ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1316/19 от 03.07.2020 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красногорск Московской области

Московский областной суд в составе председательствующего судьи Ершова В.В., при помощнике судьи Тарасовой И.Н.,

с участием прокурора Корнилова П.С.,

представителя административного истца Жук А.А.,

представителя административного ответчика Белова А.В.,

представителя заинтересованного лица Министерства обороны Российской Федерации – Спасской Ю.А.,

представителя заинтересованного лица Главного управления культурного наследия Московской области - Илюшиной В.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело № 3а-354/2020 по административному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» к Правительству Московской области об оспаривании в части Постановления Правительства Московской области от 7 ноября 2017 года №918/41, заинтересованные лица: Министерство обороны Российской Федерации, Главное управление культурного наследия Московской области, акционерное общество «Историко-архитектурный комплекс «Никольское-Урюпино»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Московской области от 7 ноября 2017 г. № 918/41 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Никольское-Урюпино», расположенного по адресу: <данные изъяты>, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Никольское-Урюпино» расположенного по адресу: <данные изъяты>, особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просит признать Постановление Правительства Московской области от 7 ноября 2017 г. № 918/41 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Никольское-Урюпино», расположенного по адресу: <данные изъяты>, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» не подлежащим применению в части установления режимов и градостроительных регламентов охранной зоны на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

В обоснование своих требований административный истец указал, что в охранную зону объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Никольское-Урюпино» вошел земельный участок, принадлежащий Российской Федерации <данные изъяты>.

Данный земельный участок используется <данные изъяты>. На участке расположены следующие объекты: <данные изъяты>.

Также административный истец указывает на то, что нахождение земельного участка, предназначенного для нужд <данные изъяты>, в границах охранной зоны исключает возможность его использования согласно назначению.

Определением суда от 5 июня 2020 г. постановлено провести разбирательство настоящего административного дела в закрытом судебном заседании, в связи с поступлением материалов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Представитель административного истца, а также представитель заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании административный иск поддержали, просили удовлетворить.

Представитель Правительства Московской области и представитель заинтересованного лица Главного управления культурного наследия Московской области в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылались на то, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Представитель акционерного общества «Историко-архитектурный комплекс «Никольское-Урюпино» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

В соответствии с заключением прокурора административный иск Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» подлежит удовлетворению.

Учитывая положения ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Согласно ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в том числе процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Исходя из п. 1, п. 2 и п. 3 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия в Московской области предусмотрена Законом Московской области от 21.01.2005 N 26/2005-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области».

Согласно ч. 1 ст. 8 данного закона разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и объектов культурного наследия регионального (областного) значения организует областной орган охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 9 указанного закона в целях подготовки к утверждению зон охраны объектов культурного наследия областной орган охраны объектов культурного наследия организует проведение историко-культурной экспертизы проектов зон охраны объектов культурного наследия (за исключением проектов зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации или объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия).

При наличии положительного заключения историко-культурной экспертизы и согласования федерального органа охраны объектов культурного наследия (для проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения) областной орган охраны объектов культурного наследия готовит соответствующий проект постановления Правительства Московской области об утверждении зон охраны объекта культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия в Московской области (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации и объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.

Историко-культурный опорный план и предложения по установлению границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон являются составной частью проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, и оформляются специальным разделом проекта.

Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Московской области от 7 ноября 2017 г. № 918/41 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Никольское-Урюпино», расположенного по адресу: <данные изъяты>, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Никольское-Урюпино» расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, село Николо-Урюпино, особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Данным постановлением установлены следующие зоны охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Граница территории и режим использования территории усадьбы Никольское-Урюпино утверждены распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 1 ноября 2017 г. № 45РВ-508 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Никольское-Урюпино», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, село Николо-Урюпино» (с изменениями, внесенными распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 16 ноября 2017 г. № 45РВ-537).

Постановление Правительства Московской области от 7 ноября 2017 г. № 918/41 опубликовано 23.11.2017 г. на интернет-портале Правительства Московской области (http://www.mosreg.ru), а также в «Ежедневные Новости. Подмосковье» (№ 239 19.12.2017).

Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках компетенции Правительства Московской области с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования.

