Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2018 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеине М.С., с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности от 22 июня 2018 года, представителя административного ответчика – председателя Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии ФИО3, действующей на основании постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 14 декабря 2015 года № 100/1147 «О назначении председателя Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии», представителя заинтересованного лица Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» ФИО4, действующего на основании доверенности от 19 июня 2018 года, представителя заинтересованного лица Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ФИО2, действующего на основании доверенности от 14 июня 2018 года, прокурора Валеевой Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-131/2018 по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1 к Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии об отмене решения избирательной комиссии от 27 июля 2018 года № 97/784 «О регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19»,
У С Т А Н О В И Л:
в обоснование административных исковых требований зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1 указывает, что считает решение Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2018 года № 97/784 «О регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19» незаконным и подлежащим отмене, поскольку кандидат ФИО5 в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату, о вкладах в банках, ценных бумагах указал идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), номер которого не совпадает с ИНН, который он указал в заявлении, в связи с чем ФИО5 нарушил требования закона в части оформления документов, представляемых в соответствующую комиссию.
Кроме того, во всех справках, в которых должны содержаться сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, а также сведения о своих расходах, о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, составленных в отношении кандидата и его супруги М. в качестве вида документа, удостоверяющего личность, указан паспорт. В соответствии с действующим законодательством к документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, достигшего возраста 14 лет, относятся паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина СССР, до его замены в установленном порядке на паспорт гражданина Российской Федерации, заграничный паспорт гражданина Российской Федерации и т.д.
Административный истец считает, что указав в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт в отношении себя и своей супруги, ФИО5 не указал вид документа, что означает, что справки, предусмотренные указом Президента Российской Федерации, в отношении кандидата ФИО5 и его супруги составлены с нарушением установленного порядка.
Указывает, что кандидатом ФИО5 в Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию представлены документы, оформленные с нарушением требований закона, данные нарушения не устранены до регистрации, в связи с чем решение избирательной комиссии о его регистрации является незаконным.
Поскольку административный истец, будучи зарегистрированным кандидатом, представил в избирательную комиссию все документы, оформленные в соответствии с требованиями закона, а ФИО5 представил документы, оформленные с нарушением требований закона, оспариваемое решение избирательной комиссии нарушает принцип равенства кандидатов и его права.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1 просит суд отменить решение Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2018 года № 97/784 «О регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19».
Административный истец – зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – председатель Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление, в которых указывает, что в сведениях о размере и источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату, о вкладах в банках, ценных бумагах и в заявлении о согласии баллотироваться указан идентичный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) кандидата ФИО5 <номер изъят>. Информация о том, что ИНН не совпадает, не соответствует действительности. В сведениях о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей указан вид документа, удостоверяющего личность, – паспорт, что соответствует выполнению требования об указании документа, удостоверяющего личность. Поскольку кандидатом ФИО5 представлены все необходимые документы, избирательной комиссией принято решение о его регистрации. Кроме того, считает, что административным истцом пропущен десятидневный срок для подачи административного искового заявления. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, представил возражения на административное исковое заявление, доводы которых аналогичны позиции административного ответчика. Считает, что избирательная комиссия зарегистрировала кандидата законно и обоснованно, поскольку нарушений в оформлении представленных ФИО5 документов, неполноты сведений в представленных документах либо их отсутствия не установила.
Представитель заинтересованного лица Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал административный иск подлежащим удовлетворению, поддержал доводы административного искового заявления.
Заинтересованное лицо зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО5, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на административное исковое заявление не представил.
Заинтересованное лицо Избирательная комиссия Иркутской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и письменные пояснения, в которых указывает, что полагает требования кандидата ФИО1, изложенные в административном исковом заявлении, не подлежащими удовлетворению. Оспариваемое решение избирательной комиссии принято в пределах компетенции и в полном соответствии с требованиями избирательного законодательства. Оснований для его отмены не имеется. Считает, что доводы административного искового заявления не соответствуют действительности и опровергаются представленными в Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию кандидатом ФИО5 документами.
