КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от 26 декабря 2019 г. по делу № 3а-131/2019
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Ивановой О.В.,
при секретаре Лемех М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, заинтересованные лица: администрация муниципального образования «Гурьевский городской округ», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, ссылаясь в его обоснование на те обстоятельства, что ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от 19 февраля 2018 года принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым №, площадью 20 286 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенный по <адрес>
- административное здание с кадастровым №, расположенное по <адрес>
- общетоварный склад с крытой стоянкой на 10 машин с кадастровым №, расположенный по <адрес>
По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость принадлежащих ему земельного участка с кадастровым № определена по состоянию на 25 декабря 2013 в размере 23328291,42 рублей; административного здания с кадастровым № по состоянию на 3 июля 2019 года – 12104008, 69 рублей; общетоварного склада с крытой стоянкой на 10 машин с кадастровым № по состоянию на 30 мая 2019 года – 43852720, 92 рублей.
Согласно полученным им отчетам № 12-07/2019 от 22 августа 2019 года, № 14-07/2019 от 22 августа 2019 года, № 15-07/2019 от 22 августа 2019 года, выполненным оценщиком <данные изъяты> рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на те же даты составляет: земельного участка с кадастровым № – 4598 000 рублей; административного здания с кадастровым № - 6454300 рублей; общетоварного склада с крытой стоянкой на 10 машин с кадастровым № - 13600 000 рублей.
Указывает, что кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы как собственника объектов недвижимости, поскольку данное обстоятельство влечет увеличение его налоговых обязательств по уплате земельного налога и налога на имущество, размер которых исчисляется на основании кадастровой стоимости земельного участка и зданий.
Ссылается на то, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
ФИО1 с учетом последующего уточнения заявленных исковых требований просит восстановить пропущенный им срок на обращение в суд с настоящим иском.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по <адрес> в размере его рыночной стоимости – 4598 000 рублей по состоянию на 25 декабря 2013 года.
Установить кадастровую стоимость административного здания с кадастровым № расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости 6454300 рублей по состоянию на 3 июля 2019 года.
Установить кадастровую стоимость общетоварного склада с крытой стоянкой на 10 машин с кадастровым №, расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости 13600 000 рублей по состоянию на 30 мая 2019 года.
Представитель ФИО1 – ФИО2 административный иск поддержал по изложенным в нем доводам.
ФИО1, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Калининградской области, Правительства Калининградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области, администрации муниципального образования «Гурьевский городской округ» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.
С учетом мнения представителя административного истца, положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, пояснения свидетеля ФИО3, составившей отчеты об оценке, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участок с кадастровым №, площадью 20 286 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенный по <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (т. 1 л.д.8-10).
Как следует из материалов дела, а также содержания представленной Филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области по запросу суда информации (№11885-14/01-17 от 5.12.2019), земельный участок с кадастровым № был поставлен на кадастровый учет 25 декабря 2013 года, однако исходя из вида разрешенного использования – «для размещения объектов предпринимательской деятельности» у Филиала отсутствовала возможность рассчитать кадастровую стоимость данного земельного участка, в связи с чем данная характеристика такого объекта недвижимости с 25 декабря 2013 года по 13 апреля 2018 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовала. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № в размере 23328291, 42 рублей была определена Филиалом и внесена в ЕГРН 13 апреля 2018 года в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, с учетом пункта 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 9утратил силу 02.03.2019).
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № установлена в размере 23328291, 42 рублей по состоянию на 25 декабря 2013 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 13 апреля 2018 года, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 27).
Также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости подтверждается, что ФИО1 на праве собственности принадлежит административное здание с кадастровым №, площадью 684, 6 кв.м, расположенное по <адрес> (т. 1 л.д. 11-19).
Кроме того, ФИО1 является собственником общетоварного склада с крытой стоянкой на 10 машин с кадастровым №, площадью 2480,3 кв.м, расположенного по <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (т. 1 л.д.20-26).
Как следует из представленной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области по запросу суда информации (№10126-05/01-17 от 23.10.2019), в ходе проведения очередной государственной оценки объектов недвижимости Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов на территории Калининградской области, в том числе кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым № составила 20414888, 38 рублей; кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым № составила 30774520,67 руб. Данные сведения были внесены в ЕГРН 6 февраля 2017 года.
21 мая 2019 года ФИО1 подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 39:03:091001:472 в связи с уточнением местоположения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым №
По результатам рассмотрения указанного заявления 3 июля 2019 года в ЕГРН были внесены сведения об описании местоположения здания с кадастровым № на земельном участке с кадастровым номером №
В соответствии с Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» в связи с государственным учетом изменений объекта недвижимости с кадастровым № на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» была вновь определена его кадастровая стоимость.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514.
В соответствии с пунктом 8 указанного Порядка, а также с учетом положений, приведенных в Постановлении Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625, которым установлены средние значения удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для кадастрового квартала, в котором расположено такое здание, расчет новой кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым № был произведен путем умножения среднего значения УПКС 17680,41 руб./кв.м на площадь здания 684,6 кв.м.
Таким образом, кадастровая стоимость данного нежилого здания с кадастровым № составила 12104008, 69 рублей, что удостоверено соответствующим актом № КУВД-001/2019-6111395 от 3 июля 2019 года (т.2 л.д. 134).
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым № были внесены в государственный кадастр недвижимости 3 июля 2019 года, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 28).
21 мая 2019 года ФИО1 также было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым № в связи с уточнением местоположения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым №
По результатам рассмотрения указанного заявления 30 мая 2019 года в ЕГРН были внесены сведения об описании местоположения здания с кадастровым № на земельном участке с кадастровым №
В соответствии с указанным выше порядком расчет новой кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым № произведен путем умножения среднего значения УПКС 17680,41 руб./кв.м на площадь здания 2480,3 кв.м.
Таким образом, кадастровая стоимость данного нежилого здания с кадастровым № составила 43852720. 92 руб., что удостоверено соответствующим актом № КУВД-001/2019-6110277 от 30 мая 2019 года (т.2 л.д. 135).
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № были внесены в государственный кадастр недвижимости 3 июля 2019 года, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 28).
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административный истец, являясь собственником земельного участка, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Калининградской области от 25 ноября 2015 года № 467 установлена единая дата начала применения на территории Калининградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2016 года.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка и зданий их рыночной стоимости влечет нарушение прав административного истца, в том числе путем увеличения налоговой базы по земельному налогу и налогу на имуществу.
Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости находящихся у него в собственности земельного участка и зданий их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости этих объектов недвижимости.
Согласно данным в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснениям, согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Учитывая даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и зданий, срок на обращение в суд с настоящим административным иском не пропущен, тем самым соответствующее заявление ФИО1 об его восстановлении разрешению по существу не подлежит.
В обоснование административного иска ФИО1 представлены суду результаты отчета № 12-07/2019 от 22 августа 2019 года оценщика <данные изъяты> в соответствии с которым по состоянию на 25 декабря 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 20 286 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по <адрес> составляет – 4598 000 рублей (т.2 л.д. 1-61).
Также представлены результаты отчета № 14-07/2019 от 22 августа 2019 года оценщика <данные изъяты> в соответствии с которым по состоянию на 3 июля 2019 года рыночная стоимость административного здания с кадастровым № расположенного по <адрес>, составляет 6454300 рублей (т.1 л.д. 132-217).
Кроме того представлены результаты отчета № 15-07/2019 от 22 августа 2019 года оценщика <данные изъяты> в соответствии с которым по состоянию на 30 мая 2019 года рыночная стоимость общетоварного склада с крытой стоянкой на 10 машин с кадастровым №, расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости 13600 000 рублей (т.1 л.д. 40-131).
Сомнений в обоснованности указанных выше отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости земельного участка и зданий у суда не имеется.
Судом установлено, что оценка рыночной стоимости указанных объектов недвижимости произведена оценщиком <данные изъяты> которая отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности (обладает профессиональными знаниями в области оценочной деятельности, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом саморегулируемой общественной организации оценщиков, стаж работы в оценочной деятельности - с 1994 года по настоящее время).
Отчеты об оценке содержат необходимые сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика.
Согласно статье 14 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Из содержания отчетов следует, что при подготовке отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход, зданий – сравнительный и доходный подходы, что не противоречит федеральным стандартам оценки и положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ; отказ от использования иных подходов обоснован и сомнений не вызывает.
Для проведения расчетов оценщиком произведен отбор объектов-аналогов, наиболее соответствующих объектам оценки, последовательно введены корректировки по основным ценообразующим факторам. При этом оценщиком обоснованно определен сегмент рынка, к которым принадлежат оцениваемые объекты; оценщиком обосновано применение соответствующих корректировок. Использованные оценщиком источники информации приведены в отчете об оценках.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что представленные административным истцом отчеты об оценке № 12-07/2019, № 14-07/2019, № 15-07/2019 содержат необходимые сведения доказательственного значения.
Стороны и заинтересованные лица в установленном процессуальным законом порядке также не поставили под сомнение достоверность отчетов и не указали обстоятельств, которые могут свидетельствовать об их неясности, противоречивости или необоснованности.
При этом каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов, изложенных в отчетах, суду не представлено, равно как и доказательств в подтверждение того, что принадлежащие административному истцу земельный участок с кадастровым № по состоянию на 25 декабря 2013 года, административное здание с кадастровым № по состоянию на 3 июля 2019 года, общетоварный склад с крытой стоянкой на 10 машин с кадастровым № по состоянию на 30 мая 2019 года имели другую рыночную стоимость.
При вышеприведенных фактических данных суд считает доказанными обстоятельства, на которые административный истец ссылается в обоснование заявленных исковых требований.
Кадастровая стоимость земельного участка и зданий превышает их рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося собственником указанных объектов недвижимотси, в связи с чем заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 20 286 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4598 000 рублей по состоянию на 25 декабря 2013 года.
Установить по состоянию на 3 июля 2019 года кадастровую стоимость административного здания с кадастровым №, расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости 6454300 рублей.
Установить по состоянию на 30 мая 2019 года кадастровую стоимость общетоварного склада с крытой стоянкой на 10 машин с кадастровым № расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости 13600 000 рублей.
Дата обращения ФИО1 с заявлением в суд – 3 октября 2019 года.
Решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, административного здания и общетоварного склада с крытой стоянкой на 10 машин в размере их рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 9 января 2020 года.
Судья Калининградского
областного суда О.В. Иванова