Согласно постановлению Правительства Московской области от 7 ноября 2017 г. № 918/41 особый режим использования земель в границах охранной зоны запрещает, в частности, отвод участков под строительство; строительство жилых и нежилых зданий и сооружений, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной среды усадьбы Никольское-Урюпино; искажение и изменение исторического ландшафта, рельефа местности, кроме изменений, связанных с благоустройством территории; изменение уровня грунтовых вод, нарушение гидрологического режима при прокладке коммуникаций, при благоустройстве территории, другой хозяйственной деятельности; любую хозяйственную деятельность, связанную с загрязнением почв, грунтовых и подземных вод, поверхностных стоков, нарушением почвенного покрова; прокладку новых автодорог; размещение автопарковок, кроме оговоренных требованиями к градостроительным регламентам; прокладку наземных, надземных и воздушных инженерных коммуникаций (кроме линий освещения), в том числе высоковольтных линий электропередачи, установку вышек мобильной связи; размещение рекламных конструкций, вывесок; размещение временных построек, киосков; вырубку зеленых насаждений, кроме санитарных и реконструктивных рубок, рубок формирования; посадку деревьев и кустарников на открытых луговых пространствах; возведение «сплошных» оград.

Как следует из заключения кадастрового инженера, графического изображения зон охраны, а также не оспаривалось сторонами в судебном заседании, в охранную зону объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Никольское-Урюпино» вошел земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, с категорией земель <данные изъяты> является Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации».

Данный земельный участок <данные изъяты> г. поставлен на государственный кадастровый учет, при этом, образован из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с судебным актом Арбитражного суда Московской области по делу № А41-77834/14.

Решением Арбитражного суда Московской области от 3 августа 2017 г. по делу № А41-77834/14 признано отсутствующим право собственности открытого акционерного общества «Распорядительная дирекция Минкультуры России» на части земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в координатах поворотных точек согласно каталогу, указанных в резолютивной части решения.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 г. решение Арбитражного суда Московской области от 3 августа 2017 г. по делу № А41-77834/14 оставлено без изменения.

При рассмотрении указанного дела суд пришел к выводу, что приватизация земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> проведена с нарушениями, а именно, вместе с землями, на которых расположена усадьба «Никольское-Урюпино», в собственность <данные изъяты> переданы земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, поскольку на них расположены <данные изъяты>.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты> серии <данные изъяты>, выданным взамен свидетельства о государственной регистрации права от <данные изъяты> г. серии <данные изъяты>, согласно которому <данные изъяты> г. в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись регистрации № <данные изъяты>.

Право собственности Российской Федерации в лице Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> возникло в силу закона под объектами недвижимости и территорией воинской части.

Из материалов дела также следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, образованный из участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в настоящее время используется <данные изъяты>.

На участке расположены следующие объекты: <данные изъяты>.

<данные изъяты>

Согласно пунктам «б», «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность.

В силу п. 1 и п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.

Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Определение порядка использования для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земель и других природных ресурсов в силу п. 21 ст. 6 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемым постановлением правительства Московской области в нарушение вышеуказанных норм права определен порядок использования и правовой режим земельного участка, находящегося в федеральной собственности, который используется и предназначен для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

При этом из акта государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны от <данные изъяты> г. следует, что <данные изъяты> участков (в том числе и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>) включённых в границу территории, либо утратили историческую функциональную связь с усадьбой вследствие размещения там объектов иного назначения, включая спецобъекты, либо первоначально представляли собой окружающий ландшафт (стр. <данные изъяты> акта).

Данное обстоятельство при принятии постановления Правительства Московской области от 7 ноября 2017 г. № 918/41 учтено не было.

Проект границ зон охраны объекта культурного наследия с Министерством обороны Российской Федерации не согласовывался.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое постановление в обжалуемой части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, то суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Московской области от 7 ноября 2017 г. № 918/41 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Никольское-Урюпино», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, село Николо-Урюпино, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» в части, касающейся распространения установленной охранной зоны на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Московской области от 7 ноября 2017 г. № 918/41 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Никольское-Урюпино», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, село Николо-Урюпино, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» в части, касающейся распространения установленной охранной зоны на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Сообщение о принятии данного решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Правительства Московской области, в котором было опубликовано оспоренное положение нормативного правового акта.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ершов В.В.