ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-130/2016 от 05.02.2016 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело №3а-130/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 февраля 2016 года г.Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе:

судьи Абрамова Д.М.,

при секретаре Третьякове И.А.,

с участием прокурора Золотых В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нестеренко А.Б., Голик Е.Н., Мишуровой И.В., Гробер А.В., Шкурат В.Е., Белицкой С.С., Чистохвалова В.В., Китанина И.И., Белицкой А.И., Ткаченко Л.П., Васильева Д.М., Макаровой О.П., Фисун В.А., Кочуева С.С., Матс А.В., Голованова А.Г., Голика Н.И., Рыжакова А.А., Бобрикова-Добровольского Н.В., Вербкина С.П., Шоколовой Ю.С., Хохлачевой Л.Н., Казарьяна Р.Г. о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.11.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от 12.11.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, заинтересованное лицо ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»,

УСТАНОВИЛ:

административными истцами оспорены постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.11.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону», от 12.11.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2016-2018 годы».

Административные истцы сослались на то, что являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Постановления, являясь нормативными правовыми актами, приняты Региональной службой по тарифам Ростовской области с существенными нарушениями норм Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 209, 248), Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 36-37), Федерального закона «О концессионных соглашениях», а также пункта 16 (а) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года №1075. Фактическим основанием административного иска является ссылка на принадлежность истцам автономной газовой котельной, расположенной на дворовой территории здания по указанному адресу. Право общей долевой собственности возникло на основании инвестиционного контракта от 29.01.2003 года, заключенного между Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса (ЮРГУЭС) и ТСЖ «Институт сервиса». После завершения строительства жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН теплоснабжение обеспечивается автономной газовой котельной, которая проектировалась в составе строящегося жилого дома. Условия распределения общей долевой собственности на инженерную систему теплоснабжения жилого дома признаны решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по иску ФИО28 к ТСЖ «Институт сервиса», иску ГОУ ВПО ЮРГУЭиС к ТСЖ «Институт сервиса» о признании права собственности на учебно-административные помещения. На основании приказа Минобрнауки России от 06.08.2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН проведена реорганизация учебных заведений путем присоединения ФГБОУ ВПО ЮРГУЭиС к ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», что влечет вывод о правопреемстве этих учреждений, в том числе в отношении прав на котельную. ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» являлся субъектом обращения в Региональную службу по тарифам Ростовской области об установлении тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение, поставляемые от газовой котельной жилого дома. К заявлениям ФГБОУ ВПО ДГТУ приложена копия свидетельства о праве оперативного управления на часть здания по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (отдельные помещения в подвальной части и на первом этаже 7-этажного здания). Истцы полагают, что из представленных документов усматривается факт отсутствия единоличного права собственности (иного права) ДГТУ на домовое имущество и оборудование, предназначенное для эксплуатации дома, что и является нарушением пункта 16 (а) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Административные считают, что из названных Правил следует вывод о необходимости проверки РСТ правомочий регулируемой организации на обращение за установлением тарифов. Это обстоятельство не выяснено должным образом, собственники же квартир в жилом доме не предоставляли кому-либо прав использования котельной, в том числе для коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли. В силу статьи 248 ГК РФ право владения и распоряжения тепловой энергией, произведенной газовой котельной, являющейся общей долевой собственностью владельцев помещений многоквартирного дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежит только субъектам такого права.

Белицкая А.И., являясь административным истцом и одновременно представителем остальных истцов согласно их письменному заявлению, поддержала требования в полном объеме. В суд явились истцы Чистохвалов В.В., Макарова О.П., Вербкин С.П., которые требования просили удовлетворить. Остальные истцы извещены, дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области – Задорожняя Е.Ю. полагала заявленные требования необоснованными.

Представитель ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» - Семак Н.А. возражала против удовлетворения требований.

Прокурор Золотых В.В. в заключении полагал требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения административных истцов, представителей сторон, заключение прокурора, суд пришел к следующим выводам.

Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.11.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону» надлежаще опубликовано в газете «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 02.12.2014 года (л.д.99 том 1). Постановление устанавливает одноставочные тарифы на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА), населения (ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА

Данное постановление действовало в период обращения административных истцов с заявленными требованиями в суд.

Постановление РСТ Ростовской области от 12.11.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2016-2018 годы» надлежаще опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области 20.11.2015 года (л.д.91 том 1).

