ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-131/18 от 03.12.2018 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Дело № 3а-131/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 декабря 2018 г. город Пенза

Пензенский областной суд в составе

судьи Мартыновой Е.А.,

при секретаре Юнусовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пензенской области об оспаривании отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 22 декабря 2017 г. № 627–пП (с последующими изменениями),

у с т а н о в и л:

постановлением Правительства Пензенской области от 22 декабря 2017 г. № 627-пП, опубликованным на официальном сайте Правительства Пензенской области http://www.penza.ru 27 декабря 2017 г. и в печатном издании «Пензенские губернские ведомости» от 27 декабря 2017 г. № 93 (начало), № 94 (окончание) утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Территориальная программа).

В данное постановление внесены изменения постановлениями Правительства Пензенской области от 15 мая 2018 г. № 281-пП, 20 августа 2018 г. № 423-пП, 1 ноября 2018 г. № 594-пП, которые были опубликованы на официальном сайте Правительства Пензенской области http://www.penza.ru - 16 мая 2018 г., 21 августа 2018 г., 2 ноября 2018 г. и в печатном издании «Пензенские губернские ведомости» 24 мая 2018 г. (№ 34), 29 августа 2017 г. (№ 53), 7 ноября 2018 г. (№72) соответственно.

Прокурор Пензенской области обратился в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Территориальной программы, а именно:

графы 5, 7 строки 01 пункта 6.1. раздела 6;

графы 4, 5, 7 строки 08 пункта 6.1. раздела 6;

графы 4, 5, 7 строки 10 пункта 6.1. раздела 6;

графы 5, 7 строки 40 пункта 6.1. раздела 6;

графы 3 - 8 строки 01 пункта 6.2. раздела 6;

графы 3 - 8 строки 02 пункта 6.2. раздела 6;

подпункта 7.3.6. пункта 7.3 раздела 7 в части установления на 2018 год норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области - 9 850 руб.;

подпункта 7.3.7. пункта 7.3 раздела 7 в части установления на 2018 год норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 44 011,92 руб.;

подпункта 7.4.3. пункта 7.4 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области на 2019 год - 286,61 руб., на 2020 год - 327,47 руб.;

подпункта 7.4.4. пункта 7.4 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области на 2019 год - 589,55 руб., на 2020 год - 674,05 руб.;

подпункта 7.4.6. пункта 7.4 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области на 2019 год - 6 785 руб., на 2020 год - 7 050 руб.;

подпункта 7.4.7. пункта 7.4 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов на 2019 год - 41 435,76 руб., на 2020 год - 51 700,66 руб.;

подпункта 7.4.9. пункта 7.4 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета Пензенской области на 2019 год - 1 725,43 руб.;

пункта 7.5. раздела 7 в части установления подушевых нормативов финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на одного жителя) в 2018 году - 3 057,44 руб., в 2019 году - 2 615,01 руб., в 2020 году - 3 433,59 руб.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что вышеприведенные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования ниже установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492 (далее – Федеральная программа), что существенно снижает уровень правовых гарантий граждан на получение бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодательством.

В судебном заседании представитель административного истца Мищенко Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пензенской области по доверенности – Щербакова С.В. против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что оспариваемые положения приняты в пределах полномочий Правительства Пензенской области и соответствуют действующему законодательству. Постановление Правительства Пензенской области от 22 декабря 2017 г. № 627-пП было разработано с учетом требований постановлений Правительства Российской Федерации от 06 мая 2003 г. № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией» и от 8 декабря 2017 г. № 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Правительство Пензенской области поэтапно принимает меры, направленные на выполнение расходных обязательств Пензенской области и увеличения стоимости Территориальной программы, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования, о чем свидетельствуют вносимые в постановление от 22 декабря 2017 № 627-пП изменения.

Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Пензенской области Диков С.В. также возражал против удовлетворения исковых требований по указанным выше основаниям, приведенным представителем Правительства Пензенской области.

Представители заинтересованных лиц - Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве на административное исковое заявление Федерального фонда обязательного медицинского страхования содержалась просьба о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд полагает административный иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ, пункт 3 статьи 1).

Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ).

Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, Правительство Пензенской области приняло постановление от 22 декабря 2017 г. № 627-пП, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В данное постановление внесены изменения постановлениями Правительства Пензенской области от 15 мая 2018 г. № 281-пП, 20 августа 2018 г. № 423-пП, 1 ноября 2018 г. № 594-пП.

Прокурор Пензенской области оспаривает положения постановления Правительства Пензенской области от 22декабря 2017 г. № 667-пП в редакции постановления 1 ноября 2018 г. № 594-пП.

Проверяя порядок принятия нормативного акта, суд нарушений не установил.

