Московский областной суд в составе председательствующего судьи Ершова В.В., при секретаре Овсянниковой А.Б., с участием прокурора Быхановой Е.В., представителя административного истца Архипова Е.Ю., представителя административного ответчика Каравайкиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1311/2020 по административному исковому заявлению Пономарева Владимира Игоревича к Совету депутатов городского округа Солнечногорск Московской области о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 20.09.2019 г. №146/10 «Об отмене решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 марта 2019 года № 77/17-19 «О внесении изменения в решение Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 16 октября 2018 года №11/4-18 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (в ред. решения Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 27.11.2018 №33/9-18)», УСТАНОВИЛ: Пономарев В.И. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим с даты издания, не соответствующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации решения Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 20.09.2019 г. № 146/10 «Об отмене решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 марта 2019 года № 77/17-19 «О внесении изменения в решение Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 16 октября 2018 года №11/4-18 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (в ред. решения Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 27.11.2018 №33/9-18)». В обоснование своих требований административный истец указал, что 20 сентября 2019 года Советом депутатов городского округа Солнечногорск Московской области принято решение №146/10 «Об отмене Решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 марта 2019 года №77/17-19 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 16 октября 2018 года №11/4-18 «О налоге на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (в ред. решения Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 27.11.2018 №33/9-18)». Пономарев В.И. считает данное решение Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области не соответствующим ч. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушающим его право налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы. По мнению административного истца, оспариваемым решением увеличены налоговые ставки налога на имущество физических лиц за налоговый период 2019 год. Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал, просил удовлетворить. Представитель Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Представитель заинтересованного лица – ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие. В соответствии с заключением прокурора административный иск Пономарева В.И. удовлетворению не подлежит. Учитывая положения ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с ч. 5 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное. Согласно ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в том числе процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В силу п. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам. Исходя из положений ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации). Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов муниципального образования городское поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 30.11.2017 года № 342/68-17 установлен и введен на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района налог на имущество физических лиц за 2018 год, установлены налоговые ставки, в том числе по объектам налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых не превышает 300 млн. рублей, в частности за жилые дома в размере 0,2%. Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 16.10.2018 года № 11/4-18 установлен и введен на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района налог на имущество физических лиц за 2019 год, установлены налоговые ставки, в том числе по объектам налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых не превышает 300 млн. рублей, в частности за жилые дома в размере 0,2% (подпункт 3.1.2 пункта 3). Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.03.2019 года №77/17-19 в решение от 16.10.2018 года №11/4-18 были внесены изменения, а именно, подпункт 3.1.2 пункта 3 изложен в новой редакции: «3.1.2 Жилые дома-0,1 процента». В п. 2 решения от 26.03.2019 года установлена дата вступления его в силу - с 01.01.2019 года. Таким образом, данным решением вдвое снижены ставки налога на имущество физических лиц в отношении жилых домов в течение текущего финансового года. Согласно п. 3 ст. 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период). Судом установлено, что решение от 26.03.2019 года принято без внесения соответствующих изменений в бюджет городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, то есть в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, решение Совета депутатов городского поселения Андреевка от 26.03.2019 года принято при наличии отрицательного заключения администрации городского поселения Андреевка, которая возражала против снижения ставок налогов. Согласно справке финансового управления администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 20.08.2020 г. первоначальный бюджет городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области на 2019 год являлся бездефицитным. В отчете об исполнении бюджета городского поселения Андреевка за 1 квартал 2019 года отражен дефицит бюджета. Таким образом, решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.03.2019 года №77/17-19 принято с нарушением требований действующего законодательства и в отсутствие экономического обоснования. Доводы административного истца о том, что на момент принятия решения Совета депутатов городского поселения Андреевка от 26.03.2019 года отсутствовала необходимость внесения соответствующих изменений в решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права. В соответствии с принципом полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленным статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации, все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. Бюджет должен учитывать все изменения в составе финансовых ресурсов того или иного государственно-правового образования. Таким образом, потери бюджета, имеющие место в связи с уменьшением налоговых ставок, должны в обязательном порядке учитываться в правовом акте о бюджете. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов. Согласно п. 2 ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения (п. 3 ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации). Из вышеуказанных норм следует, что нормативный правовой акт о налогах и сборах, изданный с нарушением установленного порядка издания таких актов, отменяется или в этот акт вносятся необходимые изменения органом местного самоуправления, принявшим указанный акт, либо их вышестоящим органом, до судебного рассмотрения. Статьей 1 закона Московской области от 28.12.2018 года №246/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Солнечногорского муниципального района» объединены территории городского поселения Андреевка, городского поселения Менделеево, городского поселения Поварово, городского поселения Ржавки, городского поселения Солнечногорск, сельского поселения Кривцовское, сельского поселения Кутузовское, сельского поселения Луневское, сельского поселения Пешковское, сельского поселения Смирновское, сельского поселения Соколовское без изменения границ территории Солнечногорского муниципального района. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Солнечногорского муниципального района, наделено статусом городского округа. На основании решения Совета депутатов от 17.04.2019 года №10/1 Совет депутатов городского округа Солнечногорск является правопреемником Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области. Данным решением установлено, что муниципальные правовые акты, принятые, в частности, органом местного самоуправления городское поселение Андреевка, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Московской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления городского округа Солнечногорск, и могут быть отменены или изменены соответствующими органами местного самоуправления городского округа Солнечногорск, к полномочиям которых на момент отмены или изменения муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта. 17.04.2019 года Советом депутатов городского округа Солнечногорск принято решение о ликвидации Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, утверждены состав ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации (решение от 17.04.2019 года №18/1) Совет депутатов городского округа Солнечногорск, являясь правопреемником Совета депутатов городского поселения Андреевка, в рамках предоставленных ему полномочий, с целью устранения допущенных нарушений налогового и бюджетного законодательства, а также обеспечения сбалансированности бюджета городского поселения Андреевка и решения социально-экономических задач принял оспариваемое административным истцом решение от 20.09.2019 года №146/10 об отмене вынесенного Советом депутатов городского поселения Андреевка решения от 26.03.2019 года №77/17-19. Таким образом, решение об отмене решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района от 26.03.2019 года №77/17-19 относится к компетенции представительного органа вновь образованного муниципального образования - Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области. Настоящее решение вступило в силу после его официального опубликования в газете «Сенеж» 27.09.2019 года № 43. Вопреки доводам административного истца новый налог на имущество физических лиц за 2019 год оспариваемое решение не устанавливает, поскольку налог на имущество физических лиц в 2019 году был установлен вышеуказанным решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 16.10.2018 года №11/4-18, при этом, указанные в нем налоговые ставки не превышают размеры, установленные статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации. Из буквального толкования положений оспариваемого решения от 20.09.2019 года следует, что им лишь отменены внесенные 26.03.2019 года Советом депутатов городского поселения Андреевка изменения, ввиду их несоответствия действующему законодательству. При таких обстоятельствах, решение Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 20.09.2019 г. №146/10 «Об отмене решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 марта 2019 года № 77/17-19 «О внесении изменения в решение Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 16 октября 2018 года №11/4-18 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (в ред. решения Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 27.11.2018 №33/9-18)» принято во исполнение положений статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Суд не может согласиться с доводами административного истца о противоречии оспариваемого решения положениям ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, поскольку решение Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 20.09.2019 г. не является актом законодательства о налогах и сборах, устанавливающим новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающим налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающим или отягчающим ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающим новые обязанности или иным образом ухудшающим положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В данном случае органом местного самоуправления лишь реализовано право отменить нормативный правовой акт, изданный с нарушением установленного порядка издания таких актов, до его признания не действующим в судебном порядке. При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ: В удовлетворении административного иска Пономарева Владимира Игоревича к Совету депутатов городского округа Солнечногорск Московской области о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 20.09.2019 г. №146/10 «Об отмене решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 марта 2019 года № 77/17-19 «О внесении изменения в решение Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 16 октября 2018 года №11/4-18 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (в ред. решения Совета депутатов городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 27.11.2018 №33/9-18)» отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Ершов В.В. |