в соответствии с требованиями положений пунктов 12, 13 Порядка № 228).

По мнению административного истца, принятие оспариваемого постановления от 29 июля 2020 г. № 98 стало возможным в результате направления Губернатору Белгородской области документов для утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов, принятых в нарушение установленного порядка их принятия (результатов публичных слушаний и заключения экологической экспертизы).

Суд соглашается с данными доводами административного истца по следующим основаниям.

В силу положений части 9 статьи 24 Закона об охоте и пункта 5 Порядка № 228, квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.

Основанием для неустановления квоты (объема) добычи охотничьих ресурсов, в силу пункта 7 Порядка № 228, являются: отсутствие заявки; отсутствие данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов; а также случаи, при которых определение квоты добычи приводит к результату менее чем одна особь.

Судом установлено, что 02 мая 2017 г. между БРОО «Общество охотников и рыболовов» («Охотпользователь») и управлением экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области («Управление») заключено охотхозяйственное соглашение № 27, сроком действия 49 лет, в соответствии с которым Обществу предоставлено в аренду охотничье угодье площадью 76 тыс. га. в Прохоровском районе Белгородской области. Охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Управление обязуется предоставить Охотпользователю право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий; своевременно, не позднее чем за 30 рабочих дней, информировать Охотпользователя об установленной квоте добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья (т. 1 л.д. 26-39).

Одним из видов экономической деятельности БРОО «Общество охотников и рыболовов» является охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (Выписка из ЕРЮЛ № ЮЭ9965-20-248232922 от 14.10.2020) (т.1 л.д. 40-44).

12 марта 2020 г. в соответствии с пунктом 4 Порядка № 228 Общество предоставило в управление экологического и охотничьего надзора Белгородской области заявки на установление квоты добычи оленя благородного (1 особь), косули европейской (6 особей) на территории охотничьих угодий БРОО «Общество охотников и рыболовов» на период с 01.08.2020 по 01.08.2021 (т. 1 л.д. 23-25).

Претензий по содержанию поданных заявок в адрес Общества не поступило.

Управление экоохотнадзора Белгородской области в соответствии с унктом 9 Порядка № 228 определило квоты добычи охотничьих ресурсов (косули европейской и оленя благородного) на территории Белгородской области и лимит добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Белгородской области.

Для БРОО «Общество охотников и рыболовов» квоты добычи были определены в соответствии с заявкой, представленной Обществом.

Поскольку материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, в соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», статьёй 9 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» 20 апреля 2020 г. управлением экоохотнадхора Белгородской области назначались публичные слушания (общественные обсуждения) проекта лимита и квоты добычи диких животных (косули европейской и оленя благородного) в сезоне охоты 2020-2021 гг. на территориях охотничьих угодий Белгородской области.

По результатам общественных обсуждений (слушаний) проект лимита и квот добычи охотничьих ресурсов (оленя благородного и косули европейской) в сезоне охоты 2020-2021 гг. одобрен; общественные слушания признаны состоявшимися; замечаний и возражений от участников не поступило, что подтверждено протоколом общественных обсуждений (слушаний) от 20 апреля 2020 № 1 (т. 2 л.д. 139-144). Из протокола общественных обсуждений (слушаний) также следует, что при подготовке проекта лимитов и квот добычи косули европейской и оленя благородного использовались результаты учета численности охотничьих ресурсов по методике ЗМУ, подсчет на подкормочных площадках и опросные сведения. Анализ учетных данных косули европейской и оленя благородного за последние годы показал стабильное увеличение численности этих видов на территории охотугодий Белгородской области. Управлением экоохотнадзора Белгородской области в процессе определения квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (общедоступного и закрепленного) на территории которого она устанавливалась, проверялось соответствие её значения установленным нормативам допустимого изъятия, в том числе контролировалось, чтобы рассчитанное значение «% от численности» не превышало значения соответствующего норматива.

Представителями административного истца в судебном заседании подтвержден тот факт, что по результатам общественных обсуждений (слушаний) были одобрены лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов (оленя благородного и косули европейской) в сезоне охоты 2020-2021 годов в соответствии с поданными Обществом заявками. Общество принимало участие в общественных слушаниях.

Из пояснений представителя управления экоохотнадзора Белгородской области следует, что после проведения публичных (общественных) слушаний, 24 апреля 2020 г. в Управление поступило обращение гр. ФИО6, который в своем обращении считал необходимым закрыть всякую охоту в Прохоровском районе (т. 2 л.д. 151-152).

28 апреля 2020 г. председательствующим общественных слушаний - первым заместителем начальника управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области составлено заключение о результатах публичных слушаний, проведенных 20 апреля 2020 г., в котором, с учетом поступившего обращения ФИО6 принято решение не устанавливать квоты добычи в Прохоровском районе (т. 2 л.д. 138).

Данные обстоятельства повлекли изменение проекта лимита и квот добычи косули европейской и оленя благородного на территории Белгородской области в сезоне 2020-2021 гг., в котором, в приложениях № 2 и № 3 квота добычи косули европейской и оленя благородного для БРОО «Общество охотников и рыболовов» установлена в количестве «0 особей».

При этом, БРОО «Общество охотников и рыболовов» не уведомлялось Управлением о том, что квоты добычи диких животных на территории Прохоровского района Белгородской области в соответствии с представленными Обществом заявками не установлены.

