ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-130/2021 от 01.07.2022 Калужского областного суда (Калужская область)

Дело №3а-18/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Калуга 1 июля 2022 года

Калужский областной суд в составе председательствующего судьи Евсютиной Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сухоруковой В.А., помощником судьи Семеновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Калужской области к Городской Думе городского округа «Город Калуга» о признании недействующим в части постановления Городской Думы городского округа «Город Калуга» «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга»» №113 от 16 июля 2008 года, в редакции решения №84 от 28 апреля 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

16 июля 2008 года Городской Думой городского округа «Город Калуга» принято постановление №113 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга»», составной частью которого является приложение №3 в виде таблицы «Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципальных и государственных жилых помещений в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и для собственников помещений, которые на их общем собрании приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения».

Указанный нормативный правой акт был опубликован в приложении к газете «Калужская неделя» от 23 июля 2008 года №29, а в последующем в него вносились изменения решениями Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 2 апреля 2010 года №31, от 23 июня 2010 года №88, от 17 декабря 2010 года №174, от 18 июля 2012 года №116, от 24 октября 2012 года №150, от 28 ноября 2012 года №169, от 26 декабря 2012 года №206, от 27 декабря 2013 года №200, от 29 октября 2014 года №135, от 24 декабря 2014 года №167, от 17 июня 2015 года №114, от 24 декабря 2015 года №236, от 24 декабря 2015 года №237, от 25 мая 2016 года №65, от 20 сентября 2017 №174, от 25 октября 2017 года №198, от 29 ноября 2017 года №237, от 24 января 2018 года №15, от 24 октября 2018 года №217, от 26 декабря 2018 года №297, от 12 июля 2019 года №151, от 28 ноября 2019 года №239, от 28 апреля 2021 года №84. Последняя редакция (от 28 апреля 2021 года №84) была опубликована в приложении к газете «Калужская неделя» от 29 апреля 2021 года №16.

В приложении №3 в форме таблицы к постановлению Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16 июля 2008 года №113 в пункте 5 предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения включает в себя, в том числе, содержание помещений общего пользования, в которое включается, в том числе, уборка мест общего пользования многоквартирного дома (лестничных клеток, лифтов и т.д.) (при условии принятия соответствующего решения собственниками).

Пунктом 3 примечания к приложению №3 к постановлению Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16 июля 2008 года №113 предусмотрено, что размер платы за услуги по уборке мест общего пользования многоквартирным домом устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 9 примечания к приложению №3 к постановлению Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16 июля 2008 года №113 предусмотрено, что в размере платы за содержание жилого помещения не учтены расходы на содержание встроенных котельных. В многоквартирных домах, оборудованных встроенными котельными, размер платы за содержание встроенной котельной определяется исходя из расходов на их содержание и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не входящих в состав общего имущества.

22 сентября 2021 года заместитель прокурора Калужской области обратился в Калужский областной суд с указанным выше административным иском, и, уточнив требования, просил суд признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5 столбца №2 таблицы приложения №3 в части слов «при условии принятия соответствующего решения собственниками», пункт 3 примечания к приложению №3 и пункт 9 примечания к приложению №3 к постановлению Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16 июля 2008 года №113 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга» в редакции решения Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 28 апреля 2021 года №84.

В обоснование доводов административного иска указано, что оспариваемым постановлением установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципальных и государственных жилых помещений в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и для собственников помещений, которые на их общем собрании приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. При этом в оспариваемой части постановление противоречит положениям статей 36, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 23 Постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» от 3 апреля 2013 года №290, пунктам 11, 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» ввиду следующего. Расходы по уборке мест общего пользования и расходы на содержание встроенных котельных входят в размер платы за содержание жилого помещения. Однако, административный ответчик, на которого возложена обязанность установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, по сути, возложил обязанность по установлению размера платы за услуги по уборке мест общего пользования многоквартирного дома на общее собрание собственников помещений, а также не учел в размере платы за содержание жилого помещения расходы на содержание встроенных котельных, которые входят в минимальный перечень услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Участвовавший в деле прокурор Радионова С.А. в судебном заседании требования административного иска поддержала.

Представитель административного ответчика Городской Думы городского округа «Город Калуга» Петроченков М.В. требования административного иска не признал.