В силу части 4 статьи 7, части 1 статьи 41 Устава Пензенской области, части 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Пензенской области является Правительство.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 Устава Пензенской области, части 1 статьи 11 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 906-ЗПО Правительство Пензенской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Пензенской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

По вопросам деятельности Правительства Пензенской области издаются постановления и распоряжения, порядок принятия, опубликования и вступления в силу которых определяется Правительством Пензенской области. Постановления и распоряжения Правительства Пензенской области подписываются Губернатором Пензенской области или лицом, исполняющим его обязанности. Акты Правительства Пензенской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на всей территории Пензенской области. Указанные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Пензенской области (часть 2 статьи 43 Устава Пензенской области).

Порядок принятия данных актов определен Регламентом Правительства Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2010 г. № 912-пП.

В соответствии с Порядком опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. № 1013-пП (с последующими изменениями и дополнениями) акты Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете «Пензенские губернские ведомости» либо газете «Издательский дом «Пензенская правда», либо первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации», на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Акты Правительства, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.

Судом установлено, что постановление Правительства Пензенской области от 22 декабря 2017 г. № 627-пП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», а также постановления Правительства Пензенской области от 15 мая 2018 г. № 281-пП, 20 августа 2018 г. № 423-пП, 1 ноября 2018 г. № 594-пП, которыми вносились изменения в постановление от 22 декабря 2017 г. № 627-пП, опубликованы на официальном сайте Правительства Пензенской области http://www.penza.ru 27 декабря 2017 г., 16 мая 2018 г., 21 августа 2018 г., 2 ноября 2018 г. и в печатном издании «Пензенские губернские ведомости» 27 декабря 2017 г. (93,94), 24 мая 2018 г. (№ 34), 29 августа 2017 г. (№ 53), 7 ноября 2018 г. (№72), соответственно.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Пензенской области, подписан надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.

Проверив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.

В силу частей 1 и 3 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Согласно статье 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2).

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 326-ФЗ); базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8 статьи 3 этого же Федерального закона).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленный базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в данной части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (части 1-3 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ).

Таким образом, предусмотренные Федеральной программой нормативы являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи и не могут определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Федеральная программа).

Федеральная программа включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

В частности, ее разделом VII установлены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования для формирования территориальных программ.

Так, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2018 г. составляют:

на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов – 12 442, 1 рубля;

на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов – 72 081,3 рубля;

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Федеральной программой, на 2019 и 2020 годы составляют:

на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов – 436,8 рубля на 2019 год, 454,3 рубля - на 2020 год;

на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов – 1 266,6 рубля на 2019 год, 1 317,3 рубля - на 2020 год;

на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов – 12 939,8 рубля на 2019 год, 13 457,4 рубля на 2020 год;

на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов – 74 964,6 рубля на 2019 год, 77 963,2 рубля на 2020 год;

на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), - 2 007,1 рубля на 2019 год.

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Федеральной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:

за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2018 году – 3 488,6 рубля, в 2019 году – 3 628,1 рубля, в 2020 году – 3 773,2 рубля.

В абзаце 26 раздела VII Федеральной программы указано, что норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления органом государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Согласно разделу I названной Федеральной программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год, и на плановый период 2019 и 2020 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в редакции постановления Правительства Пензенской области 1 ноября 2018 г. № 594-пП, устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, предусматривает целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, а также порядок и условия бесплатного предоставления гражданам в Пензенской области медицинской помощи за счет бюджета Пензенской области и средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области.

Разделом 7 Территориальной программы предусмотрены объемы медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий её оказания, подушевой норматив финансирования.

Сопоставив оспариваемые положения Территориальной программы с нормами Федеральной программы, суд приходит к выводу о том, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы установлены Правительством Пензенской области ниже базовых показателей.

Так, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2018 год составляют:

на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области – 9 850 рублей (пп. 7.3.6 Территориальной программы), федеральный норматив – 12 939,8 рубля;

на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов – 44 011,92 рубля (пп. 7.3.7 Территориальной программы), федеральный норматив – 72 081,3 рубля;

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2019 - 2020 годы составляют:

на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области – 286,61 рубля на 2019 год, 327,47 рубля на 2020 год (пп. 7.4.3 Территориальной программы) федеральный норматив – 436,8 рубля на 2019 год, 454,3 рубля – на 2020 год;

на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области – 589,55 рубля на 2019 год, 674,05 рубля на 2020 год (пп. 7.4.4 Территориальной программы), федеральный норматив – 1 266,6 рубля на 20198 год, 1 317,3 рубля на 2020 год;

на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области – 6 785 рублей на 2019 год, 7 050 рублей на 2019 год (пп. 7.4.6 Территориальной программы), федеральный норматив – 12 939,8 рубля на 2019 год, 13 457,4 рубля на 2020 год;

на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов – 41 435,76 рубля на 2019 год, 51 700,66 рубля на 2020 год (пп. 7.4.7 Территориальной программы), федеральный норматив – 74 964,6 на 2019 год, 77 963,2 рубля на 2019 год;

на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета Пензенской области – 1 725,43 рубля на 2019 год (пп. 7.4.9 Территориальной программы), федеральный норматив – 2 007,1 рубля на 2019 год.

Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на одного жителя) в 2018 году – 3 057,44 рубля, в 2019 году – 2 615,01 рубля, в 2020 году – 3 433,59 рубля (п. 7.5 Территориальной программы), федеральный норматив в 2018 году – 3 488,6 рубля, в 2019 году – 3 628,1 рубля, в 2020 году – 3 773,2 рубля.

В разделе 6 «Стоимость программы» пункт 6.1 «Сводный расчет стоимости утвержденной Программы на 2019 год и плановый период 2019 и 2020 годов» графы 5, 7 строки 01; графы 4, 5, 7 строки 08; графы 4, 5, 7 строки 10; графы 5, 7 строки 40; и графы 3-8 строки 01; графы 3-8 строки 02 пункта 6.2. «Стоимость Программы по источникам финансового обеспечения на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на территории Пензенской области» содержат оспариваемые показатели Территориальной программы.

Сравнительный анализ положений двух программ бесспорно свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средних подушевых нормативов финансирования.

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что в оспариваемой части Территориальная программа, утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 22 декабря 2017 г. № 627–пП (в редакции постановления Правительства Пензенской области от 1 ноября 2018 г. № 594-пП), противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства, в частности, положениям Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, что, в свою очередь, снижает уровень правовых гарантий граждан Пензенской области на получение бесплатной медицинской помощи в объеме, гарантированном федеральным законодательством.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о поэтапном принятии мер, направленных на выполнение расходных обязательств области, и увеличение стоимости программы во исполнение Соглашения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Правительства Пензенской области о реализации данной программы от 29 марта 2018 г., не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно пп. 3.1, 3.5 указанного Соглашения Правительство области реализует территориальную программу в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья и Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденной Правительством Российской Федерации; осуществляет финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств бюджете субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом изложенного, исходя из того, что оспариваемые прокурором отдельные положения Территориальной программы применяются, на их основании реализуются права граждан и организаций, а учреждения области в сфере здравоохранения для реализации Территориальной программы получают средства из областного бюджета, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления и признании оспариваемых отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 22 декабря 2017 г. № 627–пП (в редакции постановления от 1 ноября 2018 г. № 594-пП) недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Пензенской области об оспаривании отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 22 декабря 2017 г. № 627–пП (в редакции постановления от 1 ноября 2018 г. № 594-пП) удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов:

графы 5, 7 строки 01 пункта 6.1. раздела 6;

графы 4, 5, 7 строки 08 пункта 6.1. раздела 6;

графы 4, 5, 7 строки 10 пункта 6.1. раздела 6;

графы 5, 7 строки 40 пункта 6.1. раздела 6;

графы 3 - 8 строки 01 пункта 6.2. раздела 6;

графы 3 - 8 строки 02 пункта 6.2. раздела 6;

подпункт 7.3.6. пункта 7.3 раздела 7 в части установления на 2018 год норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области - 9 850 руб.;

подпункт 7.3.7. пункта 7.3 раздела 7 в части установления на 2018 год норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 44 011,92 руб.;

подпункт 7.4.3. пункта 7.4 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области на 2019 год - 286,61 руб., на 2020 год - 327,47 руб.;

подпункт 7.4.4. пункта 7.4 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области на 2019 год - 589,55 руб., на 2020 год - 674,05 руб.;

подпункт 7.4.6. пункта 7.4 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области на 2019 год - 6 785 руб., на 2020 год - 7 050 руб.;

подпункт 7.4.7. пункта 7.4 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов на 2019 год - 41 435,76 руб., на 2020 год - 51 700,66 руб.;

подпункт 7.4.9. пункта 7.4 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета Пензенской области на 2019 год - 1 725,43 руб.;

пункт 7.5. раздела 7 в части установления подушевых нормативов финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на одного жителя) в 2018 году - 3 057,44 руб., в 2019 году - 2 615,01 руб., в 2020 году - 3 433,59 руб.

Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу опубликовать в газете «Пензенские губернские ведомости».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 7 декабря 2018 г.

Судья Е.А.Мартынова