Постановление устанавливает тарифы на тепловую энергию в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 года, устанавливает долгосрочные параметры регулирования на 2016-201 годы (для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с разбивкой на 3 года и по полугодиям, для населения).

Региональная служба по тарифам Ростовской области является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области на принятие нормативных правовых актов в сфере установления тарифов на тепловую энергию в силу раздела 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с изменениями и дополнениями (л.д.155-210 том 1).

Оспариваемые постановления приняты на основании заявлений регулируемой организации - ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» (л.д.92-95,103-106 том 1).

Постановления по содержанию и порядок их принятия проверены судом на соответствие требованиям правовых норм в полном объеме в соответствии со статьёй 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации независимо от доводов административных истцов.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято Постановление N1075, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).

К регулируемым ценам тарифам на товары и услуги в сфере теплоснабжения согласно пункту 4 Основ ценообразования относится тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования срок регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Согласно пунктам 12, 13, Правил регулирования цен (тарифов), установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе, по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15, 16 настоящих Правил.

На основании пункта 26 Правил регулирования цен (тарифов) выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, а при отсутствии таковых - в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Согласно пункту 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается следующая информация:

а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении цен (тарифов) (далее - заявитель) (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и коде причины постановки на учет (КПП));

б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы:

копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

Согласно пунктам 17,20 Правил заявление об установлении цен (тарифов) подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, является исчерпывающим. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение.

В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров).

В силу пунктов 29,30,32 Правил экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования).

Из материалов дела видно, что оба оспариваемых постановления приняты на заседаниях правления Региональной службы по тарифам 18.11.2014 и 12.11.2015 года (л.д.3-19 том 2).

До принятия постановлений подготовлены заключения об установлении тарифов на тепловую энергию от 10.11.2014 года, от 09.11.2015 года (л.д.67-83 том 2), заключения и протоколы заседаний не противоречат пунктам 29,32 вышеприведенных Правил. Конкретных аргументов, обосновывающих незаконность постановлений в части законности установления тарифов и расчетов административными истцами не приведено.

При обращении ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» в РСТ с заявлениями об установлении тарифов в 2013-2015 годах в соответствии с пунктами 15,16 Правил регулирования представлены следующие документы:

1) свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 08.08.2013 года и от 30.08.2013 года в отношении нежилого помещения литер А1 и здания Ростовского технологического сервиса и туризма АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.1-2 том 3);

2) договоры о горячем водоснабжении и теплоснабжении с собственниками квартир (включая административных истцов не в полном составе) жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.3-128 том 3);

3) другие обосновывающие документы (инвентарные карточки учета основных средств с 01.09.2006 по 01.10.2015 года – л.д.134-144 том 1, договоры 2013-2015 годов на техническое обслуживание газового оборудования производственных зданий и помещений, на оказание услуг по техническому обслуживанию наружных газопроводов и сооружений на них, рабочий проект реконструкции учебного корпуса Ростовского института сервиса ЮРГУЭиС с пристройкой 6-ти этажного жилого дома, карты учета производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований методики измерений, акт согласования и опломбирования средств измерений узла учета газа, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте на сеть газопотребления, свидетельство о регистрации опасных производственных объектов – сетей газопотребления ДГТУ, лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов ЮРГУЭС и ДГТУ, балансы государственного учреждения 2013-2015 годов, приказ о реорганизационных процедурах ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» от 08.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, паспорт котла стального универсального КСУВ наружного размещения, технический паспорт жилого дома ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, кадастровый паспорт земельного участка – л.д.95 – 206, 250,254,268 том 2).

ДГТУ представлены сведения о том, что по данным бухгалтерского учета при реорганизации ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» путем присоединения к ДГТУ в 2013 году согласно передаточному акту от 01.03.2013 года газовая котельная по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН как оборудование не передавалось, передано было здание учебного корпуса после реконструкции, в стоимость которого входила котельная, как неотъемлемая часть объекта, в соответствии с пунктом 41 приказа Минфина России от 01.12.2010 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с 2015 года ДГТУ производит бухгалтерский учет газовой котельной как оборудования (л.д.207 том 2, копия передаточного акта от 01.03.2013 года – л.д.222-229 том 2).