Представители заинтересованных лиц Городской Управы города Калуги, управления городского хозяйства города Калуги Оганесян Е.Г., Егорычева Н.Б. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Калужской области, будучи уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из положений частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (часть 5). Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7).

Городская Дума города Калуги в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Устава муниципального образования «Город Калуга» является представительным органом муниципального образования «Город Калуга».

В силу пункта 2 статьи 48 Устава муниципального образования «Город Калуга» официальным опубликованием нормативного правового акта является его публикация в печатном средстве массовой информации, утвержденной Управой и (или) Думой.

Постановление Городской Думы городского округа «Город Калуга» «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга» от 16 июля 2008 года №113, а также решение Городской Думы города Калуги №84 от 28 апреля 2021 года «О внесении изменений в постановление Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16.07.2008 №113 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга» было опубликовано в приложении к газете «Калужская неделя» от 23 июля 2008 года №29, от 29 апреля 2021 года №16 соответственно.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в надлежащем порядке доведен до всеобщего сведения.

В приложении №3 к постановлению Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16 июля 2008 года №113 в форме таблицы содержатся сведения о размере платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципальных и государственных жилых помещений в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и для собственников помещений, которые на их общем собрании приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения. В указанной таблице содержится строка , согласно которой размер платы за содержание жилого помещения за кв.м общей площади составляет 17,38 рублей, в том числе:

Содержание помещений общего пользования – 15,32 рублей, в том числе

содержание конструктивных элементов жилых зданий 1,69,

1.1(1) содержание дымовых и вентиляционных каналов (за исключением многоквартирных домов, жилые помещения в которых оборудованы газовыми нагревателями/котлами) 0,10,

1.1(2) содержание дымовых и вентиляционных каналов многоквартирных домов, жилые помещений в которых оборудованы газовыми водонагревателями/котлами 0,15,

1.2 управление многоквартирным домом 3,46,

1.3 техническое обслуживание внутридомовых тепловых сетей 0,54,

1.4 техническое обслуживание внутридомовых сетей горячего водоснабжения 0,51,

1.5 техническое обслуживание внутридомовых сетей холодного водоснабжения 0,32,

1.6 техническое обслуживание внутридомовых канализационных сетей 0,32,

1.7 техническое обслуживание внутридомовых электрических сетей 0,20,

1.8 техническое обслуживание фасадных и внутридомовых газопроводов 0,16,

1.9 содержание придомовой территории 3,04,

1.10 содержание мусоропроводов 1,12,

1.11 содержание и текущий ремонт лифтов 3,86,

2 текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома 2,06,

2.1 текущий ремонт конструктивных элементов жилых зданий 1,24,

2.2 текущий ремонт внутридомовых тепловых сетей 0,20,

2.3 текущий ремонт внутридомовых сетей горячего водоснабжения 0,20,

2.4 текущий ремонт внутридомовых сетей холодного водоснабжения 0,13,

2.5 текущий ремонт внутридомовых канализационных сетей 0,13,

2.6 текущий ремонт внутридомовых электрических сетей 0,16,

3 сбор и вывоз жидких бытовых отходов от жилых домов, не оборудованных системой водоотведения (оборудованные надворными туалетами – санустановками) 5,61,

4. сбор и вывоз жидких бытовых отходов от жилых домов, оборудованных водопроводом и местным водоотведением (септиками) 31,31,

5. уборка мест общего пользования многоквартирного дома (лестничных клеток, лифтов и т.д.) (при условии принятия соответствующего решения собственниками) 3,50,

6. обслуживание коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (после оборудования многоквартирного дома узлом учета тепловой энергии) за 1 прибор учета в месяц в период отопительного сезона 1902,11,

7. обслуживание коллективного (общедомового) прибора учета воды (после оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета) за 1 прибор учета в месяц 39,62,

8. обслуживание коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии (после оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета) за 1 прибор учета в месяц 12,54,

9. обслуживание индивидуального теплового пункта за кв.м общей площади 0,66.

Пунктом 1 Примечания к данному приложению предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения при заключении собственниками помещений договора управления многоквартирным домом определяется с учетом наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем (централизованное отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, мусоропровод, лифт), видами благоустройства (надворные туалеты, септики) путем суммирования плат за отдельные услуги.

