Дело № 3а-272/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Симоновой Т.В.
при секретаре Гатиной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Эталон» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Эталон» (далее ООО «НПО «Эталон», Общество, административный истец) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером **, площадью 7021 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, адрес объекта: Пермский край, г. Добрянка, промплощадка ***, равной его рыночной стоимости 2 099 981 рубль по состоянию на 01 января 2013 года;
- земельного участка с кадастровым номером **, площадью 2435 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <...> **, ***, равной его рыночной стоимости 779 784 рубля по состоянию на 01 января 2013 года;
- земельного участка с кадастровым номером **, площадью 2537 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <...> **, равной его рыночной стоимости 812 449 рублей по состоянию на 01 января 2013 года;
- земельного участка с кадастровым номером **, площадью 5394 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, адрес объекта: Пермский край, Добрянский район, г. Добрянка, промплощадка ***, равной его рыночной стоимости 1 613 345 рублей по состоянию на 01 января 2013 года;
- земельного участка с кадастровым номером **, площадью 4602 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <...> **, ***, равной его рыночной стоимости 4 290 307 рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником указанных выше земельных участков, кадастровая стоимость которых превышает их рыночную стоимость, определенную отчетами об оценке независимого оценщика. Данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет внесение платы за аренду участков в завышенном размере. Одновременно с административным исковым заявлением подано заявление о восстановлении Обществу пропущенного срока для обращения с административным иском.
Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представив письменное заявление.
Административный ответчик Правительство Пермского края суд представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, представив письменные пояснения.
Заинтересованные лица ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Пермскому краю, администрация Добрянского городского округа, а также Управление Росреестра по Пермскому краю, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные пояснения.
С учетом надлежащего извещения лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат: земельный участок с кадастровым номером **, площадью 7021 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, адрес объекта: Пермский край, г. Добрянка, промплощадка ***; земельный участок с кадастровым номером **, площадью 2435 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <...> **, ***; земельный участок с кадастровым номером **, площадью 2537 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <...> **; земельный участок с кадастровым номером **, площадью 5394 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, адрес объекта: Пермский край, Добрянский район, г. Добрянка, промплощадка ***; земельный участок с кадастровым номером **, площадью 4602 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <...> **, ***, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках спорных объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 12 постановления от 30.06.2015 № 28, необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абз. 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из письменного отзыва на административное исковое заявление от Правительства Пермского края, кадастровая стоимость всех спорных земельных участков определена в результате государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и утверждена на основании Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края» по состоянию на 01.01.2013.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** определена в размере 7 485 582,16 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** определена в размере 2 040 741,14 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** составила 5 552 367,84 рубля, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** установлена в 6 906 459,33 рубля, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** составила 1 965 319,09 рублей.
По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества может быть подано в суд в период действия оспариваемых результатов кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены в государственный реестр недвижимости 01.01.2014.
После утверждения кадастровой стоимости земельных участков, государственная кадастровая оценка земельных участков на территории Пермского края проведена в 2019 году, результаты утверждены Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12.11.2019 N СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края», которые применяются с 01.01.2020, в которые вошли все спорные участки.
Т.е. в настоящее время, на момент принятия настоящего решения, кадастровая стоимость спорных земельных участков является архивной.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Абзацем 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кроме того, согласно абз. 3 ч. 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Принимая во внимание дату внесения сведений в ЕГРН об архивной кадастровой стоимости земельного участка, дату обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, суд полагает, что ООО «НПО «Эталон», являясь собственником земельных участков, имеет законный интерес в установлении в отношении последних кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости до даты определения новой кадастровой стоимости, то есть до 01.01.2019, поскольку истец обязан уплатить земельный налог, размер которого исчисляется от кадастровой стоимости каждого земельного участка за соответствующие налоговые периоды, предшествующие 2020 году.
Кроме того, заявление о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости может быть подано в течение 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Однако пропуск этого срока не влечет безусловного отказа в удовлетворении заявленных требований, если по истечении установленного законом периода в ЕГРН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
С учетом внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости (01.01.2014) спорных участков, отсутствия на дату обращения истца с иском проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, а также наличия на дату обращения с настоящим административным иском заинтересованности административного истца в оспаривании кадастровой стоимости объектов, пропуск срока для обращения в суд не свидетельствует об утрате права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в условиях сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения, поэтому срок для обращения в суд в отношении данных земельных участков подлежит восстановлению.
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику ООО «Р-Консалтинг». По результатам проведенной оценки составлены отчеты об оценке № 1664.1/О-19 от 28.10.2019 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, **, отчет № 1664.2/О-19 от 28.10.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером **.
Согласно отчету № 1664.1/О-19 рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 составила: земельного участка с кадастровым номером ** – 2 099 981 рубль, земельного участка с кадастровым номером ** – 779 784 рубля, земельного участка с кадастровым номером ** – 812 449 рублей, земельного участка с кадастровым номером ** – 1 613 345 рублей.
Согласно отчету об оценке № 1664.2/О-19 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01.01.2013 составила 4 290 307 рублей.
Оценщик Б., выполнившая отчеты, является членом саморегулируемой организации оценщиков «РАО», включена в реестр оценщиков 03.04.2018, регистрационный номер **. Оценщик имеет образование в области оценочной деятельности: диплом специалиста № **, выданный ФГБОУВПО «ПГНИУ» от 04.07.2014, по специальности «Финансы и кредит», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № ** от 10.08.2018 по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости». Ответственность оценщика застрахована по полису № ** от 24.07.2019 СПАО «РЕСО-Гарантия». Срок действия полиса с 28.08.2019 по 27.08.2020.