Прокурор Валеева Ю.Р. в заключении полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 8 статьи 20 указанного Федерального закона компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 14 декабря 2015 года № 100/1146 сформирована Усть-Кутская территориальная избирательная комиссия. Ее председателем назначена ФИО3 (постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 14 декабря 2015 года № 100/1147).
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 мая 2018 года № 187/1878 на Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.
5 июня 2018 года Законодательным Собранием Иркутской области принято Постановление № 63/2-3С о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва на 9 сентября 2018 года. Указанное постановление опубликовано в газете «Областная» от 8 июня 2018 года № 61 (1818).
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 18 июня 2018 года № 4/30 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ по одномандатным избирательным округам. В списке под номером 19 значится ФИО1, дата рождения – <дата изъята>, одномандатный избирательный округ № 19.
29 июня 2018 года Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией принято решение № 89/723 о регистрации ФИО1, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 13 июля 2018 года № 12/129 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» по одномандатным избирательным округам. В списке под номером 17 значится ФИО5, дата рождения – <дата изъята>, одномандатный избирательный округ № 19.
Решением Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2018 года № 97/784 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 зарегистрирован ФИО5, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» и зарегистрированный в составе областного списка кандидатов данного избирательного объединения (протокол заседания Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2018 года № 97).
Зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1, выдвинутый избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, оспаривает решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО5, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа».
Как следует из штампа на почтовом конверте, 6 августа 2018 года административный истец ФИО1 обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2018 года, направив его по почте, то есть с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем доводы административного ответчика о пропуске ФИО1 десятидневного срока для подачи административного искового заявления суд признает несостоятельными.
Основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО5, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа», административный истец считает нарушение подпункта в.1 пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, предусматривающего в качестве основания к отказу в регистрации наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
С данными доводами суд согласиться не может и находит их основанными на неправильном толковании закона по следующим основаниям.
Как предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 35 указанного Федерального закона избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Пунктом 2 статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Согласно подпунктам «а», «е» пункта 4.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
В соответствии с пунктами 14.4, 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами «а», «в» - «ж» пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области регулируется Законом Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ).
В соответствии с частями 1-3 статьи 30 указанного Закона на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области кандидатом может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области в соответствии со статьей 5 настоящего Закона. Кандидат может быть выдвинут непосредственно либо в составе областного списка кандидатов по областному избирательному округу в соответствии с настоящим Законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется путем самовыдвижения либо выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе областного списка кандидатов по областному избирательному округу осуществляется избирательным объединением.
Статья 32 указанного Закона регламентирует выдвижение кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным округам.
Согласно части 2 названной статьи уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 55 дней до дня голосования вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 статьи 31 настоящего Закона, представляет в Избирательную комиссию Иркутской области следующие документы: список кандидатов по одномандатным избирательным округам; решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, его письменное согласие на осуществление данной деятельности; нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения) о выдвижении соответствующего списка кандидатов; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.
В силу части 6 статьи 32 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ избирательная комиссия Иркутской области в течение 3 дней со дня приема документов, указанных в части 2 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении указанного списка кандидатов либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.
Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 7 части 2 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению областного списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного частью 2 статьи 31 настоящего Закона, является основанием для исключения Избирательной комиссией Иркутской области соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения.
Несоблюдение требования, предусмотренного частью 6 статьи 30 настоящего Закона, в случае если избирательное объединение выдвинуло по одномандатному избирательному округу более одного кандидата, влечет за собой исключение всех кандидатов, выдвинутых по данному одномандатному избирательному округу, до того, как соответствующий список кандидатов будет заверен.
На основании частей 7-9 приведенной статьи решение Избирательной комиссии Иркутской области о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копией заверенного списка либо решение Избирательной комиссии Иркутской области об отказе в заверении такого списка выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в части 2 статьи 31 настоящего Закона, направляются Избирательной комиссией Иркутской области в соответствующие окружные избирательные комиссии.
Кандидаты, включенные в заверенный список, представляют в соответствующие окружные избирательные комиссии документы, указанные в частях 3(1) - 4(1) статьи 31 настоящего Закона, в порядке, предусмотренном частями 5 - 8 статьи 31 настоящего Закона, до истечения срока, указанного в части 9 статьи 30 настоящего Закона. Кандидаты также вправе представить в окружную избирательную комиссию заверенные Избирательной комиссией Иркутской области копии заверенных списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам.