Пунктом 2 Примечания к приложению установлено, что размер платы за содержание жилого помещения для многоквартирного дома, оборудованного централизованным отоплением, централизованным горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением, лифтами и мусоропроводами (не оборудованного коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, тепловой энергии), сформирован как сумма плат за отдельные услуги, перечисленные в столбце 4 строк 1, 2 таблицы: 15,32 + 2,06 = 17,38. Сумма по строке 1 столбца 4 таблицы: 15,32 = 1,69 + 0,10 + 3,46 + 0,54 + 0,51 + 0,32 + 0,32 + 0,20 + 0,16 + 3,04 + 1,12 + 3,86. Сумма по строке 2 столбца 4 таблицы: 2,06 = 1,24 + 0,20 + 0,20 + 0,13 + 0,13 + 0,16. В размер платы за содержание жилого помещения не включена плата за услуги, перечисленные в строках 1.1(2), 3, 4, 5 столбца 4 таблицы. При формировании размера платы за содержание жилого помещения в случае наличия в жилом помещении газового водонагревателя/котла в части содержания дымовых и вентиляционных каналов необходимо руководствоваться размером платы в строке 1.1(2) столбца 4 таблицы.

Из объяснений представителя административного ответчика Городской Думы городского округа «Город Калуга» Петроченкова М.В. и представителя заинтересованных лиц Городской Управы города Калуги, управления городского хозяйства города Калуги Оганесян Е.Г. следует, что установленный в постановлении Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16 июля 2008 года №113 размер платы за содержание жилого помещения в размере 17,38 рублей является общим для всех многоквартирных домов, и с учетом уровня благоустройства дома к указанному размеру платы прибавляется соответствующий вид платы, указанный в таблице приложения №3. Возложение Городской Думой городского округа «Город Калуга» в оспариваемом нормативном правовом акте установления размера платы за услуги по уборке мест общего пользования на общее собрание собственником помещений в многоквартирном доме, а также включение в размер платы за содержание помещений общего пользования уборки мест общего пользования многоквартирного дома (лестничных клеток, лифтов и т.д.) (при условии принятия соответствующего решения собственниками) связано с тем, что жильцы в многоквартирных домах вправе сами выбрать способ осуществления уборки мест общего пользования, в том числе, осуществляя ее самостоятельно, способ уборки мест общего пользования является выбором жильцов, в связи с чем установление платы за уборку мест общего пользования является навязыванием услуги. Указание в пункте 9 примечания к приложению №3 оспариваемого нормативного правового акта, что в размере платы за содержание жилого помещения не учтены расходы на содержание встроенных котельных, и что в многоквартирных домах, оборудованных встроенными котельными, размер платы за содержание встроенной котельной определяется исходя из расходов на их содержание и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не входящих в состав общего имущества, связано с тем, что многоквартирные дома в городе Калуга, обустроенные встроенными котельными, имеют различные характеристики, в том числе по этажности, а также с учетом характера инженерных систем самих котельных имеются сложности для расчета платы для каждого дома оборудованного встроенной котельной. В связи с чем в соответствии с оспариваемым примечанием №9 жильцы многоквартирных домов несут расходы по содержанию встроенных котельных исключительно в тех размерах, которые им выставлены управляющей компанией в пределах фактически понесенных расходов.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Частями 1 и 2 указанной статьи предусмотрено, что наниматели жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и собственники помещений в многоквартирных домах несут обязанности по оплате за содержание жилого помещения, включающее в себя, в частности, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Органы местного самоуправления в силу части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Правило о необходимости принятия органом местного самоуправления решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, содержится также в части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

В силу подпункта «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 №491 (далее – Правила №491), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Пунктом 29 Правил №491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 35 Правил №491 размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290 (далее – Постановление №290), в соответствии с пунктом 18 которого к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);

постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;

контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);

восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;

контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;

переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока;

промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;

очистка и промывка водонапорных баков;

проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов;

промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.

Согласно пункту 23 Постановления №290 к работам по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме относятся:

сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;

влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;

мытье окон;

очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);

проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.

В силу пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 и действующих с 1 сентября 2012 года, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам. В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Из приведенных правовых норм следует, что расходы по уборке мест общего пользования многоквартирного дома, а также расходы за содержание встроенных котельных включаются в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

При этом согласно указанным выше нормам Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, закрепляя право органов местного самоуправления устанавливать плату за содержание жилого помещения предусмотрел условие, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Вместе с тем, указание в оспариваемом нормативном правовом акте о возложении обязанности по установлению размера платы за услуги по уборке мест общего пользования многоквартирного дома на общее собрание собственников помещений, а также на то, что расходы на содержание встроенных котельных не учтены в размере платы за содержание жилого помещения и что в многоквартирных домах, оборудованных встроенными котельными, размер платы за содержание встроенной котельной определяется исходя из расходов на их содержание и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не входящих в состав общего имущества, противоречит самому наименованию приложения №3 к постановлению Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16 июля 2008 года №113, а также части 3 статьи 156 и части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 2, 29, 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 №491, пунктам 18, 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290, пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354. Несоответствие оспариваемого нормативного правового акта заключается в том, что органы местного самоуправления обязаны устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. При этом осуществление органами местного самоуправления полномочий по определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не предполагает установление нормативными правовыми актами органа местного самоуправления платы, не учитывающей установленного минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Доводы представителя административного ответчика и представителя заинтересованных лиц Городской Управы города Калуги, управления городского хозяйства города Калуги о соответствии оспариваемого нормативного правового акта в части требованиям закона, имеющего большую юридическую силу, не соответствуют указанным выше выводам суда, поскольку административный ответчик, указывая, что размер платы за услуги по уборке мест общего пользования многоквартирного дома устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и что уборка мест общего пользования многоквартирного дома (лестничных клеток, лифтов и т.д.) входит в содержание помещений общего пользования «при условии принятия соответствующего решения собственниками», по сути, исключает услугу по уборке мест общего пользования из установленного минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Обоснование размера платы за содержание встроенных котельных в зависимости от фактически понесенных расходов управляющей компанией свидетельствует о том, что в данном случае административным ответчиком, переложена возложенная на него федеральным законом обязанность по установлению размер платы, на управляющую компанию.

Кроме того, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Такие методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года №213/пр (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации содержат конкретные указания по расчету и определению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 3).

В частности, определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня, без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 3.2), размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домом посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня (пункт 3.3).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21 апреля 2011 года №522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений. Таким образом, при определении размера платы за содержание жилого помещения органы местного самоуправления должны исходить из приведенных выше федеральных норм, предоставить расчеты, подтверждающие соблюдение норм жилищного законодательства и баланса интересов участников жилищных отношений.

Вместе с тем, постановлением Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 16 июля 2008 года №113 механизм расчета размера платы за содержание встроенных котельных не определен, не установлены виды работ, которые включаются в фактические расходы на содержание.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта следует признать недействующими, суд исходит из того, что оспариваемые правовые нормы применялись, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части недействующим только со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление заместителя прокурора Калужской области к Городской Думе городского округа «Город Калуга» о признании недействующим в части постановления Городской Думы городского округа «Город Калуга» «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга»» №113 от 16 июля 2008 года, в редакции решения №84 от 28 апреля 2021 года удовлетворить.

Признать с момента вступления в законную силу решения суда недействующим постановление Городской Думы городского округа «Город Калуга» «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга»» №113 от 16 июля 2008 года, в редакции решения №84 от 28 апреля 2021 года, в части установления в пункте 5 столбца 2 таблицы приложения №3 слов «при условии принятия соответствующего решения собственниками».

Признать с момента вступления в законную силу решения суда недействующим пункт 3 примечания к приложению №3 постановления Городской Думы городского округа «Город Калуга» «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга»» №113 от 16 июля 2008 года, в редакции решения №84 от 28 апреля 2021 года «Размер платы за услуги по уборке мест общего пользования многоквартирного дома устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме».

Признать с момента вступления в законную силу решения суда недействующим пункт 9 примечания к приложению №3 постановления Городской Думы городского округа «Город Калуга» «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга»» №113 от 16 июля 2008 года, в редакции решения №84 от 28 апреля 2021 года «В размере платы за содержание жилого помещения не учтены расходы на содержание встроенных котельных. В многоквартирных домах, оборудованных встроенными котельными, размер платы за содержание встроенной котельной определяется исходя из расходов на их содержание и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не входящих в состав общего имущества».

Обязать Городскую Думу городского округа «Город Калуга» опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу путем опубликования в газете «Калужская неделя» и на официальном сайте в сети Интернет.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.И. Евсютина

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2022 года.