Таким образом, отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, кроме того, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
Согласно отчету об оценке № 1664.1/О-19, исходя из вида разрешенного использования земельных участков и фактической их эксплуатации, оценщиком участки с кадастровыми номерами **, **, **, ** отнесены к сегменту рынка – участки промышленного назначения.
В ходе подготовки отчета об оценке оценщик произвел анализ рынка земельных участков на территории Пермского края под строительство производственных объектов, анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым могут быть отнесены оцениваемые объекты при фактическом, а также при альтернативных вариантах их использования, с указанием интервала цен, на дату, предшествующую дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, а также произвел анализ ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки, и пришел к выводу, что диапазон цен, установившийся на земельные участки промышленного назначения, расположенные в Пермском крае (за исключением г. Перми) в четвертом квартале 2012 года составляли от 214,29 руб./кв.м. до 400,00 руб./кв.м. Учитывая местоположение объектов (г. Добрянка – среднеразвитый район), их площадь (средняя), физические характеристики (рельеф ровный) оценщик делает вывод, что стоимость земельных участков может находиться в диапазоне от 191,66 руб./кв.м. до 371,52 руб./кв.м. с учетом предполагаемой скидки на торг 14%.
Согласно отчету об оценке № 1664.2/О-19, исходя из вида разрешенного использования земельного участка и фактической его эксплуатации, оценщиком участок с кадастровым номером ** отнесен к сегменту рынка – участки коммерческого назначения.
В ходе подготовки отчета об оценке оценщик произвел анализ рынка земельных участков на территории Пермского края под строительство коммерческих объектов, анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных вариантах его использования, с указанием интервала цен, на дату, предшествующую дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, а также произвел анализ ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки, и пришел к выводу, что диапазон цен, установившийся на земельные участки коммерческого назначения, расположенные в городах Пермского края (за исключением г. Перми) в четвертом квартале 2012 года составляли от 612,67 руб./кв.м. до 1 250,00 руб./кв.м. Учитывая местоположение объекта (г. Добрянка – среднеразвитый район), его площадь (средняя), физические характеристики (рельеф ровный) оценщик делает вывод, что стоимость земельного участка может находиться в диапазоне от 526,90 руб./кв.м. до 914,89 руб./кв.м. с учетом предполагаемой скидки на торг - 14%.
При проведении оценки всех спорных земельных участков оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в отчетах полностью обоснован. Обоснование применения корректировок оценщиком приведено в отчетах со ссылкой на источники, которыми он руководствовался, как и приведено в отчетах обоснование отказа от введения корректировок.
Источники информации приложены к отчётам. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемых земельных участков. Согласно отчёту об оценке, аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектами оценки.
Проанализировав отчеты оценщика в данной части, суд полагает, что каких-либо нарушений требований ФСО при отборе объектов-аналогов оценщиком не допущено.
Содержание отчётов об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчёты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, и соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, являются надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельных участков, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Статьей 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд считает, что при подготовке отчетов об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщик ФИО1 при оценке спорных объектов недвижимости не допустил нарушение требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.
Ходатайств о проведении судебной экспертизы на предмет соответствия отчетов требованиям законодательства в области оценочной деятельности, ответчиком, заинтересованными лицами не заявлено. Иных отчетов об оценке в материалы дела не представлено.
В этой связи, исходя из правил распределения бремени доказывания, вытекающих из содержания статей 62, 70, 246 - 248 КАС РФ, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости недвижимого имущества выполнена, а административным ответчиком не доказано, что отчеты об оценке имеют недостатки, которые являются существенными и могли повлиять на результат итоговой величины оцениваемых объектов недвижимости, суд приходит к выводу, что отчеты об оценке являются достоверными доказательствами, подтверждающими величину рыночной стоимости объектов оценки в размере, указанном в отчетах и могут быть положены в основу решения суда.
Само по себе то обстоятельство, что ранее определенная кадастровая стоимость спорных участков превышает итоговую величину рыночной стоимости данных объектов, устанавливаемую судом в качестве кадастровой, не свидетельствует о недостоверности отчетов.
Сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в связи с чем в резолютивной части решения необходимо указать дату подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В связи с изложенным, учитывая, что административным истцом досудебный порядок урегулирования спора соблюден, в отношении всех спорных земельных участков административный истец обращался 12.11.2019 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, то суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату подачи заявления о пересмотре архивной кадастровой стоимости участков в Комиссию, с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом архивная кадастровая стоимость земельных участков.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «Научно-производственное объединение «Эталон» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 7021 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, адрес объекта: Пермский край, г. Добрянка, промплощадка ***, равной его рыночной стоимости 2 099 981 рубль по состоянию на 01 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 2435 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <...> **, ***, равной его рыночной стоимости 779 784 рубля по состоянию на 01 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 2537 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <...> **, равной его рыночной стоимости 812 449 рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 5394 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, адрес объекта: Пермский край, Добрянский район, г. Добрянка, промплощадка ***, равной его рыночной стоимости 1 613 345 рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 4602 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <...> **, ***, равной его рыночной стоимости 4 290 307 рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости считать – 12 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2020.
Судья подпись Симонова Т.В.
Копия верна, судья Симонова