Административные истцы являются собственниками квартир в жилом доме по рассматриваемому адресу и потребителями тепловой энергии. На них непосредственно распространяется действие тарифов, установленных оспариваемыми постановлениями.

Поскольку постановление от 18.11.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону» действовало на время предъявления административного иска в декабре 2015 года и утратило силу в ходе рассмотрения дела суд разрешает требование о признании его недействующим по существу в соответствии с частью 11 статьи 213 КАС РФ.

Из копий судебных постановлений, приобщенных к материалам дела, и объяснений представителей истцов и заинтересованного лица, усматривается, что между ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» и некоторыми административными истцами имелись гражданско-правовые споры о взыскании задолженности по оплате горячего водоснабжения и отоплению в 2012-2015 годах (л.д.295-305 том 2).

В обоснование своих требований о незаконности оспариваемых постановлений административные истцы ссылаются прежде всего на инвестиционный контракт от 29.01.2003 года, заключенный между Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса (ЮРГУЭС) и ТСЖ «Институт сервиса» (л.д.32-33 том 1), решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 17.11.2008 года (л.д.39-42 том 1).

ФГБОУ ВПО ДГТУ, как следует из материалов дела, были предоставлены в РСТ Ростовской области копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Рассматриваемый объект (котельная) не зарегистрирован как недвижимый, поэтому орган регулирования по смыслу вышеприведенных правовых норм и своей компетенции уполномочен дать оценку содержанию представленных документов по их содержанию и достаточности для установления тарифов.

Суд исходит из основных понятий, используемых в Федеральном законе «О теплоснабжении», - «потребитель тепловой энергии», «теплоснабжающая организация» - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

По смыслу рассматриваемых правоотношений административные истцы являются потребителями тепловой энергии, а ФГБОУ ВПО ДГТУ - теплоснабжающей организацией, представившей а Региональную службу по тарифам совокупность документов, подтверждающих владение на законном основании источником тепловой энергии. Перечисленные выше документы о фактическом владении ДГТУ на время обращения в РСТ за установлением тарифов сетью газопотребления признаются судом достаточными данными для наличия правового основания у регулирующего органа открыть тарифное дело и установить требуемый тариф. О наличии каких-либо гражданско-правовых споров между административными истцами, заявляющими в настоящее время материально-правовые притязания на котельную, и ДГТУ Региональной службе по тарифам не было заявлено и по существу известно не было. Письменное обращение в 2015 году конкретного лица с запросом в орган регулирования не может рассматриваться как заявление о наличии спора и не влекло невозможность рассмотрения заявления ДГТУ об установлении тарифов на 2016 год.

Поскольку на время принятия оспариваемых постановлений у органа регулирования имелись достаточные основания для вывода о владении газовой котельной заявителем на законном основании, отсутствие сведений об оформлении права собственности (при отсутствии документов об общей собственности) ДГТУ не влияло на возможность принятия экономически обоснованного тарифа, учитывая, что административные истцы о себе в качестве «теплоснабжающей организации», оспаривании права владения котельной органу регулирования не заявляли. Спор о праве на котельную в суде в порядке гражданского судопроизводства не заявлен и не разрешен.

Доводы административных истцов о том, что договоры, заключенные ДГТУ с ними в 2014 году, являются ничтожными, а их право общей долевой собственности на объект подтверждено приведенными ими доказательствами, в данном административном споре не могут служить правовыми основаниями для удовлетворения иска и признания недействующими оспариваемых постановлений. Спор о праве на владение имуществом и распоряжение доходами от его использования является по своей правовой природе гражданско-правовым, может быть разрешен в ином судебном порядке. Постановления как нормативные правовые акты в настоящем деле являются предметом проверки на соответствие нормам более высокой юридической силы, во исполнение которых они приняты. Доводы истцов об отсутствии правового анализа представленных документов о субъектах владения котельной со стороны органа регулирования судом отклоняются, поскольку из представленных доказательств с достоверностью следует сделать вывод об обратном и достаточности правовой проверки заявленных ДГТУ данных в период 2014-2015 годов.

При таком положении заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые постановления в силу вышеизложенного не противоречат Федеральному закону «О теплоснабжении», Постановлению Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года N1075, ГК РФ, ЖК РФ и другим нормативным правовым актам.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного иска о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.11.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону», от 12.11.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2016-2018 годы».

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.

Мотивированное решение принято 10 февраля 2016 года.

Судья: