ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-131/20 от 09.10.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 3а-131/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 9 октября 2020 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.

при секретаре Шаховой А.Н.

с участием прокурора отдела прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., представителей административного истца акционерного общества «ОБОРОНЭНЕРГО» по доверенности Глуховой Ю.А., административного ответчика департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области по доверенности Меньшова М.А., заинтересованного лица публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» по доверенности Зацепина А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «ОБОРОНЭНЕРГО» о признании недействующими пункта 11 приложения № 1, пункта 11, в части установления необходимой валовой выручки акционерного общества «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал Волго-Вятский» без учёта оплаты потерь на 2020 год в размере 70 313,40 тыс. руб., приложения № 6 к постановлению департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 26 декабря 2019 года № 53/4 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области» и возложении на административного ответчика обязанности в течение месяца со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу устранить нарушения законодательства путём принятия заменяющего акта,

УСТАНОВИЛ:

постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее также - Департамент) от 26 декабря 2019 года № 53/4 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области» (далее также - постановление Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4) установлены с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для расчётов с публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее также - ПАО «МРСК Центра и Приволжья») по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области согласно приложениям № 1-7, в число которых входит и акционерное общество (далее также - АО, Общество) «ОБОРОНЭНЕРГО» (т.1, л.д.154-178).

Нормативный правовой акт официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 декабря 2019 года и в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru 31 декабря 2019 года (т.3, л.д.150-200).

Пунктом 11 приложения № 1 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Владимирской области на 2020 год» (далее также - приложение № 1) к постановлению Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4 между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Владимирэнерго» и АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский» установлены: на первое полугодие 2020 года двухставочный тариф, ставка за содержание электрических сетей - 723,38887 руб./кВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 0,30382 руб./кВт.ч и одноставочный тариф - 1,55162 руб./кВт.ч; на второе полугодие 2020 года двухставочный тариф, ставка за содержание электрических сетей - 723,38887 руб./кВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 0,31780 руб./кВт.ч и одноставочный тариф - 1,75244 руб./кВт.ч.

Пунктом 11 приложения № 6 «Необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь)» (далее также - приложение № 6) к постановлению Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4 для АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский» на 2020 год установлена НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь) в размере 70 313,40 тыс. руб.

В последующем постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 3 марта 2020 года № 5/18 «О внесении изменений в отдельные постановления департамента цен и тарифов администрации области» в указанный нормативный правовой акт были внесены изменения, опубликованные на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 4 марта 2020 года и в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru, 6 марта 2020 года, которые не коснулись вышеназванных пункта 11 приложения № 1 и пункта 11 приложения № 6 к постановлению Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4 (т.1, л.д.153).

Указом Губернатора Владимирской области от 11 февраля 2020 года № 14 «Об органах исполнительной власти Владимирской области» Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области с 1 мая 2020 года переименован в Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области (пункт 1.11) (т.1, л.д.149-152).

АО «ОБОРОНЭНЕРГО» обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 11 приложения № 1 к постановлению Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4 и возложении на административного ответчика обязанности в течение месяца со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу устранить нарушения законодательства путём принятия заменяющего акта (т.1, л.д.2-21).

В ходе рассмотрения административного дела административный истец уточнил заявленные требования, просил признать недействующими пункт 11, в части ставки за содержание электрических сетей по двухставочному тарифу за первое и второе полугодие 2020 года и в части одноставочного тарифа за первое и второе полугодие 2020 года, приложения № 1 и пункт 11, в части установления НВВ АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский» без учёта оплаты потерь на 2020 год в размере 70 313,40 тыс. руб., приложения № 6 к постановлению Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4, а также возложить на административного ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу устранить нарушения законодательства путём принятия заменяющего акта (т.15, л.д.144,145).

Требования обоснованы тем, что постановление Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4 в оспариваемой части не соответствует, в том числе положениям Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э, нарушает право АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский», являющегося сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Владимирской области, на установление экономически обоснованного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Владимирэнерго» и АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский». Так, расходы на работы и услуги производственного характера по ремонту объектов электросетевого хозяйства заявлены Обществом в размере 12 193,71 тыс. руб., Департаментом утверждены в размере 3 364,93 тыс. руб.; расходы на материалы, необходимые для ремонта и технического обслуживания электросетевого хозяйства, текущего ремонта электросетевого хозяйства, заявлены в размере 19 122,83 тыс. руб., Департаментом утверждены в размере 2 925,20 тыс. руб.; расходы на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, в том числе на медосмотр (предрейсовый и периодический), на аттестацию рабочих мест, на спецодежду и СИЗ, на прочие затраты по технике безопасности, заявлены в размере 1 786,23 тыс. руб., Департаментом утверждены в размере 464,01 тыс. руб. Кроме того, расходы на аварийно-страховой запас в размере 4 723,62 тыс. руб., на аренду нежилых помещений в размере 709,10 тыс. руб., на сертификацию электроэнергии в размере 368,10 тыс. руб., регулятором вообще не учтены. Частичное либо полное исключение Департаментом заявленных АО «ОБОРОНЭНЕРГО» вышеназванных экономически обоснованных расходов, по мнению административного истца, привело к занижению НВВ общества на 2020 год, которое вынуждено нести расходы, не учтённые установленными тарифами, повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность указания в протоколе заседания правления энергетической комиссии оснований, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, лежит на административном ответчике.

В судебном заседании представитель АО «ОБОРОНЭНЕРГО» по доверенности Глухова Ю.А. поддержала заявленные требования с учётом уточнений по изложенным в них, а также в дополнительно представленных письменных пояснениях (отзыве на позицию Департамента), основаниям (т.1, л.д.2-21,т.15,л.д.73-89,144,145), при этом указала, что полномочия Департамента на издание оспариваемого в части нормативного правового акта, форму (вид), в которой он принят, предусмотренные правила введения его в действие, в том числе правила опубликования, административный истец не оспаривает.

Департамент в своих письменных отзывах (т.1,л.д.122-131, т.15,л.д.136-142) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании представителем по доверенности Меньшовым М.А., заявленные требования не признал, указав, что постановление Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4, в том числе в оспариваемой части, соответствует нормам действующего законодательства в области тарифного регулирования в сфере электроэнергетики, в том числе Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическим указаниям по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам (далее также - ФСТ) России от 17 февраля 2012 года № 98-э, принято в пределах предоставленных Департаменту полномочий, с соблюдением порядка его принятия, прав и законных и интересов административного истца не нарушает.

Привлечённое судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Владимирэнерго» в своём письменном отзыве (т.15, л.д.131-135) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании представителем по доверенности Зацепиным А.И., полагало, что административный иск АО «ОБОРОНЭНЕРГО» подлежит оставлению без удовлетворения, приводя в обоснование фактически те же доводы, что и административный ответчик.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав и оценив материалы настоящего административного дела, в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (абзац второй пункта 1).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также - Закон об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 названного Закона цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (максимальный и (или) минимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.

Пункт 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утверждённым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утверждённого Правительством Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 декабря 2005 года № 766 утверждено Положение о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области (с 1 мая 2020 года - департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области) (далее также - Положение), из которого следует, что названный департамент является органом исполнительной власти Владимирской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в пределах полномочий, возложенных на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (пункт 1.1).

Согласно пункту 2.1.1 Положения в полномочия департамента входит установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (т.1,л.д.132-148).

В соответствии с пунктом 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, решение об установлении тарифов принимается на заседании коллегиального органа, которым согласно пункту 1.6 Положения в Департаменте является правление.

В силу пункта 6 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года № 97, и пункта 1.6 Положения в состав правления входят работники Департамента в количестве не более 7 человек, представитель антимонопольного органа с правом совещательного голоса (не принимает участие в голосовании), а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - представитель от совета рынка.

Персональный состав правления, а также порядок его деятельности утверждается директором Департамента.

Вопросы о согласовании АО «ОБОРОНЭНЕРГО» НВВ на долгосрочный период 2020 - 2024 годов и об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии рассматривались на заседаниях правления Департамента 17 и 26 декабря 2019 года соответственно (т.2 л.д.1-250,т.3, л.д.1-114).

Порядок деятельности правления Департамента, действующий на момент рассмотрения указанных вопросов, утверждён приказом директора Департамента от 12 октября 2015 года № 181. Состав правления, действующий на момент согласования НВВ и установления тарифов, утверждён приказом директора Департамента от 6 ноября 2019 года № 229 (т.3, л.д.143-149).

Результаты рассмотрения вышеназванных вопросов зафиксированы в протоколах заседания правления от 17 декабря 2019 года № 49 и от 26 декабря 2019 года № 53 (т.2 л.д.1-250,т.3, л.д.1-114).

Установленные приведёнными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования тарифов реализованы путём принятия Департаментом постановления от 26 декабря 2019 года № 53/4.

Судом установлено, что названное постановление было принято по результатам заседаний правления Департамента 17 и 26 декабря 2019 года большинством голосов членов данного коллегиального органа, присутствовавших на заседаниях, в соответствии с требованиями пунктов 12-16 Порядка деятельности правления Департамента, утверждённого приказом директора Департамента от 12 октября 2015 года № 181 (т.2 л.д.1-250,т.3, л.д.1-114, л.д.146-149).

Данный нормативный правовой акт опубликован в соответствии с Законом Владимирской области от 12 ноября 2003 года № 108-ОЗ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области» на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 декабря 2019 года, за № 3301201912310003 ru и в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru 31 декабря 2019 года, вступил в силу (т.3, л.д.150-200).

Изложенное свидетельствует о том, что указанное постановление от 26 декабря 2019 года № 53/4, оспариваемое административным истцом в части, принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных вышеупомянутыми нормами права.

Правомочность органа, принявшего вышеупомянутое постановление, а также соблюдение правил введения его в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Доводы административного истца о нарушении установленной законом процедуры принятия названного нормативного правового акта со ссылкой на несоблюдение положений пункта 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, в связи с отсутствием в протоколе заседания правления Департамента оснований, по которым Обществу отказано во включении в НВВ отдельных расходов, предложенных административным истцом, суд находит несостоятельными, поскольку фактически такие основания в протоколе приведены путём отражения в нём оснований по ряду статей, а также путём отсылки на экспертное заключение в связи с большим объёмом информации. При этом краткость их изложения на права и обязанности административного истца не повлияла, и сама по себе о нарушении регулирующим органом процедуры принятия оспариваемого в части постановления от 26 декабря 2019 года № 53/4 свидетельствовать не может.

При проверке доводов административного истца о несоответствии по существу оспариваемого в части постановления Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4 федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учёт результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утверждённых цен (тарифов); учёт соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 названной нормы).

При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала (пункт 3 названной нормы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Правила).

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике, пунктом 7 Основ ценообразования на регулирующий орган возложена обязанность по принятию решения об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.

Принципы и методы регулирования тарифов в электроэнергетике определены Основами ценообразования, согласно которым субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен данные раздельного учета активов продукции, доходов и расходов по указанным в пункте 6 видам деятельности (в том числе по передаче электроэнергии по электрическим сетям) (пункт 6 Основ ценообразования).

В силу пункта 7 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части постановления Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4) при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящего документа).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части постановления Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4) при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Пунктами 2,15-34 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части постановления Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4) предусмотрено, что при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, иные экономически обоснованные расходы; определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета; в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль; а также установлены критерии, в соответствии с которыми определяется экономическая обоснованность тех или иных видов расходов.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части постановления Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4) расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: расходы на топливо; расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442; расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда и страховые взносы; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; прочие расходы.

В силу пункта 38 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части постановления Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4), тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования.

Основные принципы определения необходимой валовой выручки методом долгосрочной индексации и расчета соответствующих тарифов закреплены в Методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённых приказом ФСТ России 17 февраля 2012 года № 98-э (далее также - Методические указания № 98-э).

Необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования определяется как сумма подконтрольных расходов, неподконтрольных расходов и результатов деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации (пункт 12 Методических указаний № 98-э).

При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы проверяют предложения регулируемой организации об установлении цен (тарифов), материалы, представленные данной организацией в обоснование этих предложений (пункты 20,22 Правил), и принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский», являясь регулируемой сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Владимирской области, 29 апреля 2019 года представила в Департамент заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые АО «ОБОРОНЭНЕРГО» потребителям Владимирской области, на долгосрочный период, 2020-2024 годы, методом долгосрочной индексации, с приложением расчётно-обосновывающих материалов (т.14, л.д.1-3).

Рассмотрев вышеуказанные материалы, Департамент открыл дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала «Волго-Вятский» АО «ОБОРОНЭНЕРГО» на 2020 - 2024 годы, направив 8 мая 2019 года в адрес АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский» соответствующее извещение (т.14, л.д.4,5).

Из материалов административного дела следует, что при регулировании тарифов для АО «ОБОРОНЭНЕРГО» регулирующим органом применён метод долгосрочной индексации НВВ, где в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями № 98-э расчётный период 2020 года является базовым периодом для долгосрочного периода 2020 - 2024 годов.

Органом регулирования в порядке пункта 22 Правил проведена экспертиза предложений АО «ОБОРОНЭНЕРГО» на предмет их экономической обоснованности об установлении соответствующих тарифов, результаты которой отражены в экспертном заключении (т.3, л.д.115-142).

Согласно представленным предложениям АО «ОБОРОНЭНЕРГО» об установлении тарифов заявленная величина НВВ на содержание электрических сетей на 2020 год составляла 112 885,11 тыс. руб. по итогам установления Департаментом тарифа НВВ Общества на 2020 год составила 70 313,40 тыс. руб. Исключено из состава НВВ регулируемой организации на 2020 год 42 571,71 тыс. руб. Исходя из экспертного заключения, положенного в основу оспариваемого в части постановления Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4, НВВ на содержание и обслуживание сетей по ряду предлагаемых административным истцом показателей была снижена, в том числе: расходы на работы и услуги производственного характера по ремонту объектов электросетевого хозяйства; расходы на материалы, необходимые для ремонта и технического обслуживания электросетевого хозяйства, текущего ремонта электросетевого хозяйства; расходы на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности. Кроме того, расходы: на аварийно-страховой запас, на аренду нежилых помещений, на сертификацию электроэнергии, Департаментом вообще не были учтены.

Проверяя доводы административного истца о неверном определении регулирующим органом величины расходов по указанным статьям, суд приходит к следующему.

АО «ОБОРОНЭНЕРГО» считает, что органом регулирования не учтены расходы на работы и услуги производственного характера по ремонту объектов электросетевого хозяйства. Обществом указанные расходы заявлены в размере 12 193,71 тыс. руб. Экономически обоснованной органом регулирования признана величина 3 364,93 тыс. руб. Расходы, неучтённые в размере 8 828,78 тыс. руб., признаны экономически необоснованными в связи со следующим.

В качестве обоснования в составе тарифного дела АО «ОБОРОНЭНЕРГО» были представлены, в том числе годовые планы-графики производства работ по капитальному ремонту оборудования, зданий, сооружений на 2020-2024 годы, локальные сметные расчёты к ним, договора на оказание услуг по капитальному ремонту, расчёты стоимости технического обслуживания и текущего ремонта автотранспорта, коммерческие предложения, договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, акты выполненных услуг, отчеты о проведении конкурсных процедур (т.7,л.д.67-141,т.8,л.д.3-226,т.12,л.д.92-102, т.10,л.д.1(CD - диск)). Вместе с тем, перечень объектов и объём работ, указанный в графиках проведения ремонтов, формируется на основании выявленных дефектов при проведении плановых осмотров и замеров параметров оборудования, а ведомости дефектов, обосновывающие износ и необходимость ремонта оборудования, зданий, сооружений, в составе обосновывающих материалов тарифного дела отсутствовали. Это не позволяло сделать вывод об обоснованности проведения заявленных мероприятий в запланированном объёме.

Таким образом, АО «ОБОРОНЭНЕРГО» не подтвердило необходимость проведения плановых ремонтных работ в 2020 году, а также в последующих годах долгосрочного периода.

Согласно пункту 25 Основ ценообразования, при определении расходов на ремонт основных средств учитываются нормативы расходов на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и цены, указанные в пункте 30 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, заявляемые расходы должны определяться исходя из регулируемых государством цен; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В нарушение приведённых законоположений АО «ОБОРОНЭНЕРГО» в материалах тарифного дела не представлены документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, а именно: материалы о проведении конкурсных процедур (анализ рынка, протоколы заседания конкурсной комиссии), договора на ремонтные работы на плановый период 2020-2024 годов.

При таком положении заявка Общества по данной статье расходов не была признана экономически обоснованной.

Поэтому, экспертом Департамента в соответствии с пунктом 24 Правил, был проведён анализ результатов хозяйственной деятельности, а также имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования.

Фактические расходы на ремонт основных фондов в период 2016-2018 годов существенно отличались от запланированных, Обществом допускалось ежегодное неисполнение объёмов ремонтных работ:

Показатель / год

2016

2017

2018

Факт, тыс. руб.

5 506,65

2 720,03

685,89

План, тыс. руб.

10 005,02

10 371,04

10 635,84

Таким образом, по результатам оценки эксперта фактических расходов АО «ОБОРОНЭНЕРГО» за 2016-2018 годы (т.3, л.д.122(оборот)) невыполнение Обществом плана ремонтов за 2016 год составило 4 498,37 тыс. руб., за 2017 год - 7 651,01 тыс. руб., за 2018 год - 9 949,95 тыс. руб.

Нужно отметить, что в течение рассматриваемого периода показатели надежности и качества оказываемых Обществом услуг достигались со значительным улучшением, что свидетельствовало о том, что фактически понесённые расходы являются достаточными.

Относительно доводов административного истца, изложенных в письменном отзыве на позицию Департамента (т.15, л.д.73-89), о том, что расходы на ремонт основных фондов сформированы на основании выявленных дефектов при проведении плановых осмотров и замеров параметров оборудования, следует обратить внимание, что согласно пункту 387 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25 октября 2017 года № 1013, периодичность работ по ремонту линий электропередач и оборудования подстанций должна устанавливаться субъектами электроэнергетики на основании требований нормативной и технической документации, инструкций изготовителей оборудования с учетом технического состояния, определяемого по результатам обходов, осмотров и испытаний, проводимых в соответствии с локальными нормативными актами субъектов электроэнергетики, а также климатических и метеорологических условий эксплуатации ЛЭП и оборудования ПС.

Материалы тарифной заявки Общества на долгосрочный период 2020-2024 годы не содержали результатов систематических обходов, осмотров и испытаний, а также иного документального подтверждения выявленных дефектов (износа) электросетевого хозяйства, на основании которого Департамент мог бы сделать выводы о необходимости и достаточности предоставленных планов ремонтов, дефектные ведомости, на основании которых выполнены сметные расчеты стоимости производства ремонтных работ, на которые ссылается административный истец, также не прилагались к тарифной заявке.

Относительно доводов административного истца в пользу закрытого перечня источников информации, на основании которого должны формироваться цены, применяемые в расчетах плановых затрат, заслуживает внимание позиция Департамента со ссылкой на пункт 29 Основ ценообразования о том, что при расчете сметной стоимости планируемых ремонтных работ Обществом не были использованы ни один из указанных в приведённой норме источников, ввиду чего проверка Департаментом объема финансирования ремонтных программ не представлялась возможной. В нарушение пунктов 4.60, 4.62 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (действовавшей на момент принятия постановления Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4), утверждённой постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 года № 15/1, при учёте транспортных расходов (3-6%) или снабженческо-сбытовых наценок (до 5%) к стоимости оборудования, Обществом учтён норматив в размере 11%, без предоставления расчётов и обоснований примененной нормы. Фактически выполненные ремонтные работы соответствуют требованиям пункта 29 Основ ценообразования, т.е. «расходам (ценам), установленным в договорах, заключенных в результате проведения торгов», что ввиду отсутствия надлежащего обоснования объёмов плановых ремонтных работ, является основанием для включения в состав НВВ на 2020 год, базового года долгосрочного периода 2020-2024 годов. Включение расходов на ремонтные работы на основании фактических объемов финансирования, учитывает положения пункта 31 Основ ценообразования, согласно которым, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Применённый подход учитывает рекомендации, приведенные в письме ФАС России от 19 июня 2017 года № ИА/41019/17, согласно которым даже при надлежащем исполнении сетевыми организациями ремонтных программ в течение текущего долгосрочного периода регулирования не может произойти существенного увеличения объемов ремонтных работ в первый год нового долгосрочного периода регулирования.

Доводы АО «ОБОРОНЭНЕРГО» о невозможности заключения договоров с соблюдением конкурентных закупочных процедур по правилам Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и необязательности их представления в целях подтверждения планируемых расходов в отсутствие утвержденного размера НВВ, являются ошибочными.

Решение Общества, являющегося профессиональным участником рынка электроэнергетики, не заключать договоры до утверждения НВВ, не влияет на обоснованность действий регулирующего органа, который рассчитывает в данном случае размер планируемых расходов с использованием иных источников информации о ценах.

Согласно пункту 17 Правил к заявлению об установлении тарифов регулируемые организации прилагают как расчёт расходов и НВВ от осуществления регулируемой деятельности, так и экономическое обоснование исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчёта).

В случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) (пункт 24 Правил).

Учитывая представленные Обществом документы, а также фактические расходы Общества по данной статье за период 2016-2018 годов, на 2020 год административным ответчиком обоснованно на основе заключения эксперта Департамента были приняты расходы в размере среднего значения фактически понесенных расходов за период 2016-2018 годов, приведённых к уровню цен 2020 года с учетом ИПЦ (1,037 -2017 к 2016; 1,029 - 2018 к 2017; 1,047 - 2019 к 2018; 1,03 -2020 к 2019) в размере 3 364,93 тыс. руб.

Административный истец полагает, что органом регулирования необоснованно не включены расходы на материалы на техническое обслуживание и текущий ремонт электросетевого хозяйства.

АО «ОБОРОНЭНЕРГО» в тарифной заявке заявляло расходы на материалы, необходимые для ремонта и технического обслуживания электросетевого хозяйства, текущего ремонта электросетевого хозяйства в размере 19 122,83 тыс. руб. Департаментом экономически обоснованными признаны расходы в размере 2 925,20 тыс. руб. Расходы, неучтенные в размере 16 197,63 тыс. руб., признаны экономически необоснованными в связи со следующим.

В качестве обоснования понесения названных расходов в составе тарифного дела АО «ОБОРОНЭНЕРГО» были представлены, в том числе расчёты потребности в материальных запасах в соответствии с утверждёнными программами технического обслуживания и текущего ремонта оборудования электрических сетей, зданий, сооружений, прайсами на материалы, годовые планы - графики производства работ по ремонту (т.6, л.д.99-227, т.7,л.д.77-86, т.12,л.д.80-91, т.10,л.д.1(CD - диск)). Но в качестве подтверждения необходимости понесения расходов на текущий ремонт в заявленном объёме Обществом не представлены дефектные ведомости, на основании которых были сформированы графики текущих ремонтов.

Таким образом, регулируемая организация не подтвердила необходимость проведения плановых ремонтных работ в 2020 году, а также в последующих годах долгосрочного периода.

Согласно пункту 25 Основ ценообразования, при определении расходов на ремонт основных средств учитываются нормативы расходов на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и цены, указанные в пункте 30 Основ.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, заявляемые расходы должны определяться исходя из регулируемых государством цен; цен, установленных в договорах, заключённых в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В нарушение указанных выше требований законодательства АО «ОБОРОНЭНЕРГО» в материалах тарифного дела не представлены документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, а именно: материалы о проведении конкурсных процедур (анализ рынка, протоколы заседания конкурсной комиссии), договоров на ремонтные работы на плановый период 2020-2024 годов.

С учётом изложенного заявка Общества по данной статье не была признана экономически обоснованной.

Поэтому в соответствии с пунктом 24 Правил экспертом Департамента осуществлён анализ результатов хозяйственной деятельности Общества, а также имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования.

Относительно доводов административного истца, изложенных в письменном отзыве на позицию Департамента (т.15, л.д.73-89), о том, что расходы на материалы сформированы на основании выявленных дефектов при проведении плановых осмотров и замеров параметров оборудования, следует обратить внимание, что согласно пункту 387 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25 октября 2017 года № 1013, периодичность работ по ремонту линий электропередач и оборудования подстанций должна устанавливаться субъектами электроэнергетики на основании требований нормативной и технической документации, инструкций изготовителей оборудования с учетом технического состояния, определяемого по результатам обходов, осмотров и испытаний, проводимых в соответствии с локальными нормативными актами субъектов электроэнергетики, а также климатических и метеорологических условий эксплуатации ЛЭП и оборудования ПС.

Материалы тарифной заявки Общества на долгосрочный период 2020-2024 годы не содержали результатов систематических обходов, осмотров и испытаний, а также иного документального подтверждения выявленных дефектов (износа) электросетевого хозяйства, на основании которого Департамент мог бы сделать выводы о необходимости и достаточности предоставленных планов закупки материалов.

Как отмечено выше, решение Общества не заключать договоры поставки до утверждения НВВ, не влияет на обоснованность действий регулирующего органа, который рассчитывает размер планируемых расходов с использованием иных источников информации о ценах, кроме того, включение расходов на материалы на основании фактических объемов финансирования, учитывает норму пункта 31 Основ ценообразования, согласно которой, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Учитывая представленные Обществом расчеты потребности в материальных запасах, а также фактические расходы Общества по данной статье за долгосрочный период 2015-2019 годов, экспертом Департамента при составлении экспертного заключения приняты расходы на «Инструменты, оснастка, инвентарь, лаб. оборудование и т.п.» в размере фактически понесенных за 2018 год (1 630,37 тыс. руб.) с учетом ИПЦ (1,047 - 2019 к 2018; 1,03 - 2020 к 2019). Также учтён расчёт материалов на ЭСХ, принятое на баланс Общества в период 2019 года (200,08 тыс. руб.). Кроме того, экспертом приняты в расчёт расходы на «МПЗ на капитальный ремонт объектов ЭСХ» по фактически понесённым за 2018 год (896,60 тыс. руб.) с учетом ИПЦ (1,047 - 2019 к 2018; 1,03 - 2020 к 2019).

При таких обстоятельствах и, принимая во внимание, что отсутствие надлежащего обоснования плановых объемов закупки материалов и их стоимости, явилось основанием для включения Департаментом в состав НВВ АО «ОБОРОНЭНЕРГО» на 2020 год, базового года долгосрочного периода 2020-2024 годов расходов по статье «Материалы» по средним фактически понесённым приведённым затратам, оснований сомневаться в правильности расчёта регулирующего органа в качестве экономически обоснованных расходов по данной статье в размере 2 925,20 тыс. руб., у суда не имеется.

АО «Оборонэнерго» в тарифной заявке заявляло расходы на аварийно-страховой запас в размере 4 723,62 тыс. руб. В составе тарифа они учтены в размере 0,00 тыс. руб. Расходы, неучтённые в размере 4 723,62 тыс.руб., признаны экономически необоснованными Департаментом в связи со следующим.

В нарушение пункта 29 Основ ценообразования АО «ОБОРОНЭНЕРГО» не представлены документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, а именно: материалы о проведении конкурсных процедур (анализ рынка, протоколы заседания конкурсной комиссии), договоры на ремонтные работы и поставку материалов на плановый период 2020-2024 годы. В имеющихся в материалах расчетах не содержится обоснование стоимости материалов (сравнительный анализ рынка).

Оспариваемый Обществом аварийный запас материалов и оборудования в размере 4 723,62 тыс. руб., представлен в материалах тарифного дела расчётом только на 2020 год - первый год долгосрочного периода 2020 - 2024 годов (т.6, л.д.113-116). Однако, деятельность АО «ОБОРОНЭНЕРГО» планирует осуществлять в течение всего долгосрочного периода. Таким образом, Общество не подтверждает намерения по несению расходов на создание аварийного запаса почти по всему долгосрочному периоду.

Согласно пункту 17 Правил к заявлению об установлении тарифов регулируемые организации прилагают как расчет расходов и НВВ от осуществления регулируемой деятельности, так и экономическое обоснование исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета).

В случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных названными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) (п.24 Правил государственного регулирования цен).

Вместе с тем в ходе анализа фактических расходов за период 2016 - 2018 годов установлено, что отсутствует подтверждение несения расходов на создание аварийного запаса.

Нормативы расходов на аварийный запас материалов сформированы Обществом на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 25 октября 2017 года № 1013.

Следует отметить, что по результатам оценки экспертом Департамента общего уровня фактических подконтрольных расходов за 2018 год Обществом не выполнен план расходов на 7 011,71 тыс. руб. (т.3, л.д.122 (об)).

Согласно пункту 42 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 25 октября 2017 года № 1013, состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, должен устанавливаться субъектом электроэнергетики самостоятельно в утверждаемом им локальными нормативными актами на основании анализа данных по авариям и повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации.

Вместе с тем локального нормативного акта Общества в материалах тарифного предложения не представлено. Вопреки неоднократно отмеченной Обществом обязательности создания пополняемого аварийного материально-технического запаса и экономии подконтрольных расходов в 2018 году, аварийный запас Обществом создан не был.

Департаментом обоснованно обращено внимание на то, что аварийный материально-технический запас входит в состав статьи расходов «Материалы».

Отсутствие надлежащего обоснования плановых объёмов закупки материалов и их стоимости явилось основанием для включения в состав НВВ на 2020 год (базового года долгосрочного периода 2020-2024 годов) расходов по статье «Материалы» в целом, без выделения направления использования средств, по средним фактически понесённым приведённым затратам.

При таком положении суд приходит к выводу, что в связи с отсутствием надлежащего обоснования, а также расчёта затрат с учётом долгосрочного периода регулирования, отсутствием локального нормативного акта Общества о составе и объёме оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийно-страховой запас, в материалах тарифного дела, у Департамента отсутствовали правовые основания для учета в составе тарифа аварийно - страхового запаса в размере 4 723,62 тыс. руб.

Административный истец полагает, что органом регулирования необоснованно занижены расходы на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, в том числе на медосмотр (предрейсовый и периодический), на аттестацию рабочих мест, на спецодежду и СИЗ, на прочие затраты по технике безопасности, которые были заявлены Обществом в размере 1 786,23 тыс. руб., а Департаментом утверждены в размере 464,01 тыс. руб.

Расходы, неучтённые в размере 1322,22 тыс. руб., признаны Департаментом экономически необоснованными в связи со следующим.

В нарушение пункта 29 Основ ценообразования АО «ОБОРОНЭНЕРГО» не представлены документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы на плановый период 2020-2024 годов, а именно: материалы о проведении конкурсных процедур (анализ рынка, протоколы заседания конкурсной комиссии) и договоры на спецодежду и средства индивидуальной защиты, на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру, вывозу отходов, аттестации.

Представленные Обществом в тарифное дело, в том числе расчётные таблицы, договора на оказание услуг по медосмотру на 2017, 2018 годы, протоколы заседаний Центральной закупочной комиссии 2017,2018 годов, акты выполнения услуг по медосмотру в 2018 году (т.5, л.д. 179, т.10, л.д.98-152), а также материалы, содержащиеся на CD диске к материалам тарифного дела (т.10, л.д.1), к таковым не относятся.

Как отмечалось ранее, решение Общества не заключать договоры поставки до утверждения НВВ, не влияет на обоснованность действий регулирующего органа, который рассчитывает размер планируемых расходов с использованием иных источников информации о ценах, кроме того, включение расходов на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности на основании фактических объемов финансирования учитывает норму пункта 31 Основ ценообразования, согласно которой, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчётах экспертных оценок, основанных на отчётных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

При таком положении, руководствуясь пунктом 24 Правил, эксперт Департамента обоснованно провела анализ результатов хозяйственной деятельности Общества, а также имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования.

Таким образом, отсутствие надлежащего обоснования расходов на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, явилось основанием для включения в состав НВВ на 2020 год, базового года долгосрочного периода 2020-2024 годов расходов по статье «Обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности» по средним фактически понесённым приведённым затратам Общества.

На основании анализа представленных Обществом расчётов, а также фактических расходов по рассматриваемой статье за период 2016-2019 годов, административным ответчиком обоснованно на основе заключения эксперта Департамента на 2020 год приняты средние фактически понесённые расходы за период 2016-2018 годов, приведённые к уровню цен 2020 года с учётом ИПЦ (1,037 - 2017 к 2016; 1,029 - 2018 к 2017; 1,047 - 2019 к 2018; 1,03 - 2020 к 2019) в суммарном размере 464,01 тыс. руб.

Административный истец полагает, что органом регулирования необоснованно не включены расходы на аренду нежилых помещений.

АО «ОБОРОНЭНЕРГО» в тарифной заявке заявляло указанные расходы в размере 709,10 тыс. руб. В составе тарифа они учтены Департаментом в размере 0,00 тыс. руб. Расходы, неучтённые в размере 709,10 тыс. руб., признаны экономически необоснованными в связи со следующим.

В обоснование расходов по статье «Аренда» Обществом представлены в тарифное дело, в том числе: договор аренды от 16 декабря 2018 года № 297-ВЛГ-2018 с ИП Балыкиным А.В. на сумму 8 701,32 тыс. руб., расчёт, сметы затрат (т.4, л.д.2, т.5, л.д.101,167, т.6 л.д.97-98, т.10, л.д.1(CD диск)).

В силу подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

В нарушение указанной нормы, договор аренды с ИП Балыкиным А.В. не содержит соответствующий расчёт, обосновывающий размер арендной платы, в связи с чем указанные расходы на 2020 год Департаментом не учтены.

Согласно разъяснениям ФАС России от 14 октября 2015 года № АГ/56265/15, пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлен принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, исключающего включение в затраты ничем не обусловленных или завышенных расходов.

Исполнение арендатором обязательств по оплате арендных платежей, не обеспеченных компенсацией включённых в НВВ расходов в составе тарифа, относится к рискам, связанным с осуществлением лицом предпринимательской деятельности.

Заслуживает внимание и позиция Департамента относительно расходов по статье «Аренда» в части того, что редакция подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования, на которую ссылается Общество в своём отзыве (т.15, л.д.73-89), предусматривающая, что расходы на аренду помещений определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, вступила в силу 30 декабря 2019 года, тогда как заседание правления Департамента по вопросу согласования размера НВВ филиала «Волго-Вятский» АО «ОБОРОНЭНЕРГО» на 2020-2024 годы состоялось 17 декабря 2019 года, а индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества установлены на заседании правления, состоявшемся 26 декабря 2019 года. Таким образом, тарифные решения органа регулирования, принятые в отношении Общества, соответствуют нормам действующего законодательства в области тарифного регулирования в сфере электроэнергетики на момент их принятия. Указанные изменения законодательства найдут своё отражение при тарифном регулировании на 2021 год.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что признание Департаментом расходов на аренду нежилых помещений, заявленных Обществом в размере 709,10 тыс. руб., экономически необоснованными, соответствует пунктам 27, 28 Основ ценообразования.

АО «ОБОРОНЭНЕРГО» полагает, что органом регулирования необоснованно не включены расходы на сертификацию электроэнергии, заявленные им в тарифной заявке в размере 368,10 тыс. руб.

В обоснование вышеупомянутых расходов АО «ОБОРОНЭНЕРГО» в Департамент были представлены, в том числе: судебные акты Верховного Суда Российской Федерации и Арбитражного суда Северо - Кавказского округа, распределение расходов на оказание услуг по сертификации электрической энергии, коммерческие предложения различных организаций, сметы централизованных затрат на 2018 год и на 2019-2020 годы, оборотно-сальдовые ведомости, ведомость амортизации ОС по счетам, реестр основных договоров, обосновывающих централизованные затраты за 2018 год (т.14, л.д.8-51), которые, по мнению суда, не являются безусловными основаниями для принятия регулирующим органом упомянутых расходов, в качестве экономически обоснованных.

Расходы, неучтённые в размере 368,10 тыс. руб., признаны Департаментом экономически необоснованными с учётом приказа ФАС России от 13 августа 2019 года № 1087/19 «Об отмене приказа Службы по тарифам Иркутской области «Об установлении единых: (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год», в котором указано, что сетевая организация обязана обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение потребителей вне зависимости от наличия (отсутствия) сертификата соответствия качества электрической энергии.

Действующим законодательством не предусмотрено прямой обязанности сетевой организации в получении сертификата соответствия качества электрической энергии. В отсутствии конкретной нормы, указывающей на обязательность учёта в тарифах средств на получение сертификата соответствия качества электрической энергии, заявленные расходы признаны Департаментом экономически необоснованными, что по мнению суда является правильным.

Заслуживает внимание ссылка Департамента на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 305-АД15-19783, из которого следует, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях, что не свидетельствует о том, что сетевая организация является субъектом, на которого законодательством возложена обязанность по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов, а также довод административного истца о том, что в течение долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годов Обществом не выполнялись работы по сертификации электрической энергии. Учитывая наличие экономии подконтрольных расходов по факту деятельности за 2018 год в размере 7 011,71 тыс. руб., у Общества имелась финансовая возможность произвести рассматриваемые работы без увеличения уровня подконтрольных расходов на базовый год долгосрочного периода 2020-2024 годов.

Допрошенные в ходе рассмотрения настоящего административного дела по ходатайству административного истца в качестве свидетелей начальник планово - экономического отдела АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал Волго-Вятский», Завьялов А.М. и ведущий экономист этого же отдела Карпович Л.В., принимавшие участие, как в подготовке документов для тарифного дела, так и в подготовке рассматриваемого административного искового заявления в суд, подтвердили доводы административного истца, относительно экономического обоснования оспариваемых статей расходов, изложенные в административном исковом заявлении с учётом уточнений, в письменном отзыве Общества на позицию Департамента, представленном в суд, а также в пояснениях представителя административного истца в судебном заседании. Каких-либо новых доводов не привели, таким образом, по убеждению суда, не опровергли законность частичного либо полного исключения Департаментом заявленных АО «ОБОРОНЭНЕРГО» вышеназванных расходов, как экономически необоснованных.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э НВВ в части содержания электрических сетей на базовый (первый) год очередного долгосрочного периода регулирования определяется по формуле:

****

****

****

****

По мнению эксперта Департамента, изложенному в экспертном заключении, при определении НВВ на первый год очередного долгосрочного периода, как и на каждый год долгосрочного периода, должны быть учтены результаты деятельности регулируемой организации, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций и корректировка НВВ, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации.

Таким образом, по расчёту эксперта Департамента, подробно изложенному в экспертном заключении, положенному в основу оспариваемого в части постановления Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4, НВВ АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский», принимаемая к расчёту при установлении тарифов на 2020 год составляет: 39 398, 54 тыс. руб. + 29 718,95 тыс. руб. + 1 195,91 тыс. руб. = 70 313, 40 тыс. руб., что ниже расходов по расчёту Общества на 42 571, 71 тыс. руб.

Заслуживает внимание и позиция Департамента относительно того, что ФАС России письмом от 19 июня 2017 года № ИА/41019/17 указала на то, что максимально возможной экономически обоснованной величиной операционных расходов на первый год нового долгосрочного периода регулирования следует считать величину операционных расходов, установленную на последний год текущего долгосрочного периода регулирования с учётом показателей индекса потребительских цен на соответствующий год. С учётом анализа обоснованности расходов текущего долгосрочного периода и анализа расходов (цен), определённых в договорах, заключенных по результатам торгов в текущем долгосрочном периоде, экономически обоснованная величина подконтрольных расходов может быть снижена по отношению к указанной максимальной величине. Операционные расходы АО «ОБОРОНЭНЕРГО» на последний год долгосрочного периода 2015-2019 годов (2019 год) утверждены в размере 42 113,13 тыс. руб., что с учетом ИПЦ на 2020 год 103,0% составляет 43 376,52 тыс. руб. Экономически обоснованной величиной подконтрольных расходов Департаментом определены расходы в сумме 39 678,77 тыс. руб., непревышающей максимально возможный уровень. Оспариваемые расходы, за исключением аренды, заявлялись АО «ОБОРОНЭНЕРГО» в составе подконтрольных расходов. Дополнительный учёт оспариваемой величины расходов в размере 16 184,77 тыс. руб. повлечёт за собой превышение максимально возможной экономически обоснованной величины подконтрольных расходов на 2020 год на 12 487,01 тыс. руб., что с учётом норм действующего законодательства и разъяснений Федеральной антимонопольной службы недопустимо.

Изложенное, по мнению суда, свидетельствует об обоснованности установленной на 2020 год суммы НВВ для АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал Волго-Вятский» без учёта оплаты потерь в размере 70 313,40 тыс. руб.

Относительно оспаривания пункта 11 приложения № 1 к постановлению Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4 следует обратить внимание на следующее. В первоначальном административном исковом заявлении, поступившем в областной суд, Общество просило признать его недействующим в полном объёме, в последующем уточнив, в том числе в этой части заявленные требования, просило признать недействующим этот пункт в части ставки за содержание электрических сетей по двухставочному тарифу за первое и второе полугодие 2020 года и в части одноставочного тарифа за первое и второе полугодие 2020 года, фактически не оспаривая, установленные этим пунктом ставки на оплату технологического расхода (потерь) за первое и второе полугодие 2020 года. Изложенное подтвердила в судебном заседании и представитель административного истца. Вместе с тем, несмотря на разъяснение судом права на отказ от заявленных в этой части требований, путём составления, исходя из взаимосвязанных положений статей 46,125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствующего заявления в письменной форме, который может быть принят судом, с последующим прекращением производства по делу в этой части, такого заявления АО «ОБОРОНЭНЕРГО» в материалы административного дела представлено не было, соответственно вопрос о принятии отказа от заявленных требований с прекращением производства по делу в этой части судом не разрешался, поэтому суд находит необходимым разрешить заявленные в этой части требования, в том объёме в каком они были заявлены административным истцом первоначально.

Согласно пункту 11(1) Основ ценообразования, тарифы взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями, в первом полугодии очередного годового периода регулирования могут отличаться от соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря в результате изменения соотношения между объёмами электрической энергии и величинами мощности, определяемыми в соответствии с пунктом 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, и прогнозным балансом, а также в случае изменения количества активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, по сравнению с величиной, учтённой при установлении указанных тарифов на предшествующий период регулирования.

Величина мощности, участвующая в расчёте индивидуальных ставок на содержание электрических сетей на 2020-2024 годы, учтена экспертом Департамента в размере заявленной мощности АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский» 8,1 МВт.

Расчёт индивидуальных ставок на содержание электрических сетей с календарной разбивкой по полугодиям произведён экспертом Департамента исходя из НВВ на содержание электрических сетей на соответствующий период и суммарной заявленной мощности в точках поставки филиала «Владимирэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Расчёт индивидуальных ставок на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии с календарной разбивкой по полугодиям произведён экспертом Департамента исходя из суммы затрат на покупку технологического расхода (потерь) электрической энергии на соответствующий период и объёма полезного отпуска электрической энергии из сетей АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский» за исключением перетока в сети филиала «Владимирэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», определенного на основании согласованных Департаментом балансов электрической энергии и мощности на 2020-2024 годы.

Расчёт одноставочных индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии с календарной разбивкой по полугодиям произведён экспертом Департамента исходя из НВВ на передачу электрической энергии на соответствующий период и объёма полезного отпуска электрической энергии из сетей АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский», за исключением перетока в сети филиала «Владимирэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», определённого на основании согласованных Департаментом балансов электрической энергии и мощности на 2020-2024 годы.

С учётом изложенного, Департамент, руководствуясь Методическими указаниями № 98-э, на основании заключения эксперта Департамента правильно рассчитал для АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский» индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский» и филиалом «Владимирэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»: на первое полугодие 2020 года двухставочный тариф, ставка за содержание электрических сетей - 723,38887 руб./кВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 0,30382 руб./кВт.ч и одноставочный тариф - 1,55162 руб./кВт.ч; на второе полугодие 2020 года двухставочный тариф, ставка за содержание электрических сетей - 723,38887 руб./кВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 0,31780 руб./кВт.ч и одноставочный тариф - 1,75244 руб./кВт.ч.

Суд полагает, что правильность утверждённых оспариваемым в части постановлением Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4 индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Владимирэнерго» и АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский» и НВВ без учёта оплаты потерь АО «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал «Волго-Вятский» на 2020 год, а также их достоверность подтверждается документами, имеющимися в материалах административного дела, в том числе экспертным заключением, составленным уполномоченным по рассмотрению дела об установлении тарифов, заместителем начальника отдела тарифов энергетического комплекса Департамента Муратовой Д.И.(т.3, л.д.115-142).

Суд находит экспертное заключение соответствующим требованиям пункта 23 Правил, поскольку в нём содержатся: оценка достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и их предельных уровней; оценка финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и их предельных уровней; анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Из экспертного заключения следует, что экспертом Департамента проведён анализ финансово-хозяйственной деятельности Общества за предыдущие периоды регулирования по имеющимся документам, представленным АО «ОБОРОНЭНЕРГО».

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству административного ответчика в качестве свидетеля заместитель начальника отдела тарифов энергетического комплекса Департамента Муратова Д.И, составившая вышеназванное экспертное заключение, подтвердила его правильность и обоснованность. На все возникшие у суда и участвующих в деле лиц вопросы и неясности по данному заключению, указанным свидетелем даны подробные и мотивированные ответы, не противоречащие содержанию экспертного заключения.

В соответствии с пунктом 12 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Таким образом, предоставление, в тарифное дело всех обосновывающих материалов, является обязанностью АО «ОБОРОНЭНЕРГО», как сетевой организации.

Вопреки доводам административного истца о запросе Департаментом в случае необходимости каких-либо недостающих документов в тарифное дело, Правилами не предусмотрена обязанность регулирующего органа в любом случае запрашивать дополнительные материалы. Пункт 19 Правил предусматривает, что запрос дополнительных материалов осуществляется регулирующим органом в случае такой необходимости. Необходимость уточнений предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечёт для него обязанности, в случае иной оценки этой категории другим лицом.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое в части постановление Департамента от 26 декабря 2019 года № 53/4 не противоречит Закону об электроэнергетике, Основам ценообразования, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает право АО «ОБОРОНЭНЕРГО» на обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления этой сетевой организацией предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «ОБОРОНЭНЕРГО» о признании недействующими пункта 11 приложения № 1, пункта 11, в части установления необходимой валовой выручки акционерного общества «ОБОРОНЭНЕРГО» филиал Волго-Вятский» без учёта оплаты потерь на 2020 год в размере 70 313,40 тыс. руб., приложения № 6 к постановлению департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 26 декабря 2019 года № 53/4 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области» и возложении на административного ответчика обязанности в течение месяца со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу устранить нарушения законодательства путём принятия заменяющего акта, - отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Д.А.Завьялов