Соответствующие окружные избирательные комиссии считаются уведомленными о выдвижении кандидатов, а кандидаты, включенные в заверенный список, считаются выдвинутыми и приобретают права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Законом, после представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов, указанных в части 8 настоящей статьи.
Аналогичные предписания содержатся в пункте 14.3 статьи 35 и пункте 5 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Из содержания положений частей 3(1) - 4(1) статьи 31 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ следует, что в окружные избирательные комиссии представляются следующие документы:
1) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина;
2) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
3) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, – копии соответствующих документов;
4) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах;
5) сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичные положения содержатся в пункте 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также в пункте 4 Перечня документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 17 мая 2018 года № 189/1890.
Из материалов административного дела следует, что решением Федерального политического комитета Политической партии «Гражданская Платформа» от 5 июля 2018 года № 199-3-2 в соответствии с пунктом 214 Устава Политической партии «Гражданская Платформа» общему собранию Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» согласован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам, выдвигаемый избирательным объединением Региональное отделение в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, назначенных на 9 сентября 2018 года. ФИО5 включен в указанный список по одномандатному избирательному округу № 19.
10 июля 2018 года общим собранием Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» принято решение № 3-2 (протокол № 3 от 10 июля 2018 года) об утверждении протокола № 2 счетной комиссии общего собрания о результатах тайного голосования по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва 9 сентября 2018 года. В соответствии со статьей 32 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ, пунктом 209 Устава Политической партии «Гражданская Платформа» и на основании протокола № 2 счетной комиссии от 10 июля 2018 года о результатах тайного голосования принято решение о выдвижении кандидатов в составе списка по одномандатным избирательным округам, ФИО5 выдвинут кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19.
Для заверения указанного списка уполномоченный представитель избирательного объединения Региональное отделение в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» представил в Избирательную комиссию Иркутской области документы, перечисленные в части 2 статьи 32, части 1 статьи 33 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ, в том числе заявление ФИО5 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19.
Постановлением Избирательной комиссией Иркутской области от 13 июля 2018 года № 12/129 «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» по одномандатным избирательным округам» список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых указанным избирательным объединением был заверен.
На момент рассмотрения настоящего дела указанное выше постановление Избирательной комиссией Иркутской области от 13 июля 2018 года № 12/129 о заверении списков кандидатов в установленном законом порядке никем не обжаловано.
Представитель административного истца – ФИО2 считает, что среди документов, представленных в Избирательную комиссию Иркутской области для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов Региональным отделением в Иркутской области политической Партии «Гражданская платформа» по одномандатным округам, было представлено решение общего собрания Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Гражданская платформа» № 4-2 от 16.07.2018 (протокол № 4 от 16.07.2018), оформленное с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также положений статей 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как в протоколе не указаны сведения об имени и отчестве лиц, принимавших участие в собрании, не указаны сведения о лице, проводившем подсчет голосов (не указано его имя и отчество), также подсчет голосов производился одним лицом <данные изъяты>, тогда как закон требует создания комиссии, в протоколе указано, что утвержден протокол № 2 счетной комиссии, что не было проверено Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией.
Проверка данного довода показала, что согласно представленным суду Избирательной комиссией Иркутской области надлежащим образом заверенным копиям документов, представленных в эту комиссию Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа», кандидатура ФИО5 для включения в список кандидатов от этого регионального отделения была выдвинута на основании иных документов, как указывает представитель административного истца, таких как решение Федерального политического комитета Политической партии «Гражданская Платформа» от 5 июля 2018 года № 199-3-2 (протокол от 05 июля 2018 года № 199) и решения № 3-2 от 10 июля 2018 года общего собрания Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» (протокол № 3 от 10 июля 2018 г.).
При указанных выше обстоятельствах довод представителя административного истца о незаконности постановления от 13 июля 2018 года № 12/129 «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» по одномандатным избирательным округам» не может быть принят судом во внимание, поскольку не доказан.