Между тем, из положений части 2, пункта 8 части 4 статьи 27 Закона об охоте следует обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу, заключившему охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим федеральным законом.

Перечень оснований для неустановления квоты (объема) добычи охотничьих ресурсов определен пунктом 7 Порядка № 228 и является исчерпывающим.

Из доказательств по делу усматривается, что правовых оснований для неустановления БРОО «Общество охотников и рыболовов» квот добычи косули европейской и оленя благородного не имелось.

Доводы представителя управления экоохотнадзора Белгородской области, изложенные в возражениях на административное исковое заявление о том, что проект постановления Губернатора Белгородской области «Об утверждении лимита и квот добычи диких животных в сезоне охоты 2020-2021 годов» разрабатывался совместно с проектом постановления Правительства Белгородской области «О введении ограничений в сезоне охоты 2020-2021 годов», которым установлен запрет любительской и спортивной охоты на территории охотничьих угодий Прохоровского района на все виды охотничьих животных, в связи с чем, квоты добычи диких животных на территории Прохоровского района не устанавливались, не могут быть приняты судом во внимание.

Постановление Правительства Белгородской области «О введении ограничений в сезоне охоты 2020-2021 годов» № 337-пп принято 3 августа 2020 г., то есть после даты принятия оспариваемого постановления Губернатора Белгородской области. Кроме того, запрет любительской и спортивной охоты на территории охотничьих угодий Прохоровского района основанием для неустановления БРОО «Общество охотников и рыболовов» квот добычи охотничьих ресурсов не являлся; не предусмотрено такое основание и пунктом 7 Порядка № 228.

Отклоняются судом ввиду их несостоятельности доводы представителя управления экоохотнадзора Белгородской области о наличии Заключения № 1 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы и письма Минприроды России, которыми согласованы лимиты добычи и указывающие на выполнение требований Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ.

Письмом Минприроды России от 06 июля 2020 г. № 07-29-29/16515 согласован лимит добычи (объем допустимой годовой добычи) охотничьих ресурсов на территории Белгородской области в сезон охоты 2020-2021 гг., выраженный в следующем количестве: косуля европейская – 638 особей, в том числе: старше 1 года – 372 особи, до 1 года – 266 особей; благородный олень – 172 особи, в том числе: старше 1 года – 141 особь, до 1 года – 31 особь. Квота добычи охотничьих ресурсов (часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья), указанным письмом Минприроды России не согласовывалась.

Из имеющегося в деле Заключения № 1 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов лимита и квоты добычи охотничьих ресурсов (оленя благородного и косули европейской) в сезоне охоты 2020-2021 гг. от 10 июня 2020 г. № 279 следует, что экспертной комиссией рассмотрены представленные управлением экоохотнадзора Белгородской области материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Белгородской области на период с 1 августа 2020 г. по 1 августа 2021 г.; проекты квот добычи косули европейской на территории Белгородской области, оленя благородного на территории Белгородской области и проект лимитов добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Белгородской области на период с 1 августа 2020 г. по 1 августа 2021 г., скорректированный с учетом проведенных общественных слушаний.

Как следует из содержания заключения государственной экологической экспертизы, каких-либо замечаний по представленным БРОО «Общество охотников и рыболовов» материалам и заявкам экспертной комиссией в заключении не высказано. Экспертная комиссия указывает лишь на то, что не устанавливать квоты добычи, решено в связи с планом мероприятий Губернатора области по созданию природного парка на территории Прохоровского района, согласно заключению о результатах публичных слушаний (общественных обсуждений) в сезоне охоты 2020-2021 года.

Учитывая изложенное, доводы административного истца о том, что постановление Губернатора Белгородской области от 29 июля 2020 г. № 98 в оспариваемой части противоречит положениям части 9 статьи 24 Закона об охоте и пункту 7 Порядка № 228, суд находит состоятельными, поскольку имеются основания для признания не соответствующим федеральному законодательству неустановление для БРОО «Общество охотников и рыболовов» квот добычи косули европейской и оленя благородного, а следовательно, имеются основания для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьёй 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства, признаются судом не действующими со дня вступления решения в законную силу.

Пункт 15 приложения № 2 и пункт 15 приложения № 3 к постановлению Губернатора Белгородской области от 29 июля 2020 г. № 98 подлежат признанию недействующими в части со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный акт применялся, на его основе реализовывались права граждан и в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации постановление Губернатора Белгородской области № 98 может быть проверено по процедуре конституционного судопроизводства, поскольку является нормативным правовым актом субъекта Российский Федерации, изданным по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт «б» части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации).

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области (www.zakon.belregion.ru) в соответствии с требованиями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Белгородской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда пункт 15 приложения № 2 в части квоты добычи косули европейской и пункт 15 приложения № 3 в части квоты добычи оленя благородного на территории Белгородской области в сезоне охоты 2020-2021 годов для Белгородской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» к постановлению Губернатора Белгородской области от 29 июля 2020 г. № 98 «Об утверждении лимита и квот добычи диких животных в сезоне охоты 2020-2021 годов».

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (htt://www.zakon.belregion.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский областной суд.

Судья

Решение в окончательной форме принято 28 декабря 2020 г.

Решение28.12.2020