ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1312/2017 от 08.02.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2018 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре Рафиковой Е.Д.,

с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,

представителя административного истца ФИО1.,

представителя министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-231/2018 года по административному иску ООО «Ставропольское агентство недвижимости» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Ставропольское агентство недвижимости» обратилось в Самарский областной суд административным иском к министерству имущественных отношений в котором просила признать недействующим пунктов , , «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907.

В обосновании требований административный истец указал, что приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год» под пунктами №№ , , в вышеуказанный перечень включены принадлежащие административному истцу нежилые здания: нежилое здание - административное с кадастровым номером , общей площадью 169,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, нежилое здание – душевая с кадастровым номером , общей площадью 63 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, нежилое здание – здание столовой с кадастровым номером , общей площадью 426,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Включение указанных нежилых помещений в Перечень является незаконным, противоречащим нормам НК РФ, поскольку здания не относятся к объектам, обозначенным в подпунктах 1 и 2 п.2, а также пунктах 3, 4 ст.378.2 НК РФ.

Рассматриваемые нежилые здания расположены на земельном участке, площадью 131150,00 кв.м., с кадастровым номером , назначение земли сельскохозяйственного назначения. Указанные здания до 2005 года использовались исключительно для собственных нужд оздоровительного лагеря <данные изъяты>. С 2006 года оздоровительный лагерь законсервирован, коммуникации отключены, деятельность не ведется.

Включение объектов недвижимости в Перечень возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. В связи с чем, просит административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 23.11.2017 года № ФИО1 административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений по доверенности от 26.12.2017 года № ФИО2 в судебном заседании требования не признала, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку нежилые здания были включены в Перечень на основании сведений, полученных из ЕГРП.

Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативно-правовой акт в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца, в части налогообложения, исходя из его кадастровой стоимости.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Самарской области от 10.11.2014 г. №107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению здания, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313(29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение).

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятия, а также по порядку его опубликования.

В вышеуказанный перечень под номером включен объект – нежилое здание - административное с кадастровым номером , общей площадью 169,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, под номером - нежилое здание – душевая с кадастровым номером , общей площадью 63 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, под номером - нежилое здание – здание столовой с кадастровым номером , общей площадью 426,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Указанные нежилые здания принадлежат на праве собственности ООО «Ставропольское агентство недвижимости», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.10.2005 го и выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 05.12.2017 года.

Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, три объекта недвижимости – административное, душевая и здание столовой, имеют назначение: нежилое здание.

Из технического паспорта на здание – административное здание литер А4, общей площадью 169,1 кв.м., следует, что здание 1968 года постройки, одноэтажное, имеет помещения: рубка, площадью 16,4 кв.м., радиоузел, площадью 19,7 кв.м., пионерская, площадь 275 кв.м., библиотека, площадь 22,9 кв.м., игровая, площадью 32,5 кв.м., коридор, площадью 40,1 кв.м.

Из технического паспорта на здание столовой Литер А 5 следует, что общая площадь здания 426,6 кв.м., назначение столовая, 1972 года постройки, одноэтажное, состоит из: кабинет, площадью 12,0 кв.м., разделочные, площадью 10,7 кв.м.,7,1 кв.м., 12,5 кв.м., коридор, площадью 2,7 кв.м., 4,6 кв.м., кухня, площадь 54,4 кв.м., моечная, площадью 18,2 кв.м., 16,5 кв.м., 18,7 кв.м., обеденный зал, площадью 269,0 кв.м.

Из технического паспорта на здание – душевая Литер А10 следует, что здание 1968 года постройки, одноэтажное, общей площадью 63 в.м., состоит из: подсобного помещения, площадью 9,3 кв.м., душевой, площадью 15,0 кв.м., прачечной, площадью 14,7 кв.м., душевой, площадью 14,9 кв.м., подсобного помещения, площадью 9,1 кв.м.

Согласно Уставу ООО «Ставропольское агентство недвижимости», утвержденному 13.02.2008 года, административный истец имеет вид деятельности: деятельность агентства по операциям с недвижимым имуществом, покупка и продажа земельных участков, деятельность в области права, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО3 от 22.01.2018 года № года, и приложенных фотоматериалов к нему, объект обследования – нежилое здание – административное, общей площадью 169 кв.м., с кадастровым номером , является неиспользуемым (законсервированным) объектом недвижимого имущества. Процентное отношение площади административно-бытовых помещении к общей площади объекта установить невозможно в связи с неиспользованием объекта для административно-бытовых целей.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО3 от 22.01.2018 года № года, и приложенных фотоматериалов к нему, объект обследования – нежилое здание – душевая, общей площадью 63 кв.м., с кадастровым номером , является неиспользуемым (законсервированным) объектом недвижимого имущества. Процентное отношение площади административно-бытовых помещении к общей площади объекта установить невозможно в связи с неиспользованием объекта для административно-бытовых целей.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО3 от 22.01.2018 года № года, и приложенных фотоматериалов к нему, объект обследования – нежилое здание – административное, общей площадью 426,6 кв.м., с кадастровым номером , является неиспользуемым (законсервированным) объектом недвижимого имущества. Процентное отношение площади административно-бытовых помещении к общей площади объекта установить невозможно в связи с неиспользованием объекта для административно-бытовых целей.

Согласно акту осмотра комиссией ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» от 01.02.2018 года, а также фотоматериалов к нему, нежилое здание с кадастровым номером , доступ к нежилому зданию ограничен, в связи с отсутствием проезда к нему из-за снежного покрова.

Согласно акту осмотра комиссией ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» от 01.02.2018 года, а также фотоматериалов к нему, нежилое здание с кадастровым номером , доступ к нежилому зданию ограничен, в связи с отсутствием проезда к нему из-за снежного покрова.

Доказательств фактического использования нежилых зданий в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (действовавших на момент включения объекта, принадлежащего административному истцу, в оспариваемый Перечень) определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);

земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);

земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 131150 кв.м., на котором расположены нежилые здания, принадлежащие административному истцу, имеет вид разрешенного использования: под оздоровительный лагерь <данные изъяты>. Земельный участок расположен на территории национального арка «Самарская Лука», в рекреационной зоне, что подтверждается материалами дела.

Согласно положению о национальном парке «Самарская Лука», утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2015 года № 69, на территории национального парка запрещается строительство и эксплуатация хозяйственных объектов, за исключением объектов туристической индустрии, музеев и объектов, связанных с функционированием национального парка.

Согласно п.11.3 Положения, рекреационная зона предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем офисных зданий делового и коммерческого назначения и не может быть признан безусловно определенным, в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч.9 ст.213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.

Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости, находящихся на праве собственности у ООО «Ставропольское агентство недвижимости» критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае, включение спорных объектов Перечень произведены в целях налогообложения на 2017 год, обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме

Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд полагает, что являются обоснованными и требования о взыскании с административного ответчика судебных расходов в сумме 4 500 рублей, оплаченная при обращении в суд государственная пошлина, поскольку в соответствии с положениями части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Решение суда постановлено в пользу административного истца, факт несения расходов по оплате государственной пошлины подтвержден чеком-ордером от 06.12.2017 года.

При таких обстоятельствах, судебные расходы подлежат полному возмещению стороной административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ООО «Ставропольское агентство недвижимости» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 удовлетворить.

Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого здания – административное, площадью 169,1 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом нежилого здания – душевая, площадью 63 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом нежилого здания – здание столовой, площадью 426,6 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.

Взыскать министерства имущественных отношений в пользу ООО «Ставропольское агентство недвижимости» в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2018 года.

Председательствующий: М.А.Панкова