После принятия Избирательной комиссией Иркутской области постановления от 13 июля 2018 года № 12/129 «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа» по одномандатным избирательным округам» его копия с копией заверенного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых указанным избирательным объединением, и копии заявлений кандидатов, включенных в данный список, в том числе копия заявления кандидата ФИО5, в соответствии с частью 7 статьи 32 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ направлены в окружные избирательные комиссии и территориальные избирательные комиссии, осуществляющие полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.
18 июля 2018 года кандидат ФИО5 подал в Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию документы, указанные в частях 3(1) - 4(1) статьи 31 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ, а также в пункте 4 Перечня документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 17 мая 2018 года № 189/1890.
Рассмотрев представленные документы, проверив соблюдение порядка выдвижения кандидата и достоверность представленных сведений, Усть-Кутская территориальная избирательная комиссия приняла решение о регистрации ФИО5, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа», кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата предусмотрен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Аналогичные основания закреплены в части 7 статьи 41 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ.
К таким основаниям относится наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Проверяя доводы административного истца о том, что в сведениях о размере и источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату, о вкладах в банках, ценных бумагах указан идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который не совпадает с ИНН, указанным в заявлении о согласии баллотироваться, суд установил, что они не соответствуют действительности и опровергаются материалами административного дела.
Так, в заявлении ФИО5 о согласии баллотироваться, как и в представленных им в избирательную комиссию сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах указан идентификационный номер налогоплательщика <номер изъят>. Такой же идентификационный номер налогоплательщика указан в справке о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в справке о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.
Обсуждая доводы административного искового заявления о том, что в указанных выше справках в отношении кандидата и его супруги ФИО5 не указал вид документа, суд установил, что кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО5 представил в Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию справки, форма которых утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, в отношении себя, своей супруги М., несовершеннолетних детей <данные изъяты>.
При этом в справках в отношении кандидата в графе «Вид документа, удостоверяющего личность кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (серия, номер, дата выдачи)» ФИО5 указал: «Паспорт <данные изъяты>». В справках в отношении своей супруги в графе «Вид документа, удостоверяющего личность кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (серия, номер, дата выдачи)» ФИО5 указал: «Паспорт <данные изъяты>».
Анализируя указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ФИО5 заполнил справки в отношении себя и своей супруги в полном соответствии с формой, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, указав в них в том числе вид документа, удостоверяющего личность, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание доводы административного истца об обратном.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Глава 24 названного кодекса, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) решений избирательной комиссии о регистрации кандидата или об отказе в регистрации, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.
Напротив, в главе 22 этого же кодекса о порядке рассмотрения административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, предусмотрено, что лицо, обратившееся в суд, обязано доказать только нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.
Федеральный законодатель указал, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и должен выяснить в полном объеме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между слабой и сильной стороной отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик, а в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (части 8, 11 и 12 статьи 226).
Приведенные законоположения в их системном единстве, свидетельствуют о том, что предписания части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежат применению по названной категории административных дел исключительно в случае оспаривания решений избирательных комиссий, являющихся препятствием для реализации пассивного избирательного права (например, об отказе в регистрации кандидата), то есть когда спор разрешается между неравными субъектами публичных правоотношений: избирательной комиссией, обладающей публичными полномочиями, и гражданином.
Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации своего конкурента, фактически оспаривает право другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, принять участие в выборах, преследуя цель исключить его из избирательного процесса.
При таком положении, суд приходит к выводу, что административный истец обязан в административном исковом заявлении, поданном в установленный законом срок, указать конкретные фактические обстоятельства и подтверждающие их доказательства, являющиеся, по его мнению, основаниями для признания постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата незаконным, которые суд обязан проверить.
Принимая во внимание, что указанные административным истцом – зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1, выдвинутым избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, факты в обоснование заявленных требований признаны судом несостоятельными, поскольку не предусмотрены избирательным законодательством в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата, другие нарушения закона при принятии Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией решения о регистрации ФИО5, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа», кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 не приведены, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1 к Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии об отмене решения избирательной комиссии от 27 июля 2018 года № 97/784 «О регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 19» – